Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Меры, предпринимаемые для возврата бюджетных кредитов ("Финансовая газета", 2006, N 21)



"Финансовая газета", 2006, N 21

МЕРЫ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ ДЛЯ ВОЗВРАТА БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ

Вопросы, связанные с вложениями бюджетных кредитов в агропромышленный комплекс страны (далее - АПК) и их возвратностью, имеют особую актуальность.

Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" Минфину России были предоставлены полномочия прямого требования возврата задолженностей юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по бюджетным кредитам, предоставленным из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, при участии агентов Правительства Российской Федерации. В качестве одного из таких агентов был определен Российский сельскохозяйственный банк (далее - Россельхозбанк).

Предоставление денежных средств на возвратной и платной основе из федерального бюджета на развитие предприятий и хозяйств АПК осуществлялось в прошлом по нескольким направлениям. Одним из источников кредитования стал образованный Правительством Российской Федерации специальный фонд, предоставлявший займы на льготных условиях через группу уполномоченных банков, а именно под 1/4 учетной ставки Банка России. Специфика этой схемы заключалась в том, что в процедуре оформления бюджетного кредита заемщикам (сельскохозяйственным предприятиям или органам административной власти) уполномоченный банк фактически выполнял функции комиссионера. Реальным же кредитором оставался Минфин России.

К началу 2001 г. выявилось, что значительная часть предоставленных кредитов в федеральный бюджет не возвращена. По оценкам Россельхозбанка, общая задолженность по выданным кредитам в целом составила 6 млрд руб.

Организация взыскания задолженности с юридических лиц потребовала глубокой правовой проработки. Это связано с тем, что стандартный подход к передаче прав требования по кредитным договорам от уполномоченных банков Минфину России путем заключения договоров уступки представлялся слишком долгим и малоэффективным.

Минфин России и уполномоченные банки, опираясь на действующее законодательство, нашли реальный выход из сложившейся ситуации. Согласно ст. 382 ГК РФ принадлежащее кредитору право требования задолженности может быть передано им другому лицу по сделке или перейти к другому лицу на основании закона. В этой связи Минфином России совместно с уполномоченными банками была проведена кропотливая работа по выверке списка должников, в числе которых оказались более 900 хозяйственных организаций и ряд администраций субъектов Федерации. Тщательно проверялись также объемы их задолженностей. Для выполнения указанной работы с учетом ее масштабности в Россельхозбанке было создано специальное Управление по работе с государственными долгами в агропромышленном комплексе.

В 2001 - 2002 гг. по мере выявления должников им предлагалось произвести добровольное погашение задолженности по бюджетным кредитам напрямую на счета Федерального казначейства Минфина России. Отметим, что, организуя работу по взысканию с должников просроченных бюджетных кредитов, государство стремилось избегать применения жестких санкций к предприятиям АПК, испытывающим временные финансовые затруднения, но имевшим твердое намерение заплатить долги. В частности, предусматривалось освобождение юридических лиц, осуществивших возврат просроченной задолженности в федеральный бюджет до 1 октября 2002 г., от уплаты штрафов и пеней (ст. 77 Закона N 194-ФЗ). Таким образом, сельскохозяйственные производители, использовавшие кредиты в течение нескольких лет (1997 - 2000 гг.), с учетом роста уровня инфляции фактически получали в завуалированной форме государственные дотации.

В 2002 г. Россельхозбанк проинформировал об указанном решении должников и разъяснил им преимущества данной законодательной нормы. Многие аграрные хозяйства воспользовались предоставленной возможностью и, погасив к указанному сроку задолженность по кредиту, освободили себя от штрафной нагрузки. В отношении же остальных должников банк был вынужден инициировать арбитражные процессы.

В частности, в 2002 - 2005 гг. специалисты банка приняли активное участие в более чем 1000 судебных заседаний. Документы по кредитам, признанные подтвержденными согласно требованиям Минфина России к должникам, вместе с юридическим заключением передавались банком Минфину России для постановки задолженности на учет. В свою очередь, на основании приказов Минфина России о постановке задолженности на учет банк ставил задолженности по кредиту на внесистемный аналитический учет и в соответствии с условиями соглашений осуществлял начисление процентов, пеней, предпринимал дальнейшие меры по взысканию задолженностей. На основании принятых судами решений о взыскании средств сотрудники региональных отделений банка взаимодействовали с судебными приставами, осуществлявшими исполнительное производство.

Результаты проведенной банком работы в рамках арбитражного производства характеризуются следующими данными:

Количество предъявленных исков 514

Сумма предъявленных исков (млрд руб.) 6,249

Количество исков в стадии рассмотрения 30

Количество исков, по которым судами 411

приняты решения о взыскании средств

Сумма средств, подлежащая взысканию по 4,979

решениям судов (млрд руб.)

Что касается выявления кредитов, по которым поручителями являлись администрации субъектов Российской Федерации, Минфин России предложил вернуться к рассмотрению так называемых старых обязательств субъектов Федерации, по которым администрации регионов выступали поручителями при предоставлении кредитов из специального фонда льготного кредитования предприятий АПК и сроки предъявления арбитражных претензий по которым истекли. В ст. 108 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" руководителям администраций регионов предложено "вспомнить" о прежних долгах и провести реструктуризацию всей задолженности субъектов Федерации, включая и ту ее часть, в отношении которой имеются вступившие в силу решения суда о незамедлительном взыскании.

В рамках согласованной между администрациями регионов и Минфином России реструктуризации была предоставлена возможность возвратить долг до 2011 г. при соблюдении администрациями промежуточных и конечного сроков погашения задолженности. При этом все начисленные на момент осуществления реструктуризации пени, штрафы, а также проценты подлежали списанию. Проценты же, начисляемые на сумму основного долга по реструктуризируемой задолженности, устанавливались по минимальной ставке (2% годовых). Общий размер задолженности по основному долгу, реструктуризацию которой было предложено осуществить в виде новации долга или через заключение мировых соглашений, составил 2,2 млрд руб. Выполнение условий новации указанного долга и погашение задолженности администрациями регионов с учетом уплаты процентов обеспечит ежегодное поступление в федеральный бюджет в период 2005 - 2011 гг. около 0,4 млрд руб.

Перспектива своевременного погашения администрациями регионов указанной задолженности с учетом предоставленных льгот прогнозируется с высокой степенью вероятности, так как нарушение обязательств влечет за собой взыскание всей суммы задолженности с учетом процентов и пеней, что в 5 раз превышает размер задолженности, подлежащей погашению согласно предлагаемой схеме.

В настоящее время наиболее трудоемкой представляется работа по ликвидации задолженностей предприятий, получивших средства в 1994 - 1995 гг. через Федеральную продовольственную корпорацию при Минсельхозпроде России (ФПК России). Ликвидационная комиссия ФПК России не смогла представить полного перечня получателей бюджетных кредитов и данных о состоянии их задолженности перед федеральным бюджетом. Фактически работа по определению размера задолженности по средствам, подлежащим взысканию в федеральный бюджет, осуществляется по имеющимся в корпорации документам, передаваемым по отдельным должникам. По состоянию на 1 января 2006 г. по средствам, предоставленным через ФПК России, в Россельхозбанк переданы документы лишь по 55 должникам.

Проведенная Минфином России с участием Россельхозбанка работа по взысканию просроченной задолженности по бюджетным кредитам позволила вернуть в федеральный бюджет уже более 2,6 млрд руб. (см. схему).

Возврат бюджетных средств

тыс. руб.

1 200 000 ¬

¦

¦ 1 028 570

¦ --------¬

1 000 000 + ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦

800 000 + ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦ 616 336 ¦ ¦

¦ --------¬ ¦ ¦

600 000 + ¦ ¦ 490 350 ¦ ¦

¦ 452 742 ¦ ¦ --------¬ ¦ ¦

¦ --------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

400 000 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

200 000 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 38 001 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ --------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0 +-+-------+--+-------+--+-------+--+-------+--+-------+-

В 2005 г. Россельхозбанку был передан для взыскания задолженности новый "пласт" должников. Это обязательства перед федеральным бюджетом тех организаций, которые до 1 января 2005 г. учитывались органами Федерального казначейства, а также материалы, связанные с наличием задолженности перед федеральным бюджетом по договорам финансовой аренды (лизинга) имущества.

Результаты проведенной Россельхозбанком работы были положительно оценены министром финансов Российской Федерации А.Л. Кудриным.

Е.Мартьянова

Заместитель директора

Департамента международных финансовых отношений

государственного долга

и государственных финансовых активов

Минфина России

Н.Писарев

Начальник Управления

по работе с государственными долгами в АПК

и обязательствами заемщиков

ОАО "Россельхозбанк"

Подписано в печать

24.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Реформа бухгалтерского учета в территориальном органе Федерального казначейства (Начало) ("Финансовая газета", 2006, N 21) >
Ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи ("Финансовая газета", 2006, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.