Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Истребование налоговыми органами у банка сведений о клиенте в порядке проведения встречной проверки ("Бухгалтерия и банки", 2006, N 6)



"Бухгалтерия и банки", 2006, N 6

ИСТРЕБОВАНИЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ У БАНКА СВЕДЕНИЙ

О КЛИЕНТЕ В ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧНОЙ ПРОВЕРКИ

В последние несколько лет распространилась практика налоговых органов направления в банки, кроме требований о предоставлении сведений о движении денежных средств на счетах клиентов (в порядке п. 2 ст. 86 НК РФ), также и требований о представлении документов и их копий в отношении клиентов банка и их хозяйственной деятельности со ссылкой на ст. 87 НК РФ (в порядке встречной проверки) и ст. 93 НК РФ. Следствием неисполнения банками указанных запросов налоговых органов является применение к банкам налоговой санкции, предусмотренной п. 2 ст. 126 НК РФ. При этом федеральными арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций создан ряд прецедентов применения к банкам указанной налоговой ответственности (один из недавних судебных актов - Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2006 г., принятого по делу N А56-30710/2005).

Как указано выше, налоговые органы, обращаясь с заявлениями в арбитражные суды, требуют привлечь банки к ответственности по п. 2 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Однако согласно ст. 93 НК РФ ответственность, предусмотренная ст. 126 НК РФ, наступает вследствие отказа налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки. Банки в данном случае не являются ни одним из перечисленных субъектов.

К тому же п. 2 ст. 126 НК РФ предусматривается ответственность за непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ.

Следовательно, ст. 135.1 НК РФ предусмотрен специальный субъект правонарушения - банк. Таким образом, правовые основания для применения к банку санкции, предусмотренной п. 2 ст. 126 НК РФ, отсутствуют.

Полагаем, что п. 1 ст. 93 НК РФ заключает в себе гипотезу и диспозицию рассматриваемой правовой нормы, а ст. 126 является ее санкцией. Данный вывод соответствует положению п. 2 ст. 93 НК РФ.

Тем не менее налоговые органы придерживаются позиции, согласно которой помимо справок об операциях и счетах клиентов банка - налогоплательщиков, подлежащих представлению банками в порядке п. 2 ст. 86 НК РФ, налоговые органы также вправе требовать от банков иные документы (а также их копии) в отношении клиентов банка в порядке встречной проверки (ст. 87 НК РФ).

Однако из логического и систематического анализа норм закона (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках); ст. ст. 86, 87, 93, 126, 135.1 НК РФ) следует, что объем и форма истребуемых налоговым органом документов от банка в порядке встречной проверки зависят от вида правоотношения, в котором состоит проверяемый налогоплательщик с банком.

Так, в зависимости от вида правоотношения между банком и проверяемым налогоплательщиком налоговый орган вправе требовать от банка документы двух видов:

- документы, необходимые для проверки, и эта необходимость обусловлена тем, что:

а) в документах содержится информация о деятельности проверяемого налогоплательщика;

б) документы находятся у банка как у лица, с которым связана деятельность этого налогоплательщика;

- справки об операциях и счетах проверяемого налогоплательщика.

Безусловно, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, которые являются кредитными организациями, налоговым органом могут быть истребованы у этих кредитных организаций необходимые для проверки документы и их копии, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора), если только эта деятельность проверяемого налогоплательщика не заключается в действиях, направленных им и кредитной организацией на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей по договору банковского счета (т.е. связанность деятельности проверяемого налогоплательщика с кредитной организацией должна выражаться в гражданско-правовых отношениях между указанными лицами, отличных от связи, основанной на договоре банковского счета). При этом данный вывод относится и к ситуации, когда банк связан с налогоплательщиком отношениями, возникшими в связи с заключением договора банковского вклада.

Следует отметить, что ст. 86, именуемая "Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков", помещена законодателем в гл. 14 "Налоговый контроль" НК РФ.

Из смысла ряда положений НК РФ - ст. 11 (в частности, определение понятий "счет", "банки"), п. 2 ст. 23 (в части установления обязанности и сроков сообщения налогоплательщиками налоговому органу об открытии или закрытии счетов), п. 1 ст. 86 НК РФ (установление основания для открытия банками счетов налогоплательщикам; определение сроков для сообщения об открытии или закрытии счетов) - следует, что открытие и закрытие счетов (в терминологии ст. 11 НК РФ) - это такие юридически значимые факты, которые влекут за собой возникновение определенных налоговых обязанностей у контрагентов по договору банковского счета (банка и клиента-налогоплательщика). Именно вследствие заключения договора банковского счета и возникает у банка три вида обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков, которые предусмотрены ст. 86 НК РФ:

1) банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

2) банки обязаны сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета;

3) банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

И именно в связи с осуществлением налоговым органом мер налогового контроля, т.е. по мотивам проверки налогоплательщика, банк и представляет налоговому органу справки об операциях и счетах проверяемых налогоплательщиков. Иными словами, в связи с исполнением указанных налоговых обязанностей банк представляет именно справки, а не копии документов, и справки только об операциях и счетах, а не о чем-то ином.

Данный вывод основан на следующих положениях закона:

1) сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом (п. 2 ст. 857 ГК РФ);

2) такие случаи и порядок предусмотрены Законом о банках и НК РФ (абз. 2 ст. 26 Закона о банках, п. 2 ст. 86 НК РФ);

3) условием исполнения банками обязанностей по выдаче налоговым органам сведений в порядке п. 2 ст. 86 НК РФ является мотивированность запроса налогового органа (при этом мотивированность означает предоставление информации о мотивах);

4) главной и единственной задачей налоговых органов является налоговый контроль (ст. 6 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"), следовательно, мотивами запросов налоговых органов о предоставлении сведений в порядке п. 2 ст. 86 НК РФ могут быть исключительно проводимые меры налогового контроля;

5) налоговые проверки являются формой налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ);

6) встречная проверка является налоговой проверкой (ст. 87 НК РФ).

Таким образом, указание на мотивы в запросе налогового органа, необходимость которого предусмотрена п. 2 ст. 86 НК РФ, по существу и является ссылкой на проведение встречной проверки. Именно в приведенной взаимосвязи следует толковать положения действующего законодательства, преследуя цель выяснения порядка истребования информации у банка в отношении налогоплательщиков, которые являются контрагентами банка по договору банковского счета. Каких-либо иных возможностей истребовать у банка сведения о его клиентах закон не предусматривает.

Какие-либо иные мотивы, кроме указания на проведение налоговых проверок, содержащиеся в мотивированном запросе налогового органа, направляемом в банк, исключены ввиду следующего.

В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Из смысла указанной статьи усматривается, что:

1) объяснения налоговым органам налогоплательщики дают самостоятельно;

2) кредитные организации (банки) не являются по отношению к своим клиентам налоговыми агентами, плательщиками сборов, не ведут учет и не составляют отчетность за своих клиентов; помещение и территория банка не используются клиентами для извлечения дохода (прибыли);

3) в силу специфики других форм налогового контроля, на которые указывается в ст. 82 НК РФ, процедура осуществления этих форм налогового контроля исключает какое-либо участие в них банков как субъектов, обязанных представлять налоговым органам справки об операциях и счетах налогоплательщиков в связи с исполнением обязанности по учету последних (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Таким образом, поскольку при проведении налоговыми органами налогового контроля в рассмотренных выше формах получение справок об операциях и счетах налогоплательщиков непосредственно от кредитной организации (банка) исключается, то единственной формой налогового контроля, при осуществлении которой налоговые органы правомочны требовать у банка представления справок об операциях и счетах клиентов-налогоплательщиков, являются налоговые проверки.

Кроме того, аргументация налоговых органов, обосновывающая возможность истребования в порядке встречной проверки у банков информации, необходимой для проверки налогоплательщиков - клиентов банков (в частности, копий расчетных и иных документов), несостоятельна также и по причине того, что в таком случае п. 2 ст. 86 НК РФ утрачивает всякий смысл, поскольку документы могут быть истребованы в порядке ст. ст. 87, 93 НК РФ.

Подводя итоги, необходимо отметить, что подход, используемый налоговыми органами при доказывании обоснованности прав истребования копий документов, в целом сводится к распространению на банки общих положений НК РФ о налогоплательщике для обеспечения формальных оснований, позволяющих квалифицировать добросовестное и правомерное поведение банка в качестве налогового правонарушения и применить за его "совершение" налоговую санкцию, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ:

1) по существу является способом преодоления положений закона об основаниях, условиях и порядке предоставлении сведений о налогоплательщике - клиенте банка, установленных ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Закона о банках, п. 2 ст. 86 НК РФ (согласно позиции налоговых органов за непредоставление банком документов о налогоплательщике-клиенте, не являющихся справками по операциям и счетам, банк следует привлекать к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ);

2) дискредитирует понятие банковской тайны.

В указанной связи также следует заметить, что предоставление сведений о налогоплательщике - клиенте банка в объеме, превышающем установленный законом, является разглашением банковской тайны (ст. 183 Уголовного кодекса РФ), независимо от статуса лица, получающего эти сведения. Принимая во внимание ставший популярным довод налоговых органов о том, что конфиденциальность полученных от банков сведений будет обеспечена в силу распространения на эти сведения режима налоговой тайны, необходимо указать, что не могут быть объектом налоговой тайны сведения, полученные в нарушение закона.

Таким образом, требования налоговых органов о представлении банками в порядке проведения встречной налоговой проверки документов и их копий в отношении клиентов являются следствием расширительного толкования полномочий налогового органа вторгаться в сферу охраняемых законом прав и свобод субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Полагаем, что общие начала правового регулирования деятельности властных структур и должностных лиц должны исходить из правила "дозволено только то, что прямо разрешено законом".

Л.Семенова

Юрист

Подписано в печать

05.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Оценка жилья (Окончание) ("Бухгалтерия и банки", 2006, N 6) >
...Организация, имеющая обособленные подразделения, обнаружила ошибку в декларации по налогу на прибыль за прошлый налоговый период. На дату обнаружения ошибки подразделение, находившееся в другом субъекте РФ, ликвидировано. Организация снята с учета в налоговом органе по месту нахождения подразделения, карточка расчетов с бюджетом закрыта. Нужно ли производить распределение налога по ликвидированному подразделению? ("Налоговый вестник", 2006, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.