![]() |
| ![]() |
|
Требовать "первичку" при камеральной проверке инспекторы не вправе ("Главбух", 2006, N 11)
"Главбух", 2006, N 11
ТРЕБОВАТЬ "ПЕРВИЧКУ" ПРИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКЕ ИНСПЕКТОРЫ НЕ ВПРАВЕ
Инспекторы, проводя камеральную проверку декларации по НДС, потребовали от фирмы первичные документы. Предприятие представило не все запрашиваемые бумаги. Налоговики посчитали такие действия неправомерными и оштрафовали организацию.
ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
Инспекторы считают, что при камеральной проверке у фирмы можно потребовать любую "первичку". Так, налоговики, проверяя НДС, запросили платежно-расчетные документы, договоры с поставщиками, акты выполненных работ и ввода основных средств в эксплуатацию, карточки аналитического учета и оборотно-сальдовые ведомости. При этом инспекторы сослались на ст. 93 Налогового кодекса РФ, которая позволяет во время проверки запросить необходимые документы. Так как фирма не представила все запрашиваемые документы, инспекция начислила штраф на основании п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Штраф составил 50 руб. за каждую непредставленную бумагу.
Примечание. Штраф по ст. 126 Налогового кодекса РФ инспекторы могут взыскать только за непредставление документов, предусмотренных налоговым законодательством.
ПОЗИЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Цель камеральной проверки - выявить ошибки в декларации, а также противоречия между сведениями в отчете и документах, на основании которых он заполнялся. Это следует из ст. 88 Налогового кодекса РФ. Поэтому проверяющие вправе истребовать только те документы, на основании которых фирма заполняла декларацию. Организация посчитала, что инспекция запрашивает лишние документы. Так, договоры с поставщиками, карточки аналитического учета, оборотно-сальдовые ведомости и сметы не являются бумагами, на основании которых фирма заполняла декларацию по налогу на добавленную стоимость. Поэтому организация эти документы при проверке не представила.
РЕШЕНИЕ ДЕЛА АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ
Арбитражный суд согласился с мнением организации. И обратил внимание проверяющих на то, что камеральная проверка не может подменять выездную. Значит, в ходе проверки инспекция вправе истребовать только те первичные документы, на основании которых непосредственно был заполнен отчет. Запрашивать иные документы при камеральной проверке не входит в полномочия налоговиков (ст. 88 Налогового кодекса РФ). Позиция суда отражена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25 апреля 2006 г. по делу N Ф04-2215/2006(21873-А67-3).
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
Как показывает арбитражная практика, у чиновников и предприятий разное представление о том, что считать документами, необходимыми для камеральной проверки. И в рассмотренном деле арбитражный суд четко дал понять, что всю первичную документацию налоговая может истребовать только во время выездной налоговой проверки. Стоит отметить, что для каждого налога при камеральной проверке инспекторы могут потребовать разные документы. Поэтому мы обобщили сложившуюся на данный момент арбитражную практику по трем основным налогам - налогу на прибыль, НДС и единому социальному налогу и представили ее в таблице на странице 90.
———————————————————————————————T—————————————————————————————————¬ | Какие документы вправе | Арбитражная практика | | требовать налоговики | | L——————————————————————————————+——————————————————————————————————Налог на прибыль ——————————————————————————————————————————————————————————————————При камеральной проверке Постановление ФАС Северо- инспекторы имеют право Западного округа от 19 апреля затребовать регистры 2005 г. по делу N А13-11102/04-15 налогового учета или данные Постановление ФАС Центрального бухгалтерского учета, если на округа от 8 ноября 2005 г. их основании заполнялась по делу N А48-1495/05 декларация. А вот по поводу Постановление ФАС Волго-Вятского других документов мнения округа от 11 апреля 2005 г. судей расходятся. Некоторые по делу N А82-9728/2004-27 арбитры считают, что проверяющие могут запросить договоры, накладные на отгрузку, приказы на списание долгов ——————————————————————————————————————————————————————————————————Налог на добавленную стоимость ——————————————————————————————————————————————————————————————————При проверке декларации Постановления ФАС Северо- инспекция вправе истребовать Западного округа от 14 ноября документы, подтверждающие 2005 г. по делу N А42-4652/2005; право на вычет: счета- от 28 ноября 2005 г. по делу фактуры, платежные документы, N А52-2647/2005/2 книги покупок и книги продаж. Постановление ФАС Восточно- А вот по поводу истребования Сибирского округа от 12 октября инвентарных карточек, актов 2005 г. по делу приема-передачи основных N А19-14423/05-40-Ф02-4952/05-С1 средств, товарных отчетов, Постановление ФАС Западно- приказа об учетной политике Сибирского округа от 28 июня мнения судей расходятся 2004 г. по делу N Ф04/3485-1475/А27-2004 ——————————————————————————————————————————————————————————————————Единый социальный налог ——————————————————————————————————————————————————————————————————В рамках камеральной проверки Постановление ФАС Уральского чиновники вправе запросить округа от 17 ноября 2003 г. по расчетно-платежные ведомости, делу N Ф09-3840/03-АК платежки на перечисление ЕСН в бюджет. А вот табели учета рабочего времени, приказы и договоры, а также сведения о количестве отработанного сотрудниками времени инспекторы потребовать не могут —————————————————————————————————————————————————————————————————— Более того, многие суды считают, что истребовать "первичку" инспекторы могут, только если в отчете есть ошибки или обнаружены противоречия между данными декларации и представленными документами. Такая позиция высказана, например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14 апреля 2005 г. N А29-6147/2004а, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26 декабря 2005 г. N А42-2859/2005, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 12 января 2006 г. N А65-12104/2005-СА1-32.
Подписано в печать 24.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |