![]() |
| ![]() |
|
Госдума готовится ко второму чтению правительственного законопроекта о совершенствовании налогового администрирования ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2006, N 5)
"Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2006, N 5
ГОСДУМА ГОТОВИТСЯ КО ВТОРОМУ ЧТЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ЗАКОНОПРОЕКТА О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Предложенные Правительством России осенью прошлого года изменения части первой НК РФ затронули интересы множества налогоплательщиков, что вызвало в Госдуме процесс кардинальной переработки текста законопроекта. Правительственный законопроект N 181057-4 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" был принят Госдумой в первом чтении 7 октября 2005 г. Но ко второму чтению в него поступило 749 поправок. Комитет Госдумы по бюджету и налогам затратил более полугода на рассмотрение поправок, их ранжирование на принятые и отклоненные. Но эта работа до сих пор не закончена.
Основные направления обсуждения поправок в НК РФ
Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам А.М. Макаров рассказал корреспонденту Издательской группы "БДЦ-пресс" И.Е. Смирнову, что в работе по рассмотрению поправок к правительственному законопроекту N 181057-4 активное участие наряду с депутатами принимают и представители Минфина России, ФНС России, бизнес-сообщества, то есть представители всех заинтересованных сторон. Работа идет серьезная и конструктивная. По каким-то проблемам позиции участников обсуждения уже сближены, а по каким-то еще нет. Попытки найти взаимоприемлемые варианты продолжаются. Однако есть еще много правовых проблем, по которым сегодня никто не может предсказать результат обсуждения. Очевидно, что в соответствии с Конституцией России в таких случаях проблемы решаются парламентским большинством и Президентом РФ. Но пока Комитет Госдумы по бюджету и налогам не спешит выносить нерешенные вопросы на второе чтение, а пытается найти компромиссные решения наиболее важных вопросов.
В процессе обсуждения поправок к принятому в первом чтении правительственному законопроекту дебаты в Комитете Госдумы по бюджету и налогам шли по следующим темам: - презумпция добросовестности налогоплательщика; - понятие обособленного подразделения организации; - процедура требования налогоплательщиком соблюдения законодательства о налогах и сборах со стороны налоговых органов; - нормы о правах и обязанностях налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов; - письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения российского законодательства о налогах и сборах; - определение объекта налогообложения; - перечень оснований прекращения обязанности по уплате налога; - валюта уплаты и взыскания налогов; - исполнение обязанности по уплате налогов и сборов; - регулирование налогового периода; - списание безнадежных долгов по налогам и сборам; - авансовые платежи; - исчисление сроков в законодательстве о налогах и сборах; - последствия несоблюдения должностными лицами налоговых органов установленных для них требований; - определение крупнейших налогоплательщиков; - определение видов проверок и порядка проведения камеральных проверок; - сроки принятия решения налоговыми органами по итогам проверок; - размеры штрафов; - ответственность банков за нарушение норм законодательства о налогах и сборах; - распределение издержек, связанных с разрешением налоговых споров; - дополнение Уголовного кодекса РФ нормой, устанавливающей ответственность за незаконные решения налоговых органов; - предоставление в налоговые органы налоговой отчетности на русском языке; - основания для производства выемки документов; - противодействие проведению налоговой проверки. Подходы к решению этих проблем у депутатов, предпринимателей и налоговиков очень различны. Однако по ряду позиций согласие все же достигнуто.
Нововведения в НК РФ, поддержанные представителями бизнес-сообщества
В частности, в отношении права налоговых органов требовать от налогоплательщиков и налоговых агентов документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, по мнению депутатов, должна быть сделана весьма существенная оговорка "в соответствии с законодательством". Уточнено, что такие действия налоговых органов, как выемка документов, проведение осмотра (обследования) помещений и территорий налогоплательщика, осуществляются только в рамках выездных налоговых проверок. Предлагается исключить норму о налоговых постах, которая фактически не действовала из-за отсутствия в НК РФ порядка их создания. Право вышестоящих налоговых органов отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах дополнено правом изменять эти решения. Норма, устанавливающая обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну, дополнена обязанностью по обеспечению условий для ее сохранения. Представители Минфина России, ФНС России вроде бы с этим согласились. В ходе обсуждения была затронута проблема валюты уплаты и взыскания налогов. Депутатами было решено, что должно действовать общее правило уплаты налога - в валюте Российской Федерации и лишь в отдельных случаях (перечень которых следует уточнить) может допускаться уплата в иностранной валюте, причем возникающие при этом расходы возлагаются на налогоплательщика. Много внимания было уделено вопросам исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В частности, предложено закрепить в НК РФ в качестве общего правила уплаты налога срок не позднее 30 дней после получения налогоплательщиком налогового уведомления, если более продолжительный период времени не указан в самом уведомлении. При обсуждении поправок к ст. 69 "Требование об уплате налога и сбора" НК РФ была подчеркнута целесообразность закрепления в законодательстве последствий несоблюдения должностными лицами налоговых органов установленных для них требований, а именно недействительности требования об уплате налога (сбора). Депутаты поддержали предложение о закреплении нормы, исключающей начисление пеней в случае выполнения налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему финансовым или другим уполномоченным государственным органом или его должностным лицом в пределах его компетенции. Введение данного положения обусловлено недопустимостью обременения налогоплательщика в связи с ошибками, допущенными ответственными за дачу разъяснений о применении законодательства о налогах и сборах должностными лицами. При рассмотрении, с одной стороны, права налогоплательщика на получение таких разъяснений и, с другой стороны, обязанности уполномоченного органа их предоставить было подчеркнуто, что налогоплательщик не должен отвечать за ненадлежащее исполнение обязанности финансовых органов и их должностных лиц. В НК РФ может появиться определение крупнейших налогоплательщиков. По мнению депутатов, законодательство о налогах и сборах, регулирующее в том числе отношения по уплате налогов крупнейшими налогоплательщиками, в обязательном порядке должно содержать четкое определение данной категории, а также набор критериев отнесения к ней налогоплательщиков. Принятие такой поправки позволит избежать ситуаций, когда налогоплательщик не осведомлен о том, является ли он с точки зрения налоговых органов крупнейшим. Участниками рассмотрения поправок было подчеркнуто, что необходимо четко закрепить порядок уплаты налога крупнейшими налогоплательщиками путем подачи налоговой декларации в одну налоговую инспекцию. Необходимо устранить имеющуюся до сих пор практику предоставления ими налоговых деклараций как по месту учета, так и в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам. Перечисленные нововведения в НК РФ поддерживают и представители бизнес-сообщества.
В налоговом подкомитете Госдумы
К середине апреля по многим позициям обсуждаемого законопроекта ситуация прояснилась. По мнению заместителя Председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам И.Н. Игошина, которое он высказал в беседе с корреспондентом Издательской группы "БДЦ-пресс" И.Е. Смирновым, в целом нужно признать, что депутаты, предприниматели и налоговые органы пока не нашли компромисса по множеству спорных вопросов налогового администрирования. В этих условиях основной задачей думского налогового подкомитета стал поиск норм, призванных максимально упорядочить процесс проведения налоговых проверок и тем самым сузить поле для произвольных толкований НК РФ. Налоговый подкомитет Госдумы предлагает утвердить несколько положений. Прежде всего предложен принципиально новый порядок досудебного урегулирования споров. Если налоговый орган по итогам проверки выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, а последний с этим не согласен, то он в течение 10 дней может обжаловать данное решение в вышестоящей инстанции. Причем уже сам факт обжалования означает, что списать какую-либо сумму во внесудебном порядке с его расчетного счета в банке нельзя. В случае если решение вышестоящей инстанции налогоплательщика не удовлетворяет, то он вправе обратиться в суд. Если же налогоплательщик в течение 10 дней не опротестовывает решение налогового органа, то считается, что предмета спора нет, и оно вступает в силу. Подобный порядок позволит существенно сократить число обращений в суд по налоговым вопросам и снизит издержки как налоговых органов, так и самих предприятий. Все процедуры камеральной проверки в новой редакции первой части НК РФ предполагается жестко регламентировать. По результатам проверки налоговый орган обязан составить акт (сейчас акты не составляются, а деньги списываются со счетов налогоплательщиков, которые о списании могут и не знать). Очень много споров было вокруг списка документов, который должны предоставлять налогоплательщики в ходе камеральных проверок. Представители бизнеса настаивали на том, что он должен быть четко ограничен. В противном случае налоговые органы смогут толковать его расширительно и даже требовать документы, которые вообще не существуют. В итоге подкомитетом была одобрена поправка, согласно которой налоговые органы вправе потребовать у организаций только сведения, предусмотренные частью второй НК РФ (а не любую финансовую отчетность, как изначально предлагало Правительство РФ). Налоговый подкомитет также одобрил норму, фактически запрещающую Федеральной налоговой службе давать собственные толкования НК РФ, отличные от разъяснений Минфина России. Это должно помочь налогоплательщикам, которые зачастую получают от ФНС России и Минфина России взаимоисключающие инструкции. Заметим, что пока речь идет лишь о рекомендациях налогового подкомитета Госдумы. Реальное решение судьбы перечисленных поправок нижняя палата парламента будет принимать на своем пленарном заседании в ходе второго чтения законопроекта. Но никто в Госдуме пока не может сказать, когда же оно состоится. Говоря о налоговом администрировании, нельзя не упомянуть еще об одном аспекте. Актуальнейшим вопросом взаимоотношений государства и налогоплательщиков является в настоящее время единое понимание того, как отличить законную налоговую оптимизацию от уклонения от уплаты налогов. В прошлом году Администрация Президента РФ объявила конкурс на проведение соответствующего исследования. По его итогам консультантами было предложено следующее определение: злоупотреблением правом в данном случае следует считать заключение формально законных сделок, единственной целью которых является уменьшение налоговых платежей. Подобный подход соответствует международному опыту и, вероятно, будет поддержан всеми заинтересованными сторонами: бизнесом, правительством и экспертным сообществом. Поэтому не исключено, что вносящие в НК РФ такую норму поправки будут приняты. Консенсус, найденный на этапе подготовки к пленарному заседанию Госдумы таблиц принятых и отклоненных поправок, еще не означает окончательного решения той или иной правовой проблемы. По любой поправке, попавшей в список отклоненных поправок, депутат имеет право потребовать отдельного голосования. Словом, как уже было сказано, все будет решаться большинством депутатских голосов и волей главы государства. Поэтому процесс принятия обновленной редакции первой части НК РФ может затянуться. Однако надежда на то, что новая редакция части первой НК РФ вступит в силу с 1 января 2007 г., все-таки остается.
И.Е.Смирнов Издательская группа "БДЦ-пресс" Подписано в печать 05.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |