![]() |
| ![]() |
|
Страхование грузов: как добиться понимания и обрести новых друзей ("Организация продаж страховых продуктов", 2006, N 3)
"Организация продаж страховых продуктов", 2006, N 3
СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ: КАК ДОБИТЬСЯ ПОНИМАНИЯ И ОБРЕСТИ НОВЫХ ДРУЗЕЙ
Сегодня страхование грузов определяется участниками страхового рынка как одно из весьма перспективных направлений. Однако, несмотря на последовательный рост объема премий по этому виду страхования в течение уже долгого времени, сегодня рано говорить о прозрачной рыночной картине и о наличии эффективных механизмов в отечественном страховании грузов. Что же мешает успешному развитию сектора? Каковы ожидания участников рынка - страховщиков и страхователей? В данном материале предлагается аналитический обзор данной проблемы.
Текущая ситуация на рынке
Бесспорно, сегодня страхование грузов можно по праву считать одним из весьма перспективных видов страхования в России. Несмотря на довольно скромную долю в общей страховой премии, сегодня многие страховые компании заинтересованы в успешном развитии продаж данного вида продуктов. В первую очередь это можно связать с большим потенциалом данного сегмента: в то время как в отношении многих других видов страхования рынок переживает стадию насыщения и жесткой ценовой конкуренции, в области страхования грузов еще остается весьма значительный процент потенциальных клиентов и объектов страхования. В качестве наглядного аргумента можно привести следующую статистику: если в страховании грузов при импорте и экспорте доля застрахованных грузоперевозок весьма высока, то при внутреннем страховании она покрывает, по разным оценкам, всего лишь 10 - 15% грузооборота. При этом надо отметить, что страхование грузов является довольно оригинальным продуктом, при работе с которым необходимо учитывать некоторое множество факторов. Например, это выраженная сезонность: так, обычно январь и февраль - самые спокойные месяцы на этом рынке, при этом наблюдается сильный разброс сезонной активности по регионам из-за значительной территориальной емкости России, наличия, к примеру, как сезонных северных путей сообщения, так и практически всесезонных южных. Другим фактором можно назвать "добровольно-принудительный" характер страхования грузов: сегодня при экспорте или импорте грузоперевозки страхуют в основном для того, чтобы соблюсти необходимые таможенные формальности или же условия контракта, в то время как в российском законодательстве ничего не сказано о необходимости страховки при экспорте или импорте грузов. Также можно упомянуть и о хорошо известных своей регулярностью случаях мошенничества при страховании грузоперевозок - эффективные пути его предупреждения пока только разрабатываются, и у каждой страховой компании сегодня в арсенале присутствует не одна корпоративная история о безнаказанных мошенниках. Отдельной темой является развитие рынка страхования внутренних перевозок. Дело в том, что участниками рынка сейчас в России страхуются практически все экспортируемые и импортируемые грузы, что составляет львиную долю собираемой страховой премии по страхованию грузов. Однако внутренний рынок не столь динамичен, как страхование экспортно-импортных перевозок - несмотря на то, что, по оценкам участников рынка, его потенциал огромен. В 2005 г., к примеру, внутренний грузооборот России составил около полутриллиона рублей, а застраховано от этого объема было не более 15%. Называются различные причины сложившегося положения: страховщики обвиняют в неграмотности грузоперевозчиков, которые не думают о возмещении стоимости груза, "пока гром не грянет", а потенциальные страхователи - страховщиков, устанавливающих слишком высокие тарифы. Перевозчики грузов, или экспедиторы, в принципе должны по закону отвечать за сохранность груза: это предусматривает международное и национальное законодательство. Но практика показывает, что транспортная компания полностью компенсирует причиненный отправителю или получателю вред, только если ее признают виновной в убытках по суду, и к тому же если у компании есть на счету деньги. Бесспорно, подобная практика не способствует развитию рассматриваемого вида страхования. В целом страховщики отмечают несколько причин, по которым владельцы грузов пренебрегают страховой защитой. Одна из них - экономическая: владельцы не стремятся к страхованию грузов, поскольку считают это экономически нецелесообразным в связи с низкой долей либо полным отсутствием убыточности по перевозкам. Уровень утраченных по различным причинам грузов, по оценкам некоторых специалистов, составляет в целом 0,3 - 0,5% от общего объема грузопотока (на железнодорожном транспорте - 0,5%, на автомобильном - 0,3%), из них 70% приходится на хищения, остальные 30% - на аварии, крушения и т.п.
Другая причина заключается в том, что оформление страховки - это достаточно большая бумажная волокита, которой избежать невозможно. Как показывает международная практика, существуют более или менее эффективные пути упрощения оформления страхового договора, но в любом случае временной лаг остается ощутимым. При этом польза страхования грузов, не всегда пока еще очевидная потенциальным страхователям, представляется очевидной для страховщиков. Они отмечают, что страхование груза - не только наиболее цивилизованный способ покрытия всевозможных убытков, но и экономически более правильный. Один из многих применяемых для "экономического" убеждения тезисов - это тот факт, что страховое возмещение, полученное от страховой компании за утрату или повреждение груза, не облагается налогами. Если же владельцы груза захотят сформировать свой так называемый резервный фонд на покрытие потерь, они смогут это сделать только из чистой прибыли после уплаты всех налогов. К тому же формирование такого фонда на предприятии занимает более длительное время, чем получение возмещения от страховщика. Но правда - в данном случае под ней следует понимать эффективное развитие страхования грузов, а также рост взаимного удовлетворения между участниками этих отношений - лежит, как водится, где-то посередине между страховщиками и страхователями. Поэтому зададимся целью исследовать потребности и ожидания, бытующие в среде как страховых компаний, так и их клиентов - текущих и потенциальных - в отношении страхования грузов.
Страховщики: проблемы формирования предложения
Что предлагают сегодня отечественные страховые компании, чтобы удовлетворить растущий спрос на страхование грузов? Какие методы и концепции они используют? Каким они видят развитие рынка, как оценивают его сегодняшнюю эффективность? В этом разделе постараемся ответить на все эти вопросы. Вначале поговорим о сегодняшнем положении дел в секторе. Сегодня большинство российских страховых компаний работают на условиях, подобных классическим международным полисам страхования грузов: "с ответственностью за все риски", "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" и "с ответственностью за частную аварию". Наиболее полную страховую защиту груза во время перевозки его любым видом транспорта обеспечивает полис "с ответственностью за все риски". Это самое полное покрытие, которое возможно при обычном страховании, поскольку данный договор позволяет клиенту в случае утраты, повреждения или полной гибели всего или части груза, произошедших практически по любой причине и повлекших за собой финансовые потери, получить компенсацию. Если говорить о наиболее оптимальной форме защиты груза, то все страховщики отмечают преимущества так называемого генерального договора, который позволяет обеспечить страховую защиту не конкретному грузу на конкретный рейс, а всему объему грузоперевозок компании на определенный срок. По окончании этого срока компании представляется отчет о совершенных перевозках (бордеро). На основании этой информации специалисты компании рассчитывают страховую премию. Данная схема позволяет упростить оборот документации между страхователем и страховщиком. При подписании генерального договора клиент получает скидку.
Людмила Андронова, зам. начальника управления страхования грузов, компания "Энергогарант": - Конечно, страховщику предпочтительнее брать на страхование груз от начала и до конца его следования. Тогда мы уверены, во-первых, в качестве самого груза, а во-вторых, в том, что нам не придется отвечать за чужие ошибки. Если с грузом происходит неприятность, то мы сразу узнаем об этом либо от владельца, либо от перевозчика. Если это произошло в другом государстве, привлекаем сюрвейера - международную организацию, которая высылает на место специалиста и оценивает ущерб, пытаясь в то же время его минимизировать. В задачи сюрвейера входит не только подтвердить наличие страхового случая, но и минимизировать убыток. Это возможно сделать, когда груз не погиб полностью, а был лишь частично поврежден. Кстати, по статистике, нормальная убыточность в сфере страхования грузов - до тридцати процентов. Впрочем, в отдельные годы убытки не превышают десяти процентов. Если бы внутренние перевозки превалировали над экспортно-импортными, картина была бы принципиально иной - внутренний рынок более рисковый.
В целом же можно говорить о том, что, несмотря на то, что рынок страхования грузоперевозок существует в России много лет, до недавних пор он пребывал в недостаточно развитом состоянии. Типовые экспортно-импортные операции не вызывали у страховщиков необходимости диверсифицировать предложение, а общее угнетенное состояние экономики не способствовало открытию новых ниш, особенно на рынке внутренних перевозок. Рост товарно-грузовых потоков, обусловленный общим экономическим подъемом и увеличением объемов импорта в последние два-три года, привел к тому, что возможности по предоставлению многих сопутствующих перевозке грузов страховых услуг перестали соответствовать запросам рынка. Как уже упоминалось выше, доминирующая доля рынка страхования грузоперевозок приходится на экспортно-импортные операции. Начиная с 2003 г., по данным опросов страховщиков, проводимых рейтинговым агентством "Эксперт РА", доля страхования импорта превышает долю страхования экспорта. По словам страховщиков, страхуется практически весь импорт в Россию. Повальное распространение страховой культуры среди импортеров объясняется просто: растаможка грузов, не обеспеченных страховым полисом, достаточно проблематична. На самом деле страхование ввозимых в страну грузов законодательно не закреплено, но, по словам импортеров, устоять перед требованиями таможенной службы невозможно. Сегодня экспортно-импортные перевозки застрахованы полностью, и на этом поле у страховщиков остается ограниченный набор инструментов для конкурентной борьбы: внедрение эффективных пакетных продуктов, ценовая конкуренция, дополнительные сервисы и т.п. Рынок же внутренних перевозок почти пуст, и на нем страховщикам куда сложнее работать. Сбор премий по страхованию экспортно-импортных перевозок продолжает расти: это связано с ростом объема внешнеторговых операций в целом. Можно привести следующие статистические данные, подтверждающие устойчивый позитивный тренд во внешнеторговых операциях:
350 000,00 -¬ ¦ ¦ -----¬ 300 000,00 -+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 250 000,00 -+ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 200 000,00 -+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 150 000,00 -+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 100 000,00 -+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 50 000,00 -+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,00 -+--+----+--T--+----+--T--+----+--T--+----+--T--+----+--T--+----+---¬ 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Рис. 1. Внешнеторговый оборот (по данным таможенной статистики), млн долл.
Однако страховым компаниям не следует успокаиваться данным свидетельством роста: гораздо важнее разрабатывать сегодня весьма перспективный рынок внутренних перевозок. Однако это отнюдь не единственное направление и не единственная проблема, существующие сегодня в области страхования грузов: проведенное в начале этого года исследование, результаты которого представлены ниже, показало, что в страховом сообществе присутствует много суждений, мнений, интересных взглядов как на существующее положение дел, так и на тенденции и пути развития. В проведенном экспертном опросе участвовало более 50 респондентов - представители страховых компаний, эксперты страхового рынка, аналитики, а также представители страхователей, реальных и потенциальных. Опрос позволил выявить наиболее существенные проблемы, существующие в области страхования грузов. В данном разделе статьи рассмотрим мнения, высказанные экспертами от страховых компаний. На представленной ниже таблице можно ознакомиться с тем, как эксперты оценили значимость отдельных факторов и проблем для развития страхования грузов в России (первоначальный список, представленный в опроснике, был впоследствии дополнен критериями, сформулированными самими экспертами):
————————————————————————T—————————————————————T—————————————————————Критерий или фактор ¦ Оценка сегодняшнего ¦ Оценка важности ¦ состояния, % ¦ фактора, % +------T------T-------+------T------T----- ———— ¦ Хор. ¦ Уд. ¦ Неуд. ¦ Важно¦Средне¦Неважно ————————————————————————+——————+——————+———————+——————+——————+———————Развитие страхования ¦ 30 ¦ 54 ¦ 16 ¦ 84 ¦ 10 ¦ 6 грузов в России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ————————————————————————+——————+——————+———————+——————+——————+———————Позитивное влияние ¦ 3 ¦ 12 ¦ 85 ¦ 92 ¦ 4 ¦ 4 государственной политики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и ограничений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ————————————————————————+——————+——————+———————+——————+——————+———————Общее развитие ¦ 42 ¦ 52 ¦ 6 ¦ 88 ¦ 3 ¦ 9 страхования в России как¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фактор влияния на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ страхование грузов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ————————————————————————+——————+——————+———————+——————+——————+———————Оценка компетентности ¦ 47 ¦ 35 ¦ 18 ¦ 95 ¦ 5 ¦ 0 российских страховщиков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в страховании грузов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ————————————————————————+——————+——————+———————+——————+——————+———————Существование полных и ¦ 36 ¦ 40 ¦ 24 ¦ 90 ¦ 7 ¦ 3 качественных предложений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на рынке страхования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грузов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ————————————————————————+——————+——————+———————+——————+——————+———————Развитие страхования ¦ 2 ¦ 16 ¦ 82 ¦ 32 ¦ 51 ¦ 17 внутренних перевозок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ————————————————————————+——————+——————+———————+——————+——————+———————Доверие и ¦ 21 ¦ 35 ¦ 44 ¦ 98 ¦ 2 ¦ 0 заинтересованность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ страхователей в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ страховании грузов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ————————————————————————+——————+——————+———————+——————+——————+———————Общая перспективность ¦ 61 ¦ 21 ¦ 18 ¦ - ¦ - ¦ - страхования грузов как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вида страхования в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ————————————————————————+——————+——————+———————+——————+——————+———————Возможность выхода ¦ 24 ¦ 40 ¦ 36 ¦ 17 ¦ 62 ¦ 31 страховщиков на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ международный рынок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ страхования грузов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ————————————————————————+——————+——————+———————+——————+——————+———————Влияние госмонополий на ¦ 23 ¦ 31 ¦ 46 ¦ 77 ¦ 12 ¦ 11 средства транспортировки¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (ж. д., трубопроводы), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на развитие страхования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грузов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ————————————————————————+——————+——————+———————+——————+——————+——————— По представленным данным можно сделать некоторые выводы. В первую очередь, можно говорить о достаточно высокой заинтересованности участников рынка в развитии данного вида страхования: около 4/5 опрошенных признали важным развитие страхования грузов, и 2/3 респондентов оценили как "хорошую" перспективность страхования грузов как вида страхования в России. Также около половины опрошенных позитивно охарактеризовали сегодняшнее состояние в целом страхования в России и квалификацию российских страховщиков по страхованию грузов. Разумными представляются и сегодняшние скептические оценки, данные ряду критериев. Это традиционно тормозящая роль государственного и законодательного регулирования, влияющих на развитие страхования грузов, также и слабая уверенность в активности страхователей и, наконец, такие специфические критерии, важные именно по этому виду страхования, как влияние госмонополий на средства транспортировки и развитие внутреннего страхования перевозок. При этом, несмотря на низкие оценки развития некоторых факторов, большинство рассмотренных критериев были признаны экспертами очень важными для развития страхования грузов. От общих выводов перейдем к более конкретным тезисам, подкрепленным мнениями экспертов. Одной из важных проблем отрасли было названо влияние госмонополий на средства транспортировки - железнодорожные перевозки и трубопроводы. Действительно, сегодня до 75% внутреннего грузооборота приходится на железную дорогу и трубопроводы - сегменты крайне монополизированные. В отношении трубопроводов страховщики придерживаются единого мнения: госмонополия тормозит развитие страхования грузов. Приведем мнение эксперта:
Александр Кудряков, генеральный директор страховой компании "Пари": - Барьеры на пути рыночных компаний к страхованию потоков нефти и газа, транспортируемых по магистральным трубопроводам, останутся непреодолимыми до тех пор, пока 100% газо- и нефтепроводов будет оставаться в собственности "Газпрома" и "Транснефти", имеющих свои кэптивы.
На железной дороге бороться с доминирующим положением "избранной" компании также крайне сложно. По словам Олега Ульянского, вице-президента по маркетингу компании НАСТА, при заключении договоров грузоперевозки грузоотправителю (или грузополучателю) рекомендуют в добровольном порядке заключить договор страхования с конкретной компанией. Компании, не согласные с таким порядком, способны поплатиться срывом сроков поставок, поскольку отделение железной дороги может притормозить подачу вагонов для перевозок. Конечно, по мере реформы МПС и перехода части подвижного состава во владение независимых компаний плата страховых компаний за вход на этот рынок снижается. Тем не менее пока еще в большинстве случаев именно от РЖД зависит скорость и условия движения груза, а потому сохраняется добровольно-принудительный характер страхования перевозок, а также невозможность объективно урегулировать условия страхования и страховые тарифы. "Простым" компаниям, в число владельцев которых не входят нефтяные или железнодорожные гиганты, остается работать в оставшихся нишах - страховать морские, авиационные и автомобильные перевозки. Вообще многие из опрошенных экспертов назвали рынок нефти и нефтепродуктов, транспортируемых по магистральным трубопроводам, перспективным и интересным для страховщиков. Другим перспективным направлением эксперты считают страхование контейнеров. Объем контейнерных перевозок в России сейчас невелик, всего около одного процента от грузооборота, но он активно развивается. У этого рынка большие перспективы - в других странах на контейнерные перевозки приходится до 10 - 15% от грузооборота. Но рыночное, конкурентное развитие этих рынков, по мнению экспертов, опять же затруднено, так как транспортная инфраструктура принадлежит сегодня монополистам. Если говорить о составе страхуемой продукции, то эксперты рынка выделяют в качестве перспективной перевозку продуктов пищевой промышленности, а также оргтехники, бытовой и сельскохозяйственной техники, автотранспорта.
Игорь Кружалин, начальник отдела страхования грузов московского филиала ОАО "ГСК Югория": - Кроме перевозимых по международным контрактам, а также импортных грузов есть еще несколько интересных для страховщиков направлений. Таковыми являются перевозка "акцизных грузов" (алкоголя, табака и т.д.), а также перевозка бытовой техники, электроники и промышленных грузов. Существует также ряд проблем, не озвученных в результатах опроса, являющихся актуальными для страховщиков в отношении страхования грузов. Для подробного рассмотрения каждой из них рамок данной статьи недостаточно, поэтому остановимся на одной проблеме, которую все участники опроса признали существенной: это мошенничество при страховании грузов. Сразу необходимо отметить, что достаточно высокий уровень преступности в стране был негативно отмечен рядом экспертов при обсуждении страхования грузов. Но если такие преступления, как нападения на инкассаторов и на транспортные средства, грабежи, произвол со стороны представителей власти или, скажем, хищения из трубопроводов, в какой-то мере способствуют развитию страхования грузов, то мошенничество, являющееся сегодня проблемой практически всех страховых компаний, оказывает на этот продукт деструктивное воздействие - как, пожалуй, и на любой страховой продукт. Конечно, можно успокаивать себя тем, что проблема мошенничества менее актуальна в этом виде страхования, чем, например, в автостраховании - ведь страхование грузов в основном связано с корпоративными клиентами, проверенными и надежными. А при страховании разовых перевозок новых клиентов компания принимает ряд упреждающих мер, позволяющих минимизировать риск мошенничества. Но при этом проблема остается проблемой. Особенно остро этот вопрос встал в прошлом году: мошенничество с подставными машинами, а также сговор преступников с лицами, участвующими в перевозке грузов (водителями, охранниками), доставили немало хлопот специалистам страховых компаний. В практике компаний бывали и такие случаи, когда мошенническим путем получить возмещение пытался сам страхователь, - хотя сегодня такие случаи редкость. Основные формы страхового мошенничества, выделенные рядом экспертов, связаны с фальсификацией крупных страховых случаев, подделкой документов, а также с сокрытием важных сведений при оформлении страхового договора.
Андрей Ликинов, ведущий специалист отдела имущественного страхования СК "Природа": - Несомненно, в настоящее время существует проблема страхового мошенничества в страховании грузов, так же как и в остальных видах страхования. Основными методами борьбы с мошенничеством остаются участие службы безопасности страховой компании в расследовании страховых случаев, а также создание единой базы страховщиков, позволяющей выявлять недобросовестных страхователей.
Александр Федонкин, заместитель генерального директора Московской страховой компании: - Проблема стоит довольно остро, так как грузы могут быть направлены в такие уголки, где сложно найти специалистов, чтобы провести экспертизу страхового случая. Для уменьшения рисков возможного умысла со стороны страхователей, безусловно, не следует страховать кого попало. Но важнее детально прописать в условиях договора страхования процедуру урегулирования убытков, включающую перечень действий и документов, необходимых для доказательства факта и размера убытка. В МСК в этих целях к договору прикладывается инструкция о порядке заявления претензий по случаям причинения ущерба грузам при их транспортировке.
Противодействие мошенничеству, а также решение иных проблем, обозначенных участниками рынка, будут способствовать эффективному развитию страхования грузов, а также повышению общей цивилизованности страхового рынка. Ведь почти половина участников опроса высоко оценила профессионализм и квалификацию отечественных специалистов по страхованию грузов, а 64% респондентов дали положительную оценку перспективе выхода отечественных страховщиков на международный рынок страхования грузов - значит, потенциал есть, причем немалый. Отдельно остановимся на вопросе формирования конкурентоспособного предложения по страхованию грузов - при сегодняшнем высоком уровне конкуренции на рынке страхования этот вопрос является крайне значимым. Как показало проведенное исследование, сегодня участники рынка по-разному формулируют предложение по страхованию грузов: в дополнение к стандартным условиям договора появляются дополнительные опции, развивается предоставление оригинальных пакетных программ, используются интересные приемы. В следующей ниже таблице собраны некоторые из присутствующих сегодня на рынке компонент страхования грузов, выделяемые в качестве собственных конкурентных преимуществ рядом страховых компаний.
Компоненты страхования грузов, выделяемые в качестве конкурентных преимуществ рядом страховых компаний
———————————————————T——————————————————————————————————————————————Компания ¦ Предложение (отдельные моменты) ———————————————————+——————————————————————————————————————————————ОСАО "Ингосстрах" ¦Среди новаций последнего времени - возможность ¦включения в единый договор страхования ¦ответственности автоперевозчика КАСКО ¦используемых контейнеров, расходов по спасению ¦транспортных средств, развитие сервисного ¦обеспечения. В случае необходимости клиенты ¦могут воспользоваться юридической поддержкой, ¦услугами круглосуточной сюрвейерской службы. ¦С осени 2005 г. предлагается экономичное ¦покрытие, позволяющее перевозчикам рационально ¦распоряжаться средствами, расходуемыми на ¦страхование ———————————————————+——————————————————————————————————————————————"Московская ¦Компания работает в соответствии с страховая ¦международными стандартами страхования грузов компания" ¦Institute Cargo Clauses. Сегодня компания ¦увеличивает долю договоров, заключаемых с ¦транспортными экспедиторами. Помимо ¦ответственности за груз в результате ошибок ¦страхователя условиями договора может быть ¦предусмотрено покрытие убытков в результате ¦просрочки в доставке грузов, неправильной ¦засылки груза, невыполнения инструкций ¦грузоотправителя или грузополучателя в период ¦транспортировки, выдачи груза лицу, не ¦имеющему соответствующих полномочий, и т.д. ———————————————————+——————————————————————————————————————————————СОАО ¦У клиентов компании пользуется популярностью "Национальная ¦новый продукт - страхование выставок и страховая группа" ¦культурных ценностей. Эта услуга предлагается ¦как для юридических, так и для физических лиц. ¦На страхование могут быть приняты особо ценные ¦грузы - антиквариат, художественные изделия, ¦драгоценные металлы в слитках, изделия из ¦драгоценных металлов, драгоценных, ¦полудрагоценных и поделочных камней и т.д., а ¦также денежная наличность и ценные бумаги. ¦Специалистами компании сейчас также ¦разрабатывается крупный проект по страхованию ¦опасных и особо опасных грузов ———————————————————+——————————————————————————————————————————————ОАО "Альфа- ¦Компания не стремится предлагать каждому Страхование" ¦клиенту защиту по максимальному набору рисков, ¦так как оптимальный набор всегда обходится ¦дешевле. В прошедшем году компания разработала ¦специальные программы по страхованию доставки ¦наличных денег для региональных отделений ¦Пенсионного фонда, а также по страхованию ¦товаров и наличной выручки для выездной ¦торговли на автолавках. Также компания ¦старается работать с грузами в опасных районах ¦- например, на Северном Кавказе ———————————————————+——————————————————————————————————————————————СК "Нефтеполис" ¦У компании есть специальные продукты по ¦страхованию контейнеров. Также компания ¦разрабатывает индивидуальные программы ¦страхования грузов и ответственности на любых ¦маршрутах и в пунктах перевалки нефти и ¦нефтепродуктов с учетом всех возможных ¦событий, способных повлечь убытки ———————————————————+——————————————————————————————————————————————СК "ПАРИ" ¦Компания делает упор на сервисное ¦обслуживание, сервис в области страхования ¦грузов достаточно высокий. Клиенты компании ¦получают не только консультации, но и ¦содействие в организации дополнительных услуг. ¦Оказывается помощь в подборе надежного ¦перевозчика или транспортно-экспедиторской ¦компании, в организации охранного ¦сопровождения груза, наложении пломб и т.д. ———————————————————+——————————————————————————————————————————————"Росгосстрах" ¦В прошедшем году компания вывела на рынок ¦новый продукт по страхованию грузов ¦"Росгосстрах-бизнес-CARGO", который ¦предназначен для предприятий и ¦предпринимателей, имеющих постоянную ¦потребность в страховании грузоперевозок. ¦Продукт позволяет выбрать оптимальный объем ¦страхового покрытия за приемлемую цену. Он ¦предусматривает несколько вариантов ¦страхования, а также возможность ¦комбинирования страховых рисков с учетом ¦требований, предъявляемых страховым рынком. ¦Существующие соглашения между "Росгосстрахом" ¦и контролирующими компаниями, которые ¦предоставляют экспертные заключения по ¦различным вопросам, связанным с перемещением ¦грузов, в том числе и по размеру ущерба, ¦позволяют адекватно регулировать убытки ———————————————————+——————————————————————————————————————————————СГ "Прогресс" ¦Компания страхует практически все виды грузов, ¦кроме живых животных и информации на ¦электронных носителях. Постоянно происходит ¦обновление страховых продуктов. Один из них - ¦оперативное сопровождение застрахованных ¦грузов от границы РФ до Москвы. Также ¦предлагается программа страхования однородных ¦грузов на случай боя или недостачи сверх норм ¦естественной убыли (которые не могут быть ¦отнесены на себестоимость предприятия). ¦Особенность программы в том, что в течение ¦всего срока действия договора компания ведет ¦мониторинг за убыточностью по каждому ¦грузополучателю и предоставляет отчет клиенту ———————————————————+——————————————————————————————————————————————СК "РОСНО" ¦В области страхования грузов компания ¦предлагает четыре основные программы. "РОСНО- ¦Внутригородские перевозки" создана специально ¦для организаций, осуществляющих ¦систематическую доставку грузов в розничные ¦сети или конечному потребителю в черте одного ¦города или небольшого региона. Программа ¦"РОСНО-Инкассация" предназначена для банков и ¦обеспечивает защиту перевозки и переноски ¦денежных средств, а также слитков из ¦драгоценных металлов. Программа "РОСНО- ¦Универсал" регламентирует вопросы страхования ¦грузов от рисков, связанных с имущественным ¦ущербом, в том числе при экспортно-импортных ¦поставках. Она разработана специально для ¦грузовладельцев, которые не доверяют вопросы ¦страхования перевозок посредникам. Программа ¦"РОСНО-Экспедитор" предназначена для ¦экспедиторских организаций ———————————————————+——————————————————————————————————————————————ГСК "Югория" ¦Компания работает со всеми видами перевозок, ¦по всему миру, с грузами любой сложности. ¦Договор может заключаться на отдельный рейс ¦или сразу на все перевозки, осуществляемые в ¦течение года. Для клиентов с достаточно ¦большим объемом перевозок компания предлагает ¦страхование недостач и недовложений, а также ¦дает рекомендации по выбору надежного ¦перевозчика или экспедитора ———————————————————+——————————————————————————————————————————————СОАО "Русский ¦Компания осуществляет страхование основных Страховой Центр" ¦поставок "Рособоронэкспорта", работая при этом ¦с наиболее сложными рисками. Компания ¦обеспечивает защиту специфических поставок ¦продукции военного и специального назначения ¦стоимостью более 500 млн долл. Кроме того, ¦компания создает программы страхования ¦предприятий, имеющих право самостоятельного ¦выхода на внешние рынки по экспорту запчастей, ¦осуществлению модернизации и сервисного ¦обслуживания ранее поставленной продукции ¦военного назначения ———————————————————+—————————————————————————————————————————————— Как видно из таблицы, участники рынка демонстрируют различные подходы к формированию предложения по страхованию грузов; таким образом, ситуация на рынке сегодня не сводится к банальной ценовой конкуренции, а содержит много качественных, оригинальных решений. Это является очень хорошим индикатором, свидетельствующим о достойном развитии данного сектора страхового рынка. Хотя, если обратиться к западному опыту, становится понятно, что существует еще множество компонент данного класса страховых продуктов, помимо приведенных выше, которые возможно применить на российском рынке.
Страхователи: потребности спроса
Теперь рассмотрим основные проблемы, которые видят сегодня страхователи в приобретении данного вида страховых продуктов. Сразу оговоримся, что уровень заинтересованности в страховании грузов опрошенных экспертов оказался достаточно низким: несмотря на то что опрашивались исключительно представители компаний, имеющих значительный и интенсивный грузопоток, подтвердилось мнение ряда страховщиков: сегодня российские компании в большинстве своем не привыкли страховать груз и если и делают это "по принуждению" для экспортно-импортных операций, то не видят в этом никакой экономической выгоды. Анализ спроса в целом отражает существующие рыночные пропорции: так, в 2005 г., по данным российских страховщиков, лишь 10% от общего количества перевозок в Россию производились под страховой защитой (для сравнения, в странах Западной Европы сейчас застрахованы более 90% перевозок). Причем есть все основания полагать, что в увеличении этого показателя заинтересованы только страховщики: страхователи, к сожалению, пока не выказывают значительного интереса в развитии рынка. Весной 2006 г. был проведен опрос представителей ряда компаний со значительным грузооборотом по вопросам, касающимся страхования грузов, и получены достаточно репрезентативные данные. Предлагаемые респондентам тезисы были разбиты на две группы: первая касалась корпоративной практики в отношении страхования грузов, вторая - их личного мнения по данному вопросу. Часть ответов приведена в нижеследующей таблице:
—————————————————————————————————————————————————T————————————————Тезис ¦ Позитивный ¦ отклик, % ¦ респондентов —————————————————————————————————————————————————+————————————————Корпоративный опыт страхования грузов ¦ 16 —————————————————————————————————————————————————+————————————————Корпоративный опыт страховой выплаты по ¦ 1 страхованию грузов ¦ —————————————————————————————————————————————————+————————————————Осведомленность в общих чертах о существующих ¦ 22 продуктах по страхованию грузов ¦ —————————————————————————————————————————————————+————————————————Корпоративная потребность в страховании грузов ¦ 17 —————————————————————————————————————————————————+————————————————Страхование грузов необходимо ¦ 21 —————————————————————————————————————————————————+————————————————Страхование грузов экономически оправдано ¦ 25 —————————————————————————————————————————————————+————————————————Хорошая охрана грузов надежнее страхования ¦ 64 —————————————————————————————————————————————————+———————————————— Опыт в страховании грузов присутствует у небольшого числа респондентов - это говорит как о слабом распространении данного вида услуг, так и косвенно о низкой информированности страхователей, так как, по результатам опроса, "кое-что слышала" об условиях страхования только пятая часть выборки. При этом три четверти респондентов не видят для себя в страховании грузов экономической выгоды. Корпоративная потребность в страховании грузов практически равна корпоративному опыту - возникает предположение, что это одни и те же респонденты, "новичков" же страхование грузов не слишком интересует. Необходимость страхования грузов для своего бизнеса видит лишь пятая часть опрошенных - это при том, что к участию в опросе привлекались компании со значительным и интенсивным грузооборотом. Есть повод для размышлений, не правда ли?
Е.В. Асловский, директор по поставкам, компания "Джин Экс Джи": - Придерживаюсь мнения, что сегодня в России надежнее использовать хорошую охрану грузов, чем их страховать. Ведь охрана выполняет своего рода превентивную функцию в обеспечении безопасности груза - на мой взгляд, это разумнее, чем ждать, пока "грянет гром". Кроме того, грузопоток без должной охраны обычно вызывает возникновение систематических, серийных хищений или краж - поэтому использовать охрану "для острастки" все равно придется.
Низкую популярность страхования грузов можно отчасти объяснить тем фактом, что процент компаний, покрывших за счет страховых выплат бреши в бюджетах, образовавшиеся из-за наступления непредвиденных обстоятельств, продолжает оставаться недостаточно высоким, чтобы обеспечить должную позитивную "рекламу" страхования грузов в бизнес-среде. Так, коэффициент выплат в страховании грузов составляет менее 5% - действительно маловато для того, чтобы об этом много говорили. На этот показатель, разумеется, повлиять невозможно - поэтому PR данной страховой услуги должен опираться лишь на повышение информированности страхователей. В дополнение можно заметить, что страхование грузов, в отличие, к примеру, от автострахования, сложно отнести к высокоубыточным видам страхования. Но это не значит, что по этому виду убытков нет вообще. Качественная оценка рисков и возможных убытков вкупе с надежной перестраховочной защитой может помочь компаниям поддерживать убыточность по грузам на довольно низком уровне.
А.О. Волков, коммерческий директор, компания "Italmarket": - По роду деятельности нашей компании мы постоянно страхуем грузы, так как основной грузопоток связан с ввозом пищевой продукции из-за границы, интенсивность потока - около 100 тонн в неделю. За последние три года у нас было всего два страховых случая, при этом полученная сумма страхового возмещения (то есть, получается, и возможные убытки) практически перекрыла наши расходы на страхование за весь период. Если говорить о форме договора, то пока что мы предпочитаем заключать годовой договор на все перевозки - оформление договора на каждую партию слишком трудоемко. При осуществлении внутрироссийских перевозок мы также всегда страхуем грузы - после тех двух случаев это уже своего рода корпоративный принцип, ведь и один, и другой произошли на дорогах России, а не где-нибудь еще. Думаю, что через какое-то время наш подход будет стандартной практикой.
Среди опрошенных экспертов присутствуют различные точки зрения. В целом можно говорить о том, что, к сожалению, культура спроса на страхование грузов в России пока что крайне далека от развитых зарубежных стран. Как правило, иностранные бизнесмены страхуют свой товар на наиболее выгодных условиях, выбирая между различными вариантами страхования грузов. При заключении контрактов на поставки на международном рынке партнеры придерживаются условий "Инкотермс" - международных торговых правил заключения контрактов, в которых предусмотрено страхование груза отправителем. В России же, где не существует четких требований по условиям поставки товара, не все компании оговаривают в контракте на поставку обязательность страховки. Поэтому стимулировать спрос приходится самим страховщикам. Разумеется, при стимулировании спроса очевидной является необходимость сегментирования целевой аудитории, а также выделения приоритетных направлений - например, по уровню риска отдельных видов грузоперевозок или товаров. Какие перевозки сегодня в России самые рискованные? Эксперты относят к наиболее рискованным перевозки автотранспортом, а к наименее рискованным - авиаперевозки. Промежуточное положение у перевозок по железной дороге и морским (речным) транспортом. При этом надо иметь в виду, что для каждого вида транспорта существуют свои особенности: например, в случае наступления страхового события при перевозках железнодорожным транспортом очень сложно, а иногда практически невозможно добиться получения коммерческого акта, а при перевозках водным транспортом высока вероятность подмочки перевозимого груза. Другая сегментация - по виду объекта страхования (груза): от него также зависит риск и, следовательно, в большинстве случаев и сумма страхового взноса. Эксперты отмечают, что наиболее рискованно возить сегодня по России мобильные телефоны, бытовую технику, оргтехнику, продукты питания (алкоголь, шоколад, конфеты), табак. Следовательно, именно в компаниях с таким профилем деятельности следует в первую очередь искать потенциальных клиентов. Для сегментирования можно использовать и объемные показатели: величину грузопотока, среднюю стоимость партии груза и т.д. И уже в зависимости от определенной целевой группы целесообразно использовать тот или иной маркетинговый подход, а также формировать страховое предложение.
Перспективы и ожидания
В заключение подытожим представленный выше материал и опишем основные перспективы и ожидания рынка страхования грузов - как объективные, так и сформулированные его участниками. Несмотря на то что страхование грузов занимает сегодня лишь небольшой процент в общем объеме страхового рынка России, по мнению многих экспертов, данный вид является одним из наиболее перспективных. Об этом свидетельствует рост интереса к такому страхованию при осуществлении не только международных, но и внутренних грузоперевозок. О росте рынка свидетельствуют и статистические показатели.
Динамика российского рынка страхования грузов (млн долл.)
—————————————————————T——————————————T——————————————T——————————————Год ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 —————————————————————+——————————————+——————————————+——————————————Сбор премии ¦ 310 ¦ 318 ¦ 343 —————————————————————+——————————————+——————————————+—————————————— Источник: UDF.
Таким образом, можно сказать, что рынок страхования грузов в нашей стране развивается сегодня довольно активно. Ведь еще несколько лет назад оно носило скорее фрагментарный характер, охватывая лишь незначительную долю сегмента грузоперевозок. Однако начиная с 2001 г. его объемы стабильно увеличиваются. Если обратиться к недавней истории, то можно привести следующие цифры: в период с 1994 по 1998 г. среднегодовой темп развития рынка страхования грузов был высоким - 37%. К году дефолта (1998) рынок отечественного страхования грузов составил около 210 млн долл. В постдефолтовский период с 1999 по 2002 г. рынок вырос более чем вдвое - до 440 млн долл., но темп роста замедлялся, составив в среднем 13%. Из приведенной выше таблицы мы видим, что за последние три года ежегодный рост рынка составляет около 8%. При этом, по прогнозам ряда экспертов, ожидается, что в период до 2016 г. рынок будет медленно, но устойчиво расти в среднем на 6% в год, а объем рынка достигнет 1 млрд долл. Ожидаемая доля этой отрасли на рынке страховых услуг составит 1,3%. Однако, по оценкам специалистов, рост отнюдь не свидетельствует о массовом спросе на страхование грузов со стороны предприятий, а официальная статистика не отражает реальной картины на рынке, объем которого сегодня можно оценивать лишь приблизительно. Как уже говорилось выше, наибольшая часть совершаемых сделок приходится на осуществление внешнеторговых операций: страхуется большая часть импорта в Россию. На данном сегменте рынка практически нет конкуренции; у каждой страховой компании есть свои постоянные клиенты, с которыми заключены генеральные договоры. Таким образом, можно констатировать наличие двух ярких рыночных тенденций: постоянный рост рассматриваемого сектора страхования при невысокой конкуренции в его наибольшей в объемном отношении части. Превалирование в данном виде страхования обслуживания экспортно-импортных операций эксперты объясняют исторически сложившимся обстоятельством. Как говорит заместитель начальника отдела прямых операций Управления страхования грузов компании "Ингосстрах" Игорь Суриков, "страхование грузоперевозок всегда было частью внешнеторговых контрактов. Внутрироссийские перевозки страхуются меньше по той причине, что в нашей стране пока нет должного уровня страховой культуры. К тому же в договорах между российскими компаниями, в отличие от внешнеторговых, не заложен пункт о страховании груза, поэтому ни продавец, ни покупатель не обязаны страховать свои перевозки. По оценкам некоторых экспертов, страхуются не более 10% грузоперевозок". Помимо "культурного" фактора, на положение дел в сфере страхования грузов оказывают влияние и причины практического характера - надо заметить, относящиеся не только к страхованию грузов, но и ко многим другим видам страхования. Налоговая политика страны, а также нерешенность вопросов по отнесению всех платежей по договорам страхования на затраты предприятий, организаций и учреждений не способствуют ни росту страховой культуры, ни развитию страхования как вида деятельности. В отношении страхования экспортируемых и импортируемых грузов существует также мнение ряда экспертов, согласно которому при страховании грузов, связанных с российским интересом или перевозящихся по территории России, российские страховщики более компетентны, чем их иностранные коллеги, поскольку более четко знают нормативную базу, менталитет и взаимоотношения участников транспортного процесса. Например, при работе с российскими страховщиками отсутствие коммерческого акта при наступлении убытка не является основанием отказа в возмещении убытка, если выполнены инструкции страховщика, поскольку понятно, что станция или аэропорт назначения могут и не выдать коммерческий акт, а вот как поведет себя в этих условиях иностранный страховщик - неизвестно. В то же время пользоваться зарубежным опытом, по мнению участников рынка, необходимо. Так, российским страховщикам постоянно приходится в своей ежедневной практике обращаться к первоисточнику - оговоркам Института лондонских страховщиков. Но не всегда то, что применимо в Европе, может прижиться в России: особенно это заметно при урегулировании претензий (разное законодательство - разные подходы к рассмотрению убытков). Кроме того, многие западные страховщики предпочитают участок пути при перевозке груза по просторам бывшего СССР отдавать на страхование в местные компании, поскольку по их меркам риск страхового случая достаточно велик. Перспективы развития страхования грузов являются сейчас предметом дискуссии на рынке страхования. Как показали результаты экспертного опроса, среди страховщиков бытуют самые различные мнения по данному вопросу. Некоторые скептически смотрят на ближайшее развитие страхования грузоперевозок, объясняя это нестабильной политической и финансовой ситуацией в стране, а также отсутствием "лишних" денег и определенного уровня страховой культуры. По мнению ряда экспертов, наиболее перспективным потенциальным полем применения страхования являются автомобильные перевозки в силу присутствия здесь довольно больших рисков. Однако сегодня основным способом защиты ценных грузов, перевозимых автомобильным транспортом по территории страны, до сих пор является их охрана, а не страхование. Поэтому существенного роста в страховании грузов не удастся добиться до тех пор, пока перевозки по территории страны не станут более безопасными - лишь в этом случае страхование станет более дешевым и эффективным способом обеспечения сохранности грузов. Одним из дискуссионных вопросов также является возможность выхода на международный рынок российских страховщиков. По мнению большинства экспертов рынка, сегодня это очень отдаленная перспектива, так как наши компании на сегодняшний момент очень малы по сравнению с их западными конкурентами. Некоторые эксперты определили задачу настоящего момента в том, чтобы удержать позиции на внутреннем рынке - ведь выход западных страховщиков на российский рынок страховых услуг уже практически состоялся. Заместитель начальника отдела прямых операций Управления страхования грузов компании "Ингосстрах" Игорь Суриков считает, что проблему выхода российских страховых компаний на международный рынок надо вообще рассматривать с двух сторон: "Во-первых, передача рисков с российского рынка на международный существует не одно десятилетие. У российских компаний сложились прочные взаимоотношения с ведущими международными страховыми и перестраховочными компаниями и брокерами; во-вторых, принятие рисков с международного рынка для российских страховых компаний дело новое. Чтобы завоевать доверие, надо иметь длительную прозрачную историю деятельности. И тем не менее о полномасштабном выходе на международный рынок можно говорить после освоения рынка внутреннего. А этот процесс находится почти в зачаточном состоянии". Начальник Управления страхования морских рисков компании "Прогресс-Гарант" Артем Ушаков считает, что законодательных ограничений на страхование импортных или экспортных грузов для российских страховщиков нет, однако "российские страховщики вряд ли могут претендовать на выход на международный рынок из-за недоверия к российским страховщикам со стороны иностранных страхователей, сравнительно невысокой емкости договоров страхования и различия в законодательной базе". По прогнозу Артема Ушакова, скорее всего, весь бизнес российских страховщиков будет связан с внутренним интересом, и потеснить будет можно только страховщиков из стран Балтии и СНГ. Между тем рынок страхования грузов в России весьма устойчивый, поскольку потребность в страховании грузов достаточно высока. Увеличение объемов страхования грузов происходит постепенно, значительные резервы для данного вида страхования имеются в регионах. Существенный рост объемов грузового страхования мог бы быть достигнут за счет страхования в российских страховых компаниях экспорта российской продукции, которая зачастую страхуется трейдерами в иностранных компаниях. Кроме того, когда будет реализована концепция транспортных коридоров Север - Юг, Запад - Восток, Россия начнет обрабатывать и перерабатывать транзитные грузы, и это может послужить дополнительным источником для грузового страхования.
И.Ю. Корниенко, руководитель группы страховых исследований, "MRS Business Research Company": - Принимая во внимание расширение связей между субъектами РФ, рост производства и развитие сферы услуг, можно отметить, что наиболее перспективным направлением в сфере страхования грузов, не связанным с экспортно-импортными операциями, является страхование внутренних грузоперевозок. В частности, перспективным направлением является страхование перевозок телекоммуникационного оборудования, автомобилей; достаточно перспективно страхование бытовой техники и радиоэлектроники, так как развиваются региональные торговые сети и возрастают потоки этих товаров на территории России. Также стоит отметить хорошие перспективы страхования транзитных грузов - при одном из условий развития транзита через Россию - снижении тарифов на перевозки. Хотя в МПС чиновники разных рангов утверждают, что железнодорожные перевозки по России обходятся дешевле и занимают меньше времени, чем перевозки аналогичных товаров морским путем по Суэцкому каналу, международные экспедиторы жалуются на высокие тарифы.
Тема страхования грузов является сегодня весьма дискуссионной. И представленные точки зрения экспертов рынка можно попробовать обобщить лишь одним умозаключением: проблем сегодня много, но перспективы у данного вида страхования в России очень хорошие. В заключение можно также отметить следующее: проведенное исследование показало, что ситуация на рынке страхования грузов в настоящий момент весьма привлекательна для клиентов. Тарифы снижаются, страховые компании предлагают все большее количество дополнительных услуг, обеспечивающих повышенную безопасность перевозок. Постепенно растет информированность бизнес-сообщества о пользе страхования грузов - хотя в этом направлении, по мнению автора статьи, страховым компаниям необходимо приложить максимальные усилия, проделать гигантскую "миссионерскую" работу. Все это позволяет страховщикам рассчитывать на то, что уже в ближайшем будущем количество незастрахованных грузов - особенно во внутрироссийском сообщении - уменьшится. И страхование грузов будет активно развиваться и наращивать обороты, постепенно становясь неотъемлемой "привычкой" российских компаний.
С.В.Лапшин Бизнес-аналитик "MRS Business Research Company" Подписано в печать 02.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |