|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
На пути к отмене лицензирования факторинга ("Управление в кредитной организации", 2006, N 3)
"Управление в кредитной организации", 2006, N 3
НА ПУТИ К ОТМЕНЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ФАКТОРИНГА
14 апреля депутаты Государственной Думы на очередном пленарном заседании рассмотрели в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и приняли его подавляющим числом голосов. Таким образом, была одобрена концепция правительственного законопроекта, которым предлагается исключить факторинг из числа видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Мотивы, которыми руководствовалось Правительство РФ
Что побудило российский Белый Дом пойти на такой шаг? Весьма обстоятельный ответ на этот вопрос дал в своем выступлении на пленарном заседании Госдумы официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития и торговли РФ А.В. Шаронов. По его словам, правительственным законопроектом предлагается устранить правовую коллизию, которая возникла после принятия нового Закона о лицензировании между ним и ст. 825 Гражданского кодекса. Так, согласно этой статье договоры финансирования под уступку денежного требования, то есть договоры факторинга, могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, которые имеют разрешение, то есть лицензию на осуществление данного вида деятельности. Закон же о лицензировании, который был принят в прошлом году, исключил этот вид деятельности из числа лицензируемых. Правительство предложило устранить это противоречие путем внесения изменения в ст. 825 ГК РФ, которое предусматривает исключение факторинга, то есть финансирования под уступку денежного требования, из числа видов деятельности, подлежащих лицензированию. Мотивы, которыми руководствовалось Правительство РФ, не вызывают сомнений. Во-первых, для всех уже очевидно, что существующая правовая коллизия тормозит развитие факторинга в Российской Федерации. Факторинг же, как показывает мировой опыт, - это перспективный, динамично развивающийся вид бизнеса. На сегодняшний день объем рынка факторинга в России, по данным А.В. Шаронова, составляет около 3 млрд долл. По оценкам аналитиков Министерства экономического развития и торговли РФ, это сопоставимо с рынком лизинга, с рынком первичного размещения корпоративных облигаций. То есть факторинг - серьезный источник денежных средств, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства. Во-вторых, если предложенный законопроект будет принят, то факторинговой деятельностью будут заниматься не только банки, но и другие специализированные организации, которые смогут предлагать не только денежные средства, но и иные услуги, такие, как управление дебиторской задолженностью, страхование рисков, информационное обслуживание, ведение бухгалтерского учета и т.д. В-третьих, принятие законопроекта позволит решить проблемы, которые возникают у судов. В настоящее время, к сожалению, арбитражные суды выносят противоположные решения. Это связано с тем, что одни из них требуют наличия банковской лицензии, другие - не требуют. Такой разнобой тоже, по выражению статс-секретаря, "парализует работу".
Стремясь убедить депутатов в целесообразности изменения ст. 825 ГК РФ, А.В. Шаронов привел следующую информацию. В странах, где либерализована деятельность по факторингу, его доля в ВВП весьма высока. Например, в Великобритании и Португалии по 10% от ВВП составляют именно средства, предоставляемые компаниям в рамках режима факторинга, в Эстонии - 20%. А в России эта доля всего лишь 0,5%. Правительство надеется на то, что после принятия законопроекта она быстро достигнет 3%.
С "правилами игры" пока много неясностей
В дополнение к тому, о чем говорил заместитель министра экономического развития и торговли, мы хотим обратить внимание читателей на некоторые аспекты ситуации на рынке факторинга, обусловленные особенностями действующего законодательства. Как отмечают в одном из своих недавних исследований аналитики рейтингового агентства "Эксперт РА", в нашем законодательстве пока нет термина "факторинг". Для его обозначения в Гражданском кодексе Российской Федерации (гл. 43) используется конструкция "финансирование под уступку денежного требования". Финансовый характер этой услуги, сопряженный с высокой степенью риска, обусловил на определенном этапе развития факторинга приход банковского капитала. Банки обладают достаточной степенью капитализации и налаженной системой контроля за движением капитала. На начальном этапе развития финансовых отношений в нашей стране, и факторинга в частности, этого было вполне достаточно, для того чтобы заниматься данной деятельностью. Однако по мере становления различных финансовых инструментов стало очевидно, что факторинг отличается от традиционных банковских услуг. Тем не менее в силу существующих в законодательстве противоречий некоторые компании, специализирующиеся на факторинге, предпочитали получать банковскую лицензию. Но пока в соответствии со ст. 825 гл. 43 ГК РФ деятельность по финансированию под уступку денежного требования подлежит лицензированию. Против отмены лицензирования факторинга выступает банковское сообщество, по сути лишающееся монополии. Глава Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян даже направил в Правительство РФ письмо, в котором выступил с протестом против вывода факторинга из режима лицензирования. АРБ опасается, что в результате вывода факторинга из-под надзора ЦБ РФ возрастет число недружественных поглощений путем скупки долгов. Однако возникновение таких ситуаций, полагают аналитики "Эксперт РА", можно предотвратить внесением соответствующих изменений в Гражданский кодекс, а именно, установлением запрета на переуступку факторинговым компаниям просроченной задолженности. По мнению большинства участников рынка, для развития факторинговой индустрии сейчас гораздо более важным является общее усовершенствование законодательства страны, которое пока никак не стимулирует развитие факторинга, зачастую делает его сравнительно более рисковым видом деятельности, чем это могло бы быть. Благотворно на развитии отрасли могли бы сказаться как изменения в законодательстве, прямо не имеющие отношения к договорам уступки прав денежного требования, так и те, которые непосредственно регулируют налогообложение участников, валютное поведение и т.д. Нерешенными остаются проблемы в налогообложении факторинговой комиссии факторов в части уплаты НДС, налогообложении резидентов в части зачета НДС при проведении международного факторинга, в валютном регулировании международного факторинга и других вопросах. Отмена лицензирования сейчас не относится к числу стимулирующих развитие факторинговой отрасли факторов. По мнению М.И. Трейвиша, председателя правления банка "Национальная факторинговая компания", это могло бы оказать влияние на рынок, но если бы это решение было принято лет 5 назад. Впоследствии для специализированных компаний может быть создан некий регулирующий орган, занимающийся, в частности, выдачей лицензий, как это сделано на Украине. Однако в мировой практике существуют примеры развитых факторинговых индустрий и без какого бы то ни было законодательства по факторингу. Роль регулирующего органа в этом случае берет на себя общественная организация. В Великобритании, например, это Factors Discounting Association (FDA), которая выработала определенный кодекс поведения участников факторинговой индустрии, и роль FDA настолько высока, что порицание ею действий того или иного фактора оказывает влияние на его поведение. "Среди отдельных факторинговых компаний в нашей стране есть понимание того, что для нормального развития отрасли необходим некий "кодекс чести", которому бы все следовали, - говорит М.И. Трейвиш. - Например, существует риск неоднократной переуступки одного и того же денежного требования. В западной практике является абсолютной нормой информировать об этом друг друга, если это становится известно одному из факторов. Нечто подобное может быть создано и у нас". А.В. Бородулин, генеральный директор ЗАО "ТрансКредитФакторинг" - дочерней компании ОАО "ТрансКредитБанк", считает, что факторинговому сообществу необходима ассоциация факторинговых компаний по типу ассоциации российских банков для отстаивания общих интересов в законодательных, исполнительных органах власти, налоговых и других государственных органах. Ассоциация также могла бы заняться выработкой общей технологии оказания факторинговых услуг, обучением специалистов, которых пока крайне мало на рынке. В рейтинговом агентстве "Эксперт РА" отмечают, что альтернативой создания саморегулирующейся организации может стать принятие закона "О факторинге", в котором бы были четко определены все основные понятия и правила, касающиеся использования этого финансового инструмента. Многие страны мира при разработке внутренних норм и правил регулирования факторинговой деятельности опирались на Конвенцию о международном факторинге, разработанную Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) и принятую в 1988 г. на международной конференции в Оттаве. Принятие указанной Конвенции было нацелено на выработку на основе опыта национального правового регулирования отдельных государств ряда унифицированных правовых норм, касающихся отношений сторон в рамках факторинга, а также на включение в нее отдельных положений, не разработанных национальными правовыми системами. В частности, применительно к уступке требования в рамках факторинга были решены вопросы о действительности уступки всех текущих и будущих требований, о действии договорных условий о недопустимости уступки и др. Конвенцию ратифицировали более 50 стран, включая Украину. России среди них пока нет.
Число участников рынка продолжает расти
На рынке факторинга увеличивается число участников, изменяется их структура. Причем растет как число банков, развивающих внутри себя факторинговые подразделения, так и число специализированных факторинговых компаний. Так, в частности, если на начало 2005 г. факторингом, по данным ЦБ РФ, занимались 84 банка, то на конец того же года их число превысило 100. Что касается компаний, специализирующихся на факторинге, то, по данным агентства "Эксперт РА", в 2004 г. их можно было пересчитать по пальцам (НФК "Уралсиб-НИКойл", "Еврокоммерц", "Средневолжская факторинговая компания", "Фактор-фирма Энергия"). В 2005 г. к ним добавились "ТрансКредитФакторинг" и "Региональная факторинговая компания" - дочерние компании ТрансКредитБанка и Всероссийского банка развития регионов, соответственно выделившие свои факторинговые подразделения в отдельный бизнес. Тем не менее не все банки стремятся выделять факторинговые подразделения в самостоятельные факторинговые компании. В первую очередь это относится к банкам, обслуживающим крупных клиентов. Среди наиболее активных банков на рынке факторинга следует отметить "Петрокоммерц" и Промсвязьбанк.
На рынке финансирования товарного кредита
Говоря о предпосылках возникновения товарного кредита, руководитель дирекции "Центральная" Национальной факторинговой компании "Уралсиб-НИКойл" А.М. Аршакуни отметил, что современная ситуация в продажах характеризуется постоянным ростом требований, предъявляемых к поставщику, а именно: требованиями широкой известности торговой марки, стабильности ассортимента, своевременности доставки, уникальности продукта. Все это, разумеется, в свою очередь требует от поставщика грамотного предварительного позиционирования продукта, тщательно выстроенной системы логистики, эффективного финансового планирования, обеспечивающего своевременность производства, и стабильности расчетов с грузоперевозчиками, а также прогнозирования спроса и наличия свободного оборотного капитала. Продукт должен быть интересен покупателю. Данный интерес подразумевает предоставление отсрочки платежей на достаточный срок, а также в отдельных случаях выплаты за выход в сеть, предоставление ритейлору скидок и бонусов (если дело касается сетевой торговли). Выполняя все требования, компания-поставщик оказывается в затруднительном положении в связи с резким увеличением дебиторской задолженности, возникновением кассовых разрывов и рисков - инфляционных, валютных, процентных. Вместе с тем работа на конкурентном рынке без предоставления товарного кредита сегодня попросту невозможна. Эффект от использования факторинга для клиента весьма ощутим. Ведь отличие факторинга от других форм финансирования состоит в том, что он не требует залогового обеспечения и оформления большого количества документов. Факторинговое обслуживание продолжается бессрочно, размер финансирования не ограничен, и само финансирование погашается из платежей дебиторов. Отличием факторинга от страхования является отсутствие периода ожидания, предоплаты страховой премии, а также наличие возможности выбора клиентом форм страхования по каждому дебитору. Для поставщиков факторинг является существенно важным, более того, необходимым инструментом, способствующим увеличению продаж, устранению кассовых разрывов, улучшению общего финансового положения компании. Касаясь мирового опыта, А.М. Аршакуни отметил, что факторинговые услуги уже успели занять прочную нишу на рынках большинства развитых государств. Бурный рост этого вида бизнеса в западных странах пришелся на минувшее десятилетие: если в конце 80-х годовой оборот мирового факторингового рынка не превышал 100 млрд долл., то в настоящее время он составляет более 800 млрд долл. Факторинг - услуга не раннеиндустриального, а постиндустриального общества.
Споров вокруг концепции законопроекта не было
Идея законопроекта, по сути, не вызвала у депутатов каких-либо серьезных возражений. А.В. Шаронов особенно подчеркнул, что в Минэкономразвития рассмотрели несколько стран и выявили следующую закономерность: чем более либерален режим осуществления факторинга, тем больше доля средств, которые предоставляются через механизм факторинга компаниям, в валовом внутреннем продукте. Примечательно, что к настоящему времени осталась только одна страна из стран ОЭСР, которая сохранила лицензирование факторинговой деятельности, - Австрия. В Австрии доля средств, предоставляемых по факторингу, составляет в ВВП порядка 1,5%. Все остальные страны, которые либерализовали факторинговый режим, разрешили не только банкам, но и любым компаниям заниматься данной услугой, увеличили долю факторинга в ВВП. Больше свободы - больше желающих заниматься этой деятельностью. По мнению аналитиков Министерства экономического развития и торговли РФ, отмена лицензирования факторинговой деятельности не грозит ни интересам государства, ни имущественным интересам компаний. Скорее всего, каких-либо серьезных осложнений в ходе дальнейшей работы над документом не возникнет, и можно ожидать, что к завершению сессии он будет принят окончательно.
И.Е.Смирнов Издательская группа "БДЦ-пресс" Подписано в печать 22.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |