Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Новый финансовый директор: как правильно принять дела (Начало) ("Финансовая газета", 2006, N 19)



"Финансовая газета", 2006, N 19

НОВЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР:

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИНЯТЬ ДЕЛА

Должность финансового директора является для бизнеса в нашей стране достаточно новой. Поэтому нередко возникают вопросы, связанные с правовым регулированием его деятельности.

Формально статус финансового директора (заместителя директора по финансам) определен Постановлением Минтруда России от 12.11.2003 N 75, утвердившим изменения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - Квалификационный справочник). Данным документом установлены общий перечень должностных обязанностей и квалификационные требования к сотруднику, претендующему на замещение данной должности. На финансового директора распространяются общие нормы трудового законодательства в отношении работников, и он формально не относится к категории руководителей организации, особенности труда которых установлены в гл. 43 Трудового кодекса Российской Федерации.

Фактически в каждой организации предъявляются свои конкретные требования к финансовому директору. Обусловлено это размером и структурой предприятия, отраслью его деятельности, стратегией развития и многими иными факторами.

Общий перечень обязанностей финансового директора, на наш взгляд, может включать:

организацию и ведение системы управленческого учета;

формирование на основании данных управленческого учета консолидированной отчетности для собственников и руководителя организации;

формирование налоговой и финансовой политики организации;

налоговое и финансовое планирование;

финансовый анализ, мониторинг показателей устойчивости, ликвидности, платежеспособности, рентабельности деятельности организации, регулирование соотношения собственного и заемного капитала;

разработку комплекса мер по улучшению финансовых показателей организации, контроль за их выполнением;

бюджетирование, т.е. контроль за состоянием, движением и целевым использованием финансовых средств и результатами финансово-хозяйственной деятельности, выполнением налоговых обязательств организации;

анализ и оценку инвестиционных проектов и целесообразности вложения средств;

взаимодействие с кредитными организациями по размещению свободных денежных средств и получению кредитов;

подготовку и эмиссию ценных бумаг компании;

руководство деятельностью финансовых подразделений организации.

Частой причиной неудач на новом месте является несоответствие представлений финансового директора о том, что он должен делать с тем, что от него ожидает руководство организации. Поэтому при оформлении трудовых отношений финансовый директор должен потребовать, чтобы его должностные обязанности были четко регламентированы в трудовом договоре и должностной инструкции.

К сожалению, на практике довольно часто должностная инструкция может оказаться чуть ли не дословной копией Квалификационного справочника, т.е. не содержать конкретных требований к сотруднику. Следовательно, обязательно нужно выяснить у руководства организации, каков круг обязанностей и мера ответственности финансового директора, а также каких результатов от его работы ждет руководство и как оно будет их оценивать. В интересах и финансового директора, и организации зафиксировать эти требования, ожидания и критерии оценки деятельности нового сотрудника в письменном виде. Так, финансовый директор может себя обезопасить от возникновения у руководства необоснованных претензий, связанных с нечеткой формулировкой круга обязанностей при приеме на работу. Да и руководство организации таким образом может быть уверено в том, что новый финансовый директор правильно понимает поставленные перед ним задачи, знает, что ему делать, за что он отвечает, чего должен добиться на этой должности.

Передача дел

Исходя из этих предпосылок и будет строиться взаимодействие с предшественником финансового директора при передаче дел. Во-первых, нужно понять, каков уровень управленческого учета в организации. Управленческий учет может быть полностью автоматизирован, а может быть автоматизирован частично, на отдельных участках. Во-вторых, следует проанализировать структура подчиненности подразделений в организации, объем финансирования финансовых служб и проектов улучшения управленческого учета. В организации может быть целая финансовая служба, подчиненная финансовому директору, а может быть один финансовый директор. Могут быть предусмотрены в бюджете средства на постановку управленческого учета, внедрение современных средств автоматизации, подготовку и переподготовку кадров и т.п.

В связи с тем что финансовый директор отвечает как за официальный учет, так и за неофициальный (управленческий) учет, значительная часть информации о структуре деятельности организации, ее финансовых потоках носит конфиденциальный характер и не может быть оформлена документально. Поэтому при приеме дел следует разделить передачу документов и передачу не оформленных документально сведений.

При приеме дел от предыдущего финансового директора следует документально принять следующие документы:

консолидированная отчетность холдинга;

описание учетной политики по управленческому и бухгалтерскому учету;

график документооборота;

должностные инструкции сотрудников финансовой службы и бухгалтерии;

план продаж и его фактическое исполнение;

бюджет расходов организации на текущий период и его фактическое исполнение;

остатки денежных средств по управленческому учету, данные о кредиторской и дебиторской задолженности и сроки платежей по ним, при наличии банковских кредитов - сроки погашения основного обязательства и процентов за пользование заемными средствами;

данные финансового анализа организации на момент передачи дел, текущие финансовые показатели и их целевые значения на краткосрочную и долгосрочную перспективу;

описание мероприятий по улучшению финансового состояния организации и стадия их выполнения;

результаты аттестации сотрудников финансовой службы и бухгалтерии.

Конечно, далеко не все перечисленные документы могут быть в наличии в связи с отсутствием каких-либо нормативно утвержденных четких стандартов деятельности финансового директора. Поэтому во избежание необоснованных претензий со стороны руководства, связанных с отсутствием документов, все передаваемые документы от предшественника следует перечислить в акте приемки-передачи. Нормативно утвержденной формы подобного акта по передаче дел финансовым директором в нормативных документах нет, так что новому финансовому директору следует разработать его самостоятельно исходя из перечня документов и информации, подлежащих передаче. Данный акт должен быть подписан руководителем организации, новым финансовым директором и в идеале - его предшественником. Также желательно составить указанный акт в двух экземплярах, чтобы один находился непосредственно у финансового директора.

Право подписи финансовых документов

Существенным является вопрос о полномочиях финансового директора в части подписи финансовых документов. В этой связи нужно изучить учредительные документы организации и локальные нормативные акты в этой части. Если право финансовой подписи не указано в уставе, то новый финансовый директор вправе подписывать финансово-хозяйственные документы только на основании доверенности, выданной руководителем организации и заверенной ее печатью. В противном случае подписанная сделка от имени финансового директора будет в силу ст. 183 ГК РФ считаться заключенной не от имени организации, а от имени и в интересах самого финансового директора как физического лица, если только указанная сделка не будет впоследствии официально одобрена организацией.

Пример. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.01.2005 N Ф04-8045/2004(6209-А03-12) о признании недействительным договора купли-продажи векселей суд кассационной инстанции сделал следующие выводы. Договор купли-продажи подписан финансовым директором ООО А., действующим на основании доверенности от 4 января 2003 г.

Разрешая спор, суд установил, что доверенность на совершение упомянутой сделки выдана финансовому директору общества А. не генеральным директором ООО, а неустановленным лицом. Данное обстоятельство, подтвержденное заключением эксперта от 02.04.2004 N 775, и послужило основанием для отказа в иске.

В Информационном письме от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации" Президиум ВАС РФ разъяснил, что в случае превышения полномочий органом юридического лица (ст. 53 ГК РФ) при заключении сделки п. 1 ст. 183 ГК РФ применяться не может.

В данном случае в зависимости от обстоятельств конкретного дела суду необходимо руководствоваться ст. ст. 168, 174 ГК РФ с учетом положений Постановления Пленума ВАС РФ от 14.05.1998 N 9 "О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок".

Арбитражным судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что спорная сделка совершена финансовым директором ООО А., не являющимся органом юридического лица. Следовательно, при заключении договора купли-продажи векселей превышение полномочий со стороны органа юридического лица ООО отсутствовало и у суда не было оснований для применения норм ст. 168 ГК РФ.

Таким образом, финансовый директор А. при заключении договора действовал как должностное лицо ООО при отсутствии у него на то соответствующих полномочий. При таких обстоятельствах, как верно отмечено судом, спорный договор следует считать заключенным от имени финансового директора А., а не от имени юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.

(Окончание см. "Финансовая газета", 2006, N 20)

А.Малышев

Ведущий аудитор

группы компаний "Юрконсул"

С.Рыбаков

Адвокат,

руководитель юридической практики

консалтинговой группы Тензор

Подписано в печать

10.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Организация контрольной работы в территориальном органе Федерального казначейства ("Финансовая газета", 2006, N 19) >
Земельные участки: включение в состав основных средств ("Финансовая газета", 2006, N 19)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.