Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Краткий анализ основных проблем по вычету НДС ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 3)



"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 3

КРАТКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПО ВЫЧЕТУ НДС

Спорность позиций налоговых органов и налогоплательщика по вопросу вычета НДС находит свое отражение уже в том, что судебная практика неоднозначна в разрешении сходных ситуаций. Проанализируем основные проблемные моменты, связанные с вычетом НДС.

Оформление счетов-фактур <1>

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Об ошибках в оформлении полученных счетов-фактур см. статью Шармановой И.А. в журнале "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 4 (125). - Прим. ред.

В п. 5 ст. 169 НК РФ указаны реквизиты, которые должен содержать счет-фактура. Неуказание или недостоверное указание одного из этих реквизитов приводит к невозможности принятия сумм НДС к вычету.

Приведем примеры из арбитражной практики и рассмотрим выводы, к которым пришли суды.

Счета-фактуры, содержащие недостоверные сведения об идентификационном номере покупателя, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25 июня 2005 г. по делу N Ф03-А51/05-2/1534). В то же время в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11 августа 2003 г. по делу N Ф04/3885-543/А67-2003 указано, что, поскольку покупатель не обязан проверять достоверность сведений о поставщике, приведенных в счете-фактуре, неверный ИНН поставщика не является основанием для отказа покупателю в возмещении НДС.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 5 апреля 2005 г. по делу N А56-25557/04 отражена схожая правовая позиция: отказывая налоговой инспекции во взыскании с предпринимателя штрафа за неполную уплату НДС, суд правомерно указал, что невыполнение не предусмотренных НК РФ требований к счету-фактуре (в данном случае в счетах-фактурах указаны недостоверные сведения об адресах и ИНН поставщиков) не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом.

Однако право на налоговый вычет не возникает, если представленные налогоплательщиком счета-фактуры содержат недостоверные сведения о местонахождении поставщика товара и подписаны лицом, не имеющим на это полномочий (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25 мая 2005 г. по делу N Ф03-А51/05-2/383). Похожее мнение приводится в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16 июня 2003 г. по делу N А56-36402/02. В счетах-фактурах отсутствовала подпись главного бухгалтера, так как обязанности по ведению бухгалтерского учета в организациях, выставивших эти счета-фактуры, возложены на руководителя. Тогда как согласно п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете <2> без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Суд признал несостоятельным довод общества, что отсутствие подписи главного бухгалтера, а также предусмотренного п. 6 ст. 169 НК РФ доказательства полномочий руководителя, т.е. приказа о возложении на него обязанностей главного бухгалтера, не является основанием для отказа в вычете НДС.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Иную позицию занимает ФАС Поволжского округа в Постановлении от 22 сентября 2005 г. по делу N А55-2704/05-30. Если отсутствие подписей главного бухгалтера вызвано тем обстоятельством, что в организации, выставившей счета-фактуры, отсутствует бухгалтер и бухгалтерский учет ведет лично руководитель, у налогового органа не имеется оснований не принимать представленные налогоплательщиком счета-фактуры в подтверждение налогового вычета.

Не является основанием для отказа в вычете и отсутствие в счетах-фактурах реквизитов документа, по которому осуществлялся авансовый платеж, а также расшифровки фамилий лиц, подписавших эти счета-фактуры (Постановление ФАС Поволжского округа от 15 марта 2005 г. по делу N А72-8826/04-4/172).

Но если счета-фактуры выставлены юридическими лицами, о которых в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) отсутствуют сведения о регистрации, реорганизации либо ликвидации, такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия сумм НДС к вычету или возмещению (Постановление ФАС Поволжского округа от 3 февраля 2005 г. N А57-104/04-26).

Спорным представляется вопрос относительно подписи счета-фактуры с использованием факсимиле. Согласно Письму МНС России от 21 мая 2001 г. N ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" использование факсимильного воспроизведения подписи и печати с помощью механического или иного копирования на счете-фактуре не допускается. В то же время суды признают, что счет-фактура может заполняться как с помощью технических средств, так и рукописным способом, а также комбинированно. Поскольку п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ не предусмотрено требований к счету-фактуре относительно наличия в нем факсимильного воспроизведения подписи, нельзя принять во внимание довод налогового органа о недействительности такого счета. Данная позиция отражена в Постановлениях ФАС Московского округа от 28 мая 2003 г. по делу N КА-А40/2727-03, от 29 мая 2003 г. по делу N КА-А40/3264-03, ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2005 г. по делу N А56-51801/04.

Пристального внимания заслуживает вопрос о необходимости указывать в счете-фактуре код причины постановки на налоговый учет (КПП), являющийся согласно Письму Минфина России от 5 апреля 2004 г. N 04-03-11/54 дополнением к идентификационному номеру налогоплательщика.

Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2004 г. N 84 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914" <3> в форму счета-фактуры внесены дополнения: в строке 2б "ИНН продавца" необходимо указывать код причины постановки на учет (КПП) продавца. КПП присваивается налогоплательщикам-организациям дополнительно к ИНН в связи с постановкой на учет в разных налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Об изменениях, внесенных Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2006 г. N 283 в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, см. статьи Ведениной Е.Л. в журнале "Новое в бухгалтерском учете и отчетности в РФ", 2006, N 13 (255), 14 (256). - Прим. ред.

Минфин России считает, что суммы НДС, указанные в счете-фактуре, в котором отсутствует КПП, к вычету приниматься не должны.

Однако арбитражные суды придерживаются другой точки зрения. Пункты 5 и 6 ст. 169 НК РФ содержат исчерпывающий перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, и не предусматривают указания в счете-фактуре КПП продавца. Следовательно, отсутствие такой информации не является основанием для отказа в вычете (возмещении из бюджета) сумм НДС, уплаченных поставщику. Данные положения нашли отражение в судебной практике (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 1 февраля 2006 г. по делу N Ф03-А04/05-2/4616, ФАС Северо-Западного округа от 18 ноября 2005 г. по делу N А56-9630/2005, ФАС Московского округа от 24, 17 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/11451-05, ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 ноября 2005 г. по делу N А19-14726/05-41-Ф02-5383/05-С1).

Арбитражные суды придерживаются единого мнения, что предоставление права на вычет НДС нельзя ставить в зависимость от факта перечисления НДС в бюджет контрагентом (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 26 июля 2005 г. по делу N А12-3438/05-С36, ФАС Центрального округа от 27 июня 2005 г. по делу N А68-АП-213/11-04).

В то же время, если в счетах-фактурах указаны недостоверные реквизиты поставщика, арбитражные суды в своих решениях придерживаются разных точек зрения.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22 августа 2005 г. по делу N Ф04-1624/2005(14043-А27-18) указано, что мнение налогового органа о неправомерности применения налогоплательщиком вычетов по НДС ввиду отсутствия в счетах-фактурах достоверных данных о продавцах необоснованно. Закон не предусматривает обязанности юридического лица контролировать постановку на налоговый учет контрагентов, проверять достоверность сведений об их правоспособности.

Некоторые суды считают, что отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о поставщике, у которого налогоплательщик приобрел товары, также не может быть основанием для отказа в вычете по НДС налогоплательщику, недобросовестность которого не доказана (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 октября 2005 г. по делу N Ф04-7435/2005(16021-А70-18)).

В то же время встречается и противоположное мнение, согласно которому не могут являться основанием для принятия к вычету или возмещению сумм НДС счета-фактуры, составленные с нарушением установленного порядка, в том числе содержащие недостоверные сведения о поставщиках. В частности, если в счетах-фактурах указаны неверное фактическое местонахождение и недостоверный ИНН поставщиков, а также отсутствует регистрация ИНН поставщика в базе данных ЕГРЮЛ (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 мая 2005 г. по делу N Ф03-А51/05-2/501).

Невыделение суммы НДС в стоимости товара

Обстоятельство, когда сумма НДС выделена в счете-фактуре, но не выделена в платежных и первичных документах, не является основанием для отказа в вычете НДС. Данная позиция отражена, в частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10 августа 2005 г. по делу N Ф04-5087/2005(13651-А46-25). В нем указано: факт, что в платежном поручении или кассовом чеке не выделена сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная налогоплательщиком при приобретении товара (работы, услуги), не является основанием для отказа в применении вычета по НДС, если указанные документы совместно со счетом-фактурой подтверждают оплату товара с включенной в цену суммой НДС.

Невыделение отдельной строкой сумм НДС в кассовых документах также не признается основанием для отказа в применении вычета по НДС (см. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 января 2005 г. по делу N А19-17259/04-5-Ф02-5903/04-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 17 августа 2005 г. по делу N Ф04-5457/2005(13979-А27-25), ФАС Северо-Западного округа от 15 августа 2005 г. по делу N А56-41528/04).

Удовлетворяя требования о применении вычета при невыделении в первичных документах сумм НДС, подлежащих уплате, суды обосновывали свою позицию тем, что данные документы не являются доказательствами оплаты товара.

Восстановление ранее принятых к вычету сумм НДС

при переходе на упрощенную систему налогообложения

В соответствии с Письмом ФНС России от 24 ноября 2004 г. N 03-1-08/2367/45@ "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость" суммы налога по оплаченным и принятым к учету основным средствам, не использованным для проведения операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения (УСН) подлежат восстановлению у налогоплательщика в последнем налоговом периоде перед переходом на УСН. Аналогичная позиция изложена в Письмах ФНС России от 24 ноября 2005 г. N ММ-6-03/988@ и Минфина России от 6 февраля 2004 г. N 04-03-11/15.

Однако арбитражные суды нередко приходят к выводу, что у налогоплательщика при переходе на УСН отсутствует обязанность восстанавливать суммы НДС и уплачивать их в бюджет (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 26 ноября 2004 г. по делу N А54-1985/04-С2, ФАС Уральского округа от 26 сентября 2005 г. по делу N Ф09-4207/05-С2, ФАС Дальневосточного округа от 19 января 2005 г. по делу N Ф03-А51/04-2/4004).

Пунктом 3 ст. 170 НК РФ с 1 января 2006 г. <1> предусмотрена обязанность восстанавливать суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Изменения внесены Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Налог, подлежащий восстановлению, не включается в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Суммы налога восстанавливаются в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться.

Уплата налога заемными средствами

Использование налогоплательщиком заемных средств для уплаты налога на добавленную стоимость не влечет за собой безусловного отказа в возмещении НДС. Однако правоприменители не могут ограничиваться только установлением факта уплаты НДС с помощью заемных средств. Основанием для отказа в применении вычета по НДС может служить обнаружение признаков фиктивности совершенных сделок, направленности их исключительно на уклонение от уплаты налогов. Внешним признаком такого поведения может служить, в частности, причинно-следственная зависимость между бездействием поставщика, не уплатившего НДС в бюджет, и требованиями налогоплательщика о возмещении налога из бюджета. Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно когда они не имеют разумной деловой цели (Письмо ВАС РФ от 11 ноября 2004 г. N С5-7/уз-1355).

Вместе с тем встречаются единичные ситуации, когда суды расценивают факт уплаты сумм НДС в бюджет заемными средствами как отсутствие у налогоплательщика реально понесенных затрат (Постановление ФАС Уральского округа от 13 марта 2003 г. по делу N Ф09-542/03-АК).

Тем не менее судебная практика признает право налогоплательщика на вычет НДС вне зависимости от факта возврата суммы займа. В такой ситуации налоговые органы настаивают на факте отсутствия реально понесенных налогоплательщиком расходов, однако суды считают, что такой подход не соответствует нормам материального права (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12 сентября 2005 г. по делу N Ф04-9494/2004(14638-А03-25)).

Вычет НДС, уплаченного по расходам на командировки

Основанием для вычета сумм налога, уплаченных за услуги по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая услуги на пользование в поездах постельными принадлежностями, при приобретении за наличный расчет подотчетными лицами проездных документов (билетов) к месту служебной командировки и обратно (пункты отправления и назначения которых находятся на территории РФ) является сумма налога, выделенная в проездном документе (билете) отдельной строкой (Письмо МНС России от 4 декабря 2003 г. N 03-1-08/3527/13-АТ995 "О налоговых вычетах по НДС при командировках").

Если в железнодорожных билетах, приобретенных за наличный расчет, сумма НДС не указывается, такие билеты следует учитывать в расходах на командировки по стоимости их приобретения, поскольку для целей вычета НДС рассчитывать сумму этого налога самостоятельно налогоплательщик не вправе (Письмо Минфина России от 4 декабря 2003 г. N 04-03-11/100).

Однако в судебной практике встречаются подтверждения возможности применить вычет в такой ситуации. В Постановлении ФАС Центрального округа от 20 октября 2005 г. по делу N А14-3977/2005114/24 суд пришел к выводу, что выделение суммы НДС расчетным путем самим налогоплательщиком не лишает его права на применение налоговых вычетов. Суд сослался на прямое указание п. 7 ст. 171 НК РФ о праве налогоплательщика применить налоговые вычеты по расходам по проезду к месту командировки и обратно. Суд также учел, что проездные железнодорожные документы одновременно являются документами, подтверждающими оплату.

Если поставщик перешел на УСН

Когда поставщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, выписал покупателю счет-фактуру, где НДС выделен отдельной строкой, вычет налога производится в общеустановленном порядке. При этом должны соблюдаться условия, при которых предоставляется право на вычет, а также должна быть уплачена в бюджет вся сумма налога, указанная в счете-фактуре (Письмо Минфина России от 11 июля 2005 г. N 03-04-11/149).

Однако арбитражные суды в ряде случаев не соглашаются с мнением финансового органа. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 21 ноября 2005 г. по делу N Ф04-8351/2005(17033-А70-6) указано, что право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается законодателем с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками, которые являются самостоятельными налогоплательщиками. Также не установлена обязанность покупателя подтвердить эти обстоятельства при предъявлении налога к возмещению. Аналогичная позиция изложена в ряде других судебных актов, например в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2004 г. по делу N Ф04-9092/2004(7352-А46-6), ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 апреля 2004 г. по делу N А19-18748/03-5-Ф02-1142/04-С1, ФАС Центрального округа от 27 апреля 2004 г. по делу N А54-4312/03-С4.

Принятие к вычету сумм НДС арендатором

При решении вопросов по аренде имущества арендаторы сталкиваются с рядом проблем. Одна из них - принятие к вычету суммы НДС, уплаченной арендодателю в составе суммы компенсации его расходов по оплате потребленных коммунальных услуг.

Учитывая, что арендатор компенсирует расходы арендодателя на оплату электроэнергии и поэтому не имеет счета-фактуры по потребленной энергии, права на вычет НДС у арендатора не возникает. Такое мнение изложено в Письме Минфина России от 3 марта 2006 г. N 03-04-15/52. Арбитражная практика по данному вопросу пока не сложилась.

Еще одна проблема связана с арендой государственного/муниципального имущества. Арендатор такого имущества вправе получить вычеты по НДС на основании документов, подтверждающих уплату налога. Данная позиция изложена, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 9 декабря 2005 г. по делу N А56-3552/2005. Этой позиции придерживается и КС РФ в Определении от 2 октября 2003 г. N 384-О.

Таковы основные проблемы, с которыми сталкивается налогоплательщик при заявлении вычета уплаченных сумм НДС. Однако отразить в полной мере весь спектр проблем не представляется возможным, учитывая, что меняется не только налоговое законодательство, но и позиция налоговых и судебных органов.

К.Е.Коробкова

Юрист

ООО ЮК "АВЕГА"

г. Новосибирск

Подписано в печать

20.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Экономическая обоснованность расходов: проблемы определения понятия ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 3) >
...Пунктом 4 ст. 1 Федерального закона от 13.03.2006 N 39-ФЗ внесены изменения в гл. 26.3 НК РФ, которые вступают в силу с 1 января 2007 г., однако будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г. Как поступить плательщику ЕСХН: применять новые нормы уже в 2006 г. или после вступления Закона в силу в 2007 г. откорректировать налоговую базу 2006 г.? ("Малая бухгалтерия", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.