|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Проводим закупки сами (Начало) ("Советник бухгалтера в здравоохранении", 2006, N 5)
"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2006, N 5
ПРОВОДИМ ЗАКУПКИ САМИ
(Практические аспекты применения закона о государственных (муниципальных) закупках)
С 1 января 2006 г. порядок размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее по тексту - Закон). Статья 4 Закона определяет понятие государственных и муниципальных заказчиков (далее по тексту - заказчики). Заказчиками могут выступать органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) за счет бюджетных средств. Иначе говоря, делегирование права бюджетным учреждениям осуществлять закупки для государственных (муниципальных) нужд должно быть закреплено распорядительным документом (приказом о создании комиссий или о делегировании права). Приведем пример.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Приказ | |________________ N ______________| | | | О создании конкурсных аукционных | | и котировочных комиссий в учреждениях | | | |В целях обеспечения эффективного и рационального расходования| |средств бюджета и внебюджетных источников финансирования,| |совершенствования деятельности в сфере размещения заказов| |на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг| |для государственных нужд, обеспечения гласности и прозрачности| |размещения заказов в соответствии со ст. 7 Федерального закона| |от 21.07.2005 N 94—ФЗ "О размещении заказов на поставки| |товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных| |и муниципальных нужд" приказываю: | |1. Создать в учреждениях конкурсные и аукционные комиссии| |по списку (приложение N 1). Для остальных учреждений конкурсы| |проводятся ГУП "Центр государственных закупок области".| |2. Создать котировочные комиссии во всех подведомственных| |учреждениях. | |3. Утвердить типовое Положение о конкурсной, аукционной| |и котировочной комиссиях по размещению заказов на поставку| |товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных| |нужд (приложение N 2). | |4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой| |(возложить на ____). | | | |Руководитель И.О. Фамилия| L————————————————————————————————————————————————————————————————— При этом ст. 1 определено, что Закон распространяется не только на бюджетные средства, но и на "внебюджетные источники финансирования". Такое определение (а фактически и противоречие ст. ст. 1 и 4 Закона) вызывает сомнение в том, что он распространяется на расходы от предпринимательской деятельности. Таким образом, можно сказать, что распространение (или нераспространение) Закона на предпринимательскую деятельность фактически зависит от главных распорядителей бюджетных средств, поскольку согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, являются неналоговыми доходами бюджетов соответствующего уровня. Следующим нерешенным законодательно вопросом является понятие "одноименного товара". Согласно Письму Минэкономразвития России от 18.01.2006 N Д07-54 "определение "одноименные товары" может иметь разные трактовки". Вместе с тем одноименными Минэкономразвития рекомендует считать аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары (работы, услуги) определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению.
Вышестоящая организация может разрешить создать в учреждении аукционную, конкурсную и котировочную комиссии или же одну либо две из них. При этом необходимо иметь в виду, что при создании комиссий вся ответственность за соблюдение конкурсного законодательства ложится на председателя и членов комиссии. Согласно ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) штраф в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда накладывается за непроведение запроса котировок на сумму закупки, превышающую 60 000 руб., за непроведение конкурса, если сумма закупки составляет более 250 000 руб. в квартальном исчислении по одноименному товару (работе, услуге), а также за то, что в указанных случаях государственный (муниципальный) контракт не заключен. По п. 1 ст. 7.30 КоАП РФ административный штраф (от 100 до 200 МРОТ) накладывается на должностных лиц заказчиков или специализированной организации за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, то есть за нарушение сроков публикации (в том числе в сети Интернет), процедуры написания протоколов или порядка приема заявок на участие в запросе котировок, конкурсе или аукционе. На членов конкурсной комиссии согласно п. 2 ст. 7.30 КоАП РФ может быть наложен административный штраф в сумме 25 МРОТ, если будет нарушена процедура вскрытия конвертов, порядка отбора участников или доступа к информации. Ответственность предусмотрена также за предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также за направление недостоверных сведений или внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, или в реестр недобросовестных поставщиков (ст. 7.31 КоАП). Поскольку федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, является Федеральная антимонопольная служба, то ее должностные лица: 1) руководитель ФАС и его заместители; 2) руководители структурных подразделений ФАС и их заместители; 3) руководители территориальных органов ФАС и их заместители - это люди, которые эти штрафы могут налагать. Если после всего вышесказанного еще есть желание самостоятельно проводить котировки, конкурсы и аукционы, хотим обратить ваше внимание на то, как необходимо организовать работу комиссии. Для создания в учреждении конкурсной комиссии федеральным учреждениям обязательно, а остальным рекомендательно (а может быть, тоже обязательно - это зависит от ГРБС) иметь в учреждении специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в области организации торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд. Председателями комиссий назначаются только (для федералов) лица, прошедшие такую профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Подобное требование (для регионалов - рекомендация) содержится в Постановлении Правительства РФ от 03.09.1998 N 1022. Такие требования предъявляются только к членам конкурсных комиссий, поскольку Федеральным законом от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" других процедур предусмотрено не было. После получения от ГРБС права на создание котировочной (конкурсной, аукционной) комиссии руководитель учреждения издает приказ о создании комиссии и утверждает положение о ее работе. Приведем пример таких документов.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Приказ | | | | _______________ N ______________| | | | Об утверждении состава и Положения | | о конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии | | | | В целях обеспечения эффективного и рационального| |расходования средств федерального (областного, муниципального)| |бюджета и внебюджетных источников финансирования,| |совершенствования деятельности в сфере размещения заказов| |на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг| |для государственных (муниципальных) нужд, обеспечения гласности| |и прозрачности размещения заказов в соответствии со ст. 7| |Федерального закона от 21.07.2005 N 94—ФЗ "О размещении заказов| |на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг| |для государственных и муниципальных нужд" приказываю: | | 1. Создать конкурсную (аукционную, котировочную) комиссию| |(название учреждения) в составе: | | председатель; | | заместитель председателя; | | секретарь; | | члены комиссии. | | 2. Назначить (ответственное лицо — должность, Ф.И.О.)| |ответственным за подготовку, получение, регистрацию,| |заполнение, хранение конкурсной (аукционной, котировочной)| |документации; своевременное уведомление членов Комиссии| |о месте, дате и времени проведения заседания Комиссии;| |информационное обеспечение деятельности Комиссии и установленную| |отчетность в порядке, предусмотренном действующим| |законодательством Российской Федерации. | | 3. Утвердить Положение о конкурсной (аукционной,| |котировочной) комиссии по размещению заказов на поставку| |товаров, выполнение работ, оказание услуг (приложение N 1). | | 4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю| |за собой (возложить на ответственное лицо — должность, Ф.И.О.). | | | |Руководитель И.О. Фамилия| | | | | | Приложение N 1| | Утверждено приказом| | от _____ N ______| | | | Положение | | о конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии | | по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, | | оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд | | | | 1. Общие положения | | | | 1.1. Конкурсная (аукционная, котировочная) комиссия| |по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ,| |оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд| |(далее — Комиссия) создается в целях реализации Федерального| |закона от 21.07.2005 N 94—ФЗ "О размещении заказов на поставки| |товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных| |и муниципальных нужд". | | 1.2. Комиссия осуществляет свою деятельность в интересах| |государственного (муниципального) заказчика (далее — Заказчика)| |— ______________________________ (наименование учреждения). | | 1.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется| |Гражданским и Бюджетным кодексами РФ, Федеральным законом| |от 21.07.2005 N 94—ФЗ "О размещении заказов на поставки| |товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных| |и муниципальных нужд" (далее — Закон), другими федеральными| |законами, иными нормативными правовыми актами Российской | |Федерации, а также настоящим Положением. | | 1.4. Цель деятельности Комиссии — обеспечение оптимального| |(по критериям минимальной цены и приемлемого уровня качества| |поставляемой продукции, выполняемой работы, оказываемой услуги)| |размещения заказа путем проведения торгов в форме конкурса,| |аукциона либо без проведения торгов (запрос котировок| |у единственного поставщика) и выявление победителя,| |обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного| |(муниципального) контракта. | | | | 2. Порядок создания Комиссии | | | | 2.1. Комиссия создается до опубликования извещения| |о проведении открытого конкурса или открытого аукциона,| |о проведении запроса котировок приказом Заказчика (может быть| |создана для проведения одного конкурса или на постоянной основе| |со сроком действия полномочий в течение одного финансового| |года). | | 2.2. Число членов Комиссии определяется Заказчиком и должно| |составлять не менее пяти человек. | | 2.3. Заказчик назначает председателя Комиссии, секретаря,| |при необходимости — заместителя председателя Комиссии. | | 2.4. По представлению председателя конкурсной (аукционной,| |котировочной) комиссии в состав указанной Комиссии приказом| |(распоряжением) Заказчика могут временно вводиться и другие| |специалисты. | | 2.5. Замена члена Комиссии допускается только по решению| |Заказчика. | | 2.6. Состав Комиссии формируется преимущественно из числа| |специалистов, прошедших профессиональную переподготовку| |или повышение квалификации в области организации торгов| |(конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд,| |лично не заинтересованных в результатах размещения заказов. | | Председателем Комиссии может быть назначено исключительно| |лицо, прошедшее соответствующую профессиональную переподготовку | |или повышение квалификации. | | 2.7. Членами Комиссии не могут быть физические лица, лично| |заинтересованные в результатах размещения заказа (в том числе| |физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, заявки| |на участие в аукционе или заявки на участие в запросе| |котировок (далее — котировочные заявки) либо состоящие в штате| |организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица,| |на которых способны оказывать влияние участники размещения| |заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками| |(акционерами) этих организаций, членами их органов управления,| |кредиторами участников размещения заказа). В случае выявления| |в составе Комиссии указанных лиц Заказчик обязан незамедлительно| |заменить их иными физическими лицами, которые лично| |не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых| |не способны оказывать влияние участники размещения заказа. | | | | 3. Задачи Комиссии | | | | 3.1. Создание для потенциальных участников размещения заказа| |равных условий конкуренции. | | 3.2. Обеспечение объективности оценки и сопоставления заявок| |участников размещения заказа. | | 3.3. Соблюдение принципа гласности и прозрачности в работе| |Комиссии и одновременное обеспечение конфиденциальности| |информации, содержащейся в заявках участников размещения| |заказов. | | | | 4. Функции Комиссии | | | | 4.1. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе| |и открытие доступа к находящимся в информационной системе| |общего пользования, поданным в форме электронных документов| |и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами| |РФ заявкам на участие в конкурсе, рассмотрение, оценка| |и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение| |победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов| |с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным| |в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе,| |протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола| |оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. | | 4.2. Рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор| |участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок| |на участие в аукционе. | | 4.3. Проведение предварительного отбора участников| |размещения заказа, ведение протокола рассмотрения заявок| |на участие в предварительном отборе, рассмотрение, оценка| |и сопоставление котировочных заявок, а также определение| |победителя в проведении запроса котировок, ведение протокола| |рассмотрения и оценки котировочных заявок. | | | | 5. Полномочия Комиссии | | | | 5.1. Комиссия вправе: | | 5.1.1. Потребовать от участников размещения заказа| |представления разъяснений положений представленных документов,| |заявок на участие в конкурсе, заявок на участие| |в предварительном отборе. | | 5.1.2. Проводить проверку соответствия участников размещения| |заказа требованиям, указанным в п. п. 2 — 4 и п. 2 ст. 11| |Закона. | | 5.1.3. Отстранить участника размещения заказа от участия| |в конкурсе либо аукционе на любом этапе их проведения в случаях,| |указанных в ст. 12 Закона. | | 5.1.4. Составлять перечень поставщиков (при размещении| |заказа способом котировок) и принимать решения о включении| |или об отказе во включении участника размещения заказа| |в перечень поставщиков в порядке, установленном Законом. | | 5.1.5. Определять победителя конкурса (аукциона, запроса| |котировок) в порядке, установленном Законом. | | 5.1.6. Осуществлять иные действия при размещении заказов| |на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг| |в случаях, предусмотренных Законом. | | 5.2. Комиссия обязана: | | 5.2.1. Оценивать и сопоставлять заявки в соответствии| |с критериями, указанными в извещении о проведении конкурса| |(аукциона, запроса котировок) и в конкурсной документации| |(документации об аукционе). | | 5.2.2. Вести протоколы вскрытия конвертов с заявками| |на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме| |электронных документов заявкам на участие в конкурсе;| |рассмотрения заявок на участие в конкурсе; оценки| |и сопоставления заявок на участие в конкурсе; рассмотрения| |заявок на участие в аукционе; рассмотрения и оценки котировочных| |заявок в порядке и случаях, предусмотренных Законом. | | 5.2.3. Осуществлять вскрытие конвертов с заявками| |на участие в конкурсе, объявление и занесение в протокол| |вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия| |доступа к поданным в форме электронных документов заявкам| |на участие в конкурсе следующих сведений: наименование (для| |юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического| |лица) и почтовый адрес каждого участника размещения заказа,| |наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной| |документацией, условия исполнения государственного| |или муниципального контракта, указанные в такой заявке| |и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе. | | 5.2.4. Отказать участнику размещения заказа в допуске| |к участию в торгах по основаниям, указанным в ст. 12 Закона. | | 5.2.5. Не допускать переговоров с участниками размещения| |заказа. | | 5.2.6. Выполнять иные обязанности, предусмотренные Законом. | | 5.3. Члены Комиссии обязаны: | | 5.3.1. Присутствовать на заседаниях Комиссии за исключением| |случаев, вызванных уважительными причинами (временная| |нетрудоспособность, командировка и др.). | | 5.3.2. Уведомить Заказчика до начала проведения торгов| |(запроса котировок) об имеющей место личной заинтересованности| |в результатах размещения заказа в случаях, установленных п. 2.7| |настоящего Положения. | | 5.3.3. При размещении заказов на товары, работы и услуги| |руководствоваться порядком, установленным Законом. | | | | 6. Порядок работы комиссии | | | | 6.1. Комиссия правомочна осуществлять функции, | |предусмотренные настоящим Положением и Законом, если | |на заседании комиссии присутствует не менее пятидесяти процентов| |общего числа ее членов. | | 6.2. Председатель Комиссии (во время его отсутствия —| |заместитель председателя) принимает по описи конверты с заявками| |на участие в конкурсе, аукционе, котировочные заявки| |от организатора конкурсов (ответственное структурное| |подразделение). | | 6.3. При проведении процедуры рассмотрения, сопоставления| |и оценки заявок на участие в конкурсе, аукционе, котировочных| |заявок Комиссия руководствуется порядком, предусмотренным| |Законом. | | 6.4. Комиссия вправе запросить или направить запрос| |в компетентные органы о представлении дополнительных| |документов, характеризующих деятельность участников конкурсных| |торгов, принять решение об отложении заседания для более| |подробного изучения документов, а при необходимости привлечь| |экспертов либо специалистов, обладающих необходимыми познаниями| |и квалификацией для экспертной оценки соответствия технических| |заданий целям и задачам конкурсных торгов. | | 6.5. Протоколы комиссии ведутся секретарем Комиссии| |и подписываются всеми присутствующими членами Комиссии. | | 6.6. Решения комиссии принимаются открытым голосованием| |простым большинством голосов присутствующих на заседании членов| |Комиссии. При равенстве голосов решающим является голос| |председателя Комиссии. | | 6.7. Решения, принимаемые Комиссией в пределах ее| |компетенции, являются обязательными для всех участников| |размещения заказа и государственного заказчика. | | | | 7. Ответственность членов Комиссии | | | | Члены Комиссии за неисполнение либо ненадлежащее| |исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящим| |Положением и Законом, несут дисциплинарную, административную,| |материальную и уголовную ответственность в порядке,| |установленном действующим законодательством Российской| |Федерации. | L————————————————————————————————————————————————————————————————— В следующих номерах нашего журнала мы остановимся на других вопросах практического применения 94-го Федерального закона.
(Продолжение см. "Советник бухгалтера в здравоохранении", 2006, N 6)
Е.В.Кулакова Выпускающий редактор журнала "Советник бухгалтера в здравоохранении" Подписано в печать 25.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |