|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 6)
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 6
НАЛОГОВЫЙ РАСЧЕТ ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ
Многие организации в силу специфики своей деятельности имеют на балансе транспортные средства, предназначенные для доставки пассажиров и грузов, а также иных целей. Организации-"упрощенцы" освобождены от уплаты ряда налогов, но транспортный налог они должны уплачивать. Обязанность плательщиков транспортного налога заключается не только в его своевременной и полной уплате, но и в необходимости вовремя представлять налоговую отчетность в налоговые органы. По итогам полугодия налогоплательщики должны будут заполнить и сдать в налоговые инспекции налоговый расчет по авансовым платежам, форма которого утверждена Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н. Заполнение этой формы может вызвать затруднения, связанные с неточными формулировками законодательства, с внесением в него изменений Федеральным законом РФ от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). Эти изменения вступили в силу с 01.01.2006 и у многих налогоплательщиков еще вызывают трудности. В данной статье представлен порядок заполнения налогового расчета по авансовым платежам и разъяснены многие сложные моменты, связанные с ним.
Кто представляет отчетность по транспортному налогу?
Налоговую отчетность по транспортному налогу в силу п. 3 ст. 363.1 НК РФ должны представлять плательщики данного налога. Ими согласно ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Из этих норм следует, что если принадлежащие организации транспортные средства не являются объектами обложения транспортным налогом, то у нее отсутствует обязанность представления налоговой отчетности по этому налогу.
К сожалению, у налоговиков на этот счет иное мнение. Для них основным критерием служит не квалификация автотранспортного средства в качестве объекта налогообложения, а наличие любого транспортного средства. В п. 2 Письма УФНС по Московской области от 07.02.2006 N 19-42-И/0127 сказано, что организации, имеющие транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения налогом в соответствии со ст. 358 Кодекса, представляют в налоговый орган налоговые декларации по транспортному налогу без исчисления сумм налога, с указанием кода льготы. Данная позиция противоречит не только п. 3 ст. 363.1 НК РФ, но и пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, согласно которому налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. ФАС Московского округа в Постановлении от 07.03.2006 N КА-А41/1340-06 поддержал организацию, указав: довод налогового органа о том, что общество нарушило срок представления декларации по транспортному налогу за 2004 г., не принимается судом кассационной инстанции, так как из представленных обществом документов следует, что у ООО "Торговый дом "Кудесник" отсутствуют транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Торговый дом "Кудесник" не является плательщиком транспортного налога и обязанность по представлению налоговой декларации по транспортному налогу у заинтересованного лица отсутствует, привлечение к ответственности за непредставление налоговой декларации по транспортному налогу в установленные законом сроки является неправомерным, правомерен. Аналогичный подход должен применяться к обязанности представления налогового расчета по авансовым платежам, так как в п. 3 ст. 363.1 НК РФ указано, что данный документ представляется в налоговые органы именно налогоплательщиками.
Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу
В гл. 28 "Транспортный налог" Федеральным законом N 131-ФЗ были введены понятия "авансовые платежи" и "отчетный период", которые ранее не были предусмотрены. В результате с 2006 г. исключены неясности, связанные с уплатой авансовых платежей и представлением за отчетные периоды налоговой декларации. Этим Законом был введен п. 2 ст. 363.1 НК РФ, согласно которому налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Во исполнение этой нормы и была утверждена форма Налогового расчета по авансовым платежам на основании Приказа Минфина России от 23.03.2006 N 48н <1>. Налоговый расчет представляют организации, которые вносят авансовые платежи, начиная с первого отчетного периода, а следующий расчет - по итогам II квартала 2006 г. - не позднее 31.07.2006. Его можно представить на бумажном носителе или в электронной форме. ———————————————————————————————<1> Приказ Минфина России от 23.03.2006 N 48н "Об утверждении формы Налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению".
Форма налогового расчета включает в себя: - титульный лист; - разд. 1 "Сумма авансового платежа по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет"; - разд. 2 "Расчет суммы авансового платежа по транспортному налогу по каждому транспортному средству". Если объекты налогообложения находятся на территории нескольких муниципальных образований, но в ведении одного налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения транспортных средств, то нужно представить один расчет. В этом случае разд. 1 заполняется по каждому муниципальному образованию, в котором находятся транспортные средства. В разд. 1 по строке 030 "Сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет" указывается сумма значений по графе 14 "Исчисленная сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет" строки 020 всех страниц разд. 2 с соответствующим кодом ОКАТО. Основой расчета является заполнение разд. 2, в котором все сводится к определению суммы по графе 14 "Исчисленная сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет", рассчитываемой по каждому транспортному средству как разница между исчисленной суммой авансового платежа (графа 11) и суммой налоговой льготы (графа 13). В отношении каждого транспортного средства вносятся следующие данные: - в графе 2 - код вида транспортного средства, который берется из Приложения 1 к Рекомендациям по заполнению формы Налогового расчета; - в графе 3 - идентификационный номер транспортного средства согласно документу о его регистрации; - в графе 4 - марка транспортного средства из документа о госрегистрации; - в графе 5 - регистрационный знак; - в графе 6 - налоговая база. Для транспортного средства, имеющего двигатель, она определяется как мощность двигателя в лошадиных силах; - в графе 7 - код единицы измерения; - в графе 8 - срок использования транспортного средства (указывается при установлении дифференцированных налоговых ставок с учетом срока полезного использования); - в графе 9 - коэффициент, рассчитываемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. Месяц регистрации и снятия с учета транспортного средства принимается за полный. Остановимся на вопросе регистрации подробнее, так как факт регистрации имеет огромное значение. Только зарегистрированное транспортное средство является объектом налогообложения. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938) транспортные средства на территории РФ регистрируют: - подразделения госинспекции безопасности дорожного движения в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; - органы гостехнадзора - в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Необходимость регистрации автотранспортных средств вызывает некоторые вопросы. Например, нужно ли признавать объектом налогообложения транспортное средство, которое не зарегистрировано в соответствующих органах? Пункт 1 ст. 358 НК РФ признает объектом налогообложения только те транспортные средства, которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке. Организация может иметь на балансе транспорт, который не эксплуатируется и поэтому пока не зарегистрирован. Налоговые инспекции нередко признают в таких случаях уклонение от уплаты налога. Они основываются на норме п. 3 Постановления N 938, согласно которой собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции... или органах гостехнадзора в течение 5 суток после приобретения транспортных средств. Поэтому налоговики могут считать, что, поскольку обязанность регистрировать транспортные средства возложена на налогоплательщика, ее неисполнение не освобождает его от уплаты транспортного налога. Арбитражная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщика, так как суды решают его с позиции буквального трактования норм гл. 28 НК РФ. Постановление ФАС Уральского округа от 06.03.2006 N Ф09-1150/06-С1: основанием для доначисления транспортного налога и привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания соответствующего штрафа послужил вывод инспекции о занижении налоговой базы в связи с тем, что обществом в декларации по транспортному налогу за 2003 г. не отражены четыре транспортных средства, а именно: трактор МТЗ-80, бульдозеры Б170 и Т130 и экскаватор ЭО-3323А, находящиеся на его балансе. Отказывая во взыскании штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 Кодекса, в размере 783 руб. 80 коп. за неуплату транспортного налога, суд исходил из того, что обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации транспортных средств, а только факт нахождения транспортного средства на балансе общества не порождает обязанности по уплате названного налога. Однако инспекция не представила доказательств регистрации и использования обществом названных транспортных средств. Если транспортное средство предназначено для движения по автомобильным дорогам общего пользования, то в подтверждение своей правоты налогоплательщик может привести следующие доводы. В п. 3 Постановления N 938 сказано, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции... или органах гостехнадзора в течение 5 суток после приобретения транспортных средств. Эту норму, приводимую налоговыми инспекциями для доказательства своей правоты, можно использовать и в интересах налогоплательщика. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов. Следовательно, до регистрации транспортного средства его нельзя использовать и участвовать в дорожном движении. В продолжение обоснования данной позиции перейдем к п. 2.2 Определения Конституционного Суда от 14.12.1994 N 451-О, в котором сказано, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. Транспортное средство, не прошедшее регистрацию, не может участвовать в дорожном движении, поэтому оно не воздействует на состояние дорог общественного пользования. Следовательно, нет оснований для определения по нему налоговой базы, то есть отсутствуют экономические основания для налогообложения такого транспортного средства. Данную точку зрения поддержал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 06.03.2006 N А05-13823/2005-31, а также ФАС Центрального округа в Постановлении от 03.04.2006 N А68-АП-279/12-05, добавив, что если выявляется наличие незарегистрированного транспортного средства, об этом следует сообщить в органы, осуществляющие их регистрацию. После регистрации такое транспортное средство подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Под влиянием арбитражной практики налоговики в Письме УФНС по Московской области от 07.02.2006 N 19-42-И/0127 в п. 5 указали, что транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке, объектом налогообложения по транспортному налогу не являются. Теперь налогоплательщики могут сослаться на данное Письмо. В графе 10 разд. 2 налогового расчета по авансовым платежам указывается ставка налога. Этот элемент определяется законами субъектов РФ на основании ставок, приведенных в ст. 361 НК РФ. Налоговая ставка установлена для каждого наименования объекта налогообложения. При принятии решения об отнесении некоторых транспортных средств к той или иной категории возникают трудности, а неправильное отнесение приведет к занижению или завышению суммы налога. Какими документами нужно руководствоваться в таких вопросах, указано в Письме Минфина России от 05.12.2005 N 03-06-04-04/47: Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 395, не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса. Это делает возможным его использование для целей, предусмотренных названной главой Кодекса, лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении. То есть Общероссийский классификатор основных средств не отвечает всем требованиям, которые позволили бы безоговорочно применять его при отнесении транспортного средства к той или иной категории. Поэтому в первую очередь нужно учитывать нормы Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), как документа, более соответствующего целям отнесения средства к определенной категории. Когда транспортное средство можно отнести к той или иной категории, налоговые инспекции предпочитают отнести его к той, по которой ставка налога выше. Такие противоречия приводят к судебным спорам. При рассмотрении таких споров суды могут учитывать особенности использования транспортного средства. Например, ФАС Уральского округа в Постановлении от 27.02.2006 N Ф09-911/06-С1 сообщил: указанные автомобили использовались для перевозки специфического продукта - денежных средств и иных ценностей, то есть целевое назначение этих автомобилей - инкассация, что не является ни грузом, ни пассажирами, следовательно, они не могут относиться к категории грузовых. Отнесение инспекцией автомобилей марки УАЗ-3741 и Практик-19271 к категории грузовых является ошибочным. Кроме того, в ПТС автомобиля УАЗ-3741 указано наименование (тип) транспортного средства "фургон", что не свидетельствует о его принадлежности к категории грузового транспортного средства. В ПТС автомобиля Практик-19271 в строке 3 указано "специальный". Специальные автомобили могут относиться к любой категории транспортных средств, используемых для налогообложения (легковые, грузовые, иные самоходные транспортные средства). А налоговый орган не привел доказательств того, что данный автомобиль является грузовым. Далее в разд. 2 налогового расчета по авансовым платежам нужно указать: - в графе 11 - исчисленную сумму авансового платежа, рассчитываемую как 1/4 произведения налоговой базы, указанной в графе 6, налоговой ставки, указанной в графе 10, и коэффициента, отраженного в графе 9; - в графе 12 - код налоговой льготы (заполняется, если льгота предусмотрена законом субъекта РФ); - в графе 13 - сумму налоговой льготы; - в графе 14 - исчисленную сумму авансового платежа, подлежащую уплате в бюджет, как разницу между показателями граф 11 и 13.
Пример. Организация, занимающаяся розничной торговлей, в мае 2006 г. приобрела и зарегистрировала в Госавтоинспекции легковой автомобиль ГАЗ-3110 "Волга" (мощность двигателя - 130 л. с.). Рассчитаем сумму авансового платежа, подлежащую уплате в бюджет, которая должна быть отражена в графе 14 разд. 2. Налоговая база (графа 6) составляет 130 л. с. Коэффициент (графа 9) равен 0,67 (2 мес. / 3 мес.). Ставка налога (графа 10) установлена для легкового автомобиля с мощностью двигателя свыше 100 до 150 л. с. - 7 руб. Исчисленная сумма авансового платежа (графа 11) составит 152,43 руб. (1/4 х 130 л. с. х 7 руб. х 0,67). Ввиду отсутствия налоговой льготы данное значение будет перенесено в графу 14 как исчисленная сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет.
В.В.Никитин Редактор журнала "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 29.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |