![]() |
| ![]() |
|
Расходы на выставку: можно ли сэкономить? ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 21)
"Учет. Налоги. Право", 2006, N 21
РАСХОДЫ НА ВЫСТАВКУ: МОЖНО ЛИ СЭКОНОМИТЬ?
Организация участвует в выставке, где раздает различные сувениры с символикой компании. Может ли она сэкономить и учесть подобные расходы среди ненормируемых для налога на прибыль как расходы на участие в выставке?
Рекламные расходы для налога на прибыль делятся на нормируемые и ненормируемые. Причем это нормирование отражается и на налоге на добавленную стоимость. Входной НДС можно принять к вычету только по тем рекламным расходам, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 7 ст. 171 НК РФ) <*>. Очевидно, что если есть возможность учесть определенные затраты на рекламу в полном объеме, то ею стоит воспользоваться. ————————————————————————————————<*> Если организация пользуется льготой по НДС по пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ (не облагается НДС передача в рекламных целях товаров, работ, услуг, расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб.), то входной НДС она не принимает к вычету со всей стоимости рекламных товаров (п. п. 2, 3 ст. 170 НК РФ).
Пункт 4 ст. 264 НК РФ среди затрат на рекламу, которые можно списать без лимита, называет расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях. При этом в Налоговом кодексе не поясняется, что именно относится к данным расходам. Следовательно, к расходам на участие в выставке организация может отнести все, что связано с этим мероприятием: сувениры с символикой (папки, часы, ручки, флажки, карандаши), оплату за звуковую рекламу на выставке. Поскольку все эти расходы принимаются для налога на прибыль в полном объеме, то и НДС, который к ним относится, организация также может зачесть полностью.
В деталях. Если компания на выставке вручает призы (не путать с сувенирами), то расходы на их приобретение или изготовление принимаются для налога на прибыль лишь в пределах лимита. В п. 4 ст. 264 НК РФ эти расходы указаны отдельно как нормируемые.
Осторожно с экономией
С одной стороны, это законный способ сэкономить на налогах, если у организации много подобных рекламных расходов. С другой стороны, это тот случай, когда неясность законодательства налоговики трактуют не в пользу налогоплательщика (вопреки п. 7 ст. 3 НК РФ). К примеру, в Письме от 27.03.2003 N 02-5-11/90 МНС России сказано следующее: к ненормируемым расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях следует относить только расходы по уплате вступительных взносов и разрешений. Как следует из Письма, все остальные расходы, связанные с участием в выставках, нормируются. Напомним, все нормируемые расходы на рекламу признаются для налога на прибыль в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (определяется по правилам ст. 249 НК РФ). Прокомментировать возможность налоговой экономии мы попросили Ольгу Лапину, советника налоговой службы РФ III ранга: - К расходам на участие в выставке, которые не нормируются, можно отнести только те, которые обусловлены исключительно фактом проведения конкретной выставки в конкретном месте. К примеру, расходы на аренду стенда, оплату специалистов, которые привлекаются специально для участия в выставке, расходы на доставку предметов экспозиции к месту проведения выставки и т.п. Все они должны быть объединены по единому принципу - если бы не было этой конкретной выставки, то и этих расходов организация бы не несла. Если же определенные расходы возникают у организации независимо от того, будет выставка или нет, то они относятся к нормируемым. Например, раздача блокнотов, ручек, часов, папок с фирменной символикой может осуществляться в любом месте. Такие расходы не должны быть отнесены к расходам на участие в выставке. Подобного рода расходы можно было бы относить к расходам на участие в выставке, только если на них наряду с фирменной символикой нанесена символика выставки. Если компания решит спорить с налоговиками, то она может воспользоваться не только нормами Налогового кодекса, но и вооружиться аргументами из судебной практики.
Аргументы для спора
Начнем с Налогового кодекса. Во-первых, как мы уже сказали, в п. 4 ст. 264 Налогового кодекса говорится о расходах на участие в выставке без расшифровки, что это за расходы. Поэтому к ним могут относиться любые затраты, связанные с участием компании в выставке. Во-вторых, п. 4 ст. 252 НК РФ предоставляет налогоплательщику право самостоятельно выбирать, к какой группе расходов он отнесет затраты (если они с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов). Как мы уже сказали, существует и судебная практика в пользу налогоплательщиков. К примеру, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа поддержал организацию и пришел к следующему выводу. Ни ст. 264 Налогового кодекса, ни иные нормы действующего законодательства не раскрывают перечень затрат, включаемых в расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях. Следовательно, при классификации затрат и определении возможности отнесения их к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов (Постановление от 13.01.2005 по делу N А43-1729/2004-32-152). Поэтому если цена вопроса для предприятия будет велика, то стоит экономить. Шансы отстоять в суде свое право на ненормирование всех расходов, связанных с выставкой, у него есть. Кстати, в этом случае лишние документы, подтверждающие направленность расходов, предприятию не помешают. Это могут быть смета расходов на участие в выставке, приказ директора о выделении средств, отчет ответственного лица о количестве розданных сувениров.
В.Самохина Эксперт "УНП" Подписано в печать 02.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |