Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




<События, факты, перспективы от 07.06.2006> ("Налоговые споры", 2006, N 7)



"Налоговые споры", 2006, N 7

Налоговые органы улучшают показатели

Как сообщает ФНС России, в 2002 г. сумма удовлетворенных судами требований по заявлениям налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам, составила 84% от оспариваемой суммы (сумма оспариваемых налогоплательщиком требований - более 103 млрд руб., сумма удовлетворенных судом требований - около 88 млрд руб.). Благодаря улучшению качества работы в 2003 - 2005 гг. налоговикам удалось существенно снизить этот показатель. По итогам 2005 г. отношение удовлетворенных судом сумм к оспариваемым равнялось 32% (151 млрд руб. против 462 млрд руб.).

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |            Результаты рассмотрения налоговых споров            |
   |             в арбитражных судах за 2002 — 2005 гг.             |
   |                     (по данным ФНС России)                     |
   |                                                                |
   |млрд руб.                                                       |
   |                                                                |
   |500 ¬                                             462           |
   |    |                                            ————¬          |
   |    |                               402          | * |          |
   |400 +                              ————¬         |   |          |
   |    |                              | * |         |   |          |
   |    |                              |   |         |   |          |
   |300 +                              |   |         |   |          |
   |    |                              |   |         |   |          |
   |    |                              |   |         |   |          |
   |200 +                 189          |   |181      |   |          |
   |    |                ————¬122      |   +———¬     |   |151       |
   |    |   103          | * +———¬     |   | х |     |   +———¬      |
   |100 +  ————¬ 88      |   | х |     |   |   |     |   | х |      |
   |    |  | * +———¬     |   |   |     |   |   |     |   |   |      |
   |    |  |   | х |     |   |   |     |   |   |     |   |   |      |
   |  0 +——+———+———+——T——+———+———+——T——+———+———+——T——+———+———+—¬годы|
   |          2002          2003          2004          2005        |
   |                                                                |
   |            ————¬                                               |
   |            | * | Сумма требований налоговых органов,           |
   |            L———— оспоренных налогоплательщиками                |
   |            ————¬                                               |
   |            | х | Сумма требований, отсуженных                  |
   |            L———— налогоплательщиками                           |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Главное не количество, а качество

Если проанализировать ежегодную статистику ВАС РФ, то можно увидеть, что претензии налогоплательщиков к налоговым органам на 70% удовлетворяются судами. Многие считают, что это говорит о некачественной работе налоговых органов, однако у самих налоговиков на этот счет иное мнение.

Для бюджета важен объем поступающих налогов, пеней и штрафов, следовательно, ориентироваться нужно не на процент удовлетворенных исковых заявлений налогоплательщиков, а на сумму удовлетворенных требований. А здесь статистика уже не в пользу налогоплательщиков. По сравнению с 2002 г., когда доля требований, отсуженная налогоплательщиками, была самая большая - 84% от суммы претензий, в 2003 - 2005 гг. этот показатель стабильно снижался. Налоговики объясняют это тем, что именно с 2002 г. недобросовестные налогоплательщики стали широко использовать различные схемы уклонения от налогообложения, пользуясь тем, что ответственности за действия третьих лиц нет. Однако выявление таких схем и комплексный анализ деятельности налогоплательщиков позволили налоговым органам чаще доказывать в суде законность своих решений.

Улучшение качества работы налоговых органов по выявлению недобросовестных налогоплательщиков и фактов применения схем привело к тому, что в 2005 г. налогоплательщики отказались от исковых требований на общую сумму более 28 млрд руб. (по данным территориальных налоговых органов). Они больше не хотят идти в суд, зная, что их действия неправомерны и налоговый орган в состоянии это доказать. Кроме того, налоговые органы имеют возможность оспорить в суде сделки налогоплательщиков по ст. 169 ГК РФ. Напомним, что при применении этой статьи в доход государства взыскивается все полученное по сделке, признанной противоречащей правопорядку и нравственности.

Примечание. Представляя в июле в налоговый орган расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за полугодие, следует иметь ввиду, что Приказом Минфина России от 12.04.2006 N 64н форма этого расчета была изменена. Согласно уточнению достоверность сведений о сумме авансового платежа по земельному налогу, подлежащей уплате в бюджет (по данным налогоплательщика), должна подтверждаться подписями руководителя и главного бухгалтера организации или подписью индивидуального предпринимателя.

Наши недра ждут большие перемены

В настоящее время на государственном уровне ведется активная работа по изменению законодательства о недропользовании и как следствие - налогового законодательства. Основная цель этой работы - стимулировать разработку и освоение новых участков месторождений полезных ископаемых добывающими компаниями, а также поддержать тех, кто ведет работы на старых участках недр.

На 2-м ежегодном международном форуме "Налогообложение в нефтегазовой отрасли в России и СНГ", который прошел в Москве 22 - 23 мая, представитель Министерства природных ресурсов Российской Федерации сообщил, что министерством разработан законопроект, принятие которого существенным образом изменит регулирование правоотношений в сфере недропользования. Наравне с лицензированием регулирование порядка использования недр планируется осуществлять на основе специального договора. Это значит, что недропользование приблизится к гражданско-правовым отношениям и участок недр как объект гражданско-правовых отношений можно будет использовать в качестве предмета залога.

Что касается вопросов налогообложения, то предполагается поставить ставки НДПИ в зависимость от степени выработки месторождения. Те компании, которые продолжают добычу на старых участках недр со степенью выработанности 80 - 85%, могут рассчитывать на пониженные ставки налога, а те, кто планирует осваивать новые месторождения, - на налоговые "каникулы" на 10 - 15 лет (речь идет о месторождениях нефти и газа в районах Восточной Сибири). При этом налоговые преимущества будут доступны лишь тем, кто ведет прямой учет добычи.

И еще одно новшество - предполагается передать функции по администрированию количества добытых полезных ископаемых Федеральной налоговой службе. Сейчас этими вопросами занимается МПР России.

Примечание. Утверждена новая форма документа, подтверждающего наличие лицензии, - бланка лицензии. Соответствующее Постановление Правительства РФ от 11.04.2006 N 208 подписал премьер-министр Михаил Фрадков. С 1 июля этого года по данной форме будут выдаваться новые и переоформляться ранее выданные лицензии. Однако новые правила не касаются лицензий на осуществление деятельности в области туризма и строительства, лицензирование которой прекращается с 1 января 2007 г.

Налоговая нагрузка растет

Вместе с ценами на нефть увеличивается налоговая нагрузка на компании, работающие в сфере нефтедобычи. Налоговая ставка при добыче нефти в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2006 г. составляет 419 руб. за 1 т с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть (Кц). Ставка вывозной таможенной пошлины (за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе) на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, с 1 июня 2006 г. равна 199,8 долл. США за 1 т, что на 13,4 долл. США больше по сравнению с 1 апреля 2006 г.

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |                       Налоговая нагрузка                       |
   |              на нефтяные холдинговые компании <*>              |
   |                                                                |
   |  долл. США                                                     |
   |                                                                |
   |  450 T—————————————————————————————————————————————————————¬   |
   |      |                                                     |   |
   |      |                                                     |   |
   |  400 +————————————————————————————————————————————*————————+   |
   |      |                                                     |   |
   |      |                                                     |   |
   |  350 +—————————————————————————————————————————————————————+   |
   |      |                                                     |   |
   |      |                                                     |   |
   |  300 +—————————————————————————————————————————————————————+   |
   |      |                                                     |   |
   |      |                                      *              |   |
   |  250 +————————————————————————————————————————————х————————+   |
   |      |                                                     |   |
   |      |                                *                    |   |
   |  200 +——————————————————————————*——————————————————————————+   |
   |      |        *                                            |   |
   |      |              *                                      |   |
   |  150 +——————————————————————————————————————х——————————————+   |
   |      |                    *                                |   |
   |      |                                                     |   |
   |  100 +—————————————————————————————————————————————————————+   |
   |      |                                                     |   |
   |      |  *                             х                    |   |
   |   50 +——————————————————————————х——————————————————————————+   |
   |      |                    х                                |   |
   |      |        х     х                                      |   |
   |    0 +——х——T—————T—————T—————T—————T—————T—————T—————T—————+   |
   |        1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  годы    |
   |                                                                |
   |            ————¬                                               |
   |            | * | Цена на нефть, долл. США                      |
   |            L————                                               |
   |            ————¬                                               |
   |            | х | Суммарная нагрузка НДПИ и экспортной          |
   |            L———— таможенной пошлины, долл. США                 |
   |                                                                |
   |    ————————————————————————————————                            |
   |    <*> По данным ЗАО "КПМГ".                                   |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Налоговая безопасность бизнеса

не теряет своей актуальности

Политика государства, направленная на снижение налоговой нагрузки, не может проводиться без ужесточения налогового контроля. В последнее время налоговые органы активизировали работу по борьбе со схемами уклонения от уплаты налогов. Чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, налогоплательщикам все больше приходится думать о создании надежной системы налоговой безопасности своего бизнеса.

На прошедшей в Москве 18 мая 2006 г. научно-практической конференции "Налоговая безопасность бизнеса" представители юридических и консалтинговых фирм, крупных российских и иностранных предприятий поделились своим опытом налогового планирования и выработки налоговых стратегий.

По исследованиям Группы компаний "Градиент Альфа" налоговое давление на бизнес в России из года в год только увеличивается. Председатель Совета директоров Группы Павел Гагарин сообщил, что если в 1999 г. из 39 клиентов компании налоговым проверкам подверглись 5, то в 2005 г. из 400 компаний налоговики проверили 396, т.е. за 6 лет коэффициент налогового давления вырос с 0,12 до 0,99.

Обсуждая, какой должна быть налоговая стратегия предприятия, как доказать обоснованность налоговой оптимизации и защититься от претензий налоговых органов, участники конференции выработали несколько практических рекомендаций. Так, Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", предложил создавать такую систему налоговой безопасности, которая включала бы экономическое обоснование совершаемых сделок и хозяйственных операций, выбор и проверку поставщиков (их юридического статуса, деловой репутации, экономической состоятельности), управление налоговыми переплатами. Именно такая система может существенно снизить налоговые риски, которым подвергаются компании в ходе налоговых проверок.

Примечание. Мошенничество с НДС в Великобритании приобретает все большие масштабы. По данным Управления налоговых сборов и таможен Великобритании в 2004 г. британский бюджет потерял от 1,1 до 1,9 млрд ф. ст. из-за мошенничества с НДС. В 2005 г. сумма потерь может увеличиться до 5 млрд, а в 2006 г. - до 10 млрд ф. ст. По итогам I квартала 2006 г. статистическое бюро британского правительства сообщило, что поступления от НДС впервые снизились с 1973 г., когда этот налог был введен.

Налоговое планирование и развитие бизнеса

Многие российские компании готовы вести бизнес в других странах мира. Особенности налогообложения при выходе российских компаний на зарубежные рынки были рассмотрены на прошедшей 17 мая 2006 г. конференции "Международное налоговое планирование. Структурирование бизнеса в странах Европы, США и офшорных зонах", организованной компанией "БДО Юникон". Докладчики рассказали о преимуществах открытия бизнеса в США, Нидерландах, Швейцарии, в Гибралтаре и об особенностях, которые следует при этом учитывать российским резидентам, желающим достичь оптимальных финансовых результатов.

На конференции отмечалось, что структурирование бизнеса не должно приводить к росту налогов, хотя уменьшение налогового бремени тоже не должно быть единственной целью создания компаний в других странах. Международные правила требуют тщательного анализа любых применяемых схем и механизмов. Например, если немецкая компания создает торговую компанию в юрисдикции, где ставка налога составляет всего 10%, но фактически на территории этой страны операции совершает сама немецкая компания, то прибыль будет облагаться в Германии по ставке 25%. То есть доход компании облагается налогом даже в том случае, если он генерируется за границей. С 1 июля 2006 г. это правило распространяется и на компании, зарегистрированные в Гибралтаре. Раньше налоговый режим Гибралтара предусматривал освобождение от уплаты налога для дохода, полученного от зарубежных источников.

Выступающие отметили, что во многих странах используемая налогоплательщиком схема согласовывается с налоговыми органами, практически везде введен контроль за трансфертным ценообразованием, компании обязаны готовить информацию о применяемых ценах и доказывать их обоснованность.

Примечание. В России появился третий тип особых экономических зон - туристско-рекреационные. В отличие от уже существующих технико-внедренческих и промышленно-производственных ОЭЗ, туристические зоны разрешено развивать на территории сразу нескольких муниципальных образований, а их резидентами могут быть как физические, так и юридические лица. Для них предусмотрен ряд налоговых льгот, например, освобождение в течение пяти лет от уплаты налога на имущество и земельного налога, а также пониженная ставка налога на прибыль (до 13,5%).

Подписано в печать

07.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Основная наша деятельность - строительство линий электропередачи - облагается обычными налогами. В то же время мы оказываем автотранспортные услуги, которые в нашем регионе переводятся на ЕНВД. Но мы не ведем раздельный учет, поскольку расходы на "вмененную" деятельность менее 5 процентов. Вправе ли мы принимать к вычету НДС по общим затратам? И надо ли нам платить ЕНВД? ("Главбух", 2006, N 12) >
Всегда ли при перемещении оборудования увеличивается его первоначальная стоимость? ("Налоговые споры", 2006, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.