|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Порядок внесения изменений в лимиты бюджетных обязательств ("Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 6)
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 6
ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЛИМИТЫ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Бюджетные учреждения являются участниками бюджетного процесса. Государство, финансируя их расходы, также осуществляет контроль над целевым, рациональным и эффективным их использованием. Условия целевого использования бюджетных средств определяются федеральным законом, утверждающим бюджет на очередной финансовый год, а также бюджетной классификацией, используемой при его составлении. В ходе проверок целевого использования бюджетных средств могут быть выявлены факты их нецелевого использования. В статье рассмотрен порядок документооборота по внесению изменений в лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) по факту нецелевого использования бюджетных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств
Согласно ст. 289 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств является использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. В ходе проверки (ревизии) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор), ее территориальные органы и Счетная палата, призванные осуществлять контроль использования бюджетных средств, сопоставляют произведенные расходы с планируемыми при финансировании расходов согласно ЛБО или смете расходов и доходов. Результаты ревизии оформляются актом, который должны подписать руководитель ревизионной группы, руководитель и главный бухгалтер ревизуемого учреждения (п. 17 Приказа Минфина России N 42н <1>). ————————————————————————————————<1> Приказ Минфина России от 17.04.2000 N 42н "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионными органами Минфина России".
Материалы ревизии представляются руководителю контрольно-ревизионного органа в течение трех дней после подписания акта. По итогам ревизии руководителю проверяемой организации направляется представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц, а также при необходимости сообщается вышестоящей организации либо органу, осуществляющему руководство деятельностью ревизуемого учреждения. По выявленным в ходе ревизий фактам нецелевого использования бюджетных средств производится сокращение ЛБО главным распорядителям бюджетных средств, в ведении которых находятся проверяемые учреждения. Рассмотрим порядок документооборота процедуры сокращения ЛБО.
Порядок изменения лимитов бюджетных обязательств
Порядок доведения информации о нецелевом использовании
Основным документом, регламентирующим порядок сокращения ЛБО, является Приказ Минфина России N 162н <2> (далее - Приказ N 162н). Согласно данному Приказу Росфиннадзор ежемесячно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, оформляет и направляет в соответствующий департамент Минфина России (далее - курирующий департамент) сводное уведомление о подлежащих изменению ЛБО (далее - сводное уведомление), которое составляется по главному распорядителю и подведомственным ему распорядителям и получателям средств федерального бюджета. В нем указывается расшифровка соответствующих изменений по ведомственной, функциональной и экономической классификациям расходов бюджетов РФ. Данное сводное уведомление представляется как на бумажном носителе, так и в электронном виде. ————————————————————————————————<2> Приказ Минфина России от 26.12.2005 N 162н "Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой РФ".
Курирующий департамент вводит в базу данных Минфина России в задаче "Прием, контроль и утверждение справок-уведомлений о внесении изменений в сводную роспись федерального бюджета" в режиме "Нецелевое использование": - сводное уведомление с магнитного носителя; - информацию, представленную Счетной палатой (на бумажном носителе), по результатам контрольных мероприятий по фактам нецелевого использования средств, выделенных главному распорядителю из федерального бюджета с предложениями по блокировке расходов федерального бюджета. Сводное уведомление проходит контроль, осуществляемый курирующим департаментом: - на соответствие кодов бюджетной классификации РФ бюджетополучателей и субъектов РФ действующим классификаторам и справочникам; - на соответствие сочетаний кодов бюджетной классификации РФ для соответствующего главного распорядителя; - на соответствие сумм по строкам сводного уведомления итоговым суммам. В случае выявления ошибок сводное уведомление не загружается в базу данных и возвращается Росфиннадзору в течение двух рабочих дней с протоколом контроля по сводному уведомлению. Протокол с сопроводительным письмом направляется за подписью директора (заместителя директора) департамента. В течение пяти рабочих дней с даты получения сводного уведомления от Росфиннадзора или представлений Счетной палаты РФ курирующий департамент без согласования с главным распорядителем: - формирует в электронном виде справку об изменении лимитов бюджетных обязательств (далее - справка); - согласно имеющимся представлениям Счетной палаты РФ формирует сводное уведомление на суммы средств, израсходованных получателями средств федерального бюджета не по целевому назначению; - при поступлении сводного уведомления Росфиннадзора или представления Счетной палаты РФ, содержащего коды бюджетной классификации РФ, действовавшие до 1 января 2005 г., дополнительно вводит соответствующие новые коды бюджетной классификации РФ, при этом старые коды сохраняются. В случае реорганизации главного распорядителя и изменения кода ведомственной классификации расходов федерального бюджета осуществляется ввод в сводное уведомление нового (новых) кода главного распорядителя. Справка также вносится в базу данных Минфина России в задачу "Прием, контроль и утверждение справок-уведомлений о внесении изменений в сводную роспись федерального бюджета" в режиме "Нецелевое использование" с учетом действующей структуры бюджетной классификации РФ текущего финансового года.
Блокировка распределения лимитов бюджетных обязательств
Курирующий департамент направляет в Федеральное казначейство оригинал справки в одном экземпляре на бумажном носителе и в электронном виде с сопроводительным письмом для предварительной регистрации и блокировки распределения ЛБО (по уменьшаемым расходам). Согласно ст. 231 БК РФ блокировка расходов бюджета - сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект РФ, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней с даты получения справки: - проводит проверку на соответствие вносимых изменений на непревышение нераспределенных главным распорядителем остатков лимитов бюджетных обязательств; - осуществляет предварительную регистрацию и блокировку распределения ЛБО (по уменьшаемым расходам) на лицевом счете главного распорядителя.
Сокращение лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году
Справке, прошедшей контроль, присваивается регистрационный номер Федерального казначейства, затем с сопроводительным письмом она направляется в курирующий департамент. После получения от Федерального казначейства справки курирующий департамент в течение двух рабочих дней: - вводит регистрационный номер справки, присвоенный Федеральным казначейством, в базу данных Минфина России в задачу "Прием, контроль и утверждение справок-уведомлений о внесении изменений в сводную роспись федерального бюджета" в режиме "Нецелевое использование"; - проверяет соответствие вносимых изменений ЛБО с учетом внесенных изменений; - после проверки оформляет докладную записку по вопросу сокращения ЛБО на имя министра финансов РФ (далее - докладная записка); - передает оформленные в установленном порядке докладную записку и справку в Департамент бюджетной политики. Если в сводном уведомлении содержатся коды бюджетной классификации РФ, действовавшие до 1 января 2005 г. для соответствующего главного распорядителя, то докладная записка должна содержать предложения курирующего департамента об отнесении кодов бюджетной классификации РФ, по которым были установлены нарушения, к соответствующим кодам классификации, предусмотренным сводной бюджетной росписью федерального бюджета на текущий финансовый год. Департамент бюджетной политики при получении докладной записки и справки в течение двух рабочих дней после их получения проверяет соответствие вносимых в справку изменений ЛБО с учетом внесенных изменений. Прошедшие контроль справку и докладную записку передают заместителю министра финансов РФ, курирующему Департамент бюджетной политики. После получения разрешительной надписи министра финансов России на докладной записке на сокращение ЛБО главному распорядителю Департамент бюджетной политики в течение двух рабочих дней утверждает справку и передает докладную записку и справку в курирующий департамент. В течение суток курирующий департамент копирует докладную записку в двух экземплярах и справку в трех экземплярах и направляет: - подлинник и копию докладной записки, а также подлинник и копию справки в Департамент бюджетной политики; - один экземпляр копии справки главному распорядителю; - один экземпляр копии докладной записки и справки остается в курирующем департаменте. На основании этих документов курирующий департамент в течение трех рабочих дней оформляет извещение об изменении ЛБО (далее - извещение) в трех экземплярах и направляет: - первый экземпляр извещения вместе с копией справки - главному распорядителю для сокращения лимитов бюджетных обязательств в течение 10 рабочих дней с даты получения названных документов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; - второй экземпляр - Росфиннадзору и (или) Счетной палате РФ для учета; - третий экземпляр остается в курирующем департаменте для контроля. Извещение для Росфиннадзора в электронном виде выгружается на магнитный носитель службы со сводным уведомлением. В свою очередь Департамент бюджетной политики в течение двух рабочих дней после получения от курирующего департамента подлинника и копии докладной записки, а также подлинника и копии справки направляет в Федеральное казначейство пакет документов с копиями докладной записки с разрешительной надписью министра финансов России и справки с сопроводительным письмом за подписью директора департамента или его заместителя. Изменение ЛБО главному распорядителю по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета осуществляется до 1 декабря текущего года на основании разрешений министра финансов РФ.
Внесение изменений по сокращению ЛБО текущего года в следующем финансовом году
В случаях когда ЛБО текущего года по главному распорядителю полностью распределены и их сокращение по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Росфиннадзором, его территориальными органами и Счетной палатой РФ, в текущем году не представляется возможным, Федеральное казначейство письменно сообщает об этом курирующему департаменту с приложением протокола контроля на соответствие вносимых изменений в уточненные ЛБО на непревышение нераспределенных остатков ЛБО, включая зарегистрированные справки. Курирующий департамент, получив от Федерального казначейства указанные документы, предлагает главному распорядителю в рамках возложенных на него полномочий, определенных ст. ст. 158 и 160 БК РФ, отозвать распределенные ЛБО в сумме средств, которые использованы не по целевому назначению, в порядке, предусмотренном Приказом Минфина России от 10.06.2003 N 50н "Об утверждении Порядка организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета" (далее - Приказ N 50н). То есть главный распорядитель оформляет отдельное расходное расписание с указанием измененных ЛБО, а также объемов финансирования расходов по нижестоящим распорядителям и получателям ЛБО. Если отзыв ЛБО осуществить невозможно в связи с отсутствием их свободного остатка на лицевых счетах распорядителей и получателей, подведомственных главному распорядителю, то курирующий департамент оформляет докладную записку на имя министра финансов РФ с предложением перенести сокращение ЛБО главному распорядителю на следующий год в структуре бюджетной классификации РФ, действующей в следующем финансовом году. После получения на указанной докладной записке разрешительной надписи министра финансов РФ курирующий департамент в течение трех рабочих дней в письменном виде информирует о принятом решении главного распорядителя, Росфиннадзор и (или) Счетную палату РФ и Федеральное казначейство. Контроль над исполнением решения, принятого министром финансов РФ, осуществляет курирующий департамент. Распределяя ЛБО на новый финансовый год между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, главным распорядителям нужно учитывать решения министра финансов РФ, принятые в предшествующем финансовом году, о сокращении по главному распорядителю лимитов бюджетных обязательств следующего года в структуре бюджетной классификации РФ, действующей в новом финансовом году. Курирующий департамент в течение января - февраля текущего года готовит справку и докладную записку для сокращения ЛБО главному распорядителю по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета согласно решениям министра финансов РФ, принятым в предшествующем финансовом году. Доведение измененных лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям осуществляет Федеральное казначейство в соответствии с Приказом N 50н. Восстановление главным распорядителям ЛБО производит курирующий департамент в пределах сокращенных в текущем году лимитов бюджетных обязательств только по разрешительной надписи министра финансов РФ или по решениям судебных органов.
Счета учета лимитов бюджетных обязательств в бюджетном учете
В Разд. 5 "Санкционирование расходов бюджетов" Инструкции N 25н <3> указаны счета для ведения учета сумм ЛБО, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований. ————————————————————————————————<3> Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2005 N 70н".
Рассмотрим, на каких счетах отражаются в бюджетном учете суммы утвержденных ЛБО и внесенные в них изменения.
У главных распорядителей
Для учета утвержденных сумм ЛБО и вносимых в течение текущего года изменений на основании уведомлений о ЛБО используется счет 0 501 01 ххх "Утвержденные лимиты бюджетных обязательств". Суммы распределенных ЛБО, внесенные изменения (суммы увеличения со знаком "плюс", суммы уменьшения со знаком "минус") по распорядителям, получателям бюджетных средств отражаются проводкой: Дебет счета 0 501 01 ххх "Утвержденные лимиты бюджетных обязательств" Кредит счета 0 501 04 ххх "Переданные лимиты бюджетных обязательств". Суммы утвержденных ЛБО, внесенные изменения (суммы увеличения со знаком "плюс", суммы уменьшения со знаком "минус") отражаются проводкой: Дебет счета 0 503 01 ххх "Бюджетные ассигнования" Кредит счета 0 501 01 ххх "Утвержденные лимиты бюджетных обязательств".
У распорядителей
Для учета сумм ЛБО, доведенных главными распорядителями бюджетных средств, на основании уведомлений о ЛБО используется счет 0 501 02 ххх "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств" Суммы ЛБО, внесенные изменения (суммы увеличения со знаком "плюс", суммы уменьшения со знаком "минус"), переданные получателю бюджетных средств, отражаются проводкой: Дебет счета 0 501 02 ххх "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств" Кредит счета 0 501 04 ххх "Переданные лимиты бюджетных обязательств". Суммы ЛБО, полученные от главного распорядителя бюджетных средств, внесенные изменения (суммы увеличения со знаком "плюс", суммы уменьшения со знаком "минус") отражаются проводкой: Дебет счета 0 501 05 ххх "Полученные лимиты бюджетных обязательств" Кредит счета 0 501 02 ххх "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств".
У получателей
Для учета получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями и распорядителями как получателями), доведенных до них главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, сумм ЛБО, а также внесенных изменений (суммы увеличения со знаком "плюс", суммы уменьшения со знаком "минус"), на основании уведомлений о ЛБО используется счет 0 501 03 ххх "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств". На суммы принятых обязательств: Дебет счета 0 501 03 ххх "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" Кредит счета 0 502 01 ххх "Принятые бюджетные обязательства текущего года". На суммы полученных ЛБО: Дебет счета 0 501 05 ххх "Полученные лимиты бюджетных обязательств" Кредит счета 0 501 03 ххх "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств".
И.Зернова Зам. главного редактора журнала "Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 24.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |