Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Гипертрофированная недобросовестность ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 11)



"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 11

ГИПЕРТРОФИРОВАННАЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ

Приходится признать, что все мы с вами вынуждены жить в период повальной недобросовестности налогоплательщика. Мало того что это понятие позаимствовано из норм гражданского права, тогда как в налоговом праве оно отсутствует, так еще наши налоговые органы применяют это понятие ко всем подряд организациям без разбора.

Налоговая и судебная практика выработала несколько критериев, при наличии которых организация может быть признана недобросовестной. К таким критериям, в частности, относятся:

- недолгая "жизнь" организации;

- отсутствие основных средств и складских помещений;

- малочисленный штат;

- ненахождение по юридическому адресу;

- наличие счетов в одном банке с поставщиками;

- экономическая неэффективность деятельности (убыток).

Вот, собственно, последний - неэффективная деятельность - и послужил причиной того, что организации-экспортеру было отказано в предоставлении налогового вычета.

Расчет налоговых "гениев" от экономики был примитивно прост: организация покупает товар за 100 руб. и плюс к этому НДС - 18 руб. Затем этот товар реализуется за рубеж в режиме экспорта по цене 110 руб. и НДС - 0 руб. Вопрос: каков результат по этой сделке - прибыль или убыток?

Любой студент второго курса экономического факультета, сложив два и два, скажет, что в результате организация получила прибыль в сумме 10 руб. Однако, по логике налоговых органов, итоговым результатом по сделке будет являться убыток в сумме 8 руб.

Раз получен убыток по сделке, значит, организация не придерживается основной цели, к которой должна стремиться любая коммерческая компания, а именно получение прибыли. Раз нет этой деловой цели, следовательно, налогоплательщик недобросовестный, и незачем ему предоставлять вычет по НДС, а тем более возвращать налог.

Печально, что суды первой, второй и третьей инстанций поддержали доводы налогового органа. Суды сослались на недобросовестность налогоплательщика, поскольку сочли, что единственной выгодой от сделки является получение из бюджета налога на добавленную стоимость в виде налоговых вычетов.

Не согласился ВАС РФ с мнением своих коллег, не поленились судьи заглянуть в Налоговый кодекс РФ, в котором существуют ст. ст. 248 (п. 1), 254 (п. 2), 270 (п. 19).

Все эти статьи говорят об одном: при определении доходов, налоговой базы или стоимости товарно-материальных ценностей уплаченный поставщикам НДС не является расходом, а полученный НДС не является доходом. И это верно, так как НДС является косвенным, возмещаемым налогом и де-факто не принадлежит организации. Организация лишь его получает от покупателей и платит поставщикам, а разницу отдает государству.

Есть случаи, когда "входной" НДС включается в себестоимость товаров (работ, услуг) или в первоначальную стоимость товарно-материальных ценностей.

Эти правила четко прописаны в ст. 170 НК РФ и связаны с тем, что организация по тем или иным причинам не будет являться плательщиком НДС. В этом случае уплаченный НДС действительно включается в стоимость товара и уменьшает маржинальный доход. Но это исключение из общего правила, которое не было подтверждено в ходе судебного исследования представленных доказательств.

ВАС РФ поддержал позицию налогоплательщика, указав, что факт реализации товара на экспорт по цене ниже цены приобретения товара у российского поставщика, включающей налог на добавленную стоимость, сам по себе, вне связи с другими обстоятельствами конкретного дела, не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика и рассматриваться в качестве объективного признака недобросовестности.

Кроме того, этот факт не означает отсутствия экономической выгоды и хозяйственного результата от заключенных налогоплательщиком сделок, поскольку при расчете прибыли в стоимость приобретенного у российского поставщика товара не подлежит включению налог на добавленную стоимость, уплаченный обществом поставщику.

Обо всем вышеизложенном можно узнать, прочитав Постановление ВАС РФ от 28 февраля 2006 г. N 12669/05.

Наконец-то ВАС РФ конкретизировал понятие "недобросовестность". Это наличие (отсутствие) деловой цели.

А.О.Гладченко

Аудитор

группы компаний

Consulco International Limited

Подписано в печать

23.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Декларация не по форме ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 11) >
Разговоры по личным сотовым телефонам: НДФЛ и ЕСН ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.