|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Абонентское обслуживание программного обеспечения ("Советник бухгалтера", 2006, N 6)
"Советник бухгалтера", 2006, N 6
АБОНЕНТСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Предприятие приобрело новый программный продукт для бухгалтерии и ежемесячно начисляет на него амортизацию. Заключен договор на абонентское обслуживание программного продукта, так как срок гарантийного обслуживания, предусмотренный в договоре на приобретение программы, истек. Программа не используется, так как она еще полностью не настроена для работы (настроены не все участки бухгалтерии). В связи с этим возникают вопросы: как отражать расходы по абонентскому обслуживанию нового программного продукта, правомерно ли отнесение этих затрат на расходы предприятия (счет 26)?
Принимаем программу к учету
Для выявления объекта учета - программного продукта (ПП) необходимо проверить, можно ли его принять к учету в качестве нематериального актива (НМА). Ведь исключительные права на программы для ЭВМ могут быть отнесены к НМА, если соблюдаются условия, приведенные в п. 3 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" <*>. ————————————————————————————————<*> Подробнее об исключительных правах на программы ЭВМ и базы данных читайте в N 4 за 2006 г. журнала "Советник бухгалтера", с. 8.
Если этим условиям принятый к учету объект отвечает, то схема такова:
Дебет 08 Кредит 60 - отражены вложения во внеоборотные активы; Дебет 19 Кредит 60 - отражена предъявленная поставщиком сумма НДС; Дебет 04 Кредит 08 - исключительные права на ПП приняты к учету в составе НМА; Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - принята к вычету сумма НДС по приобретенному ПП; Дебет 26 Кредит 04 (05) - начислена амортизация по НМА (ежемесячно в течение числа месяцев использования ПП, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия к учету).
Примечание редакции. Принять права на программу в качестве НМА можно только после того, как ее начнут использовать в производственных целях. До этого момента она будет числиться на счете 08 и не должна амортизироваться (пп. "в" п. 3 ПБУ 14/2000).
Если же этим условиям ПП не отвечает, то отражение в учете должно быть таким: Дебет 97 Кредит 60 - принят к учету ПП; Дебет 19 Кредит 60 - отражен НДС; Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - принят к вычету НДС (в полном объеме).
Абонентское обслуживание
Признать абонентское обслуживание ПП в качестве расхода можно лишь при выполнении всех условий п. 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации". Если расход отвечает этим условиям, то стоимость абонентского обслуживания включают в состав расходов по обычным видам деятельности в качестве управленческих расходов (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99). В отношении того, что программа еще не настроена и не может по этой причине использоваться, необходимо заметить, что данное обстоятельство не влияет на признание расхода в бухгалтерском учете. Однако в налоговом учете расходы на абонентское обслуживание неработающей программы не могут быть учтены при налогообложении прибыли, так как не отвечают требованию направленности на получение дохода (ст. 252 НК РФ). То есть отнесение расходов на счет 26 вполне оправданно, но при этом в бухучете будут возникать временные разницы (ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"). Истечение срока гарантийного обслуживания не влияет на признание расхода в виде стоимости абонентского обслуживания, поскольку организацией по этому расходу заключен отдельный договор независимо от ранее предоставленных гарантий. Расходы на абонентское обслуживание программы должны признаваться равномерно (п. 19 ПБУ 10/99, п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ) в течение периода, к которому они относятся. Значит, если абонентская плата перечислена единовременно, в учете надо сделать такие проводки: Дебет 97 Кредит 76 - отражены расходы на абонентское обслуживание в составе расходов будущих периодов; Дебет 26 Кредит 97 - признана часть затрат на абонентское обслуживание (ежемесячно, в течение периода действия договора).
Включение расходов на обслуживание в стоимость НМА
Можно предложить и другой вариант учета абонентской платы. Дело в том, что в первоначальную стоимость НМА можно включить дополнительные расходы на приведение их в состояние, пригодное к использованию в запланированных целях. Это могут быть суммы оплаты труда занятых этим работников, соответствующие отчисления на социальное страхование и обеспечение, материальные и иные расходы. Дополнительные расходы увеличивают первоначальную стоимость нематериальных активов. Иначе говоря, если абонентское обслуживание как раз и состоит в том, что представитель поставщика доводит программу до состояния, пригодного к использованию, эти расходы можно включать в стоимость НМА до тех пор, пока программа не будет передана в эксплуатацию. А значит, учитывать их надо по дебету счета 08, субсчет "Приобретение нематериальных активов".
Р.П.Карпова Консультант-эксперт Подписано в печать 01.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |