Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Докажем чистоту помыслов ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 21)



"Учет. Налоги. Право", 2006, N 21

ДОКАЖЕМ ЧИСТОТУ ПОМЫСЛОВ

Что делать, если налоговики посчитали компанию недобросовестным плательщиком НДС и отказали в вычете? Доказывать свою правоту. Аргументы для этого приводят юристы.

Нет схемы - бояться нечего

Директор агентства правовой безопасности "Налоговый щит" Владислав Брызгалин считает, что налоговики могут отказать в вычете практически любому плательщику, у которого найдут хотя бы один из признаков, сформулированных ФНС.

Но рассчитывать на поддержку такого решения в суде налоговики могут, только если докажут наличие схемы. То есть что плательщик намеренно создал ситуацию, когда все сделки формально соответствуют закону, но реально совершены лишь чтобы получить возмещение. Например, суды поддерживают налоговиков, когда те доказывают, что плательщик знал следующее: поставщики не собираются перечислять налоги, не имеют регистрации, не сдают отчетность и т.п.

Поэтому, на взгляд Владислава Брызгалина, самым существенным признаком недобросовестности из сформулированных ФНС является взаимозависимость продавца и покупателя. Такой критерий предполагает согласованность действий сторон. А это наряду с другими признаками может свидетельствовать о необоснованности вычета.

Другой важный критерий - экономическая целесообразность сделки. Задача плательщика - доказать, что выгода состоит не только в экономии от вычета. И тогда суд, скорее всего, встанет на сторону компании <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Возможно, что такой подход скоро станет общим для всех судов. Сейчас ВАС РФ разрабатывает информационное письмо, посвященное признакам недобросовестности, в котором озвучена аналогичная позиция (подробнее см. "УНП" N 17, 2006, с. 2 "Признаки недобросовестности не выдержали критики", "УНП" N 16, 2006, с. 1 "В арбитраж - с доброй совестью").

Налог от контрагента

Также Владислав Брызгалин заметил: если компания представит доказательства, что поставщик заплатил налог в бюджет, то суд вполне может проигнорировать даже целый ряд признаков недобросовестности. И признать право компании на вычет.

Между тем налоговый юрист Николай Симоянов считает, что компания не обязана отвечать за действия своих поставщиков. Однако обращает внимание, что на практике инспекторы ставят право на вычет в зависимость от перечисления НДС контрагентом в бюджет. Причем бывают случаи, когда налоговики направляют запросы контрагентам плательщика ближе к окончанию срока камеральной проверки. Естественно, информация опаздывает, а это влечет за собой запрет на вычет. В таких случаях Николай Симоянов советует узнавать у контрагентов, когда именно к ним поступили запросы инспекторов. Если выяснится, что налоговики не могли получить ответ до окончания проверки, их постановление об отказе в вычете можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или суд. В этом случае решение, скорее всего, будет в пользу компании, поскольку реальные признаки недобросовестности отсутствуют.

Встречный вопрос инспекторам

Начальник юридического отдела ОАО МПК "Крекер" Максим Трофимов также полагает, что в споре с инспекторами надо действовать активно. В этом он убедился на собственном опыте. Налоговики отказали компании в вычете, потому что по их данным поставщик не сдавал налоговую отчетность. Компания в суде сослалась на позицию КС РФ, согласно которой плательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в уплате НДС (Определение от 16.10.2003 N 329-О). И привела следующий аргумент. Если инспекция не исследовала факт уплаты налога в бюджет поставщиком либо знала о неуплате налога контрагентом, но не пыталась взыскать задолженность, вины компании нет. Суд поддержал плательщика (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.06.2005 по делу N КА-А40/4847-05).

Поэтому Максим Трофимов рекомендует в судебном заседании спросить представителя инспекции, исследовался ли факт оплаты налога контрагентом. Также нужно выяснить, предъявляла ли инспекция иски поставщику о взыскании недоимки или о ликвидации.

С.Людмилина

Эксперт "УНП"

Подписано в печать

02.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Амортизируем необлагаемые вклады ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 21) >
Сотрудник нашей организации несколько лет не был в отпуске. В этом году он написал заявление о выплате ему компенсации. При этом увольняться он не собирается. Можно ли сумму компенсации учесть для целей налогообложения прибыли? ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.