Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Обратной силы не имеет ("Налоговые споры", 2006, N 7)



"Налоговые споры", 2006, N 7

ОБРАТНОЙ СИЛЫ НЕ ИМЕЕТ

Российские законодатели достаточно часто вносят изменения в налоговое законодательство в середине года, но при этом распространяют действие изменений на начало года. Пункт 2 ст. 5 НК РФ запрещает это делать, если нововведения ухудшают положение налогоплательщиков. Однако доказывать, что положение действительно ухудшилось, налогоплательщику зачастую приходится в арбитражном суде.

ПРИЧИНА СПОРА

В гл. 26.3 НК РФ о ЕНВД в конце 2002 г. были внесены серьезные изменения, касающиеся, в частности, розничной торговли. Вместо 70 кв. м площади торгового зала, которые до этого являлись пределом для перевода организации на ЕНВД, появилась норма о 150 кв. м. Это резко увеличило количество предприятий, подпадающих под данный специальный налоговый режим. Нововведения вступили в силу с 1 января 2003 г. В Республике Чувашия закон, касающийся новых правил взимания ЕНВД, был принят только 23 мая 2003 г., что не помешало чувашским законодателям распространить действие поправок на период с 1 января 2003 г. Организация не стала пересчитывать налоговые обязательства с начала 2003 г., а перешла на ЕНВД только с момента вступления в силу местного закона. При проверке налоговые органы доначислили ей сумму неуплаченного за I полугодие 2003 г. ЕНВД и потребовали доплатить НДС, который организация предъявляла к вычету из бюджета за указанный период. Суммы налога на имущество, налога на прибыль организаций и ЕСН за I полугодие 2003 г. налоговики посчитали излишне уплаченными.

     
   ——                      —¬               ——                     —¬
   |        ПОЗИЦИЯ         |——————> <——————|  ПОЗИЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  |
   |   НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ  |               |                       |
   L—                      ——               L—                     ——
   
     
                            ————————————————
   
В соответствии с ---------------¬ До вступления в силу

Федеральным законом от ¦1 749 210 руб.¦ Закона Чувашской

31.12.2002 N 191-ФЗ ¦ 58 коп. ¦ Республики от 23.05.2003

розничная торговля, L--------------- N 15 организация не

осуществляемая через ---------------- должна была уплачивать

магазины и павильоны с ЕНВД. В I полугодии

площадью торгового зала 2003 г. организация

по каждому объекту добросовестно уплачивала

организации торговли не налоги в соответствии с

более 150 кв. м, должна общей системой

быть переведена на ЕНВД налогообложения.

с 1 января 2003 г. Придание закону обратной

Налогоплательщик должен силы и доначисление

был выполнить требование организации

действующего российского дополнительно ЕНВД за

законодательства и с I полугодие 2003 г.

1 января 2003 г. приведет к ее двойному

перевести объекты своей налогообложению,

розничной торговли, ухудшающему положение

подпадающие под налогоплательщика.

указанное ограничение, В силу этого Закон

на ЕНВД. Чувашской Республики

N 15 обратной силы иметь

     
   ————————————————————————                  не может, и позиция
   Федеральный закон от                      налоговой инспекции
   31.12.2002 N 191—ФЗ                       неправомерна.
   "О внесении изменений и
   дополнений в главы 22,
   24, 25, 26.2, 26.3 и 27
   части второй Налогового
   кодекса Российской
   Федерации и некоторые
   другие акты
   законодательства
   Российской Федерации".
     
   ————————————————————————
   
Закон Чувашской Республики от 23.05.2003 N 15 "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования ¦ в Чувашской Республике, \¦/ отнесенных ----------------------- ———— законодательством ------------------------¬ Российской Федерации о ¦ Решение в пользу ¦ налогах и сборах к ¦ организации ¦ ведению субъектов L---------------------- ———— Российской Федерации". ----------------------- ————

ПОЗИЦИЯ СУДА

В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности хотя и устанавливается НК РФ, но вводится в действие законами субъектов РФ и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Изменения, вносимые в текст гл. 26.3 НК РФ федеральным законодательством, не вступают в силу автоматически, а должны быть введены на территории соответствующего субъекта РФ нормативными актами региональных властей <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> С 2006 г. ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами г. г. Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. А в п. 2 ст. 5 НК РФ сказано, что акты законодательства о налогах и сборах не имеют обратной силы в следующих случаях:

- если акты устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки и размеры сборов;

- если акты устанавливают или отягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

- если акты устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений.

Таким образом, оговорка чувашских законодателей о распространении действия внесенных в законодательство изменений на период с 1 января 2003 г. является неправомерной, так как она ухудшает положение налогоплательщика.

Организация была обязана перейти на ЕНВД по объектам розничной торговли только с момента вступления в силу Закона Чувашской Республики от 23.05.2003 N 15.

Решение суда изложено в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13.02.2006 по делу N А79-5329/2005.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Из этого относительно несложного судебного дела можно сделать три важных вывода.

Во-первых, если в НК РФ установлено, что тот или иной налог или специальный режим налогообложения вводится на определенной территории России не федеральными, а региональными или местными властями, то до тех пор, пока местные власти федеральный акт не продублируют, он не будет действовать, несмотря на вступление в силу федерального закона. Это относится не только к ЕНВД, но и к следующим налогам:

- налогу на имущество организаций, который вводится в действие законами субъектов РФ согласно п. 1 ст. 372 НК РФ;

- к земельному налогу, который вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований согласно п. 1 ст. 387 НК РФ;

- транспортному налогу, который вводится в действие законами субъектов РФ согласно ст. 356 НК РФ.

Во-вторых, придать обратную силу законам о налогообложении действующее законодательство разрешает только в двух случаях:

- если приняты акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, - они имеют обратную силу безо всяких оговорок;

- если приняты акты, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, - они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Нормативные акты, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы иметь не могут в любом случае, так как это закреплено не только в ст. 5 НК РФ, но и в ст. 57 Конституции РФ. Основная проблема всех налогоплательщиков при этих, казалось бы, благоприятствующих им обстоятельствах, заключается в том, что именно им приходится доказывать, что придание налоговому закону обратной силы ухудшает их положение.

В данном случае ухудшение положения налогоплательщика было налицо. Так, при использовании общей системы налогообложения в спорный период предприятие имело право, как минимум, принимать к вычету из бюджета входной НДС, при использовании же ЕНВД оно уже не могло этого сделать. Распространение действия ЕНВД на прошедший период лишало организацию возможности нейтрализовать эти неблагоприятные для нее обстоятельства.

В-третьих, в очередной раз выявляется некоторая непоследовательность налоговиков при проведении проверок. Обратите внимание на то, что в рассматриваемом нами деле налогоплательщик - это хлебозавод. Можно с большой уверенностью предположить, что в его розничной торговле существенный объем продаж составляет продукция собственного производства.

МНС России в Письме от 11.06.2003 N СА-6-22/657 утверждало следующее:

- реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции;

- при уплате ЕНВД от осуществления розничной торговли собственной продукцией из налогообложения будет исключаться доход от производственной деятельности истца в отношении продукции, реализованной через собственную розничную сеть, что недопустимо.

Способ реализации изготовленной продукции не превращает организацию из товаропроизводителя в продавца товаров, осуществляющего розничную торговлю через магазины и иные места организации торговли. Поэтому она не может претендовать на применение системы налогообложения в виде ЕНВД по виду деятельности "розничная торговля".

В определенной степени с налоговыми органами согласился и ВАС РФ в Постановлении от 07.10.2003 N 6884/03. Согласно этой логике налоговикам необходимо было сначала проверить, реализует организация собственную продукцию или покупные товары, решить, можно ли вообще переводить объекты розничной торговли налогоплательщика на ЕНВД, а уже потом доначислять ему налоги, пени и штрафы.

Отметим еще вот что. Если раньше - до 1 января 2006 г. - положения ст. 346.27 НК РФ давали возможность отстоять право производителей перевести розничную торговлю собственной продукцией на ЕНВД, то теперь в той же статье четко сказано, что торговля собственной продукцией к розничной торговле не относится. Те организации, кто реализует в розницу продукцию собственного производства, на уплату ЕНВД не переводятся.

В заключение отметим, что летом 2005 г. Федеральным законом N 101-ФЗ в гл. 26.3 НК РФ вновь были внесены изменения. Однако не везде региональные власти успели вовремя поправить свои законы (таблица).

Перечень региональных актов, вводящих ЕНВД в 2006 г.

     
   ————————————————————T———————————————————T——————————————T—————————¬
   |    Нормативный    | Порядок вступления|     Дата     |   Дата  |
   |    правовой акт   |      в силу,      | опубликования|  начала |
   |                   |  предусмотренный  |и наименование| действия|
   |                   |      законом      |   печатного  |         |
   |                   |                   |    органа    |         |
   +———————————————————+———————————————————+——————————————+—————————+
   |Закон Красноярского|Закон подлежит     |"Краевой      |24 января|
   |края от 06.12.2005 |опубликованию в    |вестник", N 47|2006 г.  |
   |N 16—4145          |"Краевом           |от 23 декабря |         |
   |"О внесении        |вестнике" —        |2005 г.       |         |
   |изменений в        |приложении к газете|              |         |
   |статью 3 Закона    |"Вечерний          |              |         |
   |края "О системе    |Красноярск" и      |              |         |
   |налогообложения в  |распространяется на|              |         |
   |виде единого налога|правоотношения,    |              |         |
   |на вмененный доход |возникшие с        |              |         |
   |для отдельных видов|1 октября 2005 г.  |              |         |
   |деятельности в     |(ст. 2 Закона)     |              |         |
   |Красноярском крае" |                   |              |         |
   +———————————————————+———————————————————+——————————————+—————————+
   |Закон Тюменской    |Закон вступает в   |"Тюменская    |1 апреля |
   |области от         |силу с 1 января    |область       |2006 г.  |
   |06.12.2005 N 423   |2006 г., но не     |сегодня",     |         |
   |"О внесении        |ранее первого числа|N 229 от      |         |
   |изменений в Закон  |очередного         |9 декабря     |         |
   |Тюменской области  |налогового периода |2005 г.;      |         |
   |"О системе         |по единому налогу  |"Тюменские    |         |
   |налогообложения в  |на вмененный доход |известия",    |         |
   |виде единого налога|для отдельных видов|N N 276 — 277 |         |
   |на вмененный доход |деятельности (ст. 2|от 9 декабря  |         |
   |для отдельных видов|Закона)            |2005 г.       |         |
   |деятельности"      |                   |              |         |
   +———————————————————+———————————————————+——————————————+—————————+
   |Закон Республики   |Закон вступает в   |"Дагестанская |1 апреля |
   |Дагестан от        |силу с 1 января    |правда",      |2006 г.  |
   |05.12.2005 N 49    |2006 г., но не     |N N 269 — 270 |         |
   |"О внесении        |ранее чем по       |от 7 декабря  |         |
   |изменений в Закон  |истечении одного   |2005 г.       |         |
   |Республики Дагестан|месяца со дня его  |              |         |
   |"О едином налоге на|официального       |              |         |
   |вмененный доход для|опубликования и не |              |         |
   |отдельных видов    |ранее первого числа|              |         |
   |деятельности на    |очередного         |              |         |
   |территории         |налогового периода |              |         |
   |Республики         |по единому налогу  |              |         |
   |Дагестан"          |на вмененный доход |              |         |
   |                   |для отдельных видов|              |         |
   |                   |деятельности (ст. 2|              |         |
   |                   |Закона)            |              |         |
   L———————————————————+———————————————————+——————————————+——————————
   

Подписано в печать

07.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Оператор сотовой связи оказывает нашей организации услуги связи и по итогам каждого месяца направляет счет с расшифровкой использованного времени и стоимости разговоров. Налоговая инспекция, всякий раз проводя камеральную налоговую проверку, не обращает внимания на эти счета и требует предоставить акты сверки оказанных услуг и их оплаты. А акты мы не составляем. Правомерно ли требование налогового органа? ("Налоговые споры", 2006, N 7) >
Крестьянское фермерское хозяйство было создано в 1992 г. Глава КФХ в качестве предпринимателя не регистрировался. Поэтому взносы за себя и работников уплачивал, исходя из полученной зарплаты. А недавно отделение ПФР потребовало, чтобы глава хозяйства зарегистрировался как ПБОЮЛ и перечислял фиксированные платежи по пенсионным взносам. Правомерно ли это требование? ("Главбух", 2006, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.