|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Отчетность по транспортному налогу по-новому ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4)
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4
ОТЧЕТНОСТЬ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ ПО-НОВОМУ
С тех пор как функции по разработке и утверждению налоговых деклараций были переданы Минфину, по многим налогам и сборам налогоплательщики уже успели ознакомиться с новыми формами налоговой отчетности в "редакции" финансового ведомства. В этом году очередь дошла и до транспортного налога. В апреле этого года в Минюсте была зарегистрирована форма налогового расчета по авансовым платежам, а Приказом N 65н <1> Минфин утвердил новую форму декларации по транспортному налогу. ————————————————————————————————<1> Приказ Минфина России от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения".
Эти две формы налоговой отчетности имеют много общего, однако у них есть и отличительные особенности. При этом нет необходимости составлять предварительный расчет суммы налога: рассчитать его можно по ходу заполнения отчетности. О том, как это сделать, а также о других особенностях порядка заполнения и представления налогового расчета и декларации, пойдет речь в данной статье.
Порядок заполнения декларации
Общая структура налогового расчета по авансовым платежам и декларации по транспортному налогу одинакова и включает в себя: - титульный лист;
- разд. 1, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика; - разд. 2, в котором производится расчет налога по каждому транспортному средству (ТС). Все перечисленные разделы обязательны к заполнению. При этом, как и в любой другой налоговой отчетности, для расчета суммы налога сначала заполняют вспомогательные листы (разд. 2), на основании которых составляют итоговый лист (разд. 1). При оформлении налогового расчета и декларации налогоплательщик может руководствоваться инструкциями, которые приведены в Приложении N 2 к Приказам Минфина России N N 48н <2>, 65н. ————————————————————————————————<2> Приказ Минфина России от 23.03.2006 N 48н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению".
Заполнение налогового расчета и декларации предполагает отражение в ней всех показателей, которые группируются таким образом, чтобы по ним можно было рассчитать налог в целом по всем объектам налогообложения. При этом гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ не предусмотрены специальные регистры для расчета транспортного налога в отличие от других налогов. Например, налог на прибыль исчисляется плательщиком по данным налогового учета (аналитических налоговых регистров), исходными данными для расчета НДС являются показатели книги покупок и книги продаж, сумма налога на имущество определяется на основе регистров бухгалтерского учета, а для расчета ЕСН бухгалтер использует индивидуальные карточки сумм начисленных выплат и вознаграждений. Для плательщиков транспортного налога ни Минфин, ни налоговики таких требований не предъявляют. Поэтому бухгалтеру необязательно производить расчет налога в отдельном аналитическом регистре или ином документе. Определить сумму налога к уплате в бюджет можно при заполнении налогового расчета или декларации.
Пример. По состоянию на 01.01.2006 на балансе ООО "Трансинвест" числится: - легковой автомобиль ВАЗ-2110 с двигателем мощностью 75 л. с.; - грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 - 120 л. с. В мае 2006 г. ООО "Трансинвест" приобрело и поставило на учет микроавтобус ГАЗ-3221 "Газель" с двигателем мощностью 110 л. с. В июне этого года на легковой автомобиль установлен более мощный двигатель - 100 л. с. В декабре автомобиль угнан. Предположим, что ставки транспортного налога, установленные законом субъекта РФ, соответствуют ставкам, указанным в ст. 361 НК РФ. При этом для грузового автомобиля установлена льгота, уменьшающая сумму налога на 50%. Все транспортные средства зарегистрированы на территории одного муниципального образования. Произведем расчет налога за 2006 г. и отразим эти данные в декларации. Начинать следует с отражения информации обо всех объектах налогообложения в разд. 2, данные которого переносятся в разд. 1. В нем отражается общая сумма транспортного налога, которая уплачивается в бюджет.
Раздел 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству"
В отличие от прежней формы налоговой декларации <3>, в которой на каждое транспортное средство заполнялся отдельный лист данного раздела, в новой форме разд. 2 указываются все ТС, которые находятся на территории соответствующего муниципального образования. При наличии у организации ТС на территории нескольких муниципальных образований разд. 2 заполняется по каждому из них. При этом на каждом бланке по строке 010 согласно Общероссийскому классификатору ОК 019-95 <4> указывается код ОКАТО, соответствующий муниципальному образованию, на территории которого находятся ТС. ————————————————————————————————<3> Приказ МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Инструкции по ее заполнению". Не применяется начиная с представления налоговой декларации за 2006 г. <4> Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утв. Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.
Далее в разд. 2 указываются все данные о ТС: - код вида ТС в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации (для легкового автомобиля - 510 04, грузового - 520 01, микроавтобуса - 540 03); - идентификационный номер ТС согласно данным документа о его регистрации (VIN); - марка ТС, указанная в регистрационном документе (легковой автомобиль - ВАЗ-2110, грузовой - ЗИЛ-5301, микроавтобус - ГАЗ-3221); - регистрационный знак ТС. Все эти данные указываются по коду строки 020 в графах 2 - 5. В графах 6 - 14 отражаются показатели, влияющие на расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода. Первым из показателей, определяющих сумму транспортного налога, является налоговая база (графа 6). Для автотранспортных средств она определяется в лошадиных силах. Рядом (графа 7) сразу следует проставить единицу измерения налоговой базы по ОКЕИ (для л. с. - 251). Отметим, в случае замены двигателя в Инструкции к прежней налоговой декларации предписывалось заполнять два листа этого раздела и рассчитывать налог с учетом срока службы каждого из двигателей в налоговом периоде. В Порядке заполнения новой формы этого указания нет, однако правило расчета налога в такой ситуации не изменилось - налог необходимо рассчитать дважды (по каждому двигателю в отдельности), используя не одну, а две строки, в каждой из которых указывается мощность двигателя и информация о сроке его эксплуатации в виде корректирующего коэффициента. Он определяется согласно п. 3 ст. 362 НК РФ как отношение числа полных месяцев эксплуатации каждого из двигателей к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12). Значения коэффициента при эксплуатации легкового автомобиля в течение 11 мес. (с января по ноябрь): - с двигателем мощностью 75 л. с. - 0,42 (5/12); - с двигателем мощностью 100 л. с. - 0,50 (6/12) <5>. ————————————————————————————————<5> Из количества месяцев эксплуатации легкового автомобиля исключен последний месяц года, в котором он угнан. При этом организации необходимо иметь копию постановления о возбуждении уголовного дела по факту угона.
В отношении иных транспортных средств данный коэффициент рассчитывается исходя из времени их регистрации в течение налогового периода: - для грузового автомобиля - 1 (12/12); - для микроавтобуса - 0,67 (8/12). Если на территории субъекта РФ по отдельным транспортным средствам установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока их полезного использования, то организации в графе 8 следует указать количество лет, прошедших с года выпуска ТС. В дальнейшем с учетом этого показателя налогоплательщик сможет скорректировать налоговую ставку. В случае если законом субъекта РФ такая возможность не предусмотрена, в данной графе ставится прочерк, и в графе 10 указывается ставка налога, установленная по каждому ТС. Для ТС, поименованных в нашем примере, ставка налога составит (ст. 361 НК РФ): - для легкового автомобиля - 5 руб/л. с.; - для грузового - 8 руб/л. с.; - для микроавтобуса - 10 руб/л. с. Рассчитаем сумму налога, которая указывается в графе 11 разд. 2, умножив налоговую базу (гр. 6) на ставку налога (гр. 10) и коэффициент (гр. 9) по каждому ТС. По легковому автомобилю сумма налога составит 408 руб. (75 л. с. x 0,42 x 5 руб. + 100 л. с. x 0,50 x 5 руб.), по грузовому - 960 руб. (120 л. с. x 1 x 8 руб.), микроавтобусу - 737 руб. (110 л. с. x 0,67 x 10 руб.). Графы 12, 13 организация заполняет по тем ТС, по которым применяются налоговые льготы. В частности, для грузового автомобиля нужно указать код 202000 и сумму льготы - 480 руб. (960 руб. / 2). Итоговое значение подлежащего уплате транспортного налога, которое определяется как разность значений, указанных в графах 11 и 13, отражается в графе 14. Отметим, что в декларации указываются все зарегистрированные ТС, в том числе и те, которые освобождены от налогообложения, - по ним в графе 14 ставится прочерк. В налоговой декларации разд. 2 будет заполнен следующим образом.
Раздел 2 (фрагмент)
———————T—————————T———————————T———————T———————T——————T———————T———————¬ |Код ТС|Налоговая|Коэффициент| Ставка| Сумма | Код | Сумма |Налог к| | | база | |налога,|налога,|льготы|льготы,|уплате,| | | | | % | руб. | | руб. | руб. | +——————+—————————+———————————+———————+———————+——————+———————+———————+ | 2 | 6 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | +——————+—————————+———————————+———————+———————+——————+———————+———————+ |510 04| 75 | 0,42 | 5 | 158 | — | — | 158 | +——————+—————————+———————————+———————+———————+——————+———————+———————+ |510 04| 100 | 0,50 | 5 | 250 | — | — | 250 | +——————+—————————+———————————+———————+———————+——————+———————+———————+ |520 01| 120 | 1 | 8 | 960 |20 200| 480 | 480 | +——————+—————————+———————————+———————+———————+——————+———————+———————+ |540 03| 110 | 0,67 | 10 | 737 | — | — | 737 | L——————+—————————+———————————+———————+———————+——————+———————+———————— Правила заполнения налогового расчета по авансовым платежам аналогичны порядку заполнения декларации, за исключением того, что коэффициент и сумма авансового платежа рассчитываются по итогам отчетного периода. С этого года из налоговой декларации исключен разд. 3, который в прошлом году налогоплательщики заполняли по каждому виду транспортных средств отдельно, указывая все ТС (в том числе льготируемые и освобожденные от налогообложения). Поэтому, заполнив разд. 2, можно переходить к разд. 1.
Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет"
В нем бухгалтеру нужно указать: - код бюджетной классификации (КБК); - код ОКАТО; - исчисленную сумму налога; - сумму авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет; - сумму налога к уменьшению. В отличие от декларации в налоговом расчете указывается только сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет по итогам отчетного периода. Также следует учесть, что расчет по авансовым платежам заполняется не нарастающим итогом с начала года, то есть при определении величины авансового платежа по итогам каждого отчетного периода суммы, исчисленные за предыдущий налоговый период, не учитываются. Они отражаются по итогам года в налоговой декларации. Раздел 1, так же как и разд. 2, заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся ТС. При этом в налоговую инспекцию, которой подведомственны несколько муниципальных образований, налогоплательщик представляет только одну налоговую декларацию. В 2006 г. налогоплательщики транспортного налога в платежных поручениях на перечисление налога согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ <6> проставляют КБК 182 1 06 04000 02 1000 110 (стр. 010). Этот же код нужно отразить и в налоговой декларации. Если организация по ошибке отразит в разд. 1 прежний КБК 182 1 06 04011 02 1000 110, который был указан в Приказе Минфина России N 114н <7>, то налоговый инспектор может потребовать внести исправления в налоговую декларацию. Ошибки в налоговой декларации исправляются так: неверное значение соответствующего показателя перечеркивается, после чего вписывается правильное значение и проставляются подписи должностных лиц <8>. ————————————————————————————————<6> Приказ Минфина России от 21.12.2005 N 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ". <7> Приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ". Утратил силу с 1 января 2006 г. <8> Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации подписи должностных лиц при исправлении ошибок должны быть заверены печатью.
Сумма исчисленного налога в разд. 1 отражается по коду строки 030. Этот показатель следует взять из графы 14 разд. 2, для чего нужно сложить все значения с соответствующим кодом ОКАТО. Таким образом, сумма исчисленного налога по строке 020 показывается отдельно по каждому муниципальному образованию. По условиям примера она составит 1625 руб. В аналогичном порядке заполняются: - строка 040, в которой указывается сумма авансовых платежей по транспортному налогу; - строка 050, в которой отражается сумма налога, определяемая как разность показателей строк 030 и 040, и которая соответствует разнице между годовой суммой налога и перечисленными авансовыми платежами. В случае если значение по строке 050 - отрицательная величина (стр. 030 < стр. 040), то по коду данной строки указывается нулевое значение, а в строке 060 - сумма излишне уплаченного в бюджет налога, которая определяется как разность показателей строк 040 и 030. Все вышеуказанные сведения в разд. 1 в обязательном порядке подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера. В случае отсутствия главного бухгалтера достоверность и полноту сведений может подтвердить бухгалтер или иное лицо, которое составляет декларацию и ведет бухгалтерский учет в организации на договорных началах.
Титульный лист
После того как бухгалтер укажет сумму налога по всем объектам налогообложения, ему следует заполнить титульный лист. Порядок его оформления аналогичен правилам заполнения такого листа в других налоговых декларациях (по налогу на прибыль, налогу на имущество). Однако в титульном листе декларации по транспортному налогу не указывается место ее представления. Это объясняется тем, что согласно гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ налогоплательщик лишен права выбора: отчетность представляется по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363.1 НК РФ). В остальном титульный лист содержит стандартный перечень реквизитов, которые указывает организация в любой налоговой декларации: - вид документа ("1" - первичный, "3" - корректирующий); - отчетный год, за который представляется отчетность; - наименование налогового органа и его код; - наименование организации, ее ОГРН, код города и номер телефона налогоплательщика. В новой редакции налоговой декларации отсутствует страница 2 титульного листа, в которой организации указывали персональные данные по каждому лицу, подписавшему декларацию. Нет ее также и в налоговом расчете по авансовым платежам. Таким образом, как заметит читатель, отчетность по транспортному налогу с этого года значительно сократилась и содержит только те листы, которые необходимы для расчета налога, а также контроля над его исчислением и уплатой. В заключение рассмотрим отдельные вопросы представления отчетности и ответственности налогоплательщика за нарушение исполнения данной обязанности.
Порядок представления налогового расчета и декларации
Налоговые расчеты по транспортному налогу представляются организациями в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. В случае если последний день срока представления отчетности по транспортному налогу приходится на нерабочий день, то можно представить налоговый расчет по авансовым платежам в следующий ближайший за ним рабочий день (Письмо УФНС по Санкт-Петербургу от 19.01.2006 N 06-07/00952@). Однако в тех регионах, где законодатели не установили отчетные периоды, организации отчитываются только по итогам налогового периода (Письмо Минфина России от 15.03.2006 N 03-06-04-04/08). Срок представления налоговой декларации - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Отметим, налоговые декларации обязаны представлять все организации, за которыми зарегистрированы ТС, даже если последние не являются объектами налогообложения. При этом, как указано в Письме УФНС по Московской обл. от 07.02.2006 N 19-42-И/0127, налоговые декларации представляются в налоговую инспекцию без исчисления сумм налога с указанием кода льготы.
Ответственность за непредставление декларации в срок
Ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок предусмотрена ст. 119 НК РФ. Штрафные санкции по данной статье взимаются в процентном отношении от суммы налога. При этом уплата налога в срок не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). Аналогичный вывод сделан и в Письме МНС России N ШС-6-14/734 <9>. Налоговики также указывают, что моментом обнаружения правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, следует считать день подачи декларации в налоговый орган. Только после этого налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции за непредставление налоговой отчетности. ————————————————————————————————<9> Письмо МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 "Об ответственности за нарушение налогового законодательства".
На практике во избежание штрафных санкций многие бухгалтеры, не успев по тем или иным причинам отразить в декларации сведения обо всех изменениях, сдают в налоговую инспекцию имеющуюся декларацию, а потом представляют "уточненку". За это налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ, так как срок представления таких деклараций налоговым законодательством не определен. Налогоплательщики, которые по тем или иным обстоятельствам не представили в срок налоговую декларацию, могут обратиться к ст. 112 НК РФ, в которой указаны обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика. К ним относятся тяжелое материальное положение, совершение правонарушения в силу служебной и иной зависимости, а также иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими. Признав наличие такого обстоятельства, суд может существенно уменьшить размер штрафа.
И.С.Иванов Эксперт журнала "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 20.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |