![]() |
| ![]() |
|
Скрытая угроза финансовой стабильности ("Финансовый менеджмент в страховой компании", 2006, N 2)
"Финансовый менеджмент в страховой компании", 2006, N 2
СКРЫТАЯ УГРОЗА ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
Рост спроса на кредитование в России как в промышленной, так и в потребительской сфере вызвал повышенный спрос на услуги страхования кредитов. Страховым компаниям важно провести точную оценку кредитных и финансовых рисков для правильного финансового обоснования стоимости страховой услуги. Данный вид страховых услуг находит все больший спрос. Об этих проблемах рассуждает автор в статье и приходит к определенным выводам о перспективах страхования кредитных рисков.
Из классической политэкономии известно, что эффективным инструментом кредитно-денежной политики для стимулирования экономического роста является политика "дешевых денег" - ситуация, когда реальный сектор экономики и потребители получают кредитные ресурсы под сравнительно низкие проценты. С точки зрения промышленных предприятий такая ситуация ведет к увеличению объемов производства за счет дополнительных инвестиций. Со стороны потребителей же такая политика ведет к обеспечению их платежеспособного спроса. Однако, с другой стороны, такая ситуация скрывает в себе серьезную угрозу - угрозу дефолта по кредитным обязательствам, то есть кредитный риск. Рост объемов кредитования, как банковского, так и коммерческого, ведет к сложной, а иногда запутанной системе взаимоотношений контрагентов по сделке купли-продажи. Поэтому неплатежеспособность одного покупателя может привести к неплатежам по всей цепочке движения товара, что в итоге может перерасти в кризис отрасли. Одним из инструментов, позволяющих управлять такого рода рисками, является страхование кредитных рисков. Кредитный риск появляется там, где имеют место кредитные отношения. По мере развития экономики все большую роль приобретает функция денег как средства платежа. Другими словами, участники рынка вынуждены вступать в кредитные отношения, для того чтобы получить возможность рассрочки между получением какого-либо экономического блага и его оплатой. В общем случае, для целей настоящей статьи, кредиты можно разделить на следующие виды: - коммерческие (торговые) и экспортные кредиты; - потребительские кредиты;
- финансовые (банковские) кредиты. Сферой наиболее эффективного применения методов страхования кредитных рисков является страхование коммерческих (торговых) и экспортных кредитов. В соответствии с ГК РФ (ч. 2, ст. 823) коммерческий кредит - это кредит "в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг". Другими словами, коммерческий (или, как его еще называют, торговый) кредит - это поставка товаров, оказание услуг или производство работ на условиях отсрочки или рассрочки платежа. Если же отсрочка по оплате предусмотрена в экспортном контракте, то речь идет об экспортном кредите. Использование таких условий оплаты ведет к появлению у продавца кредитного риска, то есть риска неплатежа покупателя по поставленным товарам или оказанным услугам. Под термином "кредитный риск" понимается не только долгосрочная или краткосрочная (на несколько месяцев) рассрочка платежа, а любой платеж, по времени происходящий после отгрузки товаров, в том числе платеж "касса против документов" или "платеж наличными". Главной целью страхования коммерческих кредитов является восполнение в определенный срок большей части действующего капитала, совершенно потерянного продавцом или безнадежно связанного, если клиент, которому доставлены товары или предоставлены услуги в кредит, не в состоянии оплатить их из-за своей неплатежеспособности. Страхование коммерческих кредитов - это страховой продукт развитого, цивилизованного и стабильного рынка и один из инструментов конкурентной борьбы. При переполнении рынка товарами и услугами поле конкурентной борьбы перемещается с качества товаров на условия оплаты. При прочих равных условиях возможность предоставлять рассрочку платежа покупателю является существенным преимуществом для продавца. Страхование коммерческих кредитов имеет свои альтернативы: безотзывный аккредитив или прямая банковская гарантия платежа, а также факторинг (переуступка долговых обязательств) и аванс. Чем меньше развит и стабилен рынок, тем более распространены авансовые платежи. В то же время аккредитив - крайне неудобное условие платежа для покупателя, особенно для мелких и средних фирм, так как замораживает их активы и нарушает ликвидность. Факторинг же обеспечивает финансирование дебиторской задолженности, но не предоставляет защиту от риска неплатежа. Поэтому возможно комбинированное использование факторинга и страхования коммерческих кредитов (что служит альтернативой безрегрессному факторингу, который значительно дороже). При страховании коммерческих кредитов страховое покрытие предоставляется только для операций, связанных с поставками товаров и т.п., то есть не чисто финансовых операций. Страхователем же может выступать только кредитор. Важным принципом осуществления кредитного страхования является портфельный подход. Страхователь обязан заявить на страхование все свои продажи, кроме контрактов, где не предусмотрена рассрочка платежа. Основная цель этого принципа - не допустить эффекта антиселекции (отбора рисков со стороны страхователя). В противном случае продавец заявит на страхование только "плохие" риски, в которых он сам сомневается, и заранее обречет страховую компанию на убытки и несбалансированность страхового портфеля. Страховая компания должна отработать механизмы контроля полноты заявляемых на страхование контрактов. В любом случае при рассмотрении убытка факт неполного декларирования со стороны страхователя будет обнаружен, поэтому мало кто из клиентов стремится таким путем сэкономить средства на страхование. Соблюдение этого принципа - основной экономический механизм данной отрасли страхования. Он обеспечивает множественность рисков. Этот принцип исторически внедрялся в страховую практику с большим трудом, что объяснялось нежеланием страхователей доверять страховой компании весь свой торговый оборот. Однако отход от него, принятие отдельных, изолированных рисков стоил жизни многим страховым компаниям. При этом страховой компании необходимо обеспечить для себя возможность отказаться от страхования рисков отдельных покупателей или уменьшить суммы покрываемого страхованием кредитного лимита. Перед принятием решения о страховании страховщик проводит кредитную проверку компаний-покупателей и устанавливает кредитный лимит на каждого покупателя. Лимит представляет собой максимальную величину текущей дебиторской задолженности данного покупателя. Страховая компания должна оставлять за собой право уменьшать лимиты или отказываться от страхования. Часть возможных потерь при наступлении страхового случая остается на ответственности страхователя (собственное участие страхователя в риске), обычно это 10 - 20%. При этом страхователь не может страховать непокрытую часть ущерба в других страховых компаниях. Данное условие, во-первых, способствует тому, что страхователь при заключении сделок бывает более осмотрительным, поскольку при заключении договора на всю сумму предоставленного кредита у поставщика нет необходимости интересоваться платежеспособностью своего партнера и принимать меры к недопущению неплатежей, а во-вторых, оно побуждает страхователя сделать все от него зависящее для выполнения должником договорных обязательств и снижения ущерба от наступившего страхового случая. Страховое возмещение выплачивается чаще всего только при окончательной потере кредита в связи с банкротством должника, прекращением его деятельности или официальным установлением невозможности оплаты им долга. Значительной части убытков можно избежать благодаря текущему контролю над предоставленными кредитами. При этом страховщики имеют обширные банки данных о кредитоспособности заемщиков, анализ которых позволяет решить вопрос о возможности предоставления страховой защиты и степени такой защиты. Актуальной проблемой, которая не так давно активно обсуждалась в прессе, является возможность страхования кредитных рисков банка, возникающих у него при потребительском кредитовании. С одной стороны, в кредитном портфеле банка потребительские кредиты являются единственным необеспеченным кредитным продуктом, и в связи с этим вполне естественно желание банка получить защиту от рисков неплатежа по выданным кредитам. С другой стороны, несмотря на довольно четко определившуюся потребность, страховщики не спешат выпускать на рынок программы по страхованию потребительских кредитов. Стремительный рост объемов потребительского кредитования все больше усиливает конкуренцию на рынке. Если раньше риски по кредитам для населения могли взять на себя только крупные банки, то теперь в игру вступают и более мелкие. В 2000 г. доля кредитов гражданам в совокупном кредитном портфеле банковской системы составляла 4,6%, а к началу 2005 г. она выросла до 14,6%. По данным на 1 августа 2005 г. общая сумма кредитов частным лицам составила 853,5 млрд руб., увеличившись с начала года на 74,9%. Такой ажиотажный спрос на рынке потребительского кредитования не мог не сказаться на качестве оценки потенциальных заемщиков банками. Все это приводит к тому, что, по оценкам экспертов, в портфеле банка проблемные кредиты (то есть кредиты, по которым существуют просрочки) составляют 30%, а доля невозвратов достигла, по некоторым оценкам, 3 - 5%. Все это обуславливает необходимость развития страховых продуктов, которые покрывали бы кредитные риски банка по потребительским кредитам. Существует ряд факторов, которые сдерживают появление таких программ страхования. Во-первых, на сегодняшний день не существует отработанных процедур совместного скоринга (рейтингования) потенциальных заемщиков у банков и страховщиков. Во-вторых, важным фактором является отсутствие инфраструктуры для данного рынка: нет сформированных банков данных по потенциальным заемщикам (кредит-бюро), не развита отрасль взыскания долгов и др. Важно отметить, что страхование потребительских кредитов возможно только при соблюдении принципов, на которых строится и страхование коммерческих кредитов. Несоблюдение данных принципов неизбежно приведет к несбалансированности страхового портфеля и к высокой убыточности (как показал недавний опыт одной из ведущих страховых компаний, предложившей программу по страхованию потребительских кредитов). В целом же, по мнению автора, данное направление страхования кредитных рисков является весьма перспективным. По мере развития рынка потребительского кредитования потребность в страховом покрытии со стороны банков будет увеличиваться. Применение методов страхования кредитных рисков для финансовых (банковских) кредитов, по мнению автора, не имеет под собой экономических предпосылок. Во-первых, кредитная деятельность является основной профильной деятельностью банка. У банка как профессионального участника кредитного рынка существуют свои процедуры кредитной оценки потенциальных заемщиков. Во-вторых, в стоимость кредита банка заложена рисковая составляющая. В-третьих, в основе банковских кредитов всегда лежит обеспечение, что также является формой защиты от рисков невозврата. Также одной из форм страхования банка от рисков невозврата выданных кредитов является норма обязательного резервирования, которая представляет собой своего рода централизованный страховой фонд. Также важно отметить, что часто заемщик обращается за кредитом в банк, осуществляющий кассово-расчетное обслуживание его операций. Такая ситуация позволяет банку проводить эффективный мониторинг текущего финансового положения заемщика и оперативно предпринимать необходимый меры в случае увеличения риска. Данные выводы подтверждает и европейский опыт страхования кредитных рисков, где наиболее развита отрасль страхования коммерческих кредитов. Есть основания полагать, что в России по мере отказа компаний от "серых" и офшорных схем и перехода на принципы расчетов, принятые в развитых странах, страхование кредитных рисков будет становиться неотъемлемой частью большинства торговых сделок.
А.Б.Азарчеков Отдел оценки кредитных и финансовых рисков управления страхования кредитных и специальных рисков ОАО "КапиталЪ Страхование" Подписано в печать 10.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |