|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Решение налоговых проблем для вновь созданных фирм ("Главбух", 2006, N 11)
"Главбух", 2006, N 11
РЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ВНОВЬ СОЗДАННЫХ ФИРМ
Закупка основных средств и набор персонала - одни из первых расходов вновь созданной организации. Они же приносят и первые проблемы бухгалтеру. Недавно этот факт с готовностью подтвердил Минфин России - в Письме N 03-03-04/1/367. Предлагаем вашему вниманию оптимальные решения налоговых проблем нового предприятия.
Две спорные ситуации с основными средствами
Новая организация закупает оборудование для того, чтобы обеспечить свою работу. При этом возможно два случая, при которых возникают сложности: - оборудование куплено, но еще не используется; - основное средство используется, но доходов пока нет.
Имущество приобретено, но не используется
Амортизация начисляется с месяца, следующего за вводом основного средства в эксплуатацию. Зачастую фирмы стараются побыстрее ввести основные средства в эксплуатацию, чтобы начать списывать амортизацию на расходы. Однако если при этом актив фактически не будет использоваться, то могут возникнуть проблемы с налоговыми органами.
Примечание. Срок полезного использования основного средства в налоговом учете определяется исходя из Классификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1.
Специалисты Минфина России в Письме от 21 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/367 сделали следующий вывод. Если имущество временно не используется в деятельности, направленной на получение дохода, амортизация по таким активам не является расходом при исчислении налога на прибыль. Сослались чиновники на свой любимый п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, где сказано, что расходами признаются только те затраты, которые направлены на получение дохода. Единственное исключение минфиновцы сделали для случаев, когда простой является частью производственного цикла организации. Только тогда амортизация неиспользуемых основных средств может включаться в расходы. В целом подход чиновников можно признать логичным. Поэтому сразу вводить в эксплуатацию советуем только те основные средства, фактическое использование которых сложно опровергнуть (например, оргтехнику, офисные помещения и т.д.). Что касается оборудования, на котором непосредственно производится продукция (станки, конвейеры и т.д.), то лучше не вводить его в эксплуатацию до того момента, когда его начнут фактически использовать. Иначе налоговикам не составит труда доказать, что оборудование простаивало, поэтому уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы амортизации незаконно.
Примечание. Неиспользуемые активы амортизировать нельзя Сбитнева Ирина Николаевна, советник налоговой службы II ранга - Амортизацию по основным средствам можно начислять только после того, как их начнут фактически использовать. Если организация приказом руководителя ввела оборудование в эксплуатацию, но на самом деле оно простаивает, начисленная по этим активам амортизация не может быть включена в расходы при расчете налога на прибыль. В ходе выездной проверки такие факты будут выявлены, и фирме придется доначислить налог, а также заплатить пени и штраф. Чтобы этого не произошло, предприятию следует избегать фиктивных вводов оборудования в эксплуатацию и начислять амортизацию только с того момента, когда основное средство начинает участвовать в производственном процессе.
Основное средство используется, но выручки нет
Если основное средство фактически используется, то начислять амортизацию налоговики не запретят. Однако здесь надо учитывать следующее. Момент признания амортизации в налоговом учете зависит от того, каким расходом - прямым или косвенным - она является. В том случае, если амортизация относится к прямым расходам, она учитывается в себестоимости незавершенного производства и нереализованной продукции. Списана такая амортизация будет только в том периоде, в котором соответствующие товары будут проданы. Косвенные же затраты можно учесть сразу же, как они будут произведены (ст. 319 Налогового кодекса РФ). Относить ли амортизацию на прямые расходы или на косвенные - это фирма может решить самостоятельно. Такое право организациям предоставлено ст. 318 Налогового кодекса РФ. Ведь она лишь рекомендует учесть в составе прямых расходов амортизацию по оборудованию, которое используется в основной деятельности фирмы. Но окончательное решение - за налогоплательщиком. Минфин России придерживается такого же мнения, поэтому проблем возникнуть не должно (см., например, Письма Минфина России от 26 января 2006 г. N 03-03-04/1/60 и от 16 января 2006 г. N 03-03-04/4/5). Надо также учитывать, что перечень прямых расходов утверждается учетной политикой, а изменять ее можно лишь перед началом календарного года. Поэтому стоит заранее оценить все выгоды от признания амортизации прямым или косвенным расходом. В большинстве случаев ее выгоднее отнести к косвенным затратам.
Можно ли не платить зарплату, если деятельность не началась?
Распространенная ситуация - фирма фактически деятельность не начала, сотрудников не нанимала. Работает только руководство, являющееся одновременно учредителем организации. По трудовому законодательству (ст. 56 Трудового кодекса РФ) таким сотрудникам надо выплачивать зарплату, на которую приходится начислять ЕСН. Понятно, что владельцам организации невыгодно самим себе выплачивать деньги, чтобы потом с них платить немалую сумму в бюджет. Можно ли этого избежать? Просто не платить зарплату трудовое законодательство запрещает. Чтобы вообще отказаться от выплат руководству, есть следующие варианты. Во-первых, можно оформить отпуск без сохранения зарплаты в соответствии со ст. 128 Трудового кодекса РФ. В этом случае учредитель-сотрудник должен написать заявление о предоставлении неоплачиваемого отпуска, указав уважительную причину. Продолжительность отпуска определяется по соглашению между сотрудником и работодателем, то есть организацией. Многих бухгалтеров беспокоит ситуация, когда директор, находящийся в неоплачиваемом отпуске, в это же время подписывает какие-либо документы. Не является ли это доказательством того, что он работает и поэтому ему должна начисляться зарплата? Нет, трудовое законодательство не ставит такой зависимости. И если сотрудник, находясь в отпуске, выходит работать исключительно по собственному желанию, то предприятие не обязано ему оплачивать эти дни.
Примечание. Работать во время неоплачиваемого отпуска законодательство не запрещает Чижов Борис Алексеевич, начальник отдела по вопросам социального обслуживания Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию - Отпуск работника - это его личное время, которое он может тратить каким угодно образом. В свое свободное время сотрудник по собственной инициативе может прийти на работу и выполнить какие-то обязанности, но начислять за это заработную плату фирма не должна. Ведь работнику по обоюдному согласию с фирмой предоставлен неоплачиваемый отпуск на законных основаниях в соответствии со ст. 128 Трудового кодекса РФ. Поэтому если сотрудник находится в отпуске без сохранения заработной платы, а сам выходит на работу, то никто к организации придраться не сможет.
Во-вторых, можно установить оплату труда пропорционально фактически отработанному времени. Например, если финансовый директор провел на работе два часа в неделю, то за это время ему и будет выплачена зарплата. Обычно такой порядок устанавливается при работе по совместительству.
Расходы на подбор персонала
Получится ли учесть в полном объеме расходы на поиск сотрудников посредством кадровых агентств? Давайте разберемся. Такие затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Эти расходы являются косвенными и учитываются в том периоде, когда фактически произведены. Однако на практике налоговики придерживаются мнения, что такие затраты можно списать только в том случае, если сотрудничество оказалось успешным и подобранный агентством сотрудник принят на работу. Данная точка зрения не соответствует Налоговому кодексу РФ. Экономическая оправданность данных расходов очевидна: фирме нужны сотрудники, и она привлекает для этого кадровое агентство. Кроме того, в пп. 8 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ не оговорено, что фирма может признать расходом выплаты только за принятого сотрудника. К сожалению, доказывать свою правоту налогоплательщику придется в суде.
М.В.Скороходов Старший эксперт департамента налогов и права Компании "ФБК" Подписано в печать 24.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |