![]() |
| ![]() |
|
Встречная налоговая проверка как форма налогового контроля ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 10)
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 10
ВСТРЕЧНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Налоговый кодекс Российской Федерации содержит такой вид налогового контроля, как встречная проверка. В каких случаях может быть проведена встречная проверка? В статье рассмотрен порядок ее проведения, а также даны практические рекомендации налогоплательщику.
В соответствии со ст. 87 НК РФ если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка). Встречная проверка не имеет самостоятельного правового значения, она может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки. Обратите внимание: ни НК РФ, ни другой нормативно-правовой акт законодательства о налогах и сборах не обязывает налоговые органы проводить встречные проверки. Таким образом, встречная проверка - право, а не обязанность налоговиков. При этом имеется в виду, что п. 12 Приказа МНС России от 27.12.2000 N БГ-3-03/461 установлено, что руководители территориальных налоговых управлений должны организовать в десятидневный срок оперативное проведение подведомственными налоговыми органами по месту учета соответствующих налогоплательщиков - поставщиков-экспортеров - встречных налоговых проверок по запросам налоговых органов. Для встречной проверки налогоплательщик предъявляет документы, перечень которых содержится в письменном требовании налогового органа. Право на выставление такого требования предусмотрено пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ. При этом форма требования установлена в Приложении N 2 к Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов в налоговый орган, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (п. 1 ст. 93 НК РФ). Нарушение налогоплательщиком этого положения влечет ответственность в соответствии с п. 2 ст. 126 НК РФ. Данная статья предусматривает ответственность за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, которая устанавливает ответственность банков за непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности клиентов банка.
Обратите внимание: НК РФ не дает прямого ответа на принципиальный вопрос: как исчисляется срок, предусмотренный ст. 93 НК РФ, в рабочих или календарных днях? Однако согласно ст. 6.1 НК РФ срок определяется календарной датой или истечением периода, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. В случаях когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. Следовательно, срок следует исчислять в календарных днях (см., например, Постановление ФАС ВСО от 17.08.2005 N А19-8812/05-7-Ф02-3899/05-С1). Кроме того, арбитражные суды указывают, что течение пятидневного срока для представления документов по требованию налогового органа начинается со следующего дня после вручения требования, даже если этот день является выходным, праздничным или нерабочим днем (Постановление ФАС ЗСО от 25.08.2005 N Ф04-5661/2005(14234-А81-27)). Истребованные в рамках встречной проверки документы представляются в виде должным образом заверенных копий. Такое правило установлено ст. 93 НК РФ. К сведению: ни НК РФ, ни другой акт законодательства о налогах и сборах не раскрывает понятия "должным образом заверенная копия". Очевидно, что это порождает много трудностей для налогоплательщика. Например, что считается копией документа? Каким образом заверяются копии документов? ФНС России в Письме от 02.08.2005 N 01-2-04/1087 указала, что в данном случае необходимо руководствоваться Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28. Так, в п. 2.1.29 ГОСТ Р 51141-98 предусмотрено, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Пунктом 2.1.30 данного документа установлено, что заверенной копией документа является его копия, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) и коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция). К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от его имени. Аналогичная по смыслу норма содержится в Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ст. 40 Закона). Таким образом, в п. 1 ст. 93 НК РФ под словами заверенных должным образом копий следует понимать удостоверение исполнительным органом налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента копий документов путем проставления на них необходимых реквизитов, то есть печати и подписи полномочного должностного лица, придающих им юридическую силу. Кроме этого, ФНС России в Письме N 01-2-04/108 указала, что возможен также нотариальный порядок засвидетельствования копий документов в соответствии с законодательством РФ о нотариате. Обратите внимание: представляется, что для заверки копий документов также необходимо руководствоваться Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст. Также в целях регулирования процедуры заверения копии документов для налоговых органов следует руководствоваться Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан". Арбитражная практика также подтверждает правомерность применения норм данного указа для организаций (Постановление ФАС ЦО от 20.06.2004 N А68-АП-122/Я-04).
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Образец заверения копии документа,| | представляемого в налоговые органы| | | | Копия верна, подлинник находится в организации. | | | | Ромашкин | | Генеральный директор ———————— Р.Е. Ромашкин| | М.П. | | 10 марта 2006 г. | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Налогоплательщику нужно иметь в виду, что если в требовании налогового органа о представлении документов нет четких названий запрашиваемых документов, то такое требование может быть признано судом недействительным в случае, если налогоплательщик по каким-либо причинам не представил запрашиваемые документы в налоговый орган, или нарушил срок их представления. Это подтверждается Постановлением ФАС МО от 12.02.2004 N КА-А40/453-04. Налоговый орган наложил штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление запрашиваемых документов в установленный п. 1 ст. 93 НК РФ срок. Документы были представлены с незначительным пропуском срока (1 день). Суд сделал вывод, что из требования налогового органа о представлении документов не было ясно, какие конкретно документы необходимы, поэтому привлечение к ответственности за их непредставление неправомерно. В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и других сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Таким образом, для применения санкций за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, необходимо, чтобы в требовании были указаны конкретные документы, находящиеся у налогоплательщика. Кроме того, суд учел, что некоторые из истребованных налоговым органом документов у налогоплательщика отсутствовали (например, вместо Главной книги налогоплательщик использовал оборотно-сальдовые ведомости). Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС ВВО от 13.07.2005 N А29-10785/2004а, ФАС ЗСО от 29.06.2005 N Ф04-4058/2005(12479-А27-35). Заметим, что, как правило, налогоплательщики - контрагенты стоят на учете в разных налоговых органах. Поэтому встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, непосредственно осуществляющим выездную или камеральную проверку, так и по мотивированному запросу о проведении встречной проверки тем налоговым органом, в котором поставлено на учет лицо, связанное с деятельностью проверяемого налогоплательщика. Такое возможно, поскольку в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", а также п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы РФ - единая система контроля соблюдения налогового законодательства РФ, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ, а также контроля соблюдения валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. В соответствии со ст. 2 Закона РФ N 943-1 единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов. Нормами законодательства о налогах и сборах не установлены строгие требования относительно того, какой налоговый орган вправе истребовать документы в рамках встречной проверки. Правомерность такого подхода подтверждает и сложившаяся в настоящее время арбитражная практика (Постановление ФАС ВСО от 14.04.2005 N А74-4227/04-Ф02-1964/05-С1).
Ю.М.Лермонтов Советник налоговой службы II ранга Подписано в печать 04.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |