|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Применение бланков строгой отчетности для такси ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 11)
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 11
ПРИМЕНЕНИЕ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ТАКСИ
Общество обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления инспекции ФНС России по Калининградской области о привлечении заявителя к административной ответственности в виде взыскания 30 000 руб. штрафа на основании ст. 14.5 КоАП РФ за применение организацией контрольно-кассовой техники, не зарегистрированной в налоговом органе, и невыдачу документов строгой отчетности. Решением суда первой инстанции заявленные обществом требования были удовлетворены. Налоговая инспекция подала кассационную жалобу, и данный спор был передан на рассмотрение в ФАС Северо-Западного округа. Как следует из материалов дела, при перевозке пассажиров водитель такси выдал пассажирам чек, пробитый на не зарегистрированной в налоговом органе контрольно-кассовой машине, что и стало причиной привлечения к ответственности ООО "Городское такси". Суд первой инстанции требования налогоплательщика о неправомерности привлечения к ответственности удовлетворил, мотивируя это тем, что налогоплательщик предпринял все возможные меры для соблюдения требований Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ). Действительно, в соответствии со ст. 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику. Однако согласно п. 2 ст. 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению могут проводить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, выдавая бланки строгой отчетности. Таким образом, суду при рассмотрении данного спора необходимо было прежде всего уяснить, является ли оказание услуг населению по проезду в такси оказанием услуг населению в смысле, придаваемом этому понятию Законом о ККТ.
Как финансовые, так и налоговые органы по данному вопросу всегда занимали достаточно твердую и негативную для налогоплательщика позицию. Так, МНС России в Письме от 8 октября 2004 г. N 33-0-13/651 "О контрольно-кассовых машинах, применяемых в такси" указало, что п. 1 ст. 2 Закона о ККТ не предусмотрено освобождение от обязательного применения контрольно-кассовой техники организаций и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются перевозкой пассажиров на автомобильном транспорте (в такси). Минфин России же указал, что, поскольку для данного вида деятельности не утверждены бланки строгой отчетности, применять ККТ необходимо (Письмо от 27 декабря 2005 г. N 03-01-20/6-247). Есть по этому поводу судебная практика и не в пользу налогоплательщика (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 10 февраля 2004 г. по делу N А79-8448/2003-СК1-8023, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 ноября 2003 г. по делу N А58-6667/02-Ф02-2414/03-С1). Позиция Минфина России нам не совсем понятна, поскольку логично, что до момента издания Правительством РФ соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России, не может являться основанием для возложения на налогоплательщиков ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин (Постановление Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16). Более того, на наш взгляд, высказанная в кассационной инстанции позиция суда, согласно которой по смыслу положений Закона о ККТ допустимость применения бланков строгой отчетности при оказании услуг не поставлена в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет, более обоснованна, чем выводы, изложенные контролирующими органами. Кроме того, во время рассмотрения дела в кассационной инстанции по данному вопросу было высказано следующее мнение высших судебных органов. ВАС РФ в Постановлении от 11 октября 2005 г. N 8206/05 указал, что в маршрутных такси вместо кассового чека можно выдавать бланк строгой отчетности - билет. Как объяснили арбитры, перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, а значит, использовать бланки при расчетах с пассажирами правомерно. В рассматриваемом в Высшем Арбитражном Суде РФ деле речь шла именно о маршрутных такси. Однако нас в данной ситуации интересует вывод ВАС РФ о том, что применение бланков строгой отчетности (контрольных билетов) при оказании услуг по перевозке пассажиров исходя из положений Закона о ККТ не поставлено в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет. Обратите внимание, что позиция ВАС РФ, безусловно, повлияла на мнение ФАС Северо-Западного округа, поскольку немногим ранее, а именно в июле 2005 г., этот суд высказывал кардинально противоположную позицию, согласно которой выдавать билеты (без чеков ККТ) вправе только водители общественного городского транспорта. К нему может относиться только тот транспорт, который перевозит пассажиров по утвержденному местными властями маршруту со специально оборудованными остановками. При этом стоимость проезда не должна превышать цену на билет на городском общественном транспорте (например, автобусе или трамвае). Понятно, что под такие условия такси подпадать не может (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 июля 2005 г. N А66-3112/2005). Что касается выдачи пассажирам чеков, "пробитых" на не зарегистрированной в налоговом органе контрольно-кассовой машине, в качестве бланка строгой отчетности, то суд первой инстанции при рассмотрении дела указал, что в настоящее время форма бланков строгой отчетности для такси не разработана. Данный вывод подтверждается и позицией финансовых органов. Так, Минфин России в Письме от 15 апреля 2005 г. N 07-05-09/6 указал, что специальная форма бланка строгой отчетности, выдаваемого при проведении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, по оказанию услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными) для утверждения Минфином России не представлялась. Кроме того, как финансовое, так и налоговое ведомство подчеркнули тот факт, что бланки строгой отчетности, которые применяются на общегородском транспорте, неправомерно применять для такси (Письма ФНС России от 28 марта 2006 г. N ММ-6-06/333@, Минфина России от 16 февраля 2006 г. N 03-01-15/1-39). Иными словами, получается так, что для такси формально не может применяться ни контрольно-кассовая машина, ни бланки строгой отчетности, которые используются на общегородском транспорте. В подобной ситуации не совсем понятно, как поступать организациям, которые оказывает населению услуги по перевозке в такси. На наш взгляд, ФАС Северо-Западного округа пришел к единственному в данной ситуации возможному и правильному решению. Суд первой инстанции при рассмотрении дела указал, что выданный обществом чек является надлежащим документом строгой отчетности и обеспечивает необходимый учет, поскольку в нем содержатся требуемые реквизиты (номера контрольно-кассовой машины, водителя и документа, дата и время пробития чека, пробег автомобиля, общая сумма платы за проезд). Суд кассационной инстанции посчитал решение суда законным и обоснованным и признал привлечение к ответственности в виде взыскания штрафа неправомерным. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 февраля 2006 г. по делу N А21-8864/2005-С1.)
Е.И.Голубева Юрист компании "ФБК" Подписано в печать 23.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |