Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Реклама не по средствам ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 17)



"Учет. Налоги. Право", 2006, N 17

РЕКЛАМА НЕ ПО СРЕДСТВАМ

(Как единовременно списать капитальные расходы на рекламу)

Для продвижения своей продукции компания заказала рекламную конструкцию, например световой короб или стенд для установки на улице. Многие бухгалтеры не задумываясь расценивают это как создание объекта основных средств. Но на самом деле законодательство позволяет списать подобные расходы в налоговом учете единовременно, а также не создавать объект обложения по налогу на имущество.

Налоговый учет: списываем сразу и без лимита

Пункт 4 ст. 264 Налогового кодекса разрешает уменьшать налогооблагаемую прибыль на расходы на световую и иную наружную рекламу в полном объеме. Причем в Кодексе прямо указано, что расходы на наружную рекламу включают затраты на изготовление рекламных стендов и щитов. Рекламные расходы относятся к прочим, а следовательно, учитываются как расходы текущего периода (ст. 318 НК РФ). Их можно списать либо на дату расчетов в соответствии с условиями договора, либо на дату предъявления контрагентом документов, либо на последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В Налоговом кодексе можно обнаружить два аргумента, на первый взгляд препятствующих такому учету капитальных затрат на рекламу. Но при пристальном их рассмотрении выясняется, что в нашем случае они неприменимы.

Первый аргумент. Если сумма расходов на создание рекламного щита или стенда составляет более 10 000 руб., то в налоговом учете компании необходимо создать основное средство (п. 1 ст. 256 НК РФ). Соответственно, расходы, формирующие его стоимость, будут списываться в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль через амортизационные отчисления в течение срока полезного использования щита или стенда.

Тем более в Классификации основных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) для электрифицированных рекламных конструкций установлен срок полезного использования - свыше 7 до 10 лет включительно. Эту позицию подтверждает и Минфин России в Письме от 25.04.2003 N 04-02-05/3/35. Но это мнение необоснованно.

Статья 257 НК РФ к основным средствам относит часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. Рекламный щит или стенд не может использоваться в качестве средства труда. Это имущество, используемое для рекламы, и к основным средствам не относится, что подтверждают и суды (к примеру, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.06.2005 N А55-9804/04-43 и Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.01.2005 N Ф09-5757/04-АК).

Что касается Постановления Правительства РФ, то оно обладает меньшей юридической силой, чем Налоговый кодекс. И налогоплательщикам нужно руководствоваться ст. 257 НК РФ, а не Классификацией основных средств по амортизационным группам.

Кроме того, даже если признать, что рекламный стенд или щит можно учитывать в качестве основного средства, то налогоплательщик все равно может учитывать расходы на их изготовление как прочие расходы по ст. 264 НК РФ. В данном случае он просто воспользуется правом выбора, которое предоставляет ему п. 4 ст. 252 НК РФ.

Цитируем закон. "Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты" (п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Второй аргумент. Списать рекламные расходы на изготовление щита или стенда единовременно не позволяет п. 1 ст. 272 НК РФ. В нем сказано, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. Получив разрешение на распространение наружной рекламы, компания может определить период их списания (разрешение выдается на определенный срок). Но это еще не означает, что расходы необходимо списывать в течение этого периода.

Дата учета прочих расходов определяется на основании пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. Он является специальной нормой по отношению к п. 1 ст. 272 Кодекса. Поэтому, как мы уже сказали, компания сама определяет дату списания расходов: на дату расчетов, на дату получения документов от контрагента, на последний день отчетного (налогового) периода.

В бухучете - в расходы будущих периодов

Правила бухгалтерского учета также позволяют не рассматривать изготовленную рекламную конструкцию как объект основных средств. Одно из условий признания основных средств - срок предполагаемого использования объекта более 12 месяцев (п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). В нашем случае это условие может и не выполняться.

Дело в том, что для установки наружной рекламы компания должна уплатить государственную пошлину за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы (1500 руб.; пп. 80 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Срок действия данных разрешений определяют исполнительные органы местного самоуправления (Письмо Минфина России от 10.02.2005 N 03-06-03-04/11). Часто такой срок составляет один год и менее. То есть изначально неизвестно, получит ли компания следующее разрешение на размещение того же рекламного щита или стенда. А согласно п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования основного средства устанавливается в том числе исходя из нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Поэтому у организации есть основание не учитывать рекламные щиты и стенды в качестве основных средств в бухгалтерском учете. Следовательно, не будет и объекта обложения налогом на имущество (ст. 374 НК РФ).

В таком случае осуществленные затраты (включая госпошлину) квалифицируются как расходы будущих периодов. При определении периода их списания нужно руководствоваться п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации". Он гласит, что расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место. Поэтому списать расходы на рекламу единовременно в бухгалтерском учете компания не сможет.

Пример. Компания размещает рекламный стенд на фасаде своего здания. За выдачу разрешения на распространение наружной рекламы сроком на один год компания уплатила госпошлину в размере 1500 руб. Стенд изготавливается сторонней фирмой. Стоимость работ и использованных материалов по акту составила 28 320 руб., в том числе НДС - 4320 руб.

Для налога на прибыль компания спишет в расходы и госпошлину, и материалы с работами единовременно как прочие расходы. Госпошлину - как сбор на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, материалы и работы - как расходы на рекламу по пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 Кодекса.

В бухгалтерском учете стоимость работ и материалов, госпошлину компания учтет на счете 97 как расходы будущих периодов. Затем будет списывать на счет 44 "Расходы на продажу" в течение года по 2125 руб. в месяц ((24 000 руб. + 1500 руб.) : 12 мес.). В бухгалтерском учете образуется налогооблагаемая временная разница, которая формирует отложенное налоговое обязательство 510 руб. (2125 руб. x 24%). Оно отражается по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 77. Затем эта сумма равномерно списывается по 42,5 руб. в месяц (510 руб. : 12 мес.).

В.Самохина

Эксперт "УНП"

Подписано в печать

05.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Мы сдали заказчику ремонтные работы. Он их не принял и предъявил нашей организации претензию по качеству работ. Были закуплены материалы, и часть работ пришлось сделать заново. Можно ли учесть расходы на повторный ремонт при расчете налога на прибыль? ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 17) >
Признание выручки: МСФО и российские правила ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 17)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.