![]() |
| ![]() |
|
Наша организация часто привлекает своих работников к сверхурочной работе. При этом нормы, предусмотренные трудовым законодательством, не выполняются. Можем ли мы включить сверхнормативные сверхурочные в расходы при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН? ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5)
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5
Вопрос: Наша организация часто привлекает своих работников к сверхурочной работе. При этом нормы, предусмотренные трудовым законодательством, не выполняются. Можем ли мы включить сверхнормативные сверхурочные в расходы при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?
Ответ: В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик, находящийся на упрощенной системе налогообложения и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшает полученные доходы на расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в ряде подпунктов ст. 346.16 НК РФ, в число которых входит и пп. 6, принимаются в целях исчисления единого налога применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. ст. 254, 255, 263, 264, 265 и 269 НК РФ. Таким образом, позиция фискальных ведомств, высказанная по этой проблеме и посвященная налогу на прибыль, может быть принята во внимание и налогоплательщиками, находящимися на УСН. Финансовое ведомство в 2005 г. дважды обращалось к этой проблеме, и оба ответа были не в пользу налогоплательщиков. В Письме Минфина России от 20.05.2005 N 03-03-01-02/2/90 указано: расходы за сверхурочную работу, работу в праздничные и выходные дни в размерах, превышающих установленные ТК РФ, не учитываются в составе расходов по оплате труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Данный ответ полностью соответствует тому, который финансовое ведомство дало чуть раньше, в Письме от 09.03.2005 N 03-03-01-04/1/102. Его позиция понятна, и налогоплательщики должны учитывать ее при принятии конкретных решений в налоговой сфере. Налогоплательщики, которые не намерены судиться с налоговиками, - в качестве руководства к действию, а те, которые согласны отстаивать свою правоту в суде, - для определения налоговых рисков при принятии того или иного решения. Мы же выскажем свое отношение к этой позиции, приведем доводы, которые, возможно, повлияют на решение налогоплательщиков. Позиция, высказанная в этих Письмах, вызвала у нас двойственное чувство. С одной стороны, с нарушениями норм трудового законодательства нужно бороться. Действительно, в ст. 99 ТК РФ законодатель наложил ограничения на возможность привлечения работников к сверхурочным работам. Причина, наверное, понятна всем. В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени... Именно по этим мотивам законодатель ограничил возможность привлечения работников к сверхурочным работам. Непонятен только путь, который избрал Минфин в борьбе за права трудящихся. Оплата труда работника за сверхурочную работу более 120 часов в год не может включаться в расходы налогоплательщика на оплату труда и уменьшать налогооблагаемую прибыль, так как в данном случае нарушаются положения ст. 99 ТК РФ - к такому выводу пришел Минфин. Да уж, наказал так наказал, мотивировал так мотивировал. Работодатели, думаем, примут такой подход без особых возражений. Во всех пособиях по налоговой оптимизации содержатся конкретные предложения, как поступить, чтобы те или иные выплаты не были признаны расходами согласно требованиям гл. 25 НК РФ. И это, с экономической точки зрения, оправданно. Если данные расходы не отнесены налогоплательщиком-организацией к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ такие суммы не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом. Несмотря на то что с 1 января 2005 г. налоговая нагрузка по ЕСН снизилась, она все равно остается высокой по сравнению с налогом на прибыль, следовательно, "кнут" для организаций в руках Минфина странным образом превратился в "пряник". Если кто и потеряет от такого подхода, так это работники, о чьем благе так, видимо, пекутся чиновники Минфина. Рассмотрим, насколько аргументированным с точки зрения Налогового кодекса выглядит такой подход. Автор Письма в свою защиту приводит нормы ст. 255 НК РФ, которые, на наш взгляд, трактуются им неверно. В соответствии с этой статьей в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Обратите внимание: закон говорит о производимых в соответствии с законодательством начислениях, а не работах. В процессе привлечения к работам работодатель может нарушить те или иные требования трудового законодательства, но это никак не влияет на законность самой оплаты труда.
Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере... Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, производимая по совместительству, оплачивается в зависимости от проработанного времени или выработки. Разве законодатель ставит оплату сверхурочных работ в зависимость от того, нарушил ли работодатель требования законодательства об ограничении времени сверхурочной работы, а точнее, права работника? Нет! Начисление заработной платы в повышенном размере за сверхурочную работу является обязанностью работодателя, которая не зависит от соблюдения им требований, содержащихся в ст. 99 ТК РФ. Их невыполнение будет нарушением трудового законодательства. Следовательно, суммы, на которые обратил свое внимание Минфин, начисляются и выплачиваются в соответствии с действующим законодательством, и, по нашему мнению, нет никаких оснований для отказа в принятии их в целях исчисления налога на прибыль. Более того, избранный Минфином подход ведет к нарушению прав трудящихся в социальной сфере, и не замечать этого, по крайней мере, тому же Минфину непозволительно.
Ю.Г.Кувшинов Главный редактор журнала "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 02.05.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |