![]() |
| ![]() |
|
<Комментарий к Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (комментарий к изменениям, внесенным в государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции)> (Начало) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 6)
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 6
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 22.11.1995 N 171-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ" (КОММЕНТАРИЙ К ИЗМЕНЕНИЯМ, ВНЕСЕННЫМ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ)>
С 1 января 2006 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), внесенные Федеральным законом от 31.12.2005 N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Вышеуказанными изменениями установлены новые требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, изменен порядок лицензирования, механизм контроля за правомерностью осуществления лицензируемых видов деятельности, введена ответственность за нарушение законодательства в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и т.д. Рассмотрим некоторые законодательные нововведения более подробно.
1. Уведомительный порядок осуществления закупок и поставок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции
Одной из особенностей нового законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является отмена института квотирования и введение уведомительного (в отличие от существовавшего ранее разрешительного) порядка осуществления закупок и поставок этилового спирта. Законодательной основой уведомительного порядка осуществления закупок и поставок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции является новая редакция ст. 9 Закона N 171-ФЗ, в соответствии с которой закупка этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд осуществляется при условии представления уведомления. Этиловый спирт, нефасованная спиртосодержащая продукция с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции поставляются организациям при условии представления ими уведомлений, порядок представления которых утверждается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 857 утверждено Положение о представлении организациями уведомлений, подтверждающих закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции (далее - Положение о представлении уведомлений), и формы уведомлений. Таким образом, при представлении уведомлений организациям следует руководствоваться вышеприведенными нормативными правовыми актами, которые в то же время не дают ответа на некоторые вопросы, возникающие у налогоплательщиков при представлении уведомлений, в частности: следует ли представлять уведомление о закупке этилового спирта организацией, являющейся производителем этилового спирта и использующей произведенный этиловый спирт для собственных нужд? В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 171-ФЗ закупка этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд осуществляется при условии представления уведомления. Согласно п. 5 ст. 9 Закона N 171-ФЗ порядок представления организациями уведомлений и их форма утверждаются Правительством РФ. В то же время нормы Положения о представлении уведомлений не дают ответа на поставленный вопрос. Чтобы разобраться в обозначенной ситуации, следует обратиться к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 858, п. 1 которого предусмотрено, что под закупкой этилового спирта понимаются все способы приобретения права собственности на него, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. С учетом вышеизложенных норм производство этилового спирта в целях его использования для собственных нужд должно осуществляться при условии представления уведомления. Возникает также следующий вопрос: следует ли представлять организации-поставщику уведомление о закупке этилового спирта? Закон N 171-ФЗ также не содержит ответа на поставленный вопрос. Пункт 5 ст. 9 этого Закона устанавливает, что порядок представления организациями уведомлений и их форма утверждаются Правительством РФ. По смыслу п. п. 2 и 3 Положения о представлении уведомлений организация представляет уведомление в соответствующий налоговый орган. Таким образом, обязанности организации - покупателя этилового спирта представлять уведомление о закупке этилового спирта организации-поставщику законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не предусмотрено. Можно также отметить другие особенности уведомительного порядка осуществления закупок и поставок этилового спирта и спиртосодержащей продукции. В частности, в соответствии с п. 2 Положения о представлении уведомлений уведомления представляются в налоговый орган до осуществления закупки (в том числе для собственных нужд) этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции или до осуществления поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции по каждому виду закупаемой (поставляемой) продукции раздельно (с указанием объема). Закон N 171-ФЗ не определяет конкретного периода времени (количество дней перед закупкой или перед поставкой), в течение которого организация обязана представить в налоговый орган соответствующее уведомление. Поэтому организация, осуществляющая производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, имеет право представлять в налоговый орган уведомление о поставке этилового спирта за один день до осуществления поставки.
2. Маркировка алкогольной продукции федеральными специальными марками
В новой редакции Закона N 171-ФЗ отменена маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками. В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется в настоящее время федеральными специальными марками, а алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, - акцизными марками. Новые Правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 785, в соответствии с которым Минфин России издал Приказ от 17.01.2006 N 9н "О порядке приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок". Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и осуществление контроля за уплатой налогов. В связи с этим для приобретения федеральных специальных марок и акцизных марок организация должна представить в уполномоченный государственный орган в числе прочих документов справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов или справку таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей. Отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов является одним из лицензионных требований, выполнение которых является обязательным как на стадии получения организацией лицензии, так и в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности. Таким образом, представление вышеуказанной справки осуществляется в целях проверки соблюдения лицензиатом установленных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лицензионных требований и условий. Перечень документов, которые организация должна представить для получения федеральных специальных или акцизных марок, определен в п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ. Поскольку вышеуказанный перечень является исчерпывающим, не допускается требовать от организации при выдаче марок иные документы.
3. Декларирование объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Новеллой является норма Закона N 171-ФЗ, предусматривающая необходимость декларирования объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14 Закона N 171-ФЗ). В соответствии с вышеуказанной нормой организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. Организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны декларировать объем использования этилового спирта. Таким образом, Закон N 171-ФЗ предусматривает необходимость декларирования объемов использования этилового спирта организациями: - осуществляющими производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; - осуществляющими закупку этилового спирта с целью производства алкогольной и спиртосодержащей продукции. Для организаций, не отвечающих требованиям п. п. 1 и 3 ст. 14 Закона N 171-ФЗ, необходимость представления соответствующих деклараций не предусмотрена. Порядок представления деклараций, а также формы деклараций утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 858. Изменения, внесенные в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, коснулись в том числе и вопросов лицензирования. В Законе N 171-ФЗ изменен порядок осуществления лицензирования, виды деятельности, подлежащие лицензированию, сроки действия лицензий и т.д. Соответствующие положения о лицензировании, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции", не зафиксировали законодательных нововведений. Поэтому нормами вышеуказанного Постановления Правительства РФ налогоплательщикам следует руководствоваться в части, не противоречащей Закону N 171-ФЗ.
(Окончание см. "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 7)
И.Б.Королева Подписано в печать 04.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |