Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




<Комментарий к Письму Минфина России от 10.05.2006 N 03-03-04/2/138> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 12)



"Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 12

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ

ОТ 10.05.2006 N 03-03-04/2/138>

Финансовое ведомство выпустило Письмо от 10.05.2006 N 03-03-04/2/138, в котором рассмотрены вопросы учета расходов командированного сотрудника на территории РФ и за рубежом. Наше внимание привлекла позиция, которую Минфин не раз высказывал в отношении невозможности учета расходов на проезд в такси: что касается вопроса по найму такси для проезда командированного сотрудника до аэропорта, а также из аэропорта до гостиницы в месте назначения как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, то данный вид расходов не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Например, в Письме от 26.01.2005 N 03-03-01-04/2/15 сказано, что компенсация работнику, направленному в служебную командировку, расходов по проезду на такси от аэропорта к месту командировки не признается расходом в целях гл. 25 Кодекса. Посмотрим, есть ли недостатки у данной точки зрения.

Подпункт 12 п. 1 ст. 264 НК РФ позволять уменьшать налогооблагаемую базу на сумму командировочных расходов, в частности на расходы по проезду работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Какие-либо ограничения в отношении этих расходов данной нормой не предусмотрены.

Согласно ст. 252 НК РФ затраты должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Расходы на проезд в такси до аэропорта и от него до гостиницы можно обосновать следующим образом:

- общественный транспорт ходит до определенного времени, а если самолет вылетает или прилетает поздно вечером или ночью, то кроме как на такси до аэропорта и от него ни на чем не уедешь. Факт позднего вылета и прилета будет подтверждаться датами, проставленными в авиабилете;

- командированный сотрудник сильно загружен на работе, и у него нет времени на ожидание общественного транспорта, который, может быть, ходит нерегулярно;

- Налоговый кодекс не разделяет проезд в такси и проезд в общественном транспорте, и попытка оценки экономической целесообразности проезда в такси может быть не совсем правомерна, ведь проживание в гостинице возмещается независимо от того, проживает сотрудник в дешевом или дорогом номере.

Документальным подтверждением расходов на проезд в такси будет служить документ, выданный водителем, например, квитанция, чек ККМ.

Трудовой кодекс не препятствует учету экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов на проезд в такси до аэропорта и из аэропорта до гостиницы в месте командировки. Эти препоны находит финансовое ведомство, руководствуясь нормами Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Инструкция о служебных командировках). Пункт 12 Инструкции о служебных командировках определяет, что расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются командированному работнику в размере: стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси), включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по предварительной продаже проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями.

Командированному работнику оплачиваются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта.

Исходя из этого Минфин признает, например, расходы на проезд к аэропорту транспортом общего пользования, а расходы на проезд в такси для него являются исключением. Обоснованно ли применение нормы п. 12 Инструкции о служебных командировках для подтверждения правомерности вывода автора?

Дело в том, что для целей налогообложения данная Инструкция может использоваться в качестве разъяснения и уточнения понятий, порядка учета, используемых в НК РФ. Ее можно применять в части, не противоречащей нормам ТК и НК РФ. Данные Кодексы не содержат ограничений по учету расходов на проезд, поэтому п. 12 Инструкции о служебных командировках противоречит им и не должен использоваться при рассмотрении возможности учета расходов на проезд в такси в командировке.

Но все это не останавливает финансовое ведомство, которое раньше придерживалось мнения о невозможности признания анализируемых расходов. Оно формально применяет п. 12 Инструкции о служебных командировках, закрывая глаза на то, что он противоречит нормам НК и ТК РФ и ссылаться на него в данном вопросе неправомерно. Видимо, Минфину больше не на что опереться.

У налогоплательщика есть все основания учесть данные расходы для целей налогообложения. Однако если он так и поступит, то, вероятнее всего, ему придется доказывать свою правоту в суде, причем положение его не безнадежно. Так, например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 02.02.2005 N А56-17467/04 встал на сторону налогоплательщика. На основании представленных налогоплательщиком доказательств, в том числе счетов с указанными в них суммами за проезд, пунктами назначения и времени оказания услуг такси, суд признал, что спорные расходы на проезд в такси могут быть отнесены к командировочным расходам.

Ю.Е.Алмазова

Эксперт журнала

"Акты и комментарии для бухгалтера"

Подписано в печать

05.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Новости международного банковского сообщества ("Международные банковские операции", 2006, N 3) >
<Комментарий к Письму Минфина России от 11.05.2006 N 03-04-11/88> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.