Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Наша организация находится на УСН, бухгалтерского учета не ведет. Нужно ли нам вести налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц? Установлена ли ответственность за их неведение? ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 6)



"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 6

Вопрос: Наша организация находится на УСН, бухгалтерского учета не ведет. Нужно ли нам вести налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц? Установлена ли ответственность за их неведение?

Ответ: Проблема ответственности за неведение карточки, что называется, с бородой. Еще в 2003 г. МНС России довело до сведения инспекций на местах Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2003 N 4243/03, в котором указало на недопустимость привлечения к ответственности по ст. 120 НК РФ налогоплательщиков за отсутствие у них налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц.

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |В силу Приказа Министерства Российской Федерации  по  налогам  и|
   |сборам  от  01.11.2000  N  БГ—3—08/379  "Об   утверждении   форм|
   |отчетности по налогу на доходы физических лиц" (в  ред.  Приказа|
   |МНС России от 30.10.2001 N БГ—3—04/458)  налоговая  карточка  по|
   |учету  доходов  и  налога  на  доходы  физических  лиц  является|
   |первичным  документом  налогового  учета.   Поэтому   отсутствие|
   |налоговых  карточек  по  учету  доходов  и  налога   на   доходы|
   |физических  лиц  не  является  грубым  нарушением  правил  учета|
   |доходов и расходов и объектов налогообложения. <...>            |
   |Поскольку законодатель в ст. 120 Кодекса не  указал  однозначно,|
   |что  под  первичными  документами  понимаются  в  том  числе   и|
   |первичные документы налогового  учета,  а  содержание  указанной|
   |правовой   нормы   не   исключает   понимания   под   первичными|
   |документами    только    документов    бухгалтерского     учета,|
   |привлечение  к  ответственности  в  данном  случае   недопустимо|
   |(извлечение из Постановления Президиума ВАС РФ от  07.10.2003  N|
   |4243/03).                                                       |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Министерство признало не подлежащими применению положения п. 2 Письма МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734, предписывающие привлекать налогоплательщиков к ответственности по ст. 120 НК РФ за данное правонарушение. Необходимо отметить, что до того момента, как Президиум ВАС высказал свою позицию, среди федеральных арбитражных судов округов не было единообразия в толковании норм, содержащихся в ст. 120 НК РФ. Несмотря на то что подавляющее большинство ФАС придерживались аналогичной позиции и отказывали налоговым инспекциям в исках о привлечении налогоплательщиков к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие налоговых карточек, ряд судов имели противоположную точку зрения. В частности, ФАС Восточно-Сибирского округа, который в Постановлении от 21.05.2003 N А19-19870/02-18-Ф02-1411/03-С1 признал, что обязанность налогового агента по ведению формы N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" предусмотрена нормативными правовыми актами и неисполнение названной обязанности является основанием для привлечения правонарушителя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ. Такое же мнение высказал и ФАС Уральского округа, Постановление от 27.02.2003 N А47-1724/02-АК-28 которого и стало предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ.

Высшая судебная инстанция пришла к выводу, что налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является первичным документом налогового, а не бухгалтерского учета, в связи с этим привлечение к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов недопустимо. Обращает на себя внимание то, что Президиум ВАС использовал, если так можно сказать, последнюю надежду налогоплательщиков - п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Спасительной "соломинкой" в данном случае явилось то, что НК РФ не содержит понятия "первичный документ", поэтому возникла необходимость обращения к ст. 11 НК РФ и ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ). Напомним, что в п. 1 ст. 11 НК РФ говорится: институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Это и обусловило применение ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, нормы которой не позволяют отнести налоговую карточку к первичным документам.

Согласитесь, несколько зыбкая позиция. Так является ли налоговая карточка первичным документом не только бухгалтерского, что очевидно, но и налогового учета? К положительному ответу суд пришел, проанализировав Приказы МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 и от 30.10.2001 N БГ-3-04/458. Однако необходимо отметить, что в них не фигурирует термин "первичный документ". Он использовался в Приказе МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год" <1>.

     
   ———————————————————————————————
   
<1> Приказ в части, относящейся к заполнению формы 1-НДФЛ, действует и в настоящее время.

В абз. 1 Порядка заполнения Налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год сказано, что форма N 1-НДФЛ Налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц издана во исполнение п. 1 ст. 230 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и является первичным документом налогового учета. Президиум ВАС РФ согласился с этим, поэтому и появилась необходимость в обращении к мотивировке п. 7 ст. 3 НК РФ о толковании всех сомнений в пользу налогоплательщика.

Однако усомниться в правильности вывода, сделанного судом, можно, прочитав заголовок Приказа и его п. 1. Приказ МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 вышел под названием "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год". В п. 1 Приказа содержится положение об утверждении прилагаемых форм отчетности по налогу на доходы физических лиц, среди которых и упоминается форма 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год". Согласитесь, что между формой отчетности и первичным документом есть не только терминологическое, но и содержательное различие. Формы отчетности служат для представления информации о начисленных и уплаченных суммах налогов в налоговые органы, первичные документы - основанием для начисления налогов.

Проанализировав юридическую и экономическую сущность налоговой карточки, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.01.2004 N А42-5034/03-29 указал, что она содержит персональную информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.

Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода.

Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.

Еще дальше пошел ФАС Московского округа, который в Постановлении от 03.10.2003 N КА-А40/7405-03 пришел, на наш взгляд, к совершенно верному выводу о том, что налоговые карточки, являющиеся документами налогового учета, не могут быть отнесены к первичным документам, а потому привлечение истца к ответственности по ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации за их отсутствие является неправомерным.

Данное заключение суда позволяет придти к тому же выводу, который сделал Президиум ВАС РФ на основе анализа лишь ст. 120 НК РФ, не прибегая к норме п. 7 ст. 3 НК РФ, что сделало бы его, если так можно сказать, более убедительным.

Однако, несмотря на благоприятный для налогоплательщиков исход дела, нам хотелось бы предостеречь их от эйфории безнаказанности в случае отсутствия налоговых карточек. То, что за их неведение законом не предусмотрены меры ответственности, отнюдь не означает, что и соответствующей обязанности тоже нет. Налоговые органы, в силу п. 1 ст. 93 НК РФ, могут потребовать от налогоплательщиков и налоговых агентов необходимые для проверки документы, в число которых могут войти и налоговые карточки. Непредставление истребованных документов в пятидневный срок влечет наказание по ст. 126 НК РФ, и отсутствие налоговых карточек не освобождает от ответственности за непредставление истребованных документов.

Показательным с данной точки зрения является Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2004 N А42-3650/03-17. Проанализировав положения налогового законодательства, суд констатировал, что для организаций установлена обязанность по ведению налоговых карточек, и привел следующую мотивировку: судом установлено, что общество не представило налоговой инспекции указанные документы в связи с их отсутствием. Отсутствие таких документов не является основанием для освобождения его от ответственности за их непредставление.

Согласно ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Таким образом, решение суда в этой части подлежит отмене, а требования о взыскании штрафа - удовлетворению.

Ю.Г.Кувшинов

Главный редактор журнала

"Упрощенная система налогообложения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

29.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Может ли предприниматель без образования юридического лица, находящийся на УСН и избравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, учесть в налоговом учете компенсацию за использование автомобиля в служебных целях при условии его одновременного использования как для предпринимательских целей, так и для личных нужд? ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 6) >
Рассматривается ли жалоба организации, поданная в соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ на постановление по делу об административном правонарушении, если в ней отсутствует подпись лица, подавшего ее? ("Московский налоговый курьер", 2006, N 15)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.