![]() |
| ![]() |
|
Опционный контракт: феномены регулирования ("Международные банковские операции", 2006, N 3)
"Международные банковские операции", 2006, N 3
ОПЦИОННЫЙ КОНТРАКТ: ФЕНОМЕНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Каждый раз, говоря о трудностях и препятствиях для развития российской экономики и финансового рынка в частности, приходится констатировать, что одной из причин сложившейся ситуации является неадекватность регулирования соответствующих отношений и сделок. О некоторых нюансах правового регулирования опционных контрактов в российском и зарубежном законодательстве размышляет автор этой статьи.
Опцион представляет собой контракт, дающий право одной стороне (владельцу опциона) купить (опцион колл) или продать (опцион пут) определенное количество товаров или финансовых инструментов (ценных бумаг) по установленной цене (цене использования) в течение обусловленного времени в обмен на уплату некоторой суммы (премии). Опцион - это разновидность срочной сделки, не требующей обязательного исполнения. Данное определение целесообразно дополнить формулировкой российского законодательства. Согласно Письму Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 30.07.1996 N 16-151/АК "О форвардных, фьючерсных и опционных биржевых сделках" "опционным контрактом (опционом) является документ, определяющий права на получение (передачу) имущества (включая деньги, валютные ценности и ценные бумаги) или информации с условием, что держатель опционного контракта может отказаться от прав по нему в одностороннем порядке". Согласно абз. 8 и 9 Письма N 16-151/АК "фьючерсные и опционные сделки в отличие от форвардных не являются срочными сделками с реальным товаром, и на них не распространяются нормативные акты, касающиеся срочных сделок. При применении нормативных актов о срочных сделках (в том числе и об опционах) следует исходить из того, что в отличие от форвардных контрактов на поставку зерна, нефти, газа, ценных бумаг, валютных ценностей и тому подобных вещей такие акты не применяются к обороту фьючерсных контрактов и опционных контрактов (опционов) в биржевой торговле, даже если фьючерсные и опционные контракты предоставляют их держателям имущественные права в отношении зерна, нефти, газа, ценных бумаг, валютных ценностей и тому подобных вещей". В этой связи действовавшее ранее Постановление ФКЦБ от 09.01.1997 N 1 "Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии" <1> допускало интересный феномен: обращение опционного свидетельства относится к сфере действия законодательства о фондовом рынке, и лишь по истечении срока действия опционного свидетельства отношения сторон будут регулироваться законодательством о товарном рынке. Однако следует учитывать, что обращение опционов возможно как с выпуском опционных свидетельств, так и без такового. ————————————————————————————————<1> Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 09.01.1997 N 1 "Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии" (утратило силу в связи с изданием Постановления ФКЦБ России от 13.08.2003 N 03-35/пс) // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, 1997, N 1.
Особого внимания заслуживает вопрос о недействительности опциона при недействительности опционного свидетельства. Представляется, что в таком случае права требования по опциону должны иметь самостоятельную судьбу, не связанную с судьбой опционного свидетельства. К такому выводу пришел Высший Арбитражный Суд РФ при разрешении вопроса о возможности предъявить самостоятельное требование на основании норм гражданского права об обыкновенном долговом документе ввиду непризнания документа векселем в силу дефекта его формы <2>. При возникновении обратной ситуации признания самого опциона (а не договора купли-продажи опциона) недействительной сделкой подход должен быть иным. В этом случае нарушается норма ст. 142 ГК РФ о признании ценной бумагой документа, удостоверяющего права. Недействительным становится и само опционное свидетельство. ————————————————————————————————<2> Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда от 25.07.1997 N 18 "Обзор практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте" // Вестник ВАС РФ, 1997, N 10.
Подобно фьючерсу ряд исследователей признает опцион предварительным договором, но односторонним предварительным договором, то есть чистым правом без корреспондирующей ему обязанности. Согласно ст. 8 Закона о товарных биржах опцион является "уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки)". В контексте цитируемой нормы "передача прав и обязанностей" означает право приобретателя опциона по своему выбору заключить контракт на поставку товара или не заключать его. Непосредственно опцион является односторонней сделкой, поскольку, согласно ст. 155 ГК РФ, совершение односторонней сделки (заключение опционного договора) "создает обязанности для лица, совершившего сделку". Опционная премия, выплачиваемая за право приобретения опциона, является частью договора купли-продажи прав, выплачивается при приобретении опциона и в дальнейшем в его обращении не участвует. Несмотря на то что в нормативно-правовых актах дано определение понятия "опцион", следует выяснить, относится ли по российскому законодательству этот вид производных финансовых инструментов к ценным бумагам или нет. Согласно ст. 143 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень ценных бумаг не является закрытым. Вместе с тем указывается, что отнесение документов к числу ценных бумаг может производиться только по прямому указанию закона. Таким образом, новые виды ценных бумаг могут появляться лишь в порядке, установленном законами о ценных бумагах, или по их прямому указанию. Согласно же ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" эмиссионной ценной бумагой признается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: - закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; - размещается выпусками; - имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Таким образом, опцион (в отличие от опциона эмитента, который подпадает под регулирование указанного Федерального закона) не может быть отнесен к ценным бумагам.
Нормативно-правовое регулирование опционных контрактов
В настоящее время опционы как инструменты рынка регулируются российскими нормативно-правовыми актами недостаточно четко. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" после внесения в него соответствующих поправок в 2002 г. регулирует опционный рынок. Так, под опционом данный Закон понимает эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой. Принятие решения о размещении опционов и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе. Относительно особенностей эмиссии опционов Закон отмечает следующее. Эмитент не вправе размещать свои опционы, если количество объявленных акций эмитента меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют такие опционы. Количество акций определенной категории (типа), право на приобретение которых предоставляют опционы эмитента, не может превышать 5% акций этой категории (типа), размещенных на дату представления документов для государственной регистрации выпуска опционов эмитента. Решение о выпуске опционов эмитента может предусматривать ограничения на их обращение. Размещение опционов эмитента возможно только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества. В ст. 8 Закона Российской Федерации от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" говорится о том, что опционные сделки представляют собой уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара. Совершение опционных сделок в биржевой торговле осуществляется биржевыми посредниками, биржевыми брокерами на основе лицензий. Кроме того, в п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 981 <1> отмечается, что деятельность по совершению товарных, фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле осуществляется юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями только на основании лицензии. ————————————————————————————————<1> Постановление Правительства РФ от 09.10.1995 N 981 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 42 (ст. 3982).
Необходимо иметь в виду, что указанный Закон регулирует отношения по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечения правовых гарантий деятельности на товарных биржах, а отношения, связанные с деятельностью фондовых бирж, фондовых отделов товарных, товарно-фондовых и универсальных бирж этим Законом не регулируются. Таким образом, несмотря на наличие в тексте данного Закона термина "опцион" невозможно применять содержащиеся в нем нормы к опциону на ценные бумаги, поскольку речь идет о товарном опционе. Вместе с тем представляется, что законодательство должно содержать четкое отличие товарных опционов и опционов на ценные бумаги. Об опционах говорилось и в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. <2>. Так, при продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий, по предложению трудового коллектива предприятия применялся такой из вариантов предоставления льгот членам трудового коллектива приватизируемого предприятия, как предоставление права (опциона) должностным лицам администрации приватизируемого предприятия (руководителю, его заместителям, главному инженеру, главному бухгалтеру) на условиях заключенных с ними контрактов на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости (п. 5.4). Данная Государственная программа потеряла свое юридическое значение, однако указанное положение может быть использовано для понимания опциона в российском законодательстве и практике его использования. ————————————————————————————————<2> Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 N 2980-1) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 28 (ст. 1617).
В п. 13.3 Постановления Правительства Российской Федерации N 271 <3> также говорится, что компания имеет право разрешать своим работникам покупать определенное число принадлежащих ей акций на льготных условиях (опцион). ————————————————————————————————<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.1993 N 271 "Об учреждении акционерного общества открытого типа "Нефтяная компания "Сургутнефтегаз" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, N 15 (ст. 1275).
В Указе Президента Российской Федерации N 2063 <4> установлено, что впредь до принятия федерального закона, устанавливающего требования, предъявляемые к ценным бумагам, к публичному размещению с соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации требований, допускаются "опционы на ценные бумаги, варранты на ценные бумаги". Таким образом, данный Указ прямо легализовал возможность обращения опционов на российском рынке. ————————————————————————————————<4> Указ Президента РФ от 04.11.1994 N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 28 (ст. 2972).
Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР N 78 <5>, достаточно долгое время не будучи официально отмененным, до внесения изменения в Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", распространяло свое действие и на "производные ценные бумаги - любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на покупку или продажу" определенных ценных бумаг, то есть опционы. ————————————————————————————————<5> Постановление Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 78 "Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР" (признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 17.12.1999 N 1402) // Финансовая газета, 1992, N 5.
В ст. 4 Федерального закона N 52-ФЗ <1> говорится о том, что изданные до введения в действие части первой Кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Упомянутое выше Положение призвано регулировать порядок выпуска и обращения ценных бумаг на территории Российской Федерации и регламентировать деятельность участников рынка ценных бумаг в целях защиты интересов инвесторов и содействия эффективному развитию экономики Российской Федерации. Учитывая, что предметом регулирования Федерального закона "О рынке ценных бумаг" выступают те же отношения, вряд ли можно рассматривать Положение соответствующим законодательству Российской Федерации. С другой стороны, Положение официально сохраняло свою юридическую силу и, несмотря на все особенности его действия, а также неупоминание о конкретных видах производных ценных бумаг, опционы согласно данному нормативно-правовому акту юридически имеют право на существование. ————————————————————————————————<1> Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32 (ст. 3302).
Наиболее интересным представляется определение понятия опциона, содержащееся в Письме Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью N 08-19р/04 <2>. В нем указывается, что опционом является ценная бумага, дающая их владельцу право купить или продать в течение установленного срока определенное количество акций по фиксированной цене. Продавец опциона принимает на себя обязательства, по которым он в зависимости от вида опциона должен либо приобрести у покупателя соответствующие акции, либо продать их ему. Покупатель опциона принимает решение о том, реализовать купленное им право или нет, в зависимости от движения курсов акций в период действия опциона. Направления движения биржевого курса, прогнозируемые покупателем и продавцом, противоположны, поэтому оба рассчитывают получить прибыль. Если опцион будет реализован, доход продавца составит сумма, которую покупатель оплатил за опцион (премия). Такое определение понятия опциона наиболее соответствует понятиям, используемым в зарубежной практике. Но необходимо отметить, что указанное Письмо не учитывает последних изменений в законодательстве о ценных бумагах и носит рекомендательный характер. ————————————————————————————————<2> Письмо Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 20.04.1995 N 08-19р/04 "Об основных понятиях, использованных в правилах размещения страховых резервов, утвержденных Приказом Росстрахнадзора от 14.03.1995 N 02-02/06" // Финансовая газета, 1995, N 19.
Таким образом, как видно из приведенных примеров, существующие в действующих нормативно-правовых актах понятия опциона ничуть не объясняют его суть и основные характеристики. Напротив, специалистам этот инструмент в основном знаком применительно к законодательству о приватизации, где опцион рассматривается в качестве одной из льгот для работников приватизируемого общества при приобретении его акций. Вообще следует отметить, что во многом законодательство о приватизации внесло путаницу в понятия инструментов фондового рынка, что вызывало и вызывает многочисленные споры и злоупотребления при попытке восстановить точность в нормативно-правовом регулировании рынка ценных бумаг в России. Положительную роль сыграло принятое Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг Постановление от 09.01.1997 N 1 "Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии". Данный документ устанавливает, что опционное свидетельство, являясь производной ценной бумагой, представляет собой именную ценную бумагу, закрепляющую право ее владельца в сроки и на условиях, указанных в сертификате опционного свидетельства и решении о выпуске опционных свидетельств (для документарной формы выпуска) или решении о выпуске опционных свидетельств (для бездокументарной формы выпуска), на покупку или продажу ценных бумаг (базисного актива) эмитента опционных свидетельств или третьих лиц, отчет об итогах выпуска которых зарегистрирован до даты выпуска опционных свидетельств. Постановление, несомненно, позволяет легализовать применение опциона на рынке. При отсутствии законодательного регулирования именно Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг является государственным органом, разрабатывающим и утверждающим унифицированные стандарты и правила осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, торговли и иных операций с ценными бумагами, в том числе опционами и варрантами на ценные бумаги.
Виды опционов
Как уже было отмечено, существует целый ряд опционов. По форме реализации можно выделить два основных вида опционов. 1. Опционы с физической поставкой заложенных в его основу финансовых инструментов или товара. Опцион с физической поставкой при исполнении дает его владельцу право купить (колл-опцион) или продать (пут-опцион) установленное в опционе количество базисного актива по оговоренной цене. Опцион колл предоставляет покупателю право купить базисный актив у продавца опциона по цене исполнения в установленные сроки или отказаться от этой покупки. Инвестор приобретает опцион колл, если ожидает повышения курсовой стоимости базисного актива. Следовательно, опцион колл дает право держателю опциона купить или отказаться от покупки базисного актива. Опцион колл дает право держателю опциона продать или отказаться от продажи базисного актива. Чтобы лучше понять суть опционной сделки, следует помнить, что она состоит из двух этапов. На первом этапе покупатель опциона приобретает право исполнить или не исполнить контракт. На втором - он реализует (или не реализует) данное право. Опцион с расчетом наличными на условиях спот дает его владельцу право получить платеж в виде разницы между ценой базисного актива на рынке реального товара на момент исполнения обязательств по опциону и ценой исполнения опциона. Причем опцион колл (опцион на покупку) с расчетом наличными дает право его владельцу получить разницу между стоимостью базисного актива и ценой исполнения опциона, когда стоимость актива при поставке на рынке реального товара выше цены исполнения опциона. 2. Опционы с расчетом наличными на условиях спот. Опцион пут (опцион на продажу) дает право получить разницу наличными, когда цена реализации базисного актива на рынке реального товара ниже цены исполнения опциона. Опцион пут предоставляет покупателю опциона право продать базисный актив по цене исполнения в установленные сроки продавцу опциона или отказаться от его продажи. Инвестор приобретает опцион пут, если ожидает падения курсовой стоимости базисного актива. Выписывая опцион, продавец открывает по данной сделке короткую позицию, а покупатель - длинную позицию. Соответственно понятия "короткий колл" или "короткий пут" означают продажу опциона колл или пут, а "длинный колл" или "длинный пут" - их покупку. По времени исполнения опционы подразделяются на такие, которые могут быть реализованы: 1) в любое время до окончания срока его действия. Такие опционы называются американскими; 2) в течение конкретного периода времени до истечения срока действия. Эти опционы называются европейскими; 3) автоматически до истечения срока действия, когда на рынке, на котором опцион торгуется, сложится ситуация, при которой стоимость лежащих в его основе инструментов в конкретное время торговой сессии выше (для опциона колл) или ниже (для опциона пут) цены его исполнения. Такой опцион называется процентным. Он может быть исполнен так же, как и европейский, в течение конкретного периода времени перед датой прекращения его действия. По соотношению цены исполнения и текущей стоимости, заложенных в основу опциона рыночных инструментов, выделяются три вида опционов. 1. Опцион "без денег". Если рыночная ситуация сложилась таким образом, что для опциона колл цена исполнения выше текущей стоимости заложенных в его основу рыночных инструментов, то такой опцион называется опционом "без денег". Опцион пут становится опционом "без денег" в том случае, когда цена исполнения ниже текущей стоимости заложенных в основу опциона рыночных инструментов. Например, при текущей рыночной цене акции, равной 40 руб., опцион колл с ценой исполнения 45 руб. был бы опционом "без денег" на сумму 5 руб., а опцион "пут" - на эту же сумму при цене исполнения 35 руб. 2. Опцион "в деньгах". В том случае, когда текущая рыночная стоимость заложенных в основу опциона колл финансовых инструментов выше цены исполнения опциона, такой опцион колл называют "в деньгах". Опцион пут называют "в деньгах", если текущая рыночная стоимость заложенных в его основу инструментов ниже цены исполнения опциона. Например, если бы текущая рыночная цена акции была равна 43 руб., то опцион колл с ценой исполнения 40 руб. был бы "в деньгах" на сумму 3 руб. 3. Термин "опцион за деньги" означает, что текущая рыночная стоимость активов, заложенных в основу опциона, равна цене исполнения.
Возможные правовые риски при выпуске опционов
При осуществлении программы, связанной с выпуском опциона, основной риск - это отсутствие законодательного определения опциона и его основных признаков и характеристик, а также риск неоднозначной трактовки различными государственными регулирующими органами понятия опциона, механизма его действия и применимого законодательства к нему. Кроме того, открытым остается вопрос, как трактовать применимое к опционам налоговое законодательство, но это в большей мере зависит от налоговых органов. При отсутствии законодательства об опционах есть риск, что право, которое закрепляет опцион, останется нереализуемым (или никоим образом не обеспеченным), и тогда инвесторы смогут отказаться от приобретения опционов даже на очень привлекательные базисные активы. Более того, на нерегулируемых рынках (биржевом или внебиржевом) опционов возможны многочисленные злоупотребления. Существует и еще один довольно серьезный риск, возникающий как результат недостаточной законодательной характеристики, - возможность неправильного толкования опциона и применения его в различных отраслях права. Наиболее яркий пример - толкование опциона применительно к уголовно-правовым и административно-правовым отношениям. Так, в связи с развитием российского фондового рынка и экономики в целом Уголовный кодекс Российской Федерации <1> уделил внимание таким разновидностям преступлений в сфере экономической деятельности, как злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185) и изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186). Например, в случае внесения в проспект эмиссии опционных свидетельств заведомо недостоверной информации или при изготовлении поддельных ценных бумаг возникает вопрос о том, является ли опционное свидетельство ценной бумагой или нет. От ответа будет зависеть возможность квалификации совершенных деяний по ст. ст. 185 или 186 Уголовного кодекса. Несмотря на то что аргументов достаточно как "за", так и "против", вряд ли можно с полной уверенностью ответить на этот вопрос. Кроме того, возникает и вопрос об отнесении опционного свидетельства к имуществу и распространению на него иных составов преступлений, предусмотренных Уголовных кодексом. ————————————————————————————————<1> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25 (ст. 2954).
Применительно к административно-правовым отношениям возникает та же проблема. Например, действовавший ранее Закон г. Москвы "Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг" <2> устанавливал административную ответственность таких юридических лиц, как профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты ценных бумаг и инвесторы, за правонарушения на рынке ценных бумаг. Среди видов нарушений в сфере рынка ценных бумаг Законом было предусмотрено нарушение эмитентом порядка эмиссии ценных бумаг, нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, совершение сделок с ценными бумагами с нарушением требований законодательства Российской Федерации. Ясно, что применение ответственности за указанные и иные виды правонарушений возможно только при совершении противоправного деяния в области ценных бумаг и с ценными бумагами. Возникает вопрос, возможно ли привлечение к ответственности, например, за совершение какой-либо сделки с опционом. ————————————————————————————————<2> Закон г. Москвы от 11.06.1997 N 17 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг" (утратил силу в связи с принятием Закона г. Москвы от 25.04.2001 N 17) // Рынок ценных бумаг, 1997, N 16(103).
В этой связи возникает уже иная проблема - нерешенные вопросы при применении уголовно-правовых и административно-правовых норм оказывают негативное воздействие на права, законные интересы граждан и организаций, а также гарантии их осуществления. Развитие российского фондового рынка связано с использованием на нем новых перспективных финансовых инструментов, таких, как деривативы. Прежде всего это подтолкнет к новым инвестициям в российские компании. Однако на сегодняшний день рынок опционов в Российской Федерации законодательно не урегулирован, что вызывает или может вызвать у инвесторов многочисленные споры о применимости имеющегося законодательства о ценных бумагах к опционам. При этом даже неважно, насколько российский опцион будет соответствовать опциону, обращающемуся на зарубежных рынках. Главное, чтобы он в полной мере соответствовал требованиям и потребностям развивающегося российского рынка.
Опцион в зарубежном законодательстве
В США ясно различается регулирование товарных опционов и опционов на ценные бумаги. Закон США "О торговле ценными бумагами" 1934 г. <1> предусматривает, что Комиссия по торговле товарными фьючерсами (КТТФ) обладает исключительной юрисдикцией в отношении сделок, включающих в себя "продажу товаров с будущей поставкой <...> и товаров, торгующихся с помощью опционов". ————————————————————————————————<1> См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Крашенинниковой Н.А. - М., 1999.
В 1982 г. Конгресс США закрепил разницу в юрисдикции КТТФ и Комиссии по ценным бумагам и биржам (КЦББ). Под юрисдикцию последней попали опционы на определенные финансовые инструменты. Иными словами, КЦББ обладает исключительными полномочиями по регулированию опционов на ценные бумаги. КТТФ принадлежит исключительная юрисдикция на все фьючерсные контракты и все опционы на товары. Данные положения были дополнены и разъяснены в судебном решении Chicago Mercantile Exchange, Board of Trade of the City of Chicago, and Investment Company Institute, Petitioners, v. Securities and Exchange Commission, Respondent, and Philadelphia Stock Exchange, Inc., Options Clearing Corporation, American Stock Exchange, Inc. and Chicago Board Options Exchange, Inc., Intervening Respondents. В указанном судебном решении говорится о том, что Комиссия по торговле товарными фьючерсами располагает полномочиями по регулированию торговли фьючерсными контрактами (включая фьючерсы на ценные бумаги) и опционы на фьючерсные контракты. В то же время Комиссия по ценным бумагам и биржам имеет полномочия по регулированию торговли ценными бумагами и опционами на ценные бумаги. Если же тот или иной финансовый инструмент является одновременно ценной бумагой и фьючерсным контрактом, Комиссия по торговле товарными фьючерсами - единоличный регулирующий орган, поскольку имеет исключительную юрисдикцию в отношении сделок, включающих в себя контракты купли-продажи (и опционы на такие контракты) с будущей поставкой. Однако если финансовый инструмент является одновременно фьючерсным контрактом и опционом на ценные бумаги, то Комиссия по ценным бумагам и биржам - единоличный регулирующий орган. В разд. 2 Закона США "О ценных бумагах" 1933 г. <2> при перечислении видов ценных бумаг используется понятие "любой" (например, "любая акция", "любой опцион", "любой варрант"). Поэтому исключены всякие споры о том, являются ли разные финансовые инструменты с одним и тем же названием ценной бумагой в соответствии с законодательством или нет, поскольку достаточна лишь применимость общих признаков ценных бумаг. ————————————————————————————————<2> Там же.
Е.В.Иванова КонсультантПлюс Подписано в печать 05.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |