![]() |
| ![]() |
|
Следует ли организациям начислять налог на доходы физических лиц с выплат компенсаций, предусмотренных работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда? Размеры компенсаций установлены коллективными договорами и соглашениями. ("Налоговый вестник", 2006, N 6)
"Налоговый вестник", 2006, N 6
Вопрос: Следует ли организациям начислять налог на доходы физических лиц с выплат компенсаций, предусмотренных работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда? Размеры компенсаций установлены коллективными договорами и соглашениями.
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных согласно законодательству Российской Федерации), в частности связанных с выполнением работником трудовых обязанностей, а также с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Согласно ст. 57 ТК РФ обязательной составляющей трудового договора между организацией и работником являются условия оплаты труда работника. В соответствии со ст. 129 ТК РФ под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. ТК РФ разграничивает понятия "оплата труда" (разд. VI ТК РФ) и "гарантии и компенсации" (разд. VII ТК РФ). Статьями 146, 147 ТК РФ предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Согласно ст. 147 ТК РФ перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На сегодняшний день вышеуказанный перечень Правительством РФ не определен. В то же время существуют утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС отраслевые Типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда; этими Перечнями налогоплательщикам целесообразно руководствоваться до определения Правительством РФ соответствующего упомянутого в ст. 147 ТК РФ перечня. Размеры доплат в процентах к тарифной ставке (окладу) за условия труда на работах с тяжелыми и вредными условиями и на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями установлены Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда". При этом законодательство бывшего СССР - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии с ним вышеуказанное Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС могут применяться в части, не противоречащей действующему российскому законодательству, и не ограничивают право работников на получение компенсаций, предусмотренных ст. 219 ТК РФ.
Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором. При этом суммы доплаты, производимой работодателем в соответствии со ст. ст. 146 и 147 ТК РФ работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, считаются повышенной оплатой труда, а не компенсацией. Соответственно, действие п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ на такие доплаты не распространяется, и они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Что касается компенсаций, то согласно ст. 164 ТК РФ под ними подразумеваются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Согласно ст. 219 ТК РФ если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то он имеет право на вышеуказанные компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. При этом с учетом положений ст. 135 ТК РФ размеры компенсационных выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджетов, соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами; работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами; работникам других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами. Определенные с учетом вышеприведенных положений ТК РФ компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, класс условий труда и т.д.) устанавливаются в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12, и служат основанием для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда. Согласно Положению о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244, государственная экспертиза труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" одной из задач государственной экспертизы условий труда является контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда. Учитывая вышеизложенное, если в ходе контрольной работы у налогового органа возникнут сомнения в правомерности установления организацией компенсационных выплат за работу с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, налоговый орган, используя положения ст. 31 НК РФ, вправе привлечь экспертов Федеральной службы по труду и занятости и (или) органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда.
А.В.Чибисова Подписано в печать 04.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |