Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Совершенствование административных процедур урегулирования споров ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 19)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 19

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРОЦЕДУР УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

В целях правильного и единообразного применения положений вступившего в силу 1 января 2006 г. Федерального закона N 137-ФЗ (далее - Закон N 137-ФЗ) арбитражными судами Президиум ВАС РФ издал Информационное письмо от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Письмо).

В п. 1 Письма говорится, что согласно ч. 1 ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Законом N 137-ФЗ предусматривается иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов ПФР без обращения в суд.

В связи с этим, отмечает Президиум ВАС РФ, при обращении налоговых органов, территориальных органов ПФР в арбитражные суды после 31 декабря 2005 г. с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом N 137-ФЗ взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Согласно п. 2 Письма при рассмотрении дел арбитражным судам также следует учитывать, что отсутствие утвержденных Минфином России по согласованию с ПФР формы требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и формы решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в период с 1 января 2006 г. до момента их утверждения не является основанием для обращения территориальных органов ПФР в суд с заявлениями о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые согласно Закону N 137-ФЗ могут взыскиваться по решению указанных органов.

Далее в п. 3 Письма отмечается, что на основании ст. 3 Закона N 137-ФЗ поданные в соответствии с гл. 26 АПК РФ и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу указанного Закона заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые согласно Закону могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа ПФР, подлежат рассмотрению в соответствии с АПК РФ. Следовательно, если такое заявление подано в арбитражный суд до 1 января 2006 г., то дело с учетом положений ст. 114 АПК РФ рассматривается в порядке, установленном гл. 26 АПК РФ.

В п. 4 Письма делается вывод о том, что по смыслу ст. ст. 101 и 103.1 НК РФ решение о взыскании налоговой санкции является частью решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указаны основания привлечения налогоплательщика к ответственности - обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, документы и иные сведения, которые подтверждают названные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, конкретные налоговые правонарушения со ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие данные правонарушения и применяемые меры ответственности, которые указываются в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 101 НК РФ), а не в решении о взыскании налоговой санкции.

Президиум ВАС РФ подчеркивает, что обжалование решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) означает обжалование в том числе решения о взыскании налоговой санкции и влечет обязательное приостановление исполнения последнего. В случае обжалования в арбитражный суд решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения суд может приостановить исполнение решения на основании ч. 3 ст. 199 АПК РФ с учетом положений гл. 8 АПК РФ.

Решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к налоговой ответственности может предусматривать не только налоговые санкции в виде штрафа, подлежащего уплате, но и взыскание недоимки по налогу и пеней, о чем налогоплательщику направляется требование (п. 4 ст. 101 НК РФ). В связи с этим при рассмотрении дел об оспаривании действий налоговых органов по взысканию во внесудебном порядке недоимки и пеней следует иметь в виду, что обязательное приостановление их взыскания в случае обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий орган НК РФ не предусмотрено.

В п. п. 5, 6 и 7 Письма ВАС РФ резюмирует, что при рассмотрении дел, связанных с взысканием недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов либо с обжалованием действий по их взысканию в соответствии с положениями ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2006 г.), полномочиями по взысканию указанных сумм наделены лишь территориальные органы ПФР, налоговые органы такими полномочиями не обладают.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном определенному НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 15 НК РФ, включая и положения, вступившие в силу с 1 января 2006 г., о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его заместителя) органа.

Вместе с тем недоимка и пени по страховым взносам взыскиваются страховщиком со страхователя согласно п. 6 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ с физического лица в судебном порядке, а с юридического лица - на основании решения страховщика о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней.

При рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", следует исходить из прямого указания в этой статье на то, что взыскание данных сумм производится органами ПФР в судебном порядке.

Учитывая, что споры по искам органов ПФР к страхователям по взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов составляют одну из самых многочисленных категорий арбитражных споров, важность рассматриваемых рекомендаций Президиума ВАС РФ трудно переоценить.

Н.Петухова

Консультант

Правового департамента ПФР

Подписано в печать

10.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
В каком случае акциз не включается в цену денатурированного спирта? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 19) >
<Подготовка к квалификационному экзамену> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 19)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.