Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Может ли гражданин Республики Беларусь, который не имеет места проживания в Российской Федерации, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя? ("Налоговый вестник", 2006, N 6)



"Налоговый вестник", 2006, N 6

Вопрос: Может ли гражданин Республики Беларусь, который не имеет места проживания в Российской Федерации, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя?

Ответ: Под государственной регистрацией индивидуального предпринимателя понимается внесение в государственный реестр сведений о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также внесение иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Таким образом, в соответствии с вышеприведенным определением понятие "государственная регистрация индивидуальных предпринимателей" охватывает не один, а три вида административных актов, которые являются индивидуальными правовыми актами, актами применения права, не имеющими нормативного значения и направленными на реализацию норм права в связи с конкретным делом, в отношении определенного лица и вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов. В отличие от нормативных правовых актов, индивидуальные акты не устанавливают, не изменяют и не отменяют общеобязательные долгосрочные правила поведения для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Данные акты совершаются путем внесения соответствующих сведений о физическом лице в государственный реестр.

К актам государственной регистрации индивидуальных предпринимателей относятся:

- правообразующие акты, устанавливающие юридический факт приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя (акты государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей);

- правопрекращающие акты, устанавливающие юридический факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей (акты государственной регистрации при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей);

- правоизменяющие акты, которые фиксируют изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях, содержащихся в государственном реестре.

Несмотря на то что три вышеназванные вида административных актов не являются нормативными, они все же содержат общеобязательный элемент. Граждане и юридические лица, государственные, муниципальные и иные органы и организации, вступающие в правовые отношения с физическими лицами, в отношении которых совершен акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя, обязаны согласовывать свои действия с содержанием соответствующего административного акта.

Порядок совершения указанных актов определяется общими правилами ст. ст. 1 - 3 гл. I, ст. ст. 4 - 7 гл. II, ст. ст. 8, 9, 11 гл. III и специальными нормами ст. ст. 22.1 - 22.3 гл. VII.1 Закона N 129-ФЗ, а также подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение этого Закона.

Моментом государственной регистрации, то есть моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, юридически значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт подтверждается документом установленной формы, которая зависит от содержания конкретного акта государственной регистрации. Эти формы определены в п. 5 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:

- свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001;

- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме N Р60004;

- свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р65001;

- свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г., по форме N Р67001.

Регистрирующий орган, совершивший акт государственной регистрации, обязан выдать (направить) заявителю соответствующий документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации (внесения записи в государственный реестр).

Государственная регистрация осуществляется налоговым органом, который является, по сути, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Сведения о приобретении гражданами статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении ими деятельности в этом качестве и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные Законом N 129-ФЗ, вносятся регистрирующими органами в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, который является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности. Термин "федеральный" указывает на то, что на всей территории Российской Федерации используются единые методы и способы ведения вышеуказанного Реестра, предъявляются единые требования к оформлению записей в нем и к документам, на основе которых вносятся эти записи. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей находится во взаимодействии с другими федеральными информационными ресурсами.

Принципы ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, его содержание, правила и условия предоставления содержащихся в нем сведений и документов определяются в соответствии со ст. ст. 4 - 7 Закона N 129-ФЗ. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений (далее - Правила ведения Единого государственного реестра), в соответствии с которыми ФНС России и ее территориальные органы формируют и ведут вышеназванный Реестр на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Записи вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в Реестр.

Документы, относящиеся к государственной регистрации, содержатся в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, которое является частью Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В ст. ст. 8, 9 и 11 Закона N 129-ФЗ установлены общие правила о сроке и месте регистрации, порядке представления документов при государственной регистрации, решении о государственной регистрации. Они имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, и применяются во всех случаях, когда осуществляются акты государственной регистрации индивидуальных предпринимателей согласно правилам ст. ст. 22.1 - 22.3 Закона N 129-ФЗ.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Данная норма сформулирована как императивная, не предполагающая иных вариантов определения места государственной регистрации; толковать ее расширительно недопустимо. Поэтому лица, не имеющие определенного места жительства, не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Если вышеуказанные лица намерены заниматься предпринимательской деятельностью, они должны так или иначе решать вопрос с определением места жительства в Российской Федерации. Норма п. 3 ст. 8 Закона N 129-ФЗ направлена на защиту контрагентов индивидуального предпринимателя от возможных недобросовестных действий. Во-первых, место жительства - важный идентифицирующий признак, такой же, как и имя гражданина - индивидуального предпринимателя (в соответствии с п. 26 Правил ведения Единого государственного реестра сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются по запросу физического лица при предъявлении им документа, удостоверяющего его личность, в виде выписки из Реестра по форме, установленной в Приложении N 6 к Правилам), во-вторых, место жительства гражданина определяет подсудность рассмотрения дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Отсюда следует, что возможность зарегистрироваться гражданину - резиденту Республики Беларусь, не имеющему места проживания на территории Российской Федерации, исключена.

Других норм и правил в отношении государственной регистрации иностранных граждан, намеревающихся осуществлять деятельность в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей, не предусмотрено.

Т.Я.Кобзева

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

04.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Российская организация по поручению и за счет средств иностранной компании осуществляет работы и услуги по доставке цветов для подарков на территории Российской Федерации и за ее пределами. Применяются ли к таким операциям положения ст. 161 НК РФ? ("Налоговый вестник", 2006, N 6) >
Российская организация (комитент), применяющая упрощенную систему налогообложения, реализует товары российского происхождения на территорию Республики Беларусь через комиссионера. Обязана ли российская организация (комитент) регистрировать в этом случае счета-фактуры, выставляемые комиссионером белорусскому покупателю, в налоговом органе по месту учета? ("Налоговый вестник", 2006, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.