|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Наша организация находится на УСН, бухгалтерского учета не ведет. Нужно ли нам вести налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц? Установлена ли ответственность за их неведение? ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 6)
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 6
Вопрос: Наша организация находится на УСН, бухгалтерского учета не ведет. Нужно ли нам вести налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц? Установлена ли ответственность за их неведение?
Ответ: Проблема ответственности за неведение карточки, что называется, с бородой. Еще в 2003 г. МНС России довело до сведения инспекций на местах Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2003 N 4243/03, в котором указало на недопустимость привлечения к ответственности по ст. 120 НК РФ налогоплательщиков за отсутствие у них налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ |В силу Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и| |сборам от 01.11.2000 N БГ—3—08/379 "Об утверждении форм| |отчетности по налогу на доходы физических лиц" (в ред. Приказа| |МНС России от 30.10.2001 N БГ—3—04/458) налоговая карточка по| |учету доходов и налога на доходы физических лиц является| |первичным документом налогового учета. Поэтому отсутствие| |налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы| |физических лиц не является грубым нарушением правил учета| |доходов и расходов и объектов налогообложения. <...> | |Поскольку законодатель в ст. 120 Кодекса не указал однозначно,| |что под первичными документами понимаются в том числе и| |первичные документы налогового учета, а содержание указанной| |правовой нормы не исключает понимания под первичными| |документами только документов бухгалтерского учета,| |привлечение к ответственности в данном случае недопустимо| |(извлечение из Постановления Президиума ВАС РФ от 07.10.2003 N| |4243/03). | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Министерство признало не подлежащими применению положения п. 2 Письма МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734, предписывающие привлекать налогоплательщиков к ответственности по ст. 120 НК РФ за данное правонарушение. Необходимо отметить, что до того момента, как Президиум ВАС высказал свою позицию, среди федеральных арбитражных судов округов не было единообразия в толковании норм, содержащихся в ст. 120 НК РФ. Несмотря на то что подавляющее большинство ФАС придерживались аналогичной позиции и отказывали налоговым инспекциям в исках о привлечении налогоплательщиков к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие налоговых карточек, ряд судов имели противоположную точку зрения. В частности, ФАС Восточно-Сибирского округа, который в Постановлении от 21.05.2003 N А19-19870/02-18-Ф02-1411/03-С1 признал, что обязанность налогового агента по ведению формы N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" предусмотрена нормативными правовыми актами и неисполнение названной обязанности является основанием для привлечения правонарушителя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ. Такое же мнение высказал и ФАС Уральского округа, Постановление от 27.02.2003 N А47-1724/02-АК-28 которого и стало предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ. Высшая судебная инстанция пришла к выводу, что налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является первичным документом налогового, а не бухгалтерского учета, в связи с этим привлечение к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов недопустимо. Обращает на себя внимание то, что Президиум ВАС использовал, если так можно сказать, последнюю надежду налогоплательщиков - п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Спасительной "соломинкой" в данном случае явилось то, что НК РФ не содержит понятия "первичный документ", поэтому возникла необходимость обращения к ст. 11 НК РФ и ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ). Напомним, что в п. 1 ст. 11 НК РФ говорится: институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Это и обусловило применение ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, нормы которой не позволяют отнести налоговую карточку к первичным документам. Согласитесь, несколько зыбкая позиция. Так является ли налоговая карточка первичным документом не только бухгалтерского, что очевидно, но и налогового учета? К положительному ответу суд пришел, проанализировав Приказы МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 и от 30.10.2001 N БГ-3-04/458. Однако необходимо отметить, что в них не фигурирует термин "первичный документ". Он использовался в Приказе МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год" <1>. ———————————————————————————————<1> Приказ в части, относящейся к заполнению формы 1-НДФЛ, действует и в настоящее время.
В абз. 1 Порядка заполнения Налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год сказано, что форма N 1-НДФЛ Налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц издана во исполнение п. 1 ст. 230 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и является первичным документом налогового учета. Президиум ВАС РФ согласился с этим, поэтому и появилась необходимость в обращении к мотивировке п. 7 ст. 3 НК РФ о толковании всех сомнений в пользу налогоплательщика. Однако усомниться в правильности вывода, сделанного судом, можно, прочитав заголовок Приказа и его п. 1. Приказ МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 вышел под названием "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год". В п. 1 Приказа содержится положение об утверждении прилагаемых форм отчетности по налогу на доходы физических лиц, среди которых и упоминается форма 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год". Согласитесь, что между формой отчетности и первичным документом есть не только терминологическое, но и содержательное различие. Формы отчетности служат для представления информации о начисленных и уплаченных суммах налогов в налоговые органы, первичные документы - основанием для начисления налогов.
Проанализировав юридическую и экономическую сущность налоговой карточки, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.01.2004 N А42-5034/03-29 указал, что она содержит персональную информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица. Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода. Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах. Еще дальше пошел ФАС Московского округа, который в Постановлении от 03.10.2003 N КА-А40/7405-03 пришел, на наш взгляд, к совершенно верному выводу о том, что налоговые карточки, являющиеся документами налогового учета, не могут быть отнесены к первичным документам, а потому привлечение истца к ответственности по ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации за их отсутствие является неправомерным. Данное заключение суда позволяет придти к тому же выводу, который сделал Президиум ВАС РФ на основе анализа лишь ст. 120 НК РФ, не прибегая к норме п. 7 ст. 3 НК РФ, что сделало бы его, если так можно сказать, более убедительным. Однако, несмотря на благоприятный для налогоплательщиков исход дела, нам хотелось бы предостеречь их от эйфории безнаказанности в случае отсутствия налоговых карточек. То, что за их неведение законом не предусмотрены меры ответственности, отнюдь не означает, что и соответствующей обязанности тоже нет. Налоговые органы, в силу п. 1 ст. 93 НК РФ, могут потребовать от налогоплательщиков и налоговых агентов необходимые для проверки документы, в число которых могут войти и налоговые карточки. Непредставление истребованных документов в пятидневный срок влечет наказание по ст. 126 НК РФ, и отсутствие налоговых карточек не освобождает от ответственности за непредставление истребованных документов. Показательным с данной точки зрения является Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2004 N А42-3650/03-17. Проанализировав положения налогового законодательства, суд констатировал, что для организаций установлена обязанность по ведению налоговых карточек, и привел следующую мотивировку: судом установлено, что общество не представило налоговой инспекции указанные документы в связи с их отсутствием. Отсутствие таких документов не является основанием для освобождения его от ответственности за их непредставление. Согласно ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Таким образом, решение суда в этой части подлежит отмене, а требования о взыскании штрафа - удовлетворению.
Ю.Г.Кувшинов Главный редактор журнала "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 29.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |