Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Обобщение судебной практики по налоговым спорам ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 3)



"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 3

ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ

Обработано 7450 дел. Обобщение по тематическому критерию.

Используемые сокращения:

КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации;

ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации;

ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа;

ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа;

ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа;

ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа;

ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа;

ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа;

ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;

ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа;

ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа;

ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Условные обозначения:

! - дефиниции;

+ - положительная практика;

- - отрицательная практика.

1. Дела КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ

!

1.1. Налогоплательщик не вправе уменьшить сумму, подлежащую уплате в бюджет по общей декларации по НДС, за счет сумм налога, заявленных им к возмещению из бюджета в декларации по НДС по налоговой ставке 0%, поскольку соответствующие суммы налоговый орган возмещает в порядке и в сроки, установленные ст. 176 НК РФ.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2006 г. N 11608/05)

+

1.2. Положение абз. 1 п. 4 ст. 79 НК РФ в его конституционно-правовом истолковании предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании признанного впоследствии незаконным (недействительным) требования об уплате налога, с начисленными на них процентами.

(Определение КС РФ от 27 декабря 2005 г. N 503-О)

1.3. Статья 47 НК РФ не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента. Срок, указанный в ст. 46 НК РФ (60 дней), применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, которое осуществляется в бесспорном порядке как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 24 января 2006 г. N 10353/05)

1.4. Правило о трехмесячном сроке на подачу заявления, установленное ч. 4 ст. 198 АПК РФ, не распространяется на подачу заявления, содержащего требование о взыскании процентов и возмещении расходов.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 г. N 9316/05)

-

1.5. Полученная предварительная оплата (авансы) в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, является объектом налогообложения в отчетном (налоговом) периоде ее получения.

(Решение ВС РФ от 20 января 2006 г. N 4294/05)

1.6. Налоговым органам (ст. ст. 30 - 32 НК РФ) предоставлено право требовать от налогоплательщика пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Представление отчетов не означает, что налоговый орган не вправе запросить у налогоплательщика дополнительные документы в обоснование льгот, в том числе и при камеральной проверке.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 г. N 11297/05)

2. Общие вопросы налогообложения

!

2.1. Законодательство о налогах и сборах связывает создание обособленного подразделения не с изданием приказа о его создании, отражением изменений в учредительных документах или уставе, постановкой на учет созданного подразделения, а с моментом оборудования стационарного рабочего места и началом деятельности по местонахождению подразделения.

(Постановление ФАС ЗСО от 25 января 2006 г. по делу N Ф04-9980/2005(19089-А67-35))

2.2. Официальные источники информации могут использоваться налоговым органом, только если они содержат данные о рыночной цене идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени.

(Постановление ФАС ВСО от 20 января 2006 г. по делу N А33-9373/05-Ф02-6908/05-С1)

+

2.3. Принципы определения цены товаров для целей налогообложения не распространяются на сделки по реализации имущественных прав, поскольку эти права не являются имуществом и товаром. Поэтому сделки по реализации имущественных прав не подпадают под действие ст. 40 НК РФ.

(Постановление ФАС ЗСО от 30 января 2006 г. по делу N Ф04-3154/2005(19197-А27-35))

3. Уплата и возврат налогов

!

3.1. Поскольку пени как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов носят компенсационный характер и являются производной от основного обязательства, следует признать, что срок на принудительное взыскание пеней по налогу истекает одновременно с истечением трехгодичного срока для принудительного взыскания недоимки по данному налогу.

(Постановления ФАС ЦО от 22 февраля 2006 г. по делу N А36-738/2005, ФАС УО от 7 февраля 2006 г. по делу N Ф09 149/06-С)

3.2. Согласно ч. 1 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о размере пеней, начисленных на момент направления требований. В системной связи с правилом ч. 1 ст. 70 НК РФ о сроке направления требования это означает, что период начисления пеней, сумма которых указана в требовании, не может превышать трех месяцев (начало течения срока - установленный срок уплаты налога, окончание срока - дата требования).

(Постановление ФАС ПО от 19 апреля 2005 г. по делу N А55 11799/04-31)

3.3. законодатель не проводит различий между суммами налога и штрафа. Сумма излишне уплаченного штрафа по заявлению налогоплательщика может быть зачтена в счет погашения налога.

(Постановление ФАС СКО от 12 января 2006 г. по делу N Ф08-6386/2005-2532А)

3.4. Признание недоимки безнадежной ко взысканию является правом, а не обязанностью налоговой инспекции и может быть произведено только в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100. Налоговый кодекс РФ не устанавливает каких-либо обстоятельств, при наступлении которых у налоговой инспекции появляется обязанность списать задолженность.

(Постановление ФАС СКО от 29 сентября 2004 г. по делу N Ф08-4279/2004-1730А)

+

3.5. Требование налоговой инспекции, не содержащее данных о размере недоимки, на которую начислены пени, и о ставках пеней, а также указания на дату, с которой произведено начисление, не позволяет определить сумму недоимки, проверить ее действительность и обоснованность исчисления пеней. Следовательно, указанное требование не соответствует закону и у инспекции отсутствуют правовые основания для взыскания пеней за счет денежных средств организации на счетах в банках в порядке, установленном ст. 46 НК РФ.

(Постановления ФАС ЗСО от 22 февраля 2006 г. по делу N Ф04-593/2006(19932-А45-37), ФАС ВСО от 21 декабря 2005 г. по делу N А19-11778/04-24-Ф02-6475/05-С1)

3.6. Налог с организаций не может взыскиваться в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами.

(Постановление ФАС ЗСО от 6 февраля 2006 г. по делу N Ф04-412/2006(19390-А67-26))

3.7. Довод налогового органа о том, что возврат излишне уплаченного налога невозможен до окончания налогового периода, поскольку переплата по итогам отчетных периодов не образует излишнюю уплату налога до окончания налогового периода, не соответствует ст. ст. 45, 57, 58, 243 НК РФ. Согласно этим статьям (в их системном толковании) авансовый платеж по единому социальному налогу по результатам отчетного периода является налоговым платежом, установленным НК РФ, и полностью соответствует понятию налога, данному в ст. 8 НК РФ.

(Постановление ФАС ЗСО от 25 января 2006 г. по делу N Ф04-10090/2005(19068-А27-34))

3.8. Доводы налоговой инспекции о том, что переплата по налогу на имущество может возникнуть только по итогам налогового периода, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции как не имеющие правового значения. Авансовые платежи по налогу на имущество подлежат возврату в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

(Постановление ФАС ВСО от 16 февраля 2006 г. по делу N А19-8400/05-30-Ф02-223/06-С1)

3.9. Учитывая, что налоговая база по единому социальному налогу определяется поквартально, пени должны начисляться по итогам отчетных периодов. Начисление пеней по ЕСН исходя из неуплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей незаконно.

(Постановления ФАС ЦО от 1 марта 2006 г. по делу N А48-6150/05-18, ФАС УО от 30 января 2006 г. по делу N Ф09-6402/05-С2)

3.10. Отражение в лицевом счете налоговых платежей само по себе не ущемляет прав налогоплательщика. Действия налогового органа, который оставил в карточке лицевого счета сведения о фактически не существующей задолженности, не противоречат закону. Кроме того, карточка лицевого счета не является основанием для направления налогоплательщику требований об уплате налога в порядке ст. 69 НК РФ.

(Постановление ФАС ЗСО от 16 января 2006 г. по делу N Ф04-9616/2005(18668-А45-37))

4. НДС

+

4.1. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях. Наличие или отсутствие лицензии на ведение данного вида деятельности в целях применения указанной льготы значения не имеет.

(Постановление ФАС УО от 19 декабря 2005 г. по делу N Ф09-5731/05-С2)

4.2. Денежные суммы, полученные плательщиком НДС до отгрузки товаров, когда предоплата и поставка товара произошли в одном налоговом периоде, не могут рассматриваться в качестве авансовых платежей и не должны увеличивать налоговую базу в порядке, предусмотренном ст. 162 НК РФ.

(Постановления ФАС ЦО от 2 февраля 2006 г. по делу N А54-3338/2005-С4, ФАС ЗСО от 9 марта 2006 г. по делу N Ф04-8885/2005(20013-А27-3))

4.3. Статьями 171, 172 НК РФ право налогоплательщика на возмещение налога из бюджета обусловлено уплатой налогоплательщиком налога поставщику, а не внесением налога поставщиком в бюджет. Законом не установлена и обязанность налогоплательщика представлять доказательства уплаты налога его контрагентами.

(Постановление ФАС СЗО от 8 февраля 2006 г. по делу N А42-2840/2005-20)

4.4. В случае ввоза товаров на таможенную территорию РФ сумма НДС уплачивается не поставщику, а таможенному органу. Поэтому расчеты налогоплательщика с иностранным поставщиком не влияют на право применения налоговых вычетов.

(Постановление ФАС СЗО от 8 февраля 2006 г. по делу N А56-19712/2005)

4.5. Денежные средства, перечисленные физическими лицами налогоплательщику по договорам о долевом участии в строительстве, направленные на финансирование строительства жилого дома, не подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС.

(Постановление ФАС ЦО от 6 марта 2006 г. по делу N А09-12357/05-3)

4.6. Оценка экономической эффективности хозяйственных операций не входит в компетенцию налогового органа и не связана с применением налоговых вычетов.

(Постановление ФАС СЗО от 26 октября 2005 г. по делу N А56-45999/04)

4.7. Поскольку гл. 21 НК РФ не содержит положений о порядке ведения раздельного учета НДС между экспортными и внутренними операциями, налогоплательщик вправе доказывать фактическое ведение раздельного учета любыми документами.

(Постановление ФАС МО от 13 декабря 2005 г. по делу N КА-А40/12261-05-П)

4.8. Оплата обществом налога поставщикам за счет средств, поступивших от одного из участников общества в счет увеличения уставного капитала, не препятствует предъявлению налога к вычету. Поступившие средства являются собственностью налогоплательщика, соответственно, он понес реальные затраты на уплату налога.

(Постановление ФАС УО от 15 февраля 2006 г. по делу N Ф09-687/06-С2)

4.9. Исходя из правил ст. ст. 171, 172 и 176 НК РФ, право на применение налоговых вычетов и право на возмещение не зависят от наличия или отсутствия у налогоплательщика ликвидного имущества, транспортных средств и иных активов, свидетельствующих о наличии положительной финансовой состоятельности.

(Постановление ФАС МО от 26 декабря 2005 г. по делу N КА-А40/12923-05)

4.10. Пункт 2 ст. 169 НК РФ не исключает права налогоплательщика применять налоговые вычеты и возмещать НДС после устранения нарушений, допущенных при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги).

(Постановление ФАС УО от 12 января 2006 г. по делу N Ф09-6071/05-С2)

4.11. Объекты, приобретенные обществом в качестве основных средств, но еще не введенные в эксплуатацию как основные средства, уже являются имуществом общества. Оприходование основных средств на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" подтверждает принятие имущества к учету и является допустимым для целей применения вычета по НДС.

(Постановление ФАС ЗСО от 8 февраля 2006 г. по делу N Ф04-231/2006(19403-А67-31))

4.12. Компенсация расходов общества, связанных с предоставлением коммунальных услуг населению по льготным ценам, установленным органом местного самоуправления, НДС не облагается.

(Постановление ФАС УО от 8 февраля 2006 г. по делу N Ф09-160/06-С2)

4.13. Налоговое законодательство не содержит обязанности налогоплательщика устанавливать, проверять нахождение его партнера на налоговом учете или в ЕГРЮЛ. Недобросовестность поставщиков налогоплательщика не лишает последнего права на вычет.

(Постановление ФАС ПО от 20 октября 2005 г. по делу N А12-5329/05-С60. Противоположные решения - Постановления ФАС ЗСО от 1 февраля 2006 г. по делу N Ф04-9/2006(19226-А70-6), ФАС ДВО от 15 февраля 2006 г. по делу N Ф03-А73/06-2/6)

4.14. В целях применения налогового вычета представление товарных накладных и актов приемки материалов является достаточным доказательством, подтверждающим оприходование товаров.

(Постановление ФАС ВСО от 24 января 2006 г. по делу N А19-13412/05-24-Ф02-7044/05-С1)

4.15. Решение налогового органа о доначислении НДС является незаконным, если налогоплательщик до момента принятия указанного решения представил налоговому органу счета-фактуры с изменениями (с указанием всех реквизитов, предусмотренных ст. 169 НК РФ).

(Постановление ФАС ЦО от 22 февраля 2006 г. по делу N А48-626/05-15)

4.16. Внесение в качестве вклада в уставный капитал векселя и его последующее использование обществом в расчетах за приобретенное имущество не противоречат нормам гражданского законодательства. Использование обществом векселя третьего лица в расчетах за приобретенные товарно-материальные ценности и применение вычета налога, предъявленного поставщиком, не противоречат положениям п. п. 1 и 2 ст. 172 НК РФ.

(Постановление ФАС ВСО от 7 февраля 2006 г. по делу N А19-13150/05-20-Ф02-20/06-С1)

-

4.17. При наличии у общества и других организаций признаков согласованности в их действиях, направленных на неправомерное возмещение сумм налога из бюджета, общество не может быть признано добросовестным налогоплательщиком и НДС возмещению не подлежит.

(Постановления ФАС МО от 23 января 2006 г. по делу N КА-А40/13873-05, ФАС УО от 20 декабря 2005 г. по делу N Ф09-5765/05-С2)

4.18. Безвозмездное распространение товаров с рекламной символикой, так же как и распространение их на возмездной основе, признается реализацией товаров и является объектом обложения НДС.

(Постановление ФАС ЗСО от 8 февраля 2006 г. по делу N Ф04-447/2006(19518-А67-40))

4.19. Отсутствие регистрации поставщиков товара (работ, услуг) в ЕГРЮЛ, в налоговом органе, ненахождение по юридическому и фактическому адресам лишает налогоплательщика права на вычет, поскольку налогоплательщик, не воспользовавшийся своим правом обеспечить документальное подтверждение достоверности сведений, на основании которых он претендует на налоговые вычеты, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия.

(Постановления ФАС ЗСО от 1 февраля 2006 г. по делу N Ф04-9/2006(19226-А70-6), от 30 января 2006 г. по делу N Ф04-10069/2005(19203-А67-34))

4.20. Источника для возмещения суммы налога не имеется, так как поставщик не выполнил обязанность по уплате НДС в бюджет, а в представленном налогоплательщиком для обоснования права на возмещение налога счете-фактуре содержится недостоверная информация о юридическом адресе поставщика, что не позволяет в соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ принять налог к вычету или возмещению.

(Постановление ФАС ДВО от 15 февраля 2006 г. по делу N Ф03-А73/06-2/6)

4.21. Положения ст. 176 НК РФ находятся во взаимосвязи со ст. ст. 171 и 172 НК РФ и предполагают возможность возмещения налогов из бюджета при наличии реальных хозяйственных операций и при проведении сделок с реальными товарами, что, в свою очередь, предполагает уплату НДС в федеральный бюджет.

(Постановление ФАС ЦО от 22 февраля 2006 г. по делу N А62-2791/2004)

4.22. Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), не признаются товаром для целей налогообложения. Следовательно, к реализации результатов деятельности на экспорт положения п. 1 ст. 164 НК РФ не применяются. Арбитражный суд законно и обоснованно признал правомерным решение инспекции об отказе обществу в применении налоговой ставки 0% по налоговой декларации по НДС и в возмещении налога.

(Постановление ФАС УО от 9 февраля 2006 г. по делу N Ф09-189/06-С2)

5. Налог на прибыль

+

5.1. Отсутствие в законодательстве прямого указания на необходимость увеличения внереализационных доходов того налогового периода, в котором истек срок исковой давности по кредиторской задолженности, исключает обязанность налогоплательщика до издания приказа руководителя организации "О списании дебиторской и кредиторской задолженности" учитывать данную задолженность при определении финансового результата.

(Постановление ФАС ЗСО от 9 марта 2006 г. по делу N Ф04-8885/2005(20013-А27-3))

5.2. Отсутствие в составе основных средств организации сотовых телефонов не может служить основанием для признания неправомерным отнесения затрат на оплату услуг телефонной связи в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

(Постановление ФАС ВВО от 2 февраля 2006 г. по делу N А38-4091-12/222-2005)

5.3. Налоговый орган не вправе выделять в лизинговом платеже в качестве самостоятельной части платеж за приобретение предмета лизинга и в целях налогообложения прибыли исключать этот платеж из состава расходов. Вся сумма лизинговых платежей, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

(Постановление ФАС СЗО от 13 февраля 2006 г. по делу N А52-3303/2005/2)

5.4. Расходы по оплате услуг подразделений вневедомственной охраны по охране объектов учитываются при исчислении налоговой базы в силу прямого указания в законе. Суммы, перечисляемые подразделениям вневедомственной охраны в счет оплаты стоимости оказанных ими услуг по охране объектов, к числу средств целевого финансирования не относятся.

(Постановление ФАС ЗСО от 22 февраля 2006 г. по делу N Ф04-744/2006(19914-А27-26))

-

5.5. Для включения убытков прошлых лет в состав внереализационных расходов необходимо установить наличие самих убытков по итогам прошлых лет, факт выявления этих убытков в текущем налоговом периоде. В связи с тем что указанные расходы относятся к конкретным периодам, предшествующим отчетному, суд правомерно пришел к выводу, что оснований для включения этих расходов в состав затрат текущего года у ответчика не было.

(Постановление ФАС ЗСО от 25 января 2006 г. по делу N Ф04-10071/2005(19176-А70-26))

5.6. Наличие экономической или иной заинтересованности в деятельности дочернего предприятия или иной организации (например, контрагента по договорам) не является основанием для уменьшения собственной налогооблагаемой прибыли на расходы по договору, предметом которого являются услуги фактически в пользу дочерней организации, но реализуемые налогоплательщику.

(Постановление ФАС ЗСО от 20 февраля 2006 г. по делу N Ф04-529/2006(19877-А45-40))

6. Прочие налоги и сборы

+

6.1. Суммы, полученные физическими лицами в виде грантов (безвозмездной помощи), по своему содержанию и назначению не являются выплатами в связи с исполнением работниками своих трудовых обязанностей. Эти суммы предоставляются безвозмездно для поддержки российской культуры и искусства, не облагаются НДФЛ, в связи с чем не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

(Постановление ФАС МО от 4 сентября 2000 г. по делу N КА-А40/3851-00)

6.2. Предоставление денежных средств по договорам займа, которые в силу заключенного договора подлежат возврату заимодавцу, не является доходом в том понимании, какое используется в гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.

(Постановление ФАС СЗО от 14 февраля 2006 г. по делу N А56-18684/2005)

6.3. Налогоплательщик вправе при применении УСН включить в материальные расходы стоимость услуг по транспортировке товаров от поставщика, учитываемых при определении стоимости товаров.

(Постановление ФАС ВСО от 12 января 2006 г. по делу N А33-6292/05-Ф02-6627/05-С1)

6.4. В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Отсутствие государственной регистрации транспортного средства в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2004 г. N 938, влечет за собой иные последствия, нежели взыскание налога и налоговая ответственность.

(Постановление ФАС УО от 12 января 2006 г. по делу N Ф09-6033/05-С2)

-

6.5. При отсутствии доказательств, подтверждающих обращение налогоплательщиков - физических лиц к налоговому агенту с заявлениями о возврате излишне удержанного НДФЛ, правовых оснований для возврата налоговому агенту налога из бюджета не имеется.

(Постановление ФАС МО от 26 декабря 2005 г. по делу N КА-А40/12608-05-П)

7. Налоговый контроль

!

7.1. Решение об отказе (полностью или частично) в возмещении налога должно быть принято после проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и соответствующих документов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

(Постановление ФАС ЗСО от 22 февраля 2006 г. по делу N Ф04-584/2006(19874-А67-34))

+

7.2. НК РФ не предусматривает оснований, по которым налоговая инспекция могла бы изменить ранее принятое решение. Отменить или изменить решение инспекции может только вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном ст. 140 НК РФ. Вторичное решение по одному и тому же факту является недействительным.

(Постановление ФАС ПО от 12 - 14 июля 2005 г. по делу N А65-53/05-СА1)

7.3. Истребование всех первичных документов для подтверждения соответствия налоговой отчетности фактическому состоянию дел означает превращение камеральных проверок в выездные. Такая подмена приводит в том числе к несоблюдению гарантий, установленных НК РФ для налогоплательщиков, связанных с процедурой проведения выездной проверки, и в первую очередь к запрету проведения повторной выездной проверки.

(Постановление ФАС ПО от 11 октября 2005 г. по делу N А55-5609/05-29)

-

7.4. Право налогового органа на истребование документов не ограничено ни характером проводимой проверки, ни обнаружением в представленной декларации ошибок. Истребуемые документы должны быть необходимы для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налога. Объемы запрашиваемых документов и их перечень законом также не установлены.

(Постановление ФАС ЗСО от 25 января 2006 г. по делу N Ф04-9930/2005(19069-А27-31))

8. Ответственность

!

8.1. Непредставление налоговых деклараций в срок, указанный в законе, влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 119 НК РФ.

(Постановление ФАС ЗСО от 21 февраля 2006 г. по делу N Ф04-562/2006(19913-А81-23))

8.2. Привлечение к ответственности за непредставление налоговой декларации в срок предусмотрено ст. 119 НК РФ. Применение ответственности за данное нарушение не поставлено в зависимость от уплаты или неуплаты самого налога.

(Постановление ФАС ВСО от 17 января 2006 г. по делу N А19-15645/05-30-Ф02-6939/05-С1)

+

8.3. Факт неуплаты обществом налога вследствие нарушения порядка составления налоговой декларации сам по себе не свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ, и соответственно не освобождает налоговый орган от обязанности доказывания наличия состава рассматриваемого правонарушения в действиях налогоплательщика.

(Постановление ФАС УО от 19 декабря 2005 г. по делу N Ф09-5733/05-С2)

8.4. Ответственность за нарушение срока представления уточненных налоговых деклараций законодательством не предусмотрена.

(Постановление ФАС ВВО от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5501/2005а)

8.5. Если в ходе налоговой проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок (абз. 3 ст. 88 НК РФ). Однако ответственность за нарушение правил оформления налоговой декларации законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.

(Постановление ФАС УО от 12 января 2006 г. по делу N Ф09-6042/05-С2)

8.6. Привлечение к ответственности в рамках встречной проверки за непредставление сведений по требованию, которое не содержит информации о проводимой инспекцией налоговой проверке (налогоплательщик, вид налоговой проверки, период проверки), недопустимо.

(Постановление ФАС ЦО от 21 февраля 2006 г. по делу N А62-3191/05)

8.7. Полномочия налогового органа на истребование у аудиторской организации документов аудируемого лица законом не предусмотрены. Привлечение к ответственности аудиторской организации за непредставление документов по запросу налоговой инспекции недопустимо.

(Постановление ФАС СКО от 22 ноября 2005 г. по делу N Ф08-5516/2005-2175А)

9. Защита прав налогоплательщика (налогового агента)

+

9.1. Довод налогового органа о том, что инспекция не принимала решения о взыскании налога (пеней) за счет денежных средств организации, не свидетельствует о том, что в будущем исполнение оспариваемого решения налогового органа не повлечет за собой убытки для организации.

(Постановление ФАС МО от 26 января 2006 г. по делу N КА-А40/14226-05)

9.2. Принимая обеспечительные меры, суд исходил из того, что их непринятие (приостановление действия решения) может затруднить исполнение судебного акта, а также причинить значительный ущерб обществу. В частности, налогоплательщик лишится возможности выплатить работникам заработную плату, оплатить услуги по аренде помещений, перевозке продукции в адрес покупателя.

(Постановление ФАС УО от 31 января 2006 г. по делу N Ф09-6405/05-С2)

9.3. Довод налогового органа, что суд должен учитывать только те документы, которые представлены организацией в ходе проверки и которые послужили основанием для вынесения решения, противоречит положениям гл. 7 АПК РФ и п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5.

(Постановление ФАС ЦО от 21 февраля 2006 г. по делу N А09-15287/04-29)

9.4. Часть 1 ст. 110 АПК РФ не указывает на возможность взыскания судебных расходов лишь при рассмотрении дела по существу, а принятие судом отказа налогового органа от иска и прекращение производства по делу и означают принятие судебного акта в пользу предпринимателя.

(Постановление ФАС ЦО от 26 февраля 2006 г. по делу N А23-3483/04А-5-304)

9.5. В случае неизвещения налоговым органом налогоплательщика о факте, месте и времени рассмотрения материалов проверки решение по результатам такого рассмотрения не может быть вынесено в отсутствие налогоплательщика, поскольку это свидетельствует о нарушении предоставленных ему НК РФ гарантий защиты.

(Постановление ФАС УО от 31 января 2006 г. по делу N Ф09-6388/05-С1)

Обзор подготовили

специалисты

компании "ФБК"

под руководством менеджера

департамента налогов и права

А.А.Яковлева

Подписано в печать

20.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Налоговые последствия бартерных сделок ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 3) >
Экономическая обоснованность расходов: проблемы определения понятия ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.