Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Отчетность по транспортному налогу по-новому ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4)



"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4

ОТЧЕТНОСТЬ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ ПО-НОВОМУ

С тех пор как функции по разработке и утверждению налоговых деклараций были переданы Минфину, по многим налогам и сборам налогоплательщики уже успели ознакомиться с новыми формами налоговой отчетности в "редакции" финансового ведомства. В этом году очередь дошла и до транспортного налога. В апреле этого года в Минюсте была зарегистрирована форма налогового расчета по авансовым платежам, а Приказом N 65н <1> Минфин утвердил новую форму декларации по транспортному налогу.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Приказ Минфина России от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения".

Эти две формы налоговой отчетности имеют много общего, однако у них есть и отличительные особенности. При этом нет необходимости составлять предварительный расчет суммы налога: рассчитать его можно по ходу заполнения отчетности. О том, как это сделать, а также о других особенностях порядка заполнения и представления налогового расчета и декларации, пойдет речь в данной статье.

Порядок заполнения декларации

Общая структура налогового расчета по авансовым платежам и декларации по транспортному налогу одинакова и включает в себя:

- титульный лист;

- разд. 1, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика;

- разд. 2, в котором производится расчет налога по каждому транспортному средству (ТС).

Все перечисленные разделы обязательны к заполнению. При этом, как и в любой другой налоговой отчетности, для расчета суммы налога сначала заполняют вспомогательные листы (разд. 2), на основании которых составляют итоговый лист (разд. 1). При оформлении налогового расчета и декларации налогоплательщик может руководствоваться инструкциями, которые приведены в Приложении N 2 к Приказам Минфина России N N 48н <2>, 65н.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Приказ Минфина России от 23.03.2006 N 48н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению".

Заполнение налогового расчета и декларации предполагает отражение в ней всех показателей, которые группируются таким образом, чтобы по ним можно было рассчитать налог в целом по всем объектам налогообложения. При этом гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ не предусмотрены специальные регистры для расчета транспортного налога в отличие от других налогов. Например, налог на прибыль исчисляется плательщиком по данным налогового учета (аналитических налоговых регистров), исходными данными для расчета НДС являются показатели книги покупок и книги продаж, сумма налога на имущество определяется на основе регистров бухгалтерского учета, а для расчета ЕСН бухгалтер использует индивидуальные карточки сумм начисленных выплат и вознаграждений. Для плательщиков транспортного налога ни Минфин, ни налоговики таких требований не предъявляют. Поэтому бухгалтеру необязательно производить расчет налога в отдельном аналитическом регистре или ином документе. Определить сумму налога к уплате в бюджет можно при заполнении налогового расчета или декларации.

Пример. По состоянию на 01.01.2006 на балансе ООО "Трансинвест" числится:

- легковой автомобиль ВАЗ-2110 с двигателем мощностью 75 л. с.;

- грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 - 120 л. с.

В мае 2006 г. ООО "Трансинвест" приобрело и поставило на учет микроавтобус ГАЗ-3221 "Газель" с двигателем мощностью 110 л. с. В июне этого года на легковой автомобиль установлен более мощный двигатель - 100 л. с. В декабре автомобиль угнан.

Предположим, что ставки транспортного налога, установленные законом субъекта РФ, соответствуют ставкам, указанным в ст. 361 НК РФ. При этом для грузового автомобиля установлена льгота, уменьшающая сумму налога на 50%. Все транспортные средства зарегистрированы на территории одного муниципального образования.

Произведем расчет налога за 2006 г. и отразим эти данные в декларации. Начинать следует с отражения информации обо всех объектах налогообложения в разд. 2, данные которого переносятся в разд. 1. В нем отражается общая сумма транспортного налога, которая уплачивается в бюджет.

Раздел 2 "Расчет суммы налога

по каждому транспортному средству"

В отличие от прежней формы налоговой декларации <3>, в которой на каждое транспортное средство заполнялся отдельный лист данного раздела, в новой форме разд. 2 указываются все ТС, которые находятся на территории соответствующего муниципального образования. При наличии у организации ТС на территории нескольких муниципальных образований разд. 2 заполняется по каждому из них. При этом на каждом бланке по строке 010 согласно Общероссийскому классификатору ОК 019-95 <4> указывается код ОКАТО, соответствующий муниципальному образованию, на территории которого находятся ТС.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Приказ МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Инструкции по ее заполнению". Не применяется начиная с представления налоговой декларации за 2006 г.

<4> Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утв. Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.

Далее в разд. 2 указываются все данные о ТС:

- код вида ТС в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации (для легкового автомобиля - 510 04, грузового - 520 01, микроавтобуса - 540 03);

- идентификационный номер ТС согласно данным документа о его регистрации (VIN);

- марка ТС, указанная в регистрационном документе (легковой автомобиль - ВАЗ-2110, грузовой - ЗИЛ-5301, микроавтобус - ГАЗ-3221);

- регистрационный знак ТС.

Все эти данные указываются по коду строки 020 в графах 2 - 5. В графах 6 - 14 отражаются показатели, влияющие на расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Первым из показателей, определяющих сумму транспортного налога, является налоговая база (графа 6). Для автотранспортных средств она определяется в лошадиных силах. Рядом (графа 7) сразу следует проставить единицу измерения налоговой базы по ОКЕИ (для л. с. - 251).

Отметим, в случае замены двигателя в Инструкции к прежней налоговой декларации предписывалось заполнять два листа этого раздела и рассчитывать налог с учетом срока службы каждого из двигателей в налоговом периоде. В Порядке заполнения новой формы этого указания нет, однако правило расчета налога в такой ситуации не изменилось - налог необходимо рассчитать дважды (по каждому двигателю в отдельности), используя не одну, а две строки, в каждой из которых указывается мощность двигателя и информация о сроке его эксплуатации в виде корректирующего коэффициента. Он определяется согласно п. 3 ст. 362 НК РФ как отношение числа полных месяцев эксплуатации каждого из двигателей к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12).

Значения коэффициента при эксплуатации легкового автомобиля в течение 11 мес. (с января по ноябрь):

- с двигателем мощностью 75 л. с. - 0,42 (5/12);

- с двигателем мощностью 100 л. с. - 0,50 (6/12) <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Из количества месяцев эксплуатации легкового автомобиля исключен последний месяц года, в котором он угнан. При этом организации необходимо иметь копию постановления о возбуждении уголовного дела по факту угона.

В отношении иных транспортных средств данный коэффициент рассчитывается исходя из времени их регистрации в течение налогового периода:

- для грузового автомобиля - 1 (12/12);

- для микроавтобуса - 0,67 (8/12).

Если на территории субъекта РФ по отдельным транспортным средствам установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока их полезного использования, то организации в графе 8 следует указать количество лет, прошедших с года выпуска ТС. В дальнейшем с учетом этого показателя налогоплательщик сможет скорректировать налоговую ставку. В случае если законом субъекта РФ такая возможность не предусмотрена, в данной графе ставится прочерк, и в графе 10 указывается ставка налога, установленная по каждому ТС.

Для ТС, поименованных в нашем примере, ставка налога составит (ст. 361 НК РФ):

- для легкового автомобиля - 5 руб/л. с.;

- для грузового - 8 руб/л. с.;

- для микроавтобуса - 10 руб/л. с.

Рассчитаем сумму налога, которая указывается в графе 11 разд. 2, умножив налоговую базу (гр. 6) на ставку налога (гр. 10) и коэффициент (гр. 9) по каждому ТС.

По легковому автомобилю сумма налога составит 408 руб. (75 л. с. x 0,42 x 5 руб. + 100 л. с. x 0,50 x 5 руб.), по грузовому - 960 руб. (120 л. с. x 1 x 8 руб.), микроавтобусу - 737 руб. (110 л. с. x 0,67 x 10 руб.).

Графы 12, 13 организация заполняет по тем ТС, по которым применяются налоговые льготы. В частности, для грузового автомобиля нужно указать код 202000 и сумму льготы - 480 руб. (960 руб. / 2).

Итоговое значение подлежащего уплате транспортного налога, которое определяется как разность значений, указанных в графах 11 и 13, отражается в графе 14. Отметим, что в декларации указываются все зарегистрированные ТС, в том числе и те, которые освобождены от налогообложения, - по ним в графе 14 ставится прочерк.

В налоговой декларации разд. 2 будет заполнен следующим образом.

Раздел 2 (фрагмент)

     
   ———————T—————————T———————————T———————T———————T——————T———————T———————¬
   |Код ТС|Налоговая|Коэффициент| Ставка| Сумма |  Код | Сумма |Налог к|
   |      |   база  |           |налога,|налога,|льготы|льготы,|уплате,|
   |      |         |           |   %   |  руб. |      |  руб. |  руб. |
   +——————+—————————+———————————+———————+———————+——————+———————+———————+
   |   2  |    6    |     9     |   10  |   11  |  12  |   13  |   14  |
   +——————+—————————+———————————+———————+———————+——————+———————+———————+
   |510 04|    75   |    0,42   |    5  |  158  |   —  |   —   |  158  |
   +——————+—————————+———————————+———————+———————+——————+———————+———————+
   |510 04|   100   |    0,50   |    5  |  250  |   —  |   —   |  250  |
   +——————+—————————+———————————+———————+———————+——————+———————+———————+
   |520 01|   120   |    1      |    8  |  960  |20 200|  480  |  480  |
   +——————+—————————+———————————+———————+———————+——————+———————+———————+
   |540 03|   110   |    0,67   |   10  |  737  |   —  |   —   |  737  |
   L——————+—————————+———————————+———————+———————+——————+———————+————————
   

Правила заполнения налогового расчета по авансовым платежам аналогичны порядку заполнения декларации, за исключением того, что коэффициент и сумма авансового платежа рассчитываются по итогам отчетного периода.

С этого года из налоговой декларации исключен разд. 3, который в прошлом году налогоплательщики заполняли по каждому виду транспортных средств отдельно, указывая все ТС (в том числе льготируемые и освобожденные от налогообложения). Поэтому, заполнив разд. 2, можно переходить к разд. 1.

Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет"

В нем бухгалтеру нужно указать:

- код бюджетной классификации (КБК);

- код ОКАТО;

- исчисленную сумму налога;

- сумму авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет;

- сумму налога к уменьшению.

В отличие от декларации в налоговом расчете указывается только сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет по итогам отчетного периода. Также следует учесть, что расчет по авансовым платежам заполняется не нарастающим итогом с начала года, то есть при определении величины авансового платежа по итогам каждого отчетного периода суммы, исчисленные за предыдущий налоговый период, не учитываются. Они отражаются по итогам года в налоговой декларации.

Раздел 1, так же как и разд. 2, заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся ТС. При этом в налоговую инспекцию, которой подведомственны несколько муниципальных образований, налогоплательщик представляет только одну налоговую декларацию.

В 2006 г. налогоплательщики транспортного налога в платежных поручениях на перечисление налога согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ <6> проставляют КБК 182 1 06 04000 02 1000 110 (стр. 010). Этот же код нужно отразить и в налоговой декларации. Если организация по ошибке отразит в разд. 1 прежний КБК 182 1 06 04011 02 1000 110, который был указан в Приказе Минфина России N 114н <7>, то налоговый инспектор может потребовать внести исправления в налоговую декларацию. Ошибки в налоговой декларации исправляются так: неверное значение соответствующего показателя перечеркивается, после чего вписывается правильное значение и проставляются подписи должностных лиц <8>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Приказ Минфина России от 21.12.2005 N 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ".

<7> Приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ". Утратил силу с 1 января 2006 г.

<8> Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации подписи должностных лиц при исправлении ошибок должны быть заверены печатью.

Сумма исчисленного налога в разд. 1 отражается по коду строки 030. Этот показатель следует взять из графы 14 разд. 2, для чего нужно сложить все значения с соответствующим кодом ОКАТО. Таким образом, сумма исчисленного налога по строке 020 показывается отдельно по каждому муниципальному образованию. По условиям примера она составит 1625 руб.

В аналогичном порядке заполняются:

- строка 040, в которой указывается сумма авансовых платежей по транспортному налогу;

- строка 050, в которой отражается сумма налога, определяемая как разность показателей строк 030 и 040, и которая соответствует разнице между годовой суммой налога и перечисленными авансовыми платежами.

В случае если значение по строке 050 - отрицательная величина (стр. 030 < стр. 040), то по коду данной строки указывается нулевое значение, а в строке 060 - сумма излишне уплаченного в бюджет налога, которая определяется как разность показателей строк 040 и 030.

Все вышеуказанные сведения в разд. 1 в обязательном порядке подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера. В случае отсутствия главного бухгалтера достоверность и полноту сведений может подтвердить бухгалтер или иное лицо, которое составляет декларацию и ведет бухгалтерский учет в организации на договорных началах.

Титульный лист

После того как бухгалтер укажет сумму налога по всем объектам налогообложения, ему следует заполнить титульный лист. Порядок его оформления аналогичен правилам заполнения такого листа в других налоговых декларациях (по налогу на прибыль, налогу на имущество). Однако в титульном листе декларации по транспортному налогу не указывается место ее представления. Это объясняется тем, что согласно гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ налогоплательщик лишен права выбора: отчетность представляется по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363.1 НК РФ). В остальном титульный лист содержит стандартный перечень реквизитов, которые указывает организация в любой налоговой декларации:

- вид документа ("1" - первичный, "3" - корректирующий);

- отчетный год, за который представляется отчетность;

- наименование налогового органа и его код;

- наименование организации, ее ОГРН, код города и номер телефона налогоплательщика.

В новой редакции налоговой декларации отсутствует страница 2 титульного листа, в которой организации указывали персональные данные по каждому лицу, подписавшему декларацию. Нет ее также и в налоговом расчете по авансовым платежам. Таким образом, как заметит читатель, отчетность по транспортному налогу с этого года значительно сократилась и содержит только те листы, которые необходимы для расчета налога, а также контроля над его исчислением и уплатой.

В заключение рассмотрим отдельные вопросы представления отчетности и ответственности налогоплательщика за нарушение исполнения данной обязанности.

Порядок представления налогового расчета и декларации

Налоговые расчеты по транспортному налогу представляются организациями в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. В случае если последний день срока представления отчетности по транспортному налогу приходится на нерабочий день, то можно представить налоговый расчет по авансовым платежам в следующий ближайший за ним рабочий день (Письмо УФНС по Санкт-Петербургу от 19.01.2006 N 06-07/00952@). Однако в тех регионах, где законодатели не установили отчетные периоды, организации отчитываются только по итогам налогового периода (Письмо Минфина России от 15.03.2006 N 03-06-04-04/08).

Срок представления налоговой декларации - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Отметим, налоговые декларации обязаны представлять все организации, за которыми зарегистрированы ТС, даже если последние не являются объектами налогообложения. При этом, как указано в Письме УФНС по Московской обл. от 07.02.2006 N 19-42-И/0127, налоговые декларации представляются в налоговую инспекцию без исчисления сумм налога с указанием кода льготы.

Ответственность за непредставление декларации в срок

Ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок предусмотрена ст. 119 НК РФ. Штрафные санкции по данной статье взимаются в процентном отношении от суммы налога. При этом уплата налога в срок не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). Аналогичный вывод сделан и в Письме МНС России N ШС-6-14/734 <9>. Налоговики также указывают, что моментом обнаружения правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, следует считать день подачи декларации в налоговый орган. Только после этого налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции за непредставление налоговой отчетности.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Письмо МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 "Об ответственности за нарушение налогового законодательства".

На практике во избежание штрафных санкций многие бухгалтеры, не успев по тем или иным причинам отразить в декларации сведения обо всех изменениях, сдают в налоговую инспекцию имеющуюся декларацию, а потом представляют "уточненку". За это налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ, так как срок представления таких деклараций налоговым законодательством не определен.

Налогоплательщики, которые по тем или иным обстоятельствам не представили в срок налоговую декларацию, могут обратиться к ст. 112 НК РФ, в которой указаны обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика. К ним относятся тяжелое материальное положение, совершение правонарушения в силу служебной и иной зависимости, а также иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими. Признав наличие такого обстоятельства, суд может существенно уменьшить размер штрафа.

И.С.Иванов

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

20.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Предоставление автомобиля в аренду (Начало) ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4) >
Учет ГСМ на автотранспортных предприятиях ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.