|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
О взаимодействии Минфина России и ФНС России в налоговой сфере ("Российский налоговый курьер", 2006, N 12)
"Российский налоговый курьер", 2006, N 12
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МИНФИНА РОССИИ И ФНС РОССИИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
В ряде случаев ФНС России и Минфин России по одному и тому же вопросу применения законодательства о налогах и сборах имели различные позиции. Поэтому для выработки согласованной позиции двух ведомств в области применения налогового законодательства была создана межведомственная комиссия. Наш журнал - первое издание, которому была предоставлена информация о ее работе. Мы планируем регулярно рассказывать о тех проблемах применения налогового законодательства, по которым двум ведомствам удалось выработать единую позицию.
В связи с проведением административной реформы Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" функции по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения, а также по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах были переданы Минфину России. Налоговым кодексом предусмотрено (ст. 32), что налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменном виде) налогоплательщиков: - о действующих налогах и сборах; - законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах; - порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- полномочиях налоговых органов и их должностных лиц и т.д. Исходя из того что и для налоговых органов, и для налогоплательщиков крайне важно единство методологии применения положений законодательства о налогах и сборах, для ФНС России актуальным является вопрос о механизме взаимоотношений с Минфином России.
Создание межведомственной комиссии, ее состав и основные задачи
Для обеспечения согласованных действий ФНС России и Минфина России по вопросам, входящим в их компетенцию, Приказом Минфина России от 09.08.2005 N 102н была создана Межведомственная комиссия по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере. Ее основными задачами являются: - выработка единой позиции по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность налоговых органов; - подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность налоговых органов; - подготовка решений по иным вопросам в налоговой сфере, возникающим при взаимодействии Минфина России и ФНС России. Межведомственная комиссия рассматривает проблемные вопросы налогообложения, а также те, по которым ранее не удалось сформировать единую позицию Минфина России и Федеральной налоговой службы. Она осуществляет разработку согласованных решений по обсуждаемым вопросам и формирование единых подходов по вновь возникающим проблемам в сфере налогообложения, связанных как с практикой применения действующих норм законодательства о налогах и сборах, так и с изменениями законодательства Российской Федерации. В состав межведомственной комиссии на паритетных началах входят 11 представителей Минфина России и ФНС России. Председателем комиссии является статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталов. Заместители председателя - М.А. Моторин - директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России и М.П. Мокрецов - заместитель руководителя ФНС России. Работа межведомственной комиссии осуществляется в форме согласительного совещания представителей двух ведомств. Деятельность межведомственной комиссии ведется на основании плана работы, составляемого ответственным секретарем комиссии с учетом предложений ФНС России и Минфина России.
Как работает комиссия и какие вопросы она рассматривает
Со времени создания межведомственной комиссии, то есть с 9 августа 2005 г., состоялось шесть заседаний: три - в 2005 г. и три - в этом году. На них было рассмотрено более 40 вопросов. Наиболее проблемными с точки зрения методологического обеспечения являются вопросы, связанные с исчислением налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, имущественных налогов и др. По результатам обсуждения каждого вопроса межведомственная комиссия принимает определенные решения либо дает конкретные поручения Минфину России или ФНС России о подготовке соответствующих разъяснений, указаний или предложений. Так, по результатам рассмотрения вопроса об исчислении и уплате водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и безлицензионном водопользовании Минфин России подготовил разъяснения от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64. Эти разъяснения Письмом ФНС России от 23.01.2006 N ГВ-6-21/46@ были направлены для использования в работе по системе налоговых органов. Если на заседании межведомственной комиссии решение принять не удается ввиду сложности вопроса, то специалистам Минфина России и ФНС России поручается дополнительно рассмотреть этот вопрос в рабочем порядке и доложить о согласованном решении на следующем заседании. В ряде случаев из представителей двух ведомств создается рабочая группа, которой поручается проработать какой-либо вопрос и о результатах сообщить комиссии. В частности, в рамках комиссии была сформирована рабочая группа по совершенствованию гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса. На ее заседаниях было принято решение о необходимости подготовки поправок в гл. 26 Кодекса. Такие поправки ФНС России подготовила, и 26 апреля 2006 г. они были рассмотрены рабочей группой.
Практические результаты работы комиссии
После обсуждения на межведомственной комиссии вопросов, связанных с применением ЕСН, Минфину России было поручено подготовить поправки в гл. 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса с учетом предложений, ранее внесенных ФНС России. При этом было рекомендовано учесть отрицательную судебно-арбитражную практику по вопросам определения размера суточных, а также начисления пеней на несвоевременно уплаченные авансовые платежи по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Следует отметить, что поправки, предложенные ФНС России, в основном включены в проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации". Кроме того, на комиссии были рассмотрены различные позиции ФНС России и Минфина России в части применения гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса и предложения ФНС России по ее совершенствованию. По результатам обсуждения Минфину России было поручено проработать предложения ФНС России на рабочей группе, а также совместно с ФНС России определить наиболее существенные изменения в гл. 25 Кодекса для включения в проект федерального закона. Предложения ФНС России, которые относятся к гл. 25, Минфином России рассмотрены. Три поправки, предложенные ФНС России, включены в проект федерального закона. Что касается вопроса о порядке обложения налогом на доходы физических лиц суточных, выплачиваемых работникам за время нахождения в служебных командировках, то было принято решение о внесении соответствующих изменений в гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" и 24 "Единый социальный налог" НК РФ и другие законодательные акты. Согласно решению межведомственной комиссии ФНС России подготовила и направила в Минфин России свои предложения по внесению поправок в гл. 30 "Налог на имущество организаций" и 31 "Земельный налог", изменений и дополнений в части акцизов на нефтепродукты в гл. 22 "Акцизы" НК РФ, а также изменений в законодательные акты о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На межведомственной комиссии были сняты разногласия, связанные с применением Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Проект методических рекомендаций по применению данного документа направлен в Минфин России для утверждения с учетом согласованной позиции двух ведомств. Необходимо отметить, что в ряде случаев межведомственная комиссия поддержала правильность выводов ФНС России. Так, по результатам рассмотрения вопроса о порядке обложения Государственной фельдъегерской службы налогом на прибыль организаций Минфин России согласился с позицией ФНС России. Главное финансовое ведомство отозвало свое Письмо от 21.03.2005 N 03-03-01-02/83 по данному вопросу, ранее направленное в налоговую службу. Согласованная позиция обоих ведомств приведена в Письме Минфина России от 07.11.2005 N 03-03-02/124. Суть ее такова. Бюджетным законодательством определено, что доходы фельдъегерской службы от перевозки корреспонденции на договорной основе зачисляются в доход федерального бюджета. При этом гл. 25 Налогового кодекса не предусмотрено исключение средств, полученных федеральными органами исполнительной власти (в том числе Государственной фельдъегерской службой) от оказания ими платных услуг на договорной основе, из состава доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Поскольку правоотношения, связанные с возникновением обязанности по уплате налога на прибыль регулируются гл. 25 Кодекса, порядок зачисления в федеральный бюджет доходов, полученных от оказания платных услуг ГФС России, не является основанием для освобождения этого ведомства от обязанности налогоплательщика, а также для освобождения указанных доходов от обложения налогом на прибыль организаций. Кроме того министерство согласилось с позицией налоговой службы относительно исключения стоимости земельного участка, который приобретен организацией в собственность и используется для коммерческой деятельности, из состава расходов, единовременно уменьшающих налогооблагаемую прибыль. В Письме от 23.12.2005 N 03-03-02/147 Минфин России признал, что земельные участки для целей применения Налогового кодекса относятся к имуществу. А значит, при их продаже налогоплательщик вправе уменьшить полученный от этого доход на величину стоимости приобретения земельных участков, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с реализацией. Во исполнение решения межведомственной комиссии от 27 января 2006 г. ФНС России доводит до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков нормативные правовые акты и разъяснения Минфина России по применению законодательства о налогах и сборах в электронном виде. Соответствующую информацию вы найдете на сайте ФНС России www.nalog.ru.
Н.И.Наумова Государственный советник налоговой службы РФ I ранга Сводно-аналитическое управление ФНС России Подписано в печать 23.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |