|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
<События, факты, перспективы от 07.06.2006> ("Налоговые споры", 2006, N 7)
"Налоговые споры", 2006, N 7
Налоговые органы улучшают показатели
Как сообщает ФНС России, в 2002 г. сумма удовлетворенных судами требований по заявлениям налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам, составила 84% от оспариваемой суммы (сумма оспариваемых налогоплательщиком требований - более 103 млрд руб., сумма удовлетворенных судом требований - около 88 млрд руб.). Благодаря улучшению качества работы в 2003 - 2005 гг. налоговикам удалось существенно снизить этот показатель. По итогам 2005 г. отношение удовлетворенных судом сумм к оспариваемым равнялось 32% (151 млрд руб. против 462 млрд руб.).
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Результаты рассмотрения налоговых споров | | в арбитражных судах за 2002 — 2005 гг. | | (по данным ФНС России) | | | |млрд руб. | | | |500 ¬ 462 | | | ————¬ | | | 402 | * | | |400 + ————¬ | | | | | | * | | | | | | | | | | | |300 + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |200 + 189 | |181 | | | | | ————¬122 | +———¬ | |151 | | | 103 | * +———¬ | | х | | +———¬ | |100 + ————¬ 88 | | х | | | | | | х | | | | | * +———¬ | | | | | | | | | | | | | | х | | | | | | | | | | | | 0 +——+———+———+——T——+———+———+——T——+———+———+——T——+———+———+—¬годы| | 2002 2003 2004 2005 | | | | ————¬ | | | * | Сумма требований налоговых органов, | | L———— оспоренных налогоплательщиками | | ————¬ | | | х | Сумма требований, отсуженных | | L———— налогоплательщиками | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Главное не количество, а качество
Если проанализировать ежегодную статистику ВАС РФ, то можно увидеть, что претензии налогоплательщиков к налоговым органам на 70% удовлетворяются судами. Многие считают, что это говорит о некачественной работе налоговых органов, однако у самих налоговиков на этот счет иное мнение. Для бюджета важен объем поступающих налогов, пеней и штрафов, следовательно, ориентироваться нужно не на процент удовлетворенных исковых заявлений налогоплательщиков, а на сумму удовлетворенных требований. А здесь статистика уже не в пользу налогоплательщиков. По сравнению с 2002 г., когда доля требований, отсуженная налогоплательщиками, была самая большая - 84% от суммы претензий, в 2003 - 2005 гг. этот показатель стабильно снижался. Налоговики объясняют это тем, что именно с 2002 г. недобросовестные налогоплательщики стали широко использовать различные схемы уклонения от налогообложения, пользуясь тем, что ответственности за действия третьих лиц нет. Однако выявление таких схем и комплексный анализ деятельности налогоплательщиков позволили налоговым органам чаще доказывать в суде законность своих решений. Улучшение качества работы налоговых органов по выявлению недобросовестных налогоплательщиков и фактов применения схем привело к тому, что в 2005 г. налогоплательщики отказались от исковых требований на общую сумму более 28 млрд руб. (по данным территориальных налоговых органов). Они больше не хотят идти в суд, зная, что их действия неправомерны и налоговый орган в состоянии это доказать. Кроме того, налоговые органы имеют возможность оспорить в суде сделки налогоплательщиков по ст. 169 ГК РФ. Напомним, что при применении этой статьи в доход государства взыскивается все полученное по сделке, признанной противоречащей правопорядку и нравственности.
Примечание. Представляя в июле в налоговый орган расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за полугодие, следует иметь ввиду, что Приказом Минфина России от 12.04.2006 N 64н форма этого расчета была изменена. Согласно уточнению достоверность сведений о сумме авансового платежа по земельному налогу, подлежащей уплате в бюджет (по данным налогоплательщика), должна подтверждаться подписями руководителя и главного бухгалтера организации или подписью индивидуального предпринимателя.
Наши недра ждут большие перемены
В настоящее время на государственном уровне ведется активная работа по изменению законодательства о недропользовании и как следствие - налогового законодательства. Основная цель этой работы - стимулировать разработку и освоение новых участков месторождений полезных ископаемых добывающими компаниями, а также поддержать тех, кто ведет работы на старых участках недр. На 2-м ежегодном международном форуме "Налогообложение в нефтегазовой отрасли в России и СНГ", который прошел в Москве 22 - 23 мая, представитель Министерства природных ресурсов Российской Федерации сообщил, что министерством разработан законопроект, принятие которого существенным образом изменит регулирование правоотношений в сфере недропользования. Наравне с лицензированием регулирование порядка использования недр планируется осуществлять на основе специального договора. Это значит, что недропользование приблизится к гражданско-правовым отношениям и участок недр как объект гражданско-правовых отношений можно будет использовать в качестве предмета залога. Что касается вопросов налогообложения, то предполагается поставить ставки НДПИ в зависимость от степени выработки месторождения. Те компании, которые продолжают добычу на старых участках недр со степенью выработанности 80 - 85%, могут рассчитывать на пониженные ставки налога, а те, кто планирует осваивать новые месторождения, - на налоговые "каникулы" на 10 - 15 лет (речь идет о месторождениях нефти и газа в районах Восточной Сибири). При этом налоговые преимущества будут доступны лишь тем, кто ведет прямой учет добычи. И еще одно новшество - предполагается передать функции по администрированию количества добытых полезных ископаемых Федеральной налоговой службе. Сейчас этими вопросами занимается МПР России.
Примечание. Утверждена новая форма документа, подтверждающего наличие лицензии, - бланка лицензии. Соответствующее Постановление Правительства РФ от 11.04.2006 N 208 подписал премьер-министр Михаил Фрадков. С 1 июля этого года по данной форме будут выдаваться новые и переоформляться ранее выданные лицензии. Однако новые правила не касаются лицензий на осуществление деятельности в области туризма и строительства, лицензирование которой прекращается с 1 января 2007 г.
Налоговая нагрузка растет
Вместе с ценами на нефть увеличивается налоговая нагрузка на компании, работающие в сфере нефтедобычи. Налоговая ставка при добыче нефти в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2006 г. составляет 419 руб. за 1 т с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть (Кц). Ставка вывозной таможенной пошлины (за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе) на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, с 1 июня 2006 г. равна 199,8 долл. США за 1 т, что на 13,4 долл. США больше по сравнению с 1 апреля 2006 г.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Налоговая нагрузка | | на нефтяные холдинговые компании <*> | | | | долл. США | | | | 450 T—————————————————————————————————————————————————————¬ | | | | | | | | | | 400 +————————————————————————————————————————————*————————+ | | | | | | | | | | 350 +—————————————————————————————————————————————————————+ | | | | | | | | | | 300 +—————————————————————————————————————————————————————+ | | | | | | | * | | | 250 +————————————————————————————————————————————х————————+ | | | | | | | * | | | 200 +——————————————————————————*——————————————————————————+ | | | * | | | | * | | | 150 +——————————————————————————————————————х——————————————+ | | | * | | | | | | | 100 +—————————————————————————————————————————————————————+ | | | | | | | * х | | | 50 +——————————————————————————х——————————————————————————+ | | | х | | | | х х | | | 0 +——х——T—————T—————T—————T—————T—————T—————T—————T—————+ | | 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 годы | | | | ————¬ | | | * | Цена на нефть, долл. США | | L———— | | ————¬ | | | х | Суммарная нагрузка НДПИ и экспортной | | L———— таможенной пошлины, долл. США | | | | ———————————————————————————————— | | <*> По данным ЗАО "КПМГ". | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Налоговая безопасность бизнеса не теряет своей актуальности
Политика государства, направленная на снижение налоговой нагрузки, не может проводиться без ужесточения налогового контроля. В последнее время налоговые органы активизировали работу по борьбе со схемами уклонения от уплаты налогов. Чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, налогоплательщикам все больше приходится думать о создании надежной системы налоговой безопасности своего бизнеса. На прошедшей в Москве 18 мая 2006 г. научно-практической конференции "Налоговая безопасность бизнеса" представители юридических и консалтинговых фирм, крупных российских и иностранных предприятий поделились своим опытом налогового планирования и выработки налоговых стратегий. По исследованиям Группы компаний "Градиент Альфа" налоговое давление на бизнес в России из года в год только увеличивается. Председатель Совета директоров Группы Павел Гагарин сообщил, что если в 1999 г. из 39 клиентов компании налоговым проверкам подверглись 5, то в 2005 г. из 400 компаний налоговики проверили 396, т.е. за 6 лет коэффициент налогового давления вырос с 0,12 до 0,99. Обсуждая, какой должна быть налоговая стратегия предприятия, как доказать обоснованность налоговой оптимизации и защититься от претензий налоговых органов, участники конференции выработали несколько практических рекомендаций. Так, Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", предложил создавать такую систему налоговой безопасности, которая включала бы экономическое обоснование совершаемых сделок и хозяйственных операций, выбор и проверку поставщиков (их юридического статуса, деловой репутации, экономической состоятельности), управление налоговыми переплатами. Именно такая система может существенно снизить налоговые риски, которым подвергаются компании в ходе налоговых проверок.
Примечание. Мошенничество с НДС в Великобритании приобретает все большие масштабы. По данным Управления налоговых сборов и таможен Великобритании в 2004 г. британский бюджет потерял от 1,1 до 1,9 млрд ф. ст. из-за мошенничества с НДС. В 2005 г. сумма потерь может увеличиться до 5 млрд, а в 2006 г. - до 10 млрд ф. ст. По итогам I квартала 2006 г. статистическое бюро британского правительства сообщило, что поступления от НДС впервые снизились с 1973 г., когда этот налог был введен.
Налоговое планирование и развитие бизнеса
Многие российские компании готовы вести бизнес в других странах мира. Особенности налогообложения при выходе российских компаний на зарубежные рынки были рассмотрены на прошедшей 17 мая 2006 г. конференции "Международное налоговое планирование. Структурирование бизнеса в странах Европы, США и офшорных зонах", организованной компанией "БДО Юникон". Докладчики рассказали о преимуществах открытия бизнеса в США, Нидерландах, Швейцарии, в Гибралтаре и об особенностях, которые следует при этом учитывать российским резидентам, желающим достичь оптимальных финансовых результатов. На конференции отмечалось, что структурирование бизнеса не должно приводить к росту налогов, хотя уменьшение налогового бремени тоже не должно быть единственной целью создания компаний в других странах. Международные правила требуют тщательного анализа любых применяемых схем и механизмов. Например, если немецкая компания создает торговую компанию в юрисдикции, где ставка налога составляет всего 10%, но фактически на территории этой страны операции совершает сама немецкая компания, то прибыль будет облагаться в Германии по ставке 25%. То есть доход компании облагается налогом даже в том случае, если он генерируется за границей. С 1 июля 2006 г. это правило распространяется и на компании, зарегистрированные в Гибралтаре. Раньше налоговый режим Гибралтара предусматривал освобождение от уплаты налога для дохода, полученного от зарубежных источников. Выступающие отметили, что во многих странах используемая налогоплательщиком схема согласовывается с налоговыми органами, практически везде введен контроль за трансфертным ценообразованием, компании обязаны готовить информацию о применяемых ценах и доказывать их обоснованность.
Примечание. В России появился третий тип особых экономических зон - туристско-рекреационные. В отличие от уже существующих технико-внедренческих и промышленно-производственных ОЭЗ, туристические зоны разрешено развивать на территории сразу нескольких муниципальных образований, а их резидентами могут быть как физические, так и юридические лица. Для них предусмотрен ряд налоговых льгот, например, освобождение в течение пяти лет от уплаты налога на имущество и земельного налога, а также пониженная ставка налога на прибыль (до 13,5%).
Подписано в печать 07.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |