![]() |
| ![]() |
|
Возможности системы представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде ("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2006, N 2)
"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2006, N 2
ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ И НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
Сдача отчетности - это настоящее испытание для любого бухгалтера. Порой очереди в налоговых инспекциях изводят не только сдающую сторону, но и принимающую. Налоговые органы не всегда в состоянии справиться с возрастающим потоком налогоплательщиков и осуществить ввод информации в систему. Относительно давно уже разработан регламент составления и сдачи отчетности в электронном виде, но, как показывает практика, не всегда бухгалтеры пользуются этой возможностью, а инспекции не всегда соглашаются по нему работать. О том, в чем суть данного порядка и как по нему работать, рассказывается в данном материале.
За последние несколько лет предпринимались попытки по стабилизации ситуации, сложившейся вокруг сдачи отчетности. Законодательно была предоставлена возможность передачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Достаточно давно существуют системы, позволяющие передавать налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде без дублирования на бумаге, используя обычный доступ к телекоммуникационным каналам связи, в том числе Интернет. Несмотря на это, по последним данным ФНС России, этой возможностью пользуются лишь 4% налогоплательщиков, а 8% деклараций представляется в электронном виде, но с дублированием на бумаге. Положительные стороны электронной отчетности также неоднократно отмечали и сами налоговики. Одной из основных причин непопулярности данного вида отчетности среди плательщиков, по мнению сотрудников ФНС России, является недостаточная информированность о применяемых технологиях, а как итог недоверие. Попробуем разобраться в некоторых из этих вопросов.
Нормативная база
Федеральный закон от 28 марта 2002 г. "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" дополнил Закон о бухгалтерском учете положениями, касающимися пересылки отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде по каналам связи ("безбумажная" технология), и включил в Закон пункт о том, что при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 13 Федерального закона от 22 ноября 1996 г. N 129 "О бухгалтерском учете"). Теперь обратимся к п. 5 ст. 15 этого же Закона. В нем, в частности, говорится о том, что органы, принимающие отчетность, не вправе отказать в ее принятии, а при получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи обязаны передать организации квитанцию о приемке в электронном виде. Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отсылки почтового отправления с описью вложения, или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, либо дата фактической передачи по принадлежности. Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи" регламентирует вопросы применения средств электронной цифровой подписи в системах электронного документооборота и обеспечивает правовые условия использования электронной цифровой подписи (ЭЦП) в электронных документах, при соблюдении которых ЭЦП в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Федеральный закон от 28 декабря 2001 г. "О внесении изменения в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" дополнил НК РФ положениями, касающимися пересылки налоговой декларации в налоговую инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169. В нем обозначены общие принципы организации информационного обмена при представлении налоговых деклараций в электронном виде через специализированных операторов связи. Этот Порядок регламентирует представление налоговой декларации в электронном виде по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со специально утвержденными стандартами, форматами и процедурами. Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику. При этом в соответствии с регламентированными процедурами налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе. Приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705@ были введены в действие Методические рекомендации по применению Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В них были определены точные регламенты действий сторон при обмене юридически значимыми электронными документами, протокол удаленного информационного взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом. На основании этих Рекомендаций в системе осуществляется формирование доказательной базы при сдаче налоговой отчетности и обмене неформализованными документами с налоговым органом. Техническая реализация процесса представления отчетности в электронном виде выглядит следующим образом. Налогоплательщик вводит данные в бланк формы отчетности вручную или выгружает готовый файл из бухгалтерской программы. Автоматическая выгрузка налоговой и бухгалтерской отчетности может происходить из соответствующего программного обеспечения, которое осуществляет: - формирование данных налоговой декларации в соответствии с утвержденными стандартами, форматами и процедурами для их последующей передачи в виде электронных документов по телекоммуникационным каналам связи; - формирование запросов на получение от налогового органа по месту учета информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетами различного уровня; - шифрование при отправке и расшифрование при получении информации с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ); - формирование подписи при передаче информации и ее проверку при получении с использованием средств ЭЦП. Файл отчетности автоматически проходит выходной контроль - проверку на соответствие стандартному формату представления отчетности в электронном виде, утвержденному ФНС России. Прошедший проверку файл отчетности отправляется в налоговую инспекцию по электронной почте. Перед отправкой файл отчетности подписывается ЭЦП налогоплательщика и зашифровывается. Представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации средств ЭЦП, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде. С целью защиты информации, содержащейся в налоговой декларации, при передаче ее по каналам связи участниками обмена информацией применяются средства криптографической защиты информации, сертифицированные Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
Регламент электронного документооборота
При представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик должен соблюдать следующий порядок электронного документооборота: - после подготовки информации, содержащей данные налоговой декларации, налогоплательщик подписывает ее ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика и отправляет в зашифрованном виде в адрес налогового органа по месту учета; - в течение суток в адрес налогоплательщика налоговый орган высылает квитанцию о приеме декларации в электронном виде. После проверки подлинности ЭЦП уполномоченного лица налогового органа налогоплательщик сохраняет документ в своем архиве. После отправки отчетности налогоплательщик получает следующие юридически значимые электронные документы, подтверждающие факт и дату сдачи отчетности: 1) квитанцию из налоговой инспекции (отправленный налогоплательщиком ранее файл отчетности, заверенный ЭЦП налоговой инспекции); 2) подтверждение специализированного оператора связи, подписанное ЭЦП оператора (документ, подтверждающий дату сдачи отчетности); 3) протокол входного контроля файла отчетности в налоговой инспекции, подписанный ЭЦП налоговой инспекции (документ, содержащий информацию о наличии или отсутствии ошибок в отправленной отчетности). Далее налогоплательщик заверяет подтверждение специализированного оператора связи и протокол входного контроля своей ЭЦП и отправляет эти документы с двумя подписями соответственно оператору и в налоговую инспекцию. Все эти документы необходимо сохранять в архиве налогоплательщика с двумя ЭЦП (налогоплательщика и налоговой инспекции или налогоплательщика и специализированного оператора связи), так как они являются доказательной базой на случай возникновения спорных ситуаций. После того как электронный документ подписан двумя ЭЦП, его не сможет самостоятельно изменить ни одна из сторон электронного документооборота. Любое изменение содержания документа или подписей будет обнаружено средствами криптографической защиты информации, интегрированными в состав программы электронной почты. Датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированным оператором связи, причем передавать отчетность через Интернет можно до 24.00 последнего дня ее представления. При представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган по месту учета с запросом на получение информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом. Запросы и выписки подписываются ЭЦП уполномоченных лиц налогоплательщика и налогового органа и передаются по каналам связи в зашифрованном виде. Порядок электронного документооборота при обмене запросами и выписками соответствует порядку электронного документооборота при представлении налоговой декларации. При обмене запросами и выписками не требуется подтверждения сроков передачи электронных документов специализированным оператором связи.
Преимущества электронной отчетности
Преимущества сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи вполне очевидны. Перечислим некоторые из них: - сдача отчетности через Интернет позволяет исключить потерю времени на стояние в очередях в налоговой инспекции, а также расширить рамки сдачи налоговой отчетности, поскольку налогоплательщик может отправить файлы до 24 часов последнего дня сдачи отчетности; - сдача отчетности через Интернет позволяет автоматически разносить данные электронных деклараций по лицевым счетам налогоплательщиков, что исключает возможные ошибки при вводе данных, повышает оперативность обработки информации и, как следствие, позволяет оперативно получать сведения об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом; - налогоплательщику предоставляются формы отчетности и средства контроля, обеспечивающие формирование отчета в формате, утвержденном ФНС России, гарантирующем автоматическую загрузку данных отчета в базу данных налоговых органов; - налогоплательщику предоставляется возможность отправки в электронном виде исправленных и уточненных отчетов; - налогоплательщику предоставляется возможность получения в электронном виде сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом; - налогоплательщику предоставляется возможность получения в электронном виде информации с доски объявлений налоговых органов; - снижение количества технических ошибок (перед отправкой файлы отчетности проходят обязательный контроль на правильность заполнения в соответствии с требованиями формата). Данные автоматически разносятся по лицевым счетам - это исключает ошибки при вводе и ускоряет обработку отчетности; - конфиденциальность (документы передаются по телекоммуникационным каналам связи в зашифрованном виде с использованием сертифицированных СКЗИ); - нет необходимости посещать налоговую инспекцию и дублировать отчетность на бумажных носителях; - возможность получать в электронном виде сведения о состоянии расчетов с бюджетом, а в перспективе - проводить электронную сверку. Наряду с этим налогоплательщики имеют возможность без посещения инспекции получать необходимые информационные и распорядительные материалы из налоговых органов, а также выписки о состоянии расчетов с бюджетами разных уровней. Эти системы обеспечивают обмен по каналам связи конфиденциальной информацией, зашифрованной с гарантированной стойкостью и защищенной ЭЦП. Подобные системы могут применяться во многих областях, включая сдачу отчетности юридическими и физическими лицами в контролирующие органы, обмен информацией по открытию (закрытию) и изменению номера банковского счета между банками и налоговыми органами, электронный документооборот между предприятиями, организациями и ведомствами, а также их структурными подразделениями. Системы передачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде должны полностью соответствовать действующему законодательству и максимально автоматизировать всю работу пользователей (как предприятий, так и государственных органов), связанную с отработкой установленных протоколов и регламентов информационного взаимодействия. Ежегодно такие системы должны проходить комплексное тестирование в ГНИВЦ ФНС России и получать в системе ГОСТ РФ сертификаты соответствия нормативным документам ФНС России и государственным стандартам в области программного обеспечения, а также иметь соответствующие лицензии на работу с криптографическими средствами. Такие лицензии выдаются Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России. У специализированных операторов связи должны быть лицензии на оказание услуг в области шифрования информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, на работу с криптографическими средствами, распространение, разработку, производство и техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем.
Ю.А.Михалина Независимый эксперт Подписано в печать 02.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |