![]() |
| ![]() |
|
<Комментарий к Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (комментарий к изменениям, внесенным в государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции)> (Окончание) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 7)
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 7
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 22.11.1995 N 171-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ" (КОММЕНТАРИЙ К ИЗМЕНЕНИЯМ, ВНЕСЕННЫМ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ)>
(Окончание. Начало см. "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 6)
4. Виды деятельности, подлежащие лицензированию
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" [в ред. от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. от 31.12.2005 N 209-ФЗ)] (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях их использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. Согласно п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: - производство, хранение и поставка произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; - производство, хранение и поставка произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; - хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; - закупка, хранение и поставка алкогольной и спиртосодержащей продукции; - производство, хранение и поставка спиртосодержащей непищевой продукции; - розничная продажа алкогольной продукции. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которым внесены изменения в Закон N 171-ФЗ, организации, имеющие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по состоянию на 1 января 2006 г. обязаны привести свою деятельность в соответствие с лицензионными требованиями Закона N 171-ФЗ и до 1 июля 2006 г. оформить новые лицензии (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции). При этом, как следует из ст. 18 Закона N 171-ФЗ, с 1 января 2006 г. не подлежат лицензированию следующие виды деятельности: - закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции; - экспорт алкогольной продукции; - импорт, хранение и поставка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Таким образом, на организации, имеющие лицензии на виды деятельности, лицензирование которых с 1 января 2006 г. не осуществляется, обязанность по оформлению новых лицензий, предусмотренная ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ, не распространяется. В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в ст. 2 этого Закона. Согласно п. 4 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в абз. 5 и 6 п. 2 ст. 18 этого Закона, выдаются отдельно на алкогольную продукцию, спиртосодержащую пищевую продукцию и спиртосодержащую непищевую продукцию. С учетом вышеизложенного, с 1 января 2006 г. государственным органом, осуществляющим лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаются лицензии на осуществление следующих видов деятельности: - производство, хранение и поставка произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; - производство, хранение и поставка произведенного питьевого этилового спирта (вид алкогольной продукции), под которым в соответствии с п. 8 ст. 2 Закона N 171-ФЗ понимается ректификованный этиловый спирт с содержанием этилового спирта не более 95% объема готовой продукции, произведенный из пищевого сырья и разведенный умягченной водой; - производство, хранение и поставка произведенных спиртных напитков (в том числе водки). В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона N 171-ФЗ под спиртными напитками подразумевается алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к питьевому этиловому спирту и вину. Согласно п. 10 ст. 2 Закона N 171-ФЗ под водкой понимается спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56% объема готовой продукции; - производство, хранение и поставка произведенных вин (в том числе натуральных вин). При этом вином является в соответствии с п. 11 ст. 2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, которая произведена из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22% объема готовой продукции; - производство, хранение и поставка произведенной спиртосодержащей пищевой продукции; - хранение этилового спирта; - хранение алкогольной продукции; - хранение спиртосодержащей пищевой продукции; - закупка, хранение и поставка алкогольной продукции; - закупка, хранение и поставка спиртосодержащей пищевой продукции; - закупка, хранение и поставка спиртосодержащей непищевой продукции; - производство, хранение и поставка спиртосодержащей непищевой продукции.
5. Документы, представляемые организацией для получения лицензии
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организацией представляются в лицензирующий орган следующие документы: 1) заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 18 Закона N 171-ФЗ), срока, на который испрашивается лицензия; 2) копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом); 3) копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе; 4) копия документа об уплате сбора за выдачу лицензии; 5) справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов. Форма справки установлена Приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ "Об утверждении Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методических указаний по ее заполнению"; 6) заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям; 7) документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля; 8) копии сертификатов соответствия основного технологического оборудования. Норма о представлении организацией копий сертификатов соответствия основного технологического оборудования является новеллой. В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям ст. 8 этого Закона. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в вышеуказанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на это оборудование сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 8 Закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства вина, виноматериалов и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством РФ, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции. Основное технологическое оборудование для производства вина и виноматериалов должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции. С учетом вышеизложенной нормы в п. 1 ст. 19 Закона N 171-ФЗ в числе документов, представляемых организацией для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, названы копии сертификатов соответствия основного технологического оборудования; 9) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с п. 9 ст. 8 и п. п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ. До вступления в силу изменений в Закон N 171-ФЗ размер оплаченного уставного капитала (уставного фонда) организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливался гражданским законодательством (в частности, законами об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и т.д.). В соответствии с Письмом ФНС России от 13.12.2005 N ШТ-6-07/1045 в качестве документов, подтверждающих оплату уставного капитала (уставного фонда), организация представляет в лицензирующий орган следующие документы: - при оплате уставного капитала (уставного фонда) деньгами - справку банка, подтверждающую зачисление на расчетный счет денег в оплату уставного капитала, подписанную руководителем и главным бухгалтером банка, а также копии первичных платежных документов; - при оплате уставного капитала (уставного фонда) неденежными средствами - копию документа, подтверждающего право собственности акционера (участника) на имущество, с приложением отчета об оценке объектов оценки и акта приема-передачи имущества; - при увеличении уставного капитала (уставного фонда) за счет собственных средств (в частности, нераспределенной прибыли) - копию протокола заседания органа управления организации, в котором зафиксировано соответствующее решение об изменении уставного капитала (уставного фонда), с приложением баланса организации, на основании которого принято решение о капитализации, и баланса на последнюю отчетную дату, отражающего увеличение уставного капитала (уставного фонда). Напомним, что копией считается документ, заверенный нотариально или органом, его выдавшим. Кроме того, налогоплательщикам следует учитывать положения гражданского законодательства о том, что сведения о размере уставного капитала должны содержаться в уставе организации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав общества должен содержать сведения о размере уставного капитала общества. Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" устав государственного или муниципального предприятия должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. С учетом вышеизложенных законодательных норм в качестве документа, подтверждающего оплату уставного капитала (уставного фонда), в лицензирующий орган может быть представлена копия устава, заверенная в установленном порядке. В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона N 171-ФЗ требовать от организации документы, не предусмотренные п. 1 ст. 18 этого Закона, не допускается. В то же время следует заметить, что в лицензирующий орган организацией могут представляться и иные документы, не предусмотренные п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ. Целью представления таких документов является проверка соискателя лицензии на соответствие установленным Законом N 171-ФЗ лицензионным требованиям и условиям. Согласно п. 4 ст. 19 Закона N 171-ФЗ организация, имеющая лицензию на осуществление одного из видов деятельности, указанных в п. 2 ст. 18 этого Закона (за исключением розничной продажи алкогольной продукции), при получении лицензии на осуществление другого вида деятельности, за исключением деятельности, связанной с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляет в лицензирующий орган только заявление о выдаче лицензии, копию документа об уплате сбора за выдачу лицензии и справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов. Следует обратить внимание организаций на то, что осуществление ими деятельности, связанной с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не дает им права при получении другой лицензии на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представлять в лицензирующий орган сокращенный пакет документов, предусмотренный п. 4 ст. 19 Закона N 171-ФЗ. Независимо от лицензируемых видов деятельности, которые уже осуществляются организацией (за исключением розничной продажи алкогольной продукции), при получении лицензии на осуществление производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организация должна представить в лицензирующий орган полный пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 19 Закона N 171-ФЗ.
6. Рассмотрение документов лицензирующим органом
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона N 171-ФЗ документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом. Согласно п. 15 ст. 19 Закона N 171-ФЗ лицензирующий орган до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести обследование организации на соответствие установленным этим Законом лицензионным требованиям. Таким образом, рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии и представленных документов включает: 1) экспертизу документов на их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации; 2) обследование производственных и складских помещений соискателя лицензии, предназначенных для осуществления заявленного вида лицензируемой деятельности, на соответствие установленным Законом N 171-ФЗ лицензионным требованиям (условиям); 3) анализ акта обследования и составление заключения по нему. Согласно п. 7 ст. 19 Закона N 171-ФЗ решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы вышеуказанный срок может быть продлен на период ее проведения, но не более чем на 30 дней. В соответствии с п. 8 ст. 19 Закона N 171-ФЗ решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется организации в течение трех дней после принятия соответствующего решения. Нередко в лицензионной практике возникают ситуации, при которых лицензирующий орган отказывает в рассмотрении заявления о выдаче лицензии (либо принимает решение о невозможности рассмотрения вопроса о выдаче лицензии) по причине представления соискателем лицензии неполного пакета документов. Как правило, в таком решении содержится указание на необходимость представления недостающих документов и срок для их представления. Закон N 171-ФЗ не ограничивает полномочия лицензирующего органа по принятию решения о невозможности рассмотрения вопроса о выдаче (об отказе в выдаче) лицензии. В связи с этим вышеуказанное решение является правомерным, несмотря на то что основания для его принятия Законом N 171-ФЗ прямо не предусмотрены. В случае получения решения лицензирующего органа об отказе в рассмотрении заявления о выдаче лицензии по причине непредставления полного пакета документов, организации целесообразно представить недостающие документы в установленный срок. При этом вновь поступившие документы рассматриваются налоговым органом в совокупности с документами, поступившими с заявлением, в рассмотрении которого было отказано, при условии, что срок их действия не истек. В противном случае документы, приложенные к заявлению, в рассмотрении которого было отказано, возвращаются соискателю лицензии по его заявлению.
7. Основания для отказа в выдаче лицензии
В соответствии с п. 9 ст. 19 Закона N 171-ФЗ в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть отказано: 1) при выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации; 2) в случае нарушения требований ст. 8 Закона N 171-ФЗ, то есть нарушения обязанностей организаций, использующих оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 3) в случае несоответствия организации иным установленным Законом N 171-ФЗ лицензионным требованиям. При этом под лицензионными требованиями понимается совокупность установленных Законом N 171-ФЗ требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно как на стадии получения лицензии, так и в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности. Перечень оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является исчерпывающим. Отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии по иным основаниям (например, представление неполного пакета документов и т.д.) является неправомерным и может быть обжалован в суде.
8. Требования, которые организации должны выполнить для получения лицензии
8.1. Отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов как лицензионное требование (условие)
В соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Принцип обязательности уплаты налогов и сборов установлен в ст. 12 Закона N 171-ФЗ, в соответствии с которой федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в п. 2 ст. 12 этого Закона, осуществление контроля за уплатой налогов. В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организация (заявитель) должна представить в лицензирующий орган в числе прочих документов справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов. В соответствии с п. 21 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 727 (далее - Положение N 727), наличие задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней сроком более трех месяцев (по представлению территориальных налоговых органов) является основанием для приостановления действия лицензии. Таким образом, отсутствие у организации задолженности по уплате налогов и сборов является лицензионным требованием (условием), выполнение которого обязательно как на стадии получения лицензии, так и в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности. Неуплата либо неполная уплата в установленный срок налогов и сборов может служить основанием для отказа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в продлении срока действия лицензии либо повлечь ее приостановление и аннулирование. Данный вывод подтверждается судебно-арбитражной практикой. Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 29.10.2003 по делу N КА-А40/8431-03 признал правомерной ссылку налогового органа на необходимость представления справки, подтверждающей отсутствие у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов, в случае продления действия лицензии. Арбитражный суд г. Москвы в своем решении от 23.11.2004 по делу N А40-40568/04-120-410 прямо указал, что отсутствие у юридического лица просроченной задолженности по уплате налогов и сборов является одним из лицензионных требований (условий), установленных законодательством. Аналогичная позиция была высказана ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.04.2005 по делу N А42-12214/04-25 и т.д.
8.2. Оплаченный уставный капитал как лицензионное требование (условие)
Другим очень важным лицензионным требованием (условием), выполнение которого обязательно как на стадии получения лицензии, так и в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности, является наличие у организации определенного размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда). Данное требование установлено: 1) п. 2.1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ, согласно которому производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (за исключением водки) могут осуществляться казенными предприятиями, а также иными организациями, имеющими оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн руб. Вышеуказанное ограничение размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера; 2) п. 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ, в соответствии с которым водка может производиться казенными предприятиями, а также иными организациями, имеющими оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 млн руб.; 3) п. 9 ст. 8 Закона N 171-ФЗ, согласно которому этиловый спирт может производиться казенными предприятиями, а также иными организациями, имеющими оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн руб. Разъяснения относительно оплаты уставного капитала (уставного фонда) организаций даны в Письмах ФНС России от 22.11.2005 N ШТ-6-07/973@ "Разъяснение по уставному капиталу" и от 13.12.2005 N ШТ-6-07/1045.
9. Переоформление лицензий
В соответствии с п. п. 11 и 12 ст. 19 Закона N 171-ФЗ в случае реорганизации организации переоформление лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, по заявлению организации или ее правопреемника. В случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих вышеуказанные изменения или утрату лицензии. В этих случаях переоформление лицензии производится путем выдачи новой лицензии с сохранением указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением случая ее утраты) в лицензирующий орган. Согласно п. 13 ст. 19 Закона N 171-ФЗ заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии. В соответствии с ранее действовавшим законодательством срок, в течение которого организация была обязана подать заявление о переоформлении действия лицензии, составлял 15 дней. Согласно п. 14 ст. 19 Закона N 171-ФЗ до переоформления лицензии организация или ее правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии. В соответствии с п. 16 ст. 19 Закона N 171-ФЗ сроки принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии не могут превышать сроки, установленные для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче. В контексте обозначенной темы возникает вопрос: может ли организация на основании ранее выданной лицензии осуществлять производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в течение двух месяцев с момента возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии, если с заявлением о переоформлении лицензии организация не обращалась? По смыслу п. 13 ст. 19 Закона N 171-ФЗ заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. С учетом п. п. 16 и 7 ст. 19 Закона N 171-ФЗ решение о переоформлении лицензии принимается в течение одного месяца с момента получения соответствующего заявления и необходимых документов. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением этого Закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в том числе в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии. Таким образом, непредставление лицензиатом в установленный срок заявления о переоформлении лицензии является нарушением установленных Законом N 171-ФЗ требований, которое в соответствии с п. 1 ст. 20 этого Закона может повлечь приостановление действия лицензии и, следовательно, прекращение деятельности организации.
10. Срок, на который выдается лицензия
В соответствии с п. 17 ст. 19 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на пять лет (в ранее действовавшем законодательстве этот срок составлял три года). Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе организации на основании представляемых ею в лицензирующий орган заявления в письменной форме, справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов и копии документа об уплате сбора в соответствии с п. 18 ст. 19 Закона N 171-ФЗ. По просьбе организации такая лицензия может быть продлена и на срок менее чем пять лет. Лицензирующий орган рассматривает заявление о продлении срока действия лицензии в течение 15 дней, принимает решение о продлении срока действия лицензии или об отказе в продлении этого срока и в течение трех дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении организации, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия лицензии - о причинах отказа. Нередко у организаций возникает следующий вопрос: допускается ли законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдача бессрочных лицензий? Анализ норм, изложенных в ст. 19 Закона N 171-ФЗ, в п. 6 Положения N 727, свидетельствует о том, что возможность получения бессрочных лицензий законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не предусмотрена. Максимальный срок, на который выдается лицензия, составляет пять лет, и лицензия продлевается в порядке, установленном п. 17 ст. 19 Закона N 171-ФЗ.
11. Сведения, указываемые в лицензии
В соответствии с п. 19 ст. 19 Закона N 171-ФЗ в лицензии приводятся наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименование и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 18 этого Закона, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Вышеуказанный перечень сведений является исчерпывающим. Таким образом, никакие иные сведения об организации или лицензируемом виде деятельности (например, ИНН) указываться в лицензии не должны. В то же время Закон N 171-ФЗ не определяет, какие последствия влечет несоблюдение требований п. 19 ст. 19 этого Закона. По нашему мнению, такие лицензии могут быть признаны недействительными в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
12. Приостановление действия лицензии
Основания для приостановления действия лицензии приведены в п. 1 ст. 20 Закона N 171-ФЗ. Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, при этом срок не может превышать шесть месяцев. Следует заметить, что Закон N 171-ФЗ не устанавливает обязанности лицензирующего органа по указанию в решении о приостановлении действия лицензии четкого срока, который необходим для устранения нарушений условий действия лицензии. В связи с этим в случае, если в решении о приостановлении действия лицензии лицензирующий орган не указывает срок для устранения нарушений, он признается равным шести месяцам. В соответствии с абз. 15 п. 1 ст. 20 Закона N 171-ФЗ в случае, если в установленный срок заявитель не устранил вышеуказанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензирующий орган в срок не более чем семь дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирует оборудование и коммуникации в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. После получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение десяти дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд. В случае непринятия лицензирующим органом в вышеуказанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным. Данное положение является новеллой. Ранее действовавшее законодательство предусматривало возможность возобновления действия лицензии только после принятия лицензирующим органом соответствующего решения. Нередко в правоприменительной практике возникают ситуации, при которых организация, устранив нарушения условий действия лицензии, обращается в лицензирующий орган с соответствующим заявлением и после уведомления лицензирующего органа приступает к осуществлению вида деятельности, на который действие лицензии было приостановлено. Законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не предусмотрен уведомительный порядок для возобновления действия лицензии. В течение 10 дней лицензирующий орган рассматривает заявление лицензиата об устранении обстоятельств, вызвавших приостановление действия лицензии, и может принять решение как о возобновлении действия лицензии, так и об отказе в таком возобновлении. Таким образом, возобновление деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции после приостановления действия лицензии допускается только по истечении десятидневного срока, если в вышеуказанный срок лицензирующим органом не принимается решение об отказе в возобновлении действия лицензии. В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть прекращено на основании заявления самого заявителя или по истечении срока действия такой лицензии. При этом Закон N 171-ФЗ, а также другие нормативные правовые акты не содержат сроков, в течение которых лицензирующий орган обязан рассмотреть заявление о прекращении действия лицензии и принять по нему соответствующее решение.
13. Основания аннулирования действия лицензии
Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована по основаниям, указанным в п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ. Таким образом, Закон N 171-ФЗ установил четкий и исчерпывающий перечень оснований для аннулирования лицензии организации. Аннулирование лицензии по основаниям, отличным от тех, которые указаны в п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ, не допускается. Так, например, не допускается аннулирование лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по причине пропуска организацией срока на подачу заявления о переоформлении лицензии, хотя налогоплательщикам следует учитывать, что вышеуказанное обстоятельство является основанием для приостановления действия лицензии. В случае невыполнения решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии по причине непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии лицензирующий орган вправе принять решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на основании абз. 7 п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ. До вступления решения суда в законную силу лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии. В соответствии с п. 4 ст. 20 Закона N 171-ФЗ решение о приостановлении действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии доводится лицензирующим органом до заявителя в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения. В контексте изложенной темы возникает вопрос: с какого момента времени лицензирующий орган имеет право приостанавливать действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - с момента обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии либо с момента принятия судебного решения? Четкого определения момента времени, с которого лицензирующий орган имеет право приостанавливать действие лицензии на основании п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ, законодательство не содержит. С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, приостановление действия лицензии допускается с момента принятия лицензирующим органом решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии с целью избежания неблагоприятных (негативных) последствий, которые может вызвать досудебное, не соответствующее Закону N 171-ФЗ, осуществление лицензионной деятельности.
И.Б.Королева Подписано в печать 05.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |