Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Льготы по единому социальному налогу ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 11)



"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 11

ЛЬГОТЫ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ

Статьей 239 гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрены следующие льготы.

"1. От уплаты налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы".

С принятием Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" претерпели изменения нормы ст. 239 НК РФ: в пп. 1 п. 1 слова "на каждого работника" заменяются словами "на каждое физическое лицо".

С 1 января 2005 г. ЕСН не облагаются первые 100 000 руб., начисленные в течение года каждому из инвалидов, с которыми организация заключила трудовой договор, а также договор гражданско-правового характера или авторский договор. С сумм, превышающих 100 000 руб., налог начисляется в общеустановленном порядке. Главным условием для применения налоговой льготы является факт установления инвалидности учреждением медико-социальной экспертизы. Данная льгота может быть предоставлена только юридическим лицам; на индивидуальных предпринимателей, на которых работают инвалиды, льгота не распространяется.

Аналогичным образом будут обстоять дела и у общественных организаций инвалидов, а также у учреждений, созданных такими общественными организациями. Начиная с 2005 г. они не уплачивают ЕСН с первых 100 000 руб., начисленных гражданам, которые выполняют работы или оказывают услуги по гражданско-правовым договорам. Разумеется, такая же льгота сохранится и для тех работников, с которыми организация заключила трудовые договоры.

Вместе с тем Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не предусмотрено аналогичной льготы по выплатам инвалидам.

Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Порядок исчисления единого социального налога в федеральный бюджет с учетом налоговых льгот определен в Инструкции о порядке заполнения налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2005 N 21н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Инструкции о порядке ее заполнения".

Вначале исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, без учета льгот; далее из этой суммы вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; из полученной суммы вычитается сумма налога, льготируемая в соответствии со ст. 239 НК РФ (при этом льготы, предусмотренные указанной статьей, не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование); оставшаяся сумма подлежит уплате в федеральный бюджет.

Пример 1. Васильев А.А. является инвалидом II группы, за 6 мес. 2005 г. ему начислены выплаты в сумме 50 000 руб. Исчисляем сумму единого социального налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет:

50 000 руб. x 20% / 100% = 10 000 руб.

Из этой суммы вычитаем сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

10 000 руб. - (50 000 руб. x 14% / 100%) = 3000 руб.

Далее из этой суммы вычитаем льготируемую сумму налога в соответствии со ст. 239 НК РФ:

3000 руб. - (50 000 руб. x 20% / 100% - 50 000 руб. x 14% / 100%) = 0.

Таким образом, сумма налогового вычета (3000 руб.) не превышает суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет (10 000 руб.).

Сумма выплат инвалиду меньше 100 000 руб. При таких условиях налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, всегда будет равен нулю.

От уплаты ЕСН согласно п. 1 ст. 239 НК РФ освобождаются:

"2) следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Указанные в настоящем подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов".

С 1 января 2005 г. расширена сфера применения льготы для общественных организаций инвалидов. Льгота предоставляется не только работникам, но и любому физическому лицу, получающему выплаты и вознаграждения на основе трудового договора, гражданско-правового или авторского договора.

При применении пп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ следует иметь в виду, что правомерность использования организациями вышеуказанной льготы подтверждается при представлении ими в составе расчета по авансовым платежам и налоговой декларации по ЕСН списка работающих инвалидов (номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида).

В соответствии с п. 28 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, инвалидность устанавливается на определенный срок. В частности, инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

В случае если в результате освидетельствования (переосвидетельствования) работник получает инвалидность в течение месяца, то налоговая льгота применяется начиная с 1 числа того месяца, в котором получена инвалидность. Когда же работник в результате освидетельствования (переосвидетельствования) теряет право на получение инвалидности в течение месяца, то с 1 числа этого же месяца налогоплательщик не имеет права на использование налоговой льготы.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Для получения льготы общественные организации инвалидов и их структурные подразделения должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%. К законным представителям инвалидов относятся: один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель.

Таким образом, при рассмотрении вопроса об отнесении общественных организаций к общественным организациям инвалидов необходимо проверить соблюдение двух основных условий:

- членство инвалидов (не менее 80%);

- цели и задачи создания общественной организации.

Если общественная организация не соответствует этим условиям и требованиям ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", то она не может быть признана общественной организацией инвалидов. Такая организация может применить только льготу, предусмотренную п. 1 ст. 239 НК РФ.

Если налогоплательщик имеет право на применение регрессивных ставок ЕСН, то он применяет регрессивные ставки налога к общей сумме выплат и вознаграждений, начисленных нарастающим итогом с начала года по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам.

Пример 2. В издательстве работает инвалид-художник по трудовому договору и одновременно оказывает услуги по договору гражданско-правового характера. Выплаты в пользу инвалида в 2005 г. по трудовому договору составили 50 000 руб., а по гражданско-правовому договору - 514 286 руб., профессиональный вычет - 154 286 руб., итого налоговая база - 410 000 руб.

При соблюдении условия на право применения регрессивных ставок ЕСН в 2004 г. налоговая льгота применялась только к выплатам по трудовому договору и составляла 50 000 руб.

В 2005 г. обложению ЕСН в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования, подлежит все вознаграждение, т.е. 410 000 руб. При этом вознаграждение в размере 100 000 руб. льготируется, в размере 180 000 руб. (280 000 руб. - 100 000 руб.) - облагается по ставке, установленной для налогооблагаемой базы до 280 000 руб., а 130 000 руб. (410 000 руб. - 280 000 руб.) - по ставке, установленной для налоговой базы от 280 001 до 600 000 руб.

Организации не имеют права не использовать регрессивные ставки.

Напоминаем, что Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не предусматривает льгот при исчислении страховых взносов, установленных в п. 1 ст. 239 НК РФ. Это означает, что страховые взносы в ПФР начисляются и на суммы выплат и вознаграждений в пользу инвалидов I, II, III групп, вне зависимости от суммы выплат.

При расчете сумм ЕСН следует учесть, что Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что налоговой базой для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование является налоговая база по ЕСН. В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.01.2004 N 11420/03 в размер облагаемой единым социальным налогом базы не включаются суммы, от уплаты налога с которых налогоплательщик освобожден в соответствии со ст. 239 НК РФ, так как размер налоговой базы уменьшается при этом на сумму льготы. Применяемая в таком случае налоговая ставка определяется исходя из размера налоговой базы, оставшейся после произведенного вычета суммы льготы.

Высший Арбитражный Суд РФ еще раз разъяснил, как организациям, применяющим льготу, рассчитать сумму единого социального налога, который нужно уплатить в федеральный бюджет (Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.06.2004 N 4091/04 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Порядка заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу и Инструкции по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу"). Для этого можно воспользоваться формулой:

ЕСНф = ЕСНп - ПВп - ЕСНлг + ПВлг,

где ЕСНф - налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет;

ЕСНп и ПВп - налог, направляемый в федеральный бюджет, и пенсионные взносы, начисленные на всю зарплату работника, соответственно;

ЕСНлг и ПВлг - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, и пенсионные взносы, приходящиеся на льготируемую часть зарплаты - 100 000 руб., соответственно.

Организации не имеют права не использовать регрессивные ставки.

Льготой пользуются организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.

В случае изменения численности работающих инвалидов и их фонда заработной платы в фонде оплаты труда производится перерасчет по налогу за соответствующий период.

При определении доли в 25% определяется именно доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда, а не доля выплат и вознаграждений инвалидов в суммарном объеме выплат и вознаграждений. При определении выплат и вознаграждений учитываются все выплаты, в том числе и указанные в ст. 238 НК РФ.

Получение работником пенсии по старости не исключает его инвалидности и применение льгот.

Для расчета численности в настоящее время можно воспользоваться Постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50 "Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (форма N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников").

Согласно п. 84 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.

Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются: приказы (распоряжения) о приеме работника на работу, переводе работника на другую работу, предоставлении отпуска работнику, прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (ф. N N Т-1, Т-5, Т-6, Т-8), личная карточка работника (ф. N Т-2), табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (ф. N Т-12), табель учета рабочего времени (ф. N Т-13), расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49) и другие документы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

Работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица).

Работник, состоящий в списочном составе и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы.

Льгота по уплате ЕСН предоставляется также учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов на основании учредительных документов. В учредительных документах должны содержаться сведения о собственнике имущества данной организации и записи о том, что организации созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 года N 884 "Об утверждении товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)".

Не подлежат освобождению от уплаты ЕСН организации, осуществляющие производство и (или) реализацию следующих товаров:

- шины для автомобилей;

- охотничьи ружья;

- яхты, катера (кроме специального назначения);

- продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов);

- драгоценные камни и драгоценные металлы;

- меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента);

- высококачественные изделия из хрусталя и фарфора;

- икра осетровых и лососевых рыб;

- готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.

Статьей 181 НК РФ определен перечень подакцизных товаров и минерального сырья, подлежащих налогообложению:

Подакцизными товарами признаются:

- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%.

Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

1) лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

3) парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 100 мл;

4) подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;

5) товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке:

- парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке;

- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);

- пиво;

- табачная продукция;

- автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);

- автомобильный бензин;

- дизельное топливо;

- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- прямогонный бензин.

Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного. Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215°С при атмосферном давлении 760 мм рт. ст.

Организации, занимающиеся реализацией товаров по перечню, утверждаемому Правительством, лишаются льготы на весь налоговый период, даже при наличии одной операции или только посреднических операций.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

При принятии решения об отказе от использования льготы налогоплательщик должен представить в налоговые органы заявление в письменной форме об отказе от применения льготы, установленной ст. 239 НК РФ.

В случае если налогоплательщик отказывается от льготы после начала календарного года, он должен произвести уплату налога за весь налоговый период (включая предшествующие отчетные периоды). Так как налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, уплата налога должна быть произведена за весь календарный год.

Учитывая положения ст. 75 НК РФ, налогоплательщик помимо причитающихся к уплате за предшествующие отчетные периоды сумм единого социального налога обязан также уплатить соответствующие суммы пеней.

Организации, применяющие налоговые льготы в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, по каждому физическому лицу - инвалиду I, II или III группы, выполняющему работы (оказывающему услуги) на основании трудового, гражданско-правового и (или) авторского договора, заполняют разд. 3 Расчета авансовых платежей по ЕСН, утвержденного Приказом Минфина России от 17.03.2005 N 40н "Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и Рекомендаций по ее заполнению".

Материал подготовлен

группой консультантов-методологов

ЗАО "BKRИнтерком-Аудит"

Подписано в печать

06.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Изменения в учете расчетов ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 11) >
Аудит соблюдения объектами социальной сферы правил ведения бухгалтерского учета ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.