|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Аудит соблюдения объектами социальной сферы правил ведения бухгалтерского учета ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 11)
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 11
АУДИТ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
При сложившихся условиях на первый план выдвигается необходимость совершенствования качества контроля (аудита) объектов несоциальной сферы на всех уровнях контроля: государственном, внешнем (в том числе аудит), внутреннем. Рассмотрим методологию и методику аудита непроизводственной сферы на примере аудита отчетности потребительского общества. Аудит непроизводственной сферы экономических субъектов следует также начинать с ознакомления с бизнесом, предварительного планирования, включения вопросов аудита непроизводственной сферы в общий план и программу аудита. Одним из перспективных этапов аудита непроизводственной сферы является оценка системы внутреннего контроля. В первую очередь при оценке системы внутреннего контроля (СВК) аудитор должен изучить и оценить организационную структуру предприятия. Целесообразно при этом обобщить эту информацию в виде схемы (см. рисунок). Это позволит аудиторам получить наиболее полное представление об управленческой структуре предприятия, взаимодействии его подразделений между собой и подчиненности, а также установлении распределения ответственности и др.
Организационная структура управленческой и бухгалтерской службы потребительского общества
—————————————————————¬ ——————————————¬ | Совет | | Ревизионная | | потребительского +———+ комиссия | | общества | | | | | | | L————————T———————————— L——————————————¦
¦ ———————————————¬ —————————+———————————¬ ——————————————¬ | Экономическая| | Правление | | Юридический | | служба +——+ потребительского +———+ отдел | | | | общества | | | L——————————————— L————————T———————————— L——————————————¦ ————————————+———————————————¬ | Главный бухгалтер | —————+ +——————¬ | L———————————T———————————————— | | | | | | | ——————————+————¬ —————————+———————————¬ ———————+———————————¬ | Бухгалтер по | | Бухгалтер по | | Бухгалтер | | производству | | общественному | | по торговле | | | | питанию | | и прочим услугам | L—————————T————— L————————T———————————— L——————T————————————¦ ¦ ¦ ——————————+————¬ —————————+———————————¬ ———————+———————————¬ | Материально— | | Материально— | | Материально— | | ответственные| | ответственные лица:| | ответственные | | лица: | | зав. складом, | | лица: кладовщик, | | зав. складом,| | зав. производством | | зав. магазином | | гл. инженер | | | | | L——————————————— L————————————————————— L——————————————————— Степень значимости СВК заключается в том, что она позволяет более полно и всесторонне изучить финансовую и хозяйственную деятельность предприятий потребительской кооперации и их структурных подразделений, определить экономическую целесообразность и правильность совершаемых хозяйственных операций, а также достоверность учетной и отчетной бухгалтерской информации. Существенной особенностью деятельности предприятия общественного питания потребительской кооперации является ее нацеленность на решение социальных задач. Вместе с тем при проведении контроля следует систематически проверять финансовые показатели результатов деятельности, поскольку безубыточность работы потребительской кооперации является одним из непременных условий ее существования, дальнейшего развития и решения социальных задач. Значительный удельный вес на предприятиях общественного питания занимают товарные операции. Поэтому в Программу аудита общепита потребкооперации следует включить следующий перечень проверяемых вопросов по соответствующим разделам (табл. 1).
Таблица 1
Программа аудита товарных операций предприятий общественного питания
——————————————————T——————————————————————————————————————————————¬ | Наименование | Содержание вопроса (процедуры) | | раздела | | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |1. Аудит общего |Соответствие учредительных документов | |состояния системы|действующему законодательству. Правильность | |бухгалтерского |учетной политики и ее соответствие | |учета |действующему законодательству. Установление | | |значения применяемого объема и состава средств| | |вычислительной техники на подготовку | | |бухгалтерской отчетности и проведение | | |аудиторской проверки | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |2. Аудит |Ознакомление с организационной структурой | |эффективности и |предприятия. Наличие и документальное | |надежности |оформление распределения обязанностей между | |системы |работниками по выполнению функций внутреннего | | |контроля. Документальное оформление | | |контрольных процедур | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |3. Проверка |Соблюдение сроков проведения инвентаризации. | |фактического |Правильность и своевременность отражения в | |наличия и |бухгалтерском учете результатов инвентаризации| |правильности |в кладовой и в буфете. Проведение | |хранения товаров |инвентаризации под контролем аудитора | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |4. Аудит товарных|Правильность оформления операций по | |операций в |поступлению товаров. Оценка уровня учета | |кладовой |продуктов в кладовой. Документальное | | |оформление операций по отпуску из кладовой | | |сырья, покупных полуфабрикатов и кулинарных | | |изделий. Правильность составления отчетности | | |материально—ответственными лицами. | | |Правильность бухгалтерского учета товарных | | |потерь | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |5. Аудит |Документальное оформление поступления в | |бухгалтерского |производство сырья и полуфабрикатов. | |учета сырья в |Документальное оформление деятельности | |производстве и |производства (цехов). Правильность учета | |выпуска продукции|затрат на приготовление продуктов; оформление | | |отпуска готовых изделий на раздачу | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |6. Аудит |Правильность формирования цен на продукцию | |реализации |собственного производства и покупные товары. | |товаров в буфетах|Правильность применения контрольно—кассовых | |и мелкорозничной |машин при расчетах с населением наличными | |торговле |деньгами. Правильность организации | | |аналитического учета по каждому материально— | | |ответственному лицу в буфете и мелкорозничной | | |сети. Полнота и своевременность сдачи выручки | | |в кассу в конце рабочего дня. Правильность | | |составления товарных отчетов работниками | | |торговли | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |7. Аудит учета |Соблюдение правил оценки товаров в кладовой, | |товарных операций|производстве, буфете и мелкорозничной сети. | |на предприятиях |Правильность расчета и списания затрат | |общественного |(расходов на продажу). Правильность | |питания в |определения объема товарооборота | |центральной |общественного питания для исчисления торговых | |бухгалтерии |наценок. Правильность отражения операций по | | |реализации покупных товаров и продукции | | |собственного производства, а также | | |формирования финансовых результатов для целей | | |бухгалтерского учета и налогообложения | L—————————————————+——————————————————————————————————————————————— Результаты проверки, полученные по разделам программы аудита, следует отражать в рабочей документации аудитора с обязательным указанием периода проведения аудиторской процедуры по каждому разделу учета, даты составления и проверки документа. При проведении аудита товарных операций на предприятиях общественного питания потребительской кооперации наиболее уместными и целесообразными методами получения аудиторских доказательств являются: проверка документов по существу с позиции установления факта законности и экономической целесообразности операции, проведение встречной проверки документов, направление письменных запросов третьим лицам, арифметическая и фактическая проверка наличия товаров и достоверности осуществления расчетов с покупателями и поставщиками. Наиболее эффективными приемами проверки полноты и своевременности оприходования и списания товаров в кладовой, продуктов и готовых изделий на кухне и в торговом зале являются внезапная инвентаризация и хронологическая проверка. При проведении аудита товарных операций большое значение имеют аналитические процедуры. Они представляют собой анализ и оценку аудитором полученной информации, а также расчет и изучение основных финансово-экономических показателей проверяемого предприятия общественного питания с целью выявления незаконных или неправильно отраженных в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, а также выявление причин допущенных искажений. Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется введением большого числа новых нормативно-правовых актов, что обусловливает большие квалификационные требования к специальности аудитора. Он должен обладать знаниями по организации, технологии и этике аудита, бухгалтерскому учету, финансам, кредиту, законодательству, налогообложению, контролю и ревизии хозяйственной деятельности, экономике, организации и управлению агропромышленным производством, компьютеризации учета и экономических программ, достаточными для практической деятельности в сфере внешнего и внутреннего аудита; владеть методами организации и проведения экспертизы бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, аудиторских проверок и услуг; уметь защищать законные имущественные интересы хозяйствующих субъектов в органах налогообложения и правоохранительных органах. Необходимость в высоком уровне квалификации аудиторов определяет состав требований к претендентам на получение специальности аудитора, принципиальные подходы к формам и методам подготовки, ее объему и продолжительности. На основе вышеизложенного в целях улучшения организации внутреннего аудита на предприятиях агропромышленного комплекса целесообразно: - рекомендовать всемерное развитие внутреннего аудита, опережающий режим подготовки кадров аудиторов и повышения квалификации работников управления по аудиторской деятельности; - определить состав требований к претендентам на получение специальности аудитора, принципиальные подходы к формам и методам подготовки, ее объему и продолжительности; - разработать и внедрить в производство отраслевые нормативные положения и организационные регламенты внутреннего аудита; - разработать и установить порядок введения стандартов, норм, руководств для деятельности внутренних аудиторов; - создание профессиональных центров внутренних аудиторов на принципах самоорганизации. Практика управления и исследования становления многоукладной экономики свидетельствуют о неотложности организации аудита в социальном комплексе на основе общих для всей хозяйственной деятельности правовых регламентов и с учетом особенностей социальной сферы. В составе обстоятельств, обусловивших развитие аудита в социальной сфере, приоритетное значение имеют следующие: - потребность защиты социальных интересов населения (как работающего, так и не работающего). Преобладающее большинство социальных субъектов реорганизовано в процессе реформы и включено в сферу государственной и негосударственной экономики. В этих условиях ведомственный финансовый контроль частично воздействует только на социальные субъекты, находящиеся в государственной собственности. Для остальных субъектов социальной сферы (прежде всего негосударственного сектора) контроль практически упразднен, создается впечатление бесконтрольности и вседозволенности. Промедление в создании новой структуры для исполнения контрольной функции социальной сферы способствует нарушению законов при осуществлении хозяйственных операций, не позволяет обеспечить сохранность специального имущества и его эффективное использование в социальной сфере, правильное исчисление и рациональное распределение доходов от платных социальных услуг, защиту законных интересов широких слоев населения. Самостоятельно хозяйствующие субъекты социальной сферы непосредственно заинтересованы в достоверном бухгалтерском балансе и реальной оценке финансового состояния организации социальной сферы и своих партнеров, в подтверждении соответствия законам и учредительным документам деятельности органов управления на предприятиях и в объединениях (правлений, советов директоров, координационных советов и др.); - сложность системы законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность социальных формирований, обусловливает острую потребность в консультациях и методической помощи по организации учета и отчетности, исчислению дохода и прибыли, пользованию кредитами, защите имущественных интересов своих учредителей. В социальном комплексе специфичны действующие нормативные акты по исчислению и уплате налогов, финансированию и кредитованию; - достоверная оценка реальности бухгалтерского баланса и финансового состояния хозяйствующих социальных субъектов необходима также для банков как условие гарантии возврата кредитов; - защита социальных субъектов от неправомерных действий органов налогообложения, пенсионного и имущественных фондов, банков; - необходимость в регулировании на паритетных началах отношений социальных организаций с юридическими и физическими лицами. Аудиторские проверки применяемых этими предприятиями цен (наценок) и других условий реализации товаров или социальных услуг, проводимые по инициативе региональных органов государственного управления, могут служить основой для принятия эффективных антимонопольных мер. В процессе реформирования экономических отношений и хозяйственной организации в Российской Федерации система органов контроля кардинально трансформировалась. Резко сократилась сфера деятельности ведомственного контроля социальной сферы и численность занятых в них работников. В новой системе контроля хозяйственной деятельности закономерно, вследствие изменений отношений собственности, резко сократилась сфера ведомственного контроля и структура его деятельности, ориентированная на контроль исполнения функций федерального и регионального управления. В сфере хозяйственного управления (на всех его уровнях) контрольные функции осуществляет аудиторская служба, соответствующая предпринимательскому статусу хозяйствующих субъектов и сочетающая независимый финансовый контроль с оказанием услуг в финансовой сфере. Контроль за правильностью составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения осуществляют распорядители и главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся бюджетные учреждения - получатели бюджетных средств. В контрольно-аналитической работе распорядители и главные распорядители бюджетных средств используют такие методы, как анализ и проверка. Аудит социальной сферы призван оценить деятельность организации с точки зрения достоверности ее отчетности и выполнения социальных условий. В ходе аудиторской проверки решаются следующие задачи: - соответствует ли деятельность бюджетного учреждения действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам; - правильно ли составлены бюджетная заявка, смета доходов и расходов, а также обоснованны ли расчеты по конкретным видам доходов и расходов; - соответствуют ли показатели сметы доходов и расходов лимиту бюджетных обязательств и сведениям, содержащимся в уведомлении о бюджетных ассигнованиях; - своевременно ли представляются бюджетным учреждением сметы доходов и расходов на утверждение распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств; - достоверно ли составлена отчетность бюджетной организации по исполнению сметы доходов и расходов. Специфика социальной сферы села и ее аудита определяется тем, что предприятия социальной сферы осуществляют свою деятельность на основании Положения о территориальных округах администрации конкретного района, области, администрациях поселков, сельских округов. Обслуживание организаций социальной сферы осуществляется, как правило, централизованной бухгалтерией администрации поселка и села. Так, например, централизованная бухгалтерия пос. Деденево Московской области обслуживает следующие учреждения: - муниципальное дошкольное учреждение N 40; - муниципальное дошкольное учреждение N 42; - деденевскую общеобразовательную среднюю школу; - дом культуры; - библиотеку; - администрацию; - централизованную бухгалтерию. В соответствии с действующим законодательством правильность ведения учетных операций и составления отчетности в бюджетных учреждениях должна подвергаться систематическому контролю. К числу основных задач в области финансового контроля за деятельностью бюджетных учреждений относятся: - проверка соблюдения действующего законодательства, а также других нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок формирования и использования финансовых ресурсов; - создание условий для наиболее эффективного использования потенциала бюджетной сферы в интересах развития общества и удовлетворения социальных потребностей; - установление полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств, проверка соблюдения финансовой дисциплины, выявление отклонений от принятых стандартов, применение в случае финансовых нарушений жестких санкций не только к самим учреждениям, но и к конкретным должностным лицам; - содействие организации и ведению бухгалтерского учета, составлению обоснованной достоверной отчетности; - разработка мер по предотвращению будущих финансовых нарушений, получение компенсаций за причиненный ущерб от виновных лиц. В ходе осуществления аудиторских контрольных мероприятий проверяется законность всех совершаемых финансово-хозяйственных операций, устанавливаются полнота и своевременность формирования финансовых ресурсов, их целевой характер и эффективность использования, выявляются нарушения финансовой дисциплины. Целенаправленный финансовый контроль позволяет постоянно следить за движением финансовых ресурсов в общественном производстве, в том числе в деятельности бюджетных учреждений; благодаря ему удается правильно оценивать результаты финансово-хозяйственных операций бюджетных учреждений, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий. Наряду с финансовым ведомственным контролем все более широкое значение приобретает независимый аудиторский контроль. В ходе исследования разработаны методические подходы к организации аудита социальной сферы. Первое, что делает аудитор при проведении контрольных мероприятий, - знакомится с деятельностью проверяемой организации. Аудитор проверяет следующие документы: наличие утвержденных смет расходов бюджетной организации в разрезе бюджетов, ее устав, свидетельство о государственной регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, договоры банковских счетов, приказы, распоряжения, внутренние положения и др. Для предварительного обследования может быть использован следующий бланк проверки (табл. 2).
Таблица 2
Данные предварительного обследования организаций социальной сферы
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | 1. Общие данные об организации | +————————————————————————————————————————T———————————————————————+ |Наименование организации | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Данные о регистрации в налоговых | | |органах, во внебюджетных фондах | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Руководитель организации | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Главный бухгалтер | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Юридический адрес, фактический адрес, | | |контактный телефон | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Наличие на балансе подведомственных | | |учреждений, их статус | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Численность организации в целом и в | | |разрезе структурных подразделений | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Источники финансирования: в том числе | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Федеральный бюджет | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Региональный бюджет | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Местный бюджет | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Внебюджетные средства | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ | 2. Организация бухгалтерского учета и системы внутреннего | | контроля | +————————————————————————————————————————T———————————————————————+ |Организация бухгалтерского учета: | | |централизованная бухгалтерия; | | |отдельная бухгалтерия; | | |другие | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Описание используемой системы | | |бухгалтерского учета: ручная, с | | |использованием программ бухгалтерского | | |учета | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Описание используемого программного | | |продукта; организация, обслуживающая | | |программное обеспечение | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Количество компьютеров, используемых для| | |учета | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Численность сотрудников бухгалтерии | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Фамилия, имя, отчество, образование, | | |стаж работы бухгалтеров, в том числе на | | |данном участке | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Выполняемые обязанности, какие | | |документы обрабатывает, какие расчеты | | |составляет, какие проводки делает | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Оценка состояния бухгалтерского учета | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Нормативно—правовое состояние ведения | | |бухгалтерского учета | | +————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Форма хранения учетных регистров | | |(бумажная, электронная), состояние | | |учетных регистров | | L————————————————————————————————————————+———————————————————————— Аудит основан на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результаты аудита оформляются аудиторским заключением, имеющим юридическую силу, и письмом руководству о результатах проверки. Аудитор должен дать полный и обоснованный отчет руководству с описанием конкретных ошибок, сделать ссылку на нормативный акт из правового обеспечения бюджетного процесса, дать предложения по исправлению выявленных недостатков и порекомендовать методику учета. Основные этапы проверок отражены в реестре (табл. 3), где показаны аудируемые операции, проверяемые документы, выводы ревизора по отношению к осуществляемой операции.
Таблица 3
Контрольные процедуры аудита основных операций организаций социальной сферы села
————————————————T——————————————————T—————————————————————————————¬ | Этап проверки | Объект | Выводы и решения аудитора | | | контрольной | | | | проверки | | +———————————————+——————————————————+—————————————————————————————+ |Операции по |Сметы бюджетных |Целевое или нецелевое | |бюджетным |учреждений, |расходование средств. | |средствам и |договоры, |Достоверность отчетности по | |средствам, |регистры учета и |денежным потокам. | |полученным за |движения денежных |Обеспечивается ли раздельное | |счет |средств |ведение учета расходов по | |внебюджетных | |каждому источнику | |источников | |ассигнований | +———————————————+——————————————————+—————————————————————————————+ |Учет кассовых |М/о N 1, ф. 381, |Во всех ли приходно—расходных| |операций |ф. 440, м/о N 2, |документах указывается, за | | |м/о N 5 |счет какого источника | | | |приобретены или получены | | | |денежные средства или | | | |материальные ценности. | | | |Характер учета кассовых | | | |расчетов (автоматизирован | | | |или ведется вручную). | | | |Правильно ли оформлены | | | |выходные документы: прошиты, | | | |пронумерованы, подписаны | | | |руководителем? Нарушен ли | | | |лимит кассы? | +———————————————+——————————————————+—————————————————————————————+ |Учет труда и |Приказ |Периодичность ведения табеля,| |заработной |руководителя |аккуратно ли составлен | |платы. Расчеты |организации, |табель, нет ли поправок, | |по оплате |табель |правильно ли ведется | |труда, налогам |использования |карточка—справка ф. 417: | |на доходы |рабочего времени |отражаются ли сведения по | |физических лиц |ф. 421, карточка— |всем источникам | | |справка ф. 417 |финансирования, суммы | | | |начисленной заработной платы | | | |по видам, суммы удержаний по | | | |видам, суммы к выдаче | +———————————————+——————————————————+—————————————————————————————+ |Учет |Договоры, |Характер учета продуктов | |поступления и |контракты, меню— |питания и поставщиков | |расхода |раскладки |(автоматизировано или | |продуктов | |ведется вручную). Цена | |питания | |списания продуктов, | | | |правильное видение учета | | | |списка продуктов — | | | |оговоренный в договоре или | | | |контракте, не ведется ли учет| | | |по продуктам, которых нет | | | |в списках? | +———————————————+——————————————————+—————————————————————————————+ |Учет расчетов |М/о N 8 |Ведется ли м/о N 8, характер | |с подотчетными | |оплаты товарно—материальных | |лицами | |ценностей: безналичным путем | | | |или нет | +———————————————+——————————————————+—————————————————————————————+ |Учет движения |Оборотная |Полное ли отражение | |малоценного |ведомость ф. М—44 |наименований предметов, | |инвентаря | |количества, стоимости их в | | | |разрезе учреждений. Указаны | | | |ли источник приобретения | | | |средств и номера субсчетов | | | |отражения, имеется ли подпись| | | |главного бухгалтера | | | |и исполнителя. Правильность | | | |перевода в состав основных | | | |средств малоценного | | | |инвентаря | +———————————————+——————————————————+—————————————————————————————+ |Основные |Ф. ОС—6 |Состояние аналитического | |средства | |учета, ведение инвентарных | | | |карточек, описей и оборотных | | | |ведомостей. Правильность и | | | |законность списания ОС. | | | |Правильность начисления и | | | |учета износа на основании | | | |годовых норм износа. | | | |Эффективность и целевое | | | |использование | +———————————————+——————————————————+—————————————————————————————+ |Отчетность |Формы бюджетной |Правильность заполнения | |бюджетной |отчетности |отчетных форм, их | |организации | |соответствие информации | | | |бухгалтерских регистров и | | | |установленным требованиям | | | |бюджетного учета | L———————————————+——————————————————+—————————————————————————————— В бюджетных организациях наиболее значимыми являются вопросы проверки сметы расходов. Контрольные мероприятия аудитора по проверке сметы расходов можно представить в табл. 4.
Таблица 4
Реестр контрольных мероприятий статей расходов
——————————————————T—————————T—————————————————T——————————————————¬ | Учреждение | Статья | Экономическое | Комментарии | | | | состояние | | +—————————————————+—————————+—————————————————+——————————————————+ |Проверяемое |Статья |Излишне |Ошибки, указанные | |подведомственное |расходов |запланировано, |аудитором; | |учреждение | |недорасход, |действия по | | | |перерасход |устранению ошибок | | | |денежных средств | | L—————————————————+—————————+—————————————————+——————————————————— Аудитор составляет реестр для отражения использования бюджетных средств. Анализируя ситуацию, получает объяснения у ответственных лиц, делает свои выводы по поводу ошибок и их устранения. Аудит достоверности отчетности по статьям расходов целесообразно начинать с проверки обоснованности смет на содержание бюджетной организации. Проверку обоснованности сметы расходов бюджетной организации целесообразно представить в виде разработанной в ходе исследования табл. 5.
Таблица 5
Аудит обоснованности сметы расходов бюджетной организации
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Расчет к смете | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ | Общие сведения | | Территориальный округ ________________________________ | | Наименование учреждения ______________________________ | +———T————————————————————————————————————————————————————————————+ | 1|Общая кубатура всех строений по наружному обмеру _____куб. м| | 2|Внутренняя площадь здания ________ кв. м | | 3|Количество групп, в них детей: | | 4|в т.ч. ясельных групп, в них детей: | | 5|Рабочие дни учреждения: | | 6|Количество детодней: | | 7|Количество классов, в них учащихся: | | 8|Количество ГПД, в них учащихся: | | 9|Количество освобожденных ГПД, 17,5%: | | 10|Количество штатных единиц: | | 11|Лимит потребления электроэнергии (кВт/ч): | | 12|Потребление теплоэнергии по договору (Гкал): | | 13|Водоснабжение: вода _________ куб. м стоки _________ куб. м | | 14|Количество телефонных точек: | +———+————————————————————————————————————————————————————————————+ | Проверка правильности расчета расходов по смете бюджетной | | организации | +————————————————————T————————————T————————T—————————————————————+ | Экономическая | Расчет | Сумма, | Замечания | | классификация | плановых | тыс. | аудитора | | расходов, | расходов | руб. | | | наименование статей| | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |211 — заработная | | | | |плата | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |212 — прочие выплаты| | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |прочие текущие | | | | |расходы | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |оплата льгот по | | | | |коммунальным услугам| | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |213 — начисления на | | | | |оплату труда | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |221 — услуги связи | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |222 — транспортные | | | | |услуги | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |командировки | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |транспортные услуги | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |223 — коммунальные | | | | |услуги: | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |оплата тепловой | | | | |энергии | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |оплата электрической| | | | |энергии | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |оплата водоснабжения| | | | +————————————————————+————————————+—————T——+—————————————————————+ |224 — арендная плата| | | | | |за пользование | | | | | |имуществом | | | | | +————————————————————+————————————+—————+——+—————————————————————+ |225 — услуги по | | | | |содержанию | | | | |имущества: | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |оплата содержания | | | | |помещения | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |СЭС | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |вывоз мусора | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |замер сопротивления,| | | | |заправка | | | | |огнетушителей | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |прочие коммунальные | | | | |услуги | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |ремонт оборудования | | | | |и инвентаря | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |текущий ремонт | | | | |зданий и сооружений | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |226 — прочие услуги:| | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |страхование | | | | |транспортных средств| | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |прочие текущие | | | | |расходы | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |310 — увеличение | | | | |стоимости основных | | | | |средств: | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |мягкий инвентарь | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |прочие расходные | | | | |материалы | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |320 — увеличение | | | | |стоимости | | | | |нематериальных | | | | |активов | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |340 — увеличение | | | | |стоимости | | | | |материальных | | | | |запасов: | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |медикаменты | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |продукты питания | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |горюче—смазочные | | | | |материалы | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |прочие расходные | | | | |материалы и предметы| | | | |снабжения | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |290 — прочие | | | | |расходы: | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |подписка | | | | +————————————————————+————————————+————————+—————————————————————+ |учебные пособия | | | | L————————————————————+————————————+————————+—————————————————————— Таблица состоит из двух частей. В первой части "Общие сведения" даются подробное описание учреждения, его технические данные (кубатура строений по наружному обмеру и внутренняя площадь здания), школа и сады должны дать информацию о комплектации классов и детей в садах, в том числе в старших группах и яслях, дать данные о количестве детодней, также режим работы учреждения, количество оказываемых коммунальных услуг по договору. Из показателей, указанных в "Общих сведениях", вытекает вторая часть - "Проверка правильности расчета расходов по смете бюджетной организации". Она разделена на 4 столбца. Первый столбец - "Экономическая классификация расходов" составлен по новой бюджетной классификации с учетом расходов, относящихся к этой статье. Второй столбец - "Расчет плановых расходов" содержит расчеты по планируемым статьям, а третий столбец - "Сумма" - итоговую сумму по статье расходов. Четвертый столбец аудитор заполняет в виде замечаний, пожеланий по проверяемым расчетам. Также можно использовать упорядоченную разработанную таблицу для аудита текущих изменений по сметам расходов в течение года (табл. 6).
Таблица 6
Аудит расчета оплаты коммунальных услуг с изменением тарифа на тепло с 1 февраля 2005 г.
————————————————T—————————————————————————————T————————T—————————¬ |Статья расходов| Расчет | Сумма, |Замечания| | | | тыс. | аудитора| | | | руб. | | +———————————————+—————————————————————————————+————————+—————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +———————————————+—————————————————————————————+————————+—————————+ |230 — | | 341,9 |Расчет | |"коммунальные | | |проведен | |услуги": | | |верно | |— отопление |1.01 — 1.02 123,783 Гкал x | 254,8 | | | |519,96 руб. x 18% | | | | |1.03 — год 242,445 Гкал x | | | | |625,20 руб. x 18% | | | |— освещение |1124,7 кв. м x 33 кВт/ч x | 43,8 | | | |1 руб. x 18% | | | |— водоснабжение|вода 1562,0 куб. м x 6,83 x | 43,3 | | | |18% | | | | |стоки 1562,0 куб. м x 16,66 x| | | | |18% | | | L———————————————+—————————————————————————————+————————+—————————— В результате изменения тарифов организация произвела пересчет статьи сметы 230 "коммунальные услуги", которая после внесения изменений составила 341,9 тыс. руб. Аналогично аудитор должен проверить изменившиеся статьи коммунальных расходов, точность произведенных пересчетов. Итоговую сумму по статье 230 аудитор сверяет с уточненным планом. Аудитор, как правило, должен разбираться в особенностях применяемой данной организацией автоматизированной системы учета. Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с Планом счетов и типовыми проектными решениями по комплексной автоматизации бухгалтерского учета. В условиях комплексной автоматизации учета данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные носители - выходные формы документов (мемориальные ордера, карточки, ведомости, Главная книга, отчет и т.п.). Аудитору необходимо учитывать изменения, которые произошли с введением новой бюджетной классификации и связанного с ней нового Плана счетов бюджетного учета. Введенная новая бюджетная классификация по некоторым статьям не дает полного отображения расходов. Например, такая статья, как 310 "увеличение стоимости основных средств", делится на "мягкий инвентарь" и "оборудование". В централизованных бухгалтериях администрации поселков и других населенных пунктов Московской области чаще всего используется автоматизированная программа "Парус-бюджет". Обслуживанием этой программы занимается компания ГП "Сигма". С введением новой бюджетной классификации возникает необходимость разработки и внедрения системы отчетности расходов по новой бюджетной классификации. В ходе исследования разработана таблица соответствия новой бюджетной классификации расходов по шифрам и статьям (табл. 7).
Таблица 7
Таблица учета новой бюджетной классификации по подстатьям
—————————————————————————————————————————————————T———————T———————¬ | Наименование | Шифр |Статья | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ | 1 | 2 | 4 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Расходы | 200 | 1 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Оплата труда и начисления на оплату труда | 210 | 2 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Заработная плата | 211 | 030 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Прочие выплаты | 212 | 031 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Командировки и служебные разъезды | | 040 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Оплата льгот по коммунальным услугам | | 050 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Начисления на оплату труда | 213 | 140 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Приобретение услуг | 220 | 200 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Услуги связи | 221 | 210 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Транспортные услуги | 222 | 220 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Транспортные услуги | | 221 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Командировки и служебные разъезды | | 222 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Коммунальные услуги | 223 | 230 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Оплата отопления и технологических нужд | | 231 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Оплата потребления газа | | 232 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Оплата потребления электроэнергии | | 233 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Оплата водоснабжения помещения | | 234 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Арендная плата за пользование имуществом | 224 | 240 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Услуги по содержанию имущества | 225 | 250 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Оплата содержания помещения | | 251 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Прочие коммунальные услуги | | 252 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря| | 253 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Оплата текущего ремонта зданий и сооружений | | 254 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Прочие услуги | 226 | 260 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Расходы на обслуживание страхования гражданской | | 261 | |ответственности | | | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Прочие текущие расходы | | 262 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Безвозмездные и безвозвратные перечисления | 240 | 300 | |организациям | | | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Безвозмездные и безвозвратные перечисления | 241 | 310 | |государственным и муниципальным организациям | | | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Субсидии государственных организаций | | 320 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Социальное обеспечение | 260 | 360 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Пособие по социальной помощи населению | 262 | 380 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Трансферты | | 390 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Методическая литература | | 391 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Прочие расходы | 290 | 400 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Поступление нефинансовых активов | 300 | 450 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Увеличение стоимости основных средств | 310 | 480 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Мягкий инвентарь и оборудование | | 481 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Прочие расходные материалы и предметы снабжения | | 482 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Приобретение непроизводственного оборудования | | 483 | |и предметов длительного пользования | | | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Увеличение стоимости материальных запасов | 340 | 500 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Медикаменты, перевязочные и прочие | | 501 | |лекарственные средства | | | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Продукты питания | | 502 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Оплата горюче—смазочных материалов | | 503 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Прочие расходные материалы и предметы снабжения | | 504 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Всего расходов | | 850 | L————————————————————————————————————————————————+———————+———————— Внедрение в практику деятельности бюджетных организаций международных подходов потребовало коренного изменения Плана счетов и его функционального назначения. Так, по новым правилам основными средствами в бюджетных учреждениях считаются материальные объекты независимо от стоимости, срок полезного использования которых больше года. Помимо этого должно выполняться еще одно условие: указанные объекты должны относиться к основным средствам по Общероссийскому классификатору основных фондов, который утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. Таким образом, аудитор проверяет выполнение обоих условий. При проверке правильности отражения на счетах износа основных средств следует иметь в виду, что изменились правила его начисления. По новым правилам счет 020 "Износ основных средств" заменил счет 010400000 "Амортизация". Этот счет предназначен для отражения амортизации, начисленной на объекты основных средств и нематериальных активов. Как известно, до введения в действие нового Плана счетов стоимость нематериальных активов в бюджетных учреждениях не погашалась. Согласно новой Инструкции и по основным средствам, и по нематериальным активам организации социальной сферы начисляют амортизацию. Аудитор проверяет выполнение установленного для основных средств нового порядка начисления амортизации: - по основным средствам стоимостью до 1000 руб. амортизация не начисляется; - по основным средствам стоимостью от 1000 до 10 000 руб. амортизация начисляется в размере 100% при сдаче в эксплуатацию; - по остальным основным средствам амортизационные отчисления производятся ежемесячно в течение срока использования объекта. Расчет производится линейным способом, который действует в бухгалтерском учете. При этом способе сначала определяется годовая сумма амортизации, а затем ежемесячная. Результаты аудита постановки бухгалтерского учета и достоверности отчетности учреждения социальной сферы могут быть представлены следующим образом (табл. 8).
Таблица 8
Результаты аудита постановки бухгалтерского учета и достоверности отчетности учреждений социальной сферы пос. Деденево Московской области
———————————————————————T————————————————————T————————————————————¬ | Выявленные аудитором | Причины, | Предложения | | факты | комментарии | аудитора | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |1. Сметы расходов за |Недорасходование |Недоиспользование | |2003 г. выполнены в |средств по смете |средств приводит к | |сумме 102 606,2 тыс. | |частичному лишению | |руб. или на 96,5% к | |сельского населения | |уточненному плану в | |социальных льгот и | |сумме 106 393 тыс. | |гарантий | |руб. | | | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |Недорасходованы средства: | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ |1.2. По статье "Оплата труда": | +——————————————————————T————————————————————T————————————————————+ |по детским дошкольным |На летний период |Закрытие на летний | |учреждениям — в сумме |детские сады |период детских | |32,1 тыс. руб. |закрывались |садов приводит к | | | |частичному лишению | | | |сельского населения | | | |социальных льгот и | | | |гарантий | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |по клубу — в сумме |Вакансия 0,5 ставки |Приводит к | |5,9 тыс. руб. |уборщицы |частичному лишению | | | |сельского населения | | | |социальных льгот и | | | |гарантий | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |по аппарату |Возместил расходы |Использовать | |управления — в сумме |"Фонд XXI век" |внебюджетные | |2,8 тыс. руб. |согласно договору |источники для | | |аренды |повышения уровня | | | |оплаты и развития | | | |объектов социальной | | | |сферы | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |1.3. По статье "Оплата потребления электроэнергии": | +——————————————————————T————————————————————T————————————————————+ |по детским дошкольным |В связи с закрытием |Приводит к | |учреждениям — в сумме |детских садов на |частичному лишению | |13,9 тыс. руб. |летний период |сельского населения | | |запланировано по |социальных льгот и | | |лимиту 73,1 тыс. |гарантий | | |кВт/ч, факт — 55,5 | | | |тыс. кВт/ч | | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |1.3. По статье "Оплата льгот по коммунальным услугам": | +——————————————————————T————————————————————T————————————————————+ |по детским дошкольным |В связи с |Приводит к | |учреждениям — в сумме |увольнением |частичному лишению | |10,2 тыс. руб. |сотрудников |сельского населения | | | |социальных льгот и | | | |гарантий | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |по общеобразовательной|В связи с |Приводит к | |школе — в сумме 7,8 |увольнением |частичному лишению | |тыс. руб. |учителей |сельского населения | | | |социальных льгот и | | | |гарантий | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |по Дому культуры — в |В связи с |Приводит к | |сумме 7,3 тыс. руб. |увольнением |частичному лишению | | |заведующей |сельского населения | | | |социальных льгот и | | | |гарантий | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |по библиотеке — в |В связи с |Приводит к | |сумме 4,3 тыс. руб. |увольнением |частичному лишению | | |библиотекаря |сельского населения | | | |социальных льгот и | | | |гарантий | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |1.4. По статье "Оплата аренды помещений": | +——————————————————————T————————————————————T————————————————————+ |по клубу — в сумме |Не выставлялись |Усилить работу по | |8,1 тыс. руб. |счета в связи с |привлечению | | |тем, что клуб |внебюджетных | | |временно не работал |источников | | | |финансирования | | | |социальных объектов | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |1.5. По статье "Прочие трансферты населению": | +——————————————————————T————————————————————T————————————————————+ |по детским дошкольным |В связи с |Приводит к | |учреждениям — в сумме |изменением числа |частичному лишению | |10,2 тыс. руб. |педработников |сельского населения | | | |социальных льгот и | | | |гарантий | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |по общеобразовательной|В связи с изменением|Приводит к | |школе — в сумме 9,3 |числа педработников,|частичному лишению | |тыс. руб. |наличием |сельского населения | | |совместителей |социальных льгот и | | | |гарантий | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |По статье "Оплата потребления теплоэнергии": | +——————————————————————T————————————————————T————————————————————+ |по Дому культуры — в |Перерасчет |Следует более | |сумме 3,6 тыс. руб. |температурного |детально и точно | | |режима |делать расчеты | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |по библиотеке — в |Перерасчет |Следует более | |сумме 9,3 тыс. руб. |температурного |детально и точно | | |режима |делать расчеты | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |2. Проверкой |Согласно |Следует более | |расходования бюджетных|Методическим |детально и точно | |средств на оплату |указаниям по |делать расчеты | |коммунальных услуг |определению | | |установлено следующее.|расходов топлива, | | |При определении |электроэнергии и | | |количества тепловой |воды на выработку | | |энергии по Деденевской|теплоты | | |общеобразовательной |отопительными | | |школе (директор Т.Ю. |котельными | | |Довженко) поставщиком |коммунальных | | |ООО "ДЭМЗ—Энерго" |теплоэнергетических | | |(договор N 1—Б—03 |предприятий, | | |от 01.01.2002), |разработанным АКХ | | |а с мая 2003 г. — МУЛ |им. К.Д. Панфилова | | |"Деденевское ЖКХ" |и упрежденным | | |(муниципальный |Комитетом по | | |контракт N 4 |муниципальному | | |от 01.05.2003) |хозяйству от | | |принималась кубатура |22.02.1994, в | | |подвального помещения |расчет принимается | | |в полном объеме, в том|только 40% объема | | |числе подвал — 852 |отапливаемых | | |куб. м (2132 куб. м x |подвалов. Объем | | |0,4). Аналогично |основного здания | | |по зданию Деденевской |Деденевской школы в | | |начальной школы |расчете указан 16 | | |в расчете указан объем|964 куб. м, в том | | |9839 куб. м, в том |числе подвальное | | |числе подвал — 970 |помещение — 2132 | | |куб. м, а следовало |куб. м, а следовало | | |принять 925 куб. м, |принять 15 684 | | |в том числе подвал — |куб. м | | |388 куб. м (970 куб. м| | | |x 0,4). В результате | | | |завышения кубатуры | | | |зданий по Деденевской | | | |общеобразовательной | | | |школе необоснованно | | | |израсходовано | | | |бюджетных средств на | | | |оплату тепловой | | | |энергии в 2002 г. 19 | | | |873 руб., в 2003 г. — | | | |31 003 руб. Кроме | | | |того, завышение | | | |кубатуры зданий | | | |Деденевской | | | |общеобразовательной | | | |школы позволило | | | |необоснованно | | | |заложить излишние | | | |ассигнования в смету | | | |на 2004 г. в сумме 42 | | | |327 руб. Расчеты | | | |прилагаются | | | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |3. Технические |Нет техпаспорта на |Для определения | |паспорта зданий |пристройки столовой |точных данных по | |Деденевской |и перехода от |объемам и площадям | |общеобразовательной |основного здания |школы следует | |средней школы |школы к зданию |технические паспорта| |не соответствуют |начальной школы |привести в | |действительности | |соответствие | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |4. В проверяемом |По данным |Восстанавливать | |периоде организацией |бухгалтерского |затраты по | |питания учащихся |учета данная |коммунальным | |Деденевской |задолженность |услугам (вода, | |общеобразовательной |не числится |стоки, | |средней школы | |электроэнергия), | |занималась частный | |однако | |предприниматель Т.Ф. | |задолженность по | |Янута. Согласно | |коммунальным услугам| |условиям договора ЧП | | | |"Янута Т.Ф." должна | | | |восстанавливать | | | |затраты по | | | |коммунальным услугам | | | |(вода, стоки, | | | |электроэнергия), | | | |однако задолженность | | | |по коммунальным | | | |услугам на 01.03.2004 | | | |составила 81 772 руб. | | | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |5. Администрация |Оформлением |Оформить документы | |поселка Деденево и |документов | | |централизованная |на помещение | | |бухгалтерия занимает |не занимались | | |помещение без | | | |надлежащего оформления| | | |документов | | | L——————————————————————+————————————————————+————————————————————— Переход организаций социальной сферы на новый План счетов требует проработки вопросов аудита учетного процесса в соответствии с новой Инструкцией. Применение в практике аудита представленных в исследовании предложений позволит обеспечить аудитора инструментами проверки и улучшить качество ее проведения. Выполнение требований закона является обязательным условием функционирования экономического субъекта в правовом обществе и защиты имущественных интересов как учредителей, акционеров, так и клиентов. Отсутствие обязательных проверок в последние годы вызвало значительный рост финансовых злоупотреблений и нарушений. Это отчасти может быть преодолено развитием сети аудиторского контроля и услуг. Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией. Нельзя сказать, что контроль осуществляется только после того, как произошло распределение и перераспределение совокупного продукта и образовались централизованные и децентрализованные денежные фонды. Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется в ходе проверки расходования средств по их целевому назначению. Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, своевременность уплаты процентов по долгам государства и т.п. Остановимся на финансовом контроле в отношении хозяйствующих субъектов. Для частных предприятий он связан с контролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпринимательской деятельности. Для бюджетной сферы - это контроль за целевым использованием бюджетных средств, исполнением сметы расходов. Когда говорят о финансовом контроле со стороны органов государственной власти, то прежде всего речь идет о проверке соблюдения финансового законодательства в части своевременности и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и платежей между предприятиями и организациями. Финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирование предпринимательской деятельности, рациональное использование имеющихся в распоряжении общества материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов. При активной государственной финансовой политике государство выделяет те сферы социального обеспечения и устойчивости, которые дают большинству населения достойное общественное положение. Приоритетом должно стать преодоление социальной несправедливости, создание демократической системы социальной защищенности граждан <*>. ————————————————————————————————<*> Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И., Мащенко Ю.А., Уварова Г.Г., Ходарев С.В., Ходарев А.С., Эланский Ю.Г. Экономика социальной сферы: учебное пособие, 2-е изд. М.; Ростов н/Д: Изд. центр "МарТ", 2005.
Таким образом, для достижения цели аудита организация должна обеспечивать органичное взаимодействие всех четырех его субъектов. Приоритетные задачи современного этапа организации аудита в АПК состоят в обеспечении правового статуса внешнего и внутреннего аудита и организационного статуса внутреннего аудита, разработке отраслевых стандартов, норм и руководств аудиторской деятельности, создании системы подготовки и аттестации кадров.
А.Е.Суглобов К. э. н., профессор Государственного университета управления, заслуженный экономист РФ Подписано в печать 06.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |