|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Дедолларизация: новый этап? ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 3)
"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 3
ДЕДОЛЛАРИЗАЦИЯ: НОВЫЙ ЭТАП?
Весна - лето 2006 г. ознаменовались активизацией усилий по дедолларизации российской экономики, обеспечению свободной конвертируемости рубля. Причем все усилия, которые предпринимались в данном направлении, можно условно разделить на меры содержательного характера и меры, которые в большей степени характеризуют форму, а не сущность вопроса.
В содержательном плане можно выделить следующее: - Банк России начал проводить последовательную политику по укреплению российского рубля; - был снижен с 10% до нуля норматив обязательной продажи валютной выручки; - было заявлено о намерении отменить оставшиеся ограничения по капитальным валютным операциям с 1 января 2007 г. (позднее в соответствии с пожеланиями Президента эту дату изменили на 1 июля 2006 г.); - задача обеспечения свободной конвертируемости рубля прозвучала в качестве приоритетной в очередном ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Что же касается упомянутых мер не по существу, а по форме, то, конечно, имеется в виду нашумевший законопроект, предусматривающий запреты на выставление цен в долларах и у. е., штрафы для чиновников, если вдруг они публично будут давать какие-либо оценки в иностранной валюте, и т.д.
Основы конвертируемости
Вряд ли Банк России решал именно эту задачу, когда стал в 2006 г. проводить осторожную и последовательную политику по укреплению российского рубля. Побудительный мотив был в другом: инфляция. Действительно, 4% за первые два месяца - это слишком много. Надо было что-то делать. Решение оказалось эффективным, уже в апреле инфляция составила всего 0,4%. Оказалось, что побочно, если можно так сказать, решается и еще одна задача: обеспечение свободной конвертируемости рубля. Объявление Банком России о снижении с 10% до нуля норматива обязательной продажи валютной выручки стало при такой политике естественным ее продолжением и развитием. Здесь, правда, необходимо обратить внимание на то, что обязательная продажа валютной выручки все-таки не была отменена, произошло именно снижение норматива до нуля. Таким образом, у Банка России сохраняется принципиальная возможность повысить норматив обязательной продажи валютной выручки, если он сочтет это необходимым. Реализованная Банком России мера вряд ли будет иметь какие-либо серьезные последствия. Предприятия-экспортеры продавали более чем достаточно валютной выручки, зачастую превышая установленный для них 10-процентный норматив обязательной продажи. Это значит, что золотовалютные резервы при существующей весьма благоприятной мировой конъюнктуре на сырьевые товары российского экспорта будут по-прежнему пополняться высокими темпами. Банк России хотел этим и ограничиться, планируя реализовать такую серьезную меру, как отмена остающихся ограничений на капитальные операции валютного характера, только с 1 января 2007 г. Однако уже в мае 2006 г. Президент потребовал отменить эти ограничения с 1 июля 2006 г. Это должно будет обеспечить свободную конвертируемость рубля. Возникает важный и волнующий многих вопрос: значит ли это, что вожделенная конвертируемость наконец-то наступит? Заметим, здесь важно помнить, что есть свободная конвертируемость рубля в обыденном понимании. Это просто: когда "...собираясь за пределы России, достаточно взять с собой паспорт и российские рубли" (именно так Президент обрисовал свободную конвертируемость рубля три года назад в аналогичном послании Федеральному Собранию). Однако вряд ли после 1 июля 2006 г. российский рубль будет свободно конвертируемым именно в таком понимании. Здесь мало отменить имеющиеся ограничения. Для желаемой свободной конвертируемости российского рубля необходимо обеспечить качественно иной уровень экономического развития страны. Если абстрагироваться от амбиций, от того, что уже не первый год Россия демонстрирует довольно высокие темпы экономического роста, а оценить ее место в мире по объективным сопоставимым показателям, то выяснится: экономика у нас пока еще не на том уровне, который бы обеспечивал доверие к российской валюте во всем мире. По данным Всемирного банка за 2004 г., Россия по показателю валового национального дохода на душу населения, пересчитанному по паритету покупательной способности, занимала 79-е место. Показатель России - 9680 долл. США. Это в одной компании с Малайзией - 9720 долл. США на человека (78-е место), Мексикой - 9640 долл. США (80-е место) и Ботсваной - 9580 долл. США (81-е место). Страны-лидеры имеют показатели от 40 000 до 60 000 долл. США на одного человека (Норвегия, США, Люксембург). Вот она - экономическая реальность. Еще более важным показателем, от которого зависит, если можно так сказать, свобода конвертируемости национальной валюты, является уровень инфляции в стране. Ныне существующий уровень инфляции в России (по итогам 2005 г. - 10,9%) является слишком высоким, чтобы российская валюта стала по-настоящему свободно конвертируемой. Для сравнения: ни в одной стране ОЭСР - организации, объединяющей наиболее экономически развитые страны мира, нет такой инфляции. Между тем в эту уважаемую организацию входит 30 стран мира. Средние показатели инфляции в них - 2 - 3%. Только одна страна ОЭСР стоит в данном отношении особняком - Турция, в которой инфляция по итогам 2005 г. составила 10,4%. Но россияне прекрасно знают и отношение в Турции к ее национальной валюте. Миллионы наших соотечественников, находясь в туристических поездках в эту страну, могли убедиться в том, что американский доллар там котируется значительно выше. И это лишний раз подтверждает, что обеспечение свободной конвертируемости валюты несовместимо с высокими темпами ее инфляционного обесценивания. Вывод из сказанного выше следует простой: непреложными условиями обеспечения по-настоящему свободной конвертируемости национальной валюты являются высокий уровень экономического развития и низкие темпы инфляции. Это фундаментальные основы конвертируемости. Все остальное может лишь способствовать ускорению этого процесса через снятие соответствующих ограничений. Об ограничениях, о том, что оставшиеся из них по капитальным операциям с валютой будут, по-видимому, сняты уже с 1 июля 2006 г., выше уже говорилось. Тем не менее этот вопрос заслуживает более детального анализа. Из существующих ограничений следует выделить такие: для проведения валютных операций должны использоваться специальные транзитные счета и в определенном объеме резервироваться денежные средства. При переводе резидентами России, будь то граждане или компании, денежных средств на зарубежные счета 25% переводимых сумм должно быть "заморожено" в Банке России на 15 дней. Если иностранный инвестор хочет приобрести российские государственные бумаги, то он должен зарезервировать в Банке России на 365 дней 7,5% суммы инвестиций. Ранее нужно было депонировать и вовсе 20% суммы инвестиций. Были определенные ограничения и для граждан - получателей средств от иностранных банков. Вот эти все ограничения и отменяются уже с 1 июля 2006 г. Правда, остается вопрос: все ли это ограничения? Пока создается такое впечатление, что кое-что может и остаться. К примеру, в настоящее время существует норма (ст. 13 Закона о валютном регулировании <1>), согласно которой нерезиденты имеют право перечислять в Россию из-за рубежа без ограничения и иностранную валюту, и валюту Российской Федерации. Однако за рубеж без ограничений нерезиденты могут переводить только иностранную валюту, в отношении рублей у них таких прав нет. ————————————————————————————————<1> Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В любом случае можно утверждать, что почти все ограничения снимаются, а это означает, что формально российский рубль действительно может стать свободно конвертируемой валютой.
Предложения по форме
В мае 2006 г. законодатели также решили внести свой вклад в дедолларизацию российской экономики. Появился ряд законодательных инициатив, которые достойны того, чтобы аналитически оценить их проработанность и своевременность. Было предложено внести изменения в ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 4 Закона о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) <2>. Согласно этим предложениям рубль должен иметь графическое обозначение в виде знака, который утверждается Банком России. ————————————————————————————————<2> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Вряд ли могут найтись возражения против этого вполне здравого предложения. Действительно, это непорядок, что такого официального графического изображения до сих пор не существует. Первоначально предлагалось, чтобы графическое изображение утверждалось Президентом Российской Федерации, но в конечном счете эта почетная функция была отнесена к компетенции Банка России. И с этим трудно не согласиться. Предложение по утверждению графического изображения российского рубля не было единственным. Гораздо более спорными являются другие законодательные инициативы по вытеснению иностранной валюты и укреплению российского рубля. Статью 4 Федерального закона от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" предлагается дополнить нормой, согласно которой запрещалось бы использование в средствах массовой информации, а также размещение на сайтах СМИ информации, содержащей сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге, выраженных в иностранной валюте, условных единицах. Можно привести многие и многие примеры, когда трудно даже себе представить, как выполнять данный запрет, если он будет узаконен. И все-таки для убедительности приведем хотя бы вот такой пример: как средствам массовой информации в этом случае давать информацию о тех или иных международных сделках? СМИ будут вынуждены давать информацию об этой сделке в рублях? Получается, что так. Еще пример. Российские компании сейчас активно выходят на IPO. Информацию о том, на какую сумму удастся разместить акции, тоже будем давать в рублях? Понятно ведь, что технически, конечно, можно это делать. Но также понятно и то, что эти рубли тут же будут переводиться потребителями информации в доллары, евро и т.д. Только так сегодня, хотим мы того или не хотим, можно получить понятную информацию. Получается, что эффект для рубля в таком случае будет обратным. Ничего, кроме досадного раздражения, эта инициатива вызвать не может. Логично, что у законодателей родилось и другое предложение, согласно которому информация о цене товара, работы, услуги не может быть выражена в иностранной валюте и (или) условных единицах. Речь в данном случае идет о ценниках в магазинах. Соответствующей нормой предлагается дополнить ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". Проблема защиты прав потребителей, связанная с выставлением цен в долларах и условных единицах, действительно существует. Не так уж редки случаи, когда обменный курс для доллара или условных единиц значительно отличается от того, на который ориентируется потребитель. Если называть вещи своими именами, это приводит к обману покупателей. Отсюда и родилось соответствующее предложение законодателей. Но ведь для решения проблемы существует и другой подход. На наш взгляд, не надо запрещать давать информацию о ценах в иностранной валюте и (или) условных единицах. Достаточно обязать давать такую информацию в рублях, и очень быстро продавцы сами откажутся от этого, так как практического смысла не будет. Получается, добиться решения одной задачи - выставления цен в рублях - можно совершенно по-разному: запрещать доллары и у. е. или обязать указывать цены в рублях. Очевидно, что путь без какого-либо запретительства представляется гораздо более бесконфликтным и эффективным. Далее. Статью 17 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предлагается дополнить нормой, согласно которой член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в своих публичных высказываниях, в том числе и в средствах массовой информации, сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге выражают только в рублях. Однако таким предложением решили не ограничиваться. Предлагается "выражаться" только в рублях вообще всем гражданским служащим, для чего потребуется внести дополнение в ст. 17 Федерального закона от 17 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". За нарушение запретов чиновники должны будут согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях подвергаться штрафу. Если попытаться проанализировать, что будет, если Минфин России представит проект федерального бюджета на очередной год в Государственную Думу, то ситуация вполне может оказаться просто анекдотичной. Ну вот хотя бы тот сюжет в представлении проекта федерального бюджета, без которого точно будет не обойтись. Известно, что ключевой характеристикой является так называемая цена отсечения - цена нефти в долларах за баррель, выше которой дополнительные доходы идут в Стабилизационный фонд. Теперь, следуя анализируемой законодательной инициативе, надо будет говорить о "цене отсечения" в рублях. Технически, разумеется, это сделать будет можно. Но вряд ли кто-либо поймет в таком случае, о какой цене на нефть идет речь. И поймут только после того, как пересчитают эту самую цену в доллары за баррель. Не менее забавно будет выглядеть и ситуация, когда станем пытаться выражать в рублях государственные заимствования, которые бывают не только внутренними. И еще одна норма запретительного характера в законопроекте. Статью 5 Федерального закона от 22 февраля 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" предлагается дополнить текстом следующего содержания: в рекламе информация о цене товаров и иных объектов рекламирования должна быть выражена только в рублях. Здесь опять же возникает вопрос: почему нельзя было обязать рекламировать в рублях, не запрещая в то же самое время иностранную валюту или у. е.? Таковы предлагаемые новшества, таковы первые возражения. Возражения эти, впрочем, вполне могут быть и расширены.
Дополнительные возражения
Проблема инфляции в настоящее время является в российской экономике чрезвычайно острой. Все законопроекты, все правительственные решения должны проходить своего рода "антиинфляционную экспертизу". К сожалению, приходится констатировать, что предлагаемые новшества такой экспертизы точно не проходили. В доказательство можно попытаться смоделировать ситуацию. К примеру, запретили-таки выставлять цены в у. е. Первая реакция тех, кто производил расчеты не в рублях, вполне предсказуема: такие лица постараются дополнительно подстраховаться и цены в рублях выставят с запасом. Будет такая, знаете ли, надбавка за риск. Инфляция, естественно, ускорится. Но даже не это, возможно, самое неприятное. Плохо то, что предлагаемый законопроект, если оценивать его в целом, из разряда тех, которые уводят от принятия более важных решений. Неужели в экономике никаких других проблем не осталось, кроме как частое употребление чиновниками слова "доллар"? Рубль уже давно никто не называет "деревянным". Да, он еще не "золотой", но станет таким обязательно, если будем не суетиться, а заниматься именно экономикой. Дедолларизация экономики, обеспечение свободной конвертируемости рубля уже происходят, причем достаточно быстро. Громкие заявления, предложения не по существу, а по форме, конечно, не остановят этих позитивных процессов, но и не ускорят их.
И.А.Николаев Д. э. н., директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Подписано в печать 20.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |