Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Информационная прозрачность в страховых компаниях ("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2006, N 2)



"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2006, N 2

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ В СТРАХОВЫХ КОМПАНИЯХ

Вопросы раскрытия информации относительно финансовых и производственных результатов деятельности страховой компании и информационной прозрачности бизнеса в последнее время приобретают все большую актуальность. Не последнюю роль в решении данной задачи играет бухгалтерия, предоставляющая данные наряду с информационно-аналитической службой. Об основных вопросах информационной прозрачности страховых компаний с учетом имеющегося мирового опыта рассказывается в данном материале.

Требования к повышению информационной прозрачности экономики России и ее отдельных отраслей существуют уже продолжительное время. Страховые компании не стали исключением в этом процессе. Это вполне понятно, если учесть реальное воплощение социально-экономических отношений в страховом деле именно в договорах страхования, зиждущихся на доверии сторон - страховщиков и страхователей. В этой связи понятно, что для реального страхования, и в особенности для рынка страхования физических лиц, где страхователь - чаще всего непрофессионал на финансовых рынках и в страховании, информационная прозрачность и, что не менее важно, доступность данных с точки зрения их понятности потребителям весьма важны.

Информация важна как акционерам, нуждающимся в адекватных сведениях для осуществления контроля за менеджментом компании, так и потенциальным кредиторам и инвесторам при принятии соответствующих решений, а также потребителям при выборе услуг и предоставляющей их компании. Подчеркнем, что в последнем случае уровень информационной прозрачности в отрасли может стать определяющим при принятии решения не только о выборе страховщика, но и о заключении договора страхования в принципе.

Конечно, существует мнение, что в России отсутствует "страховая культура" и страхователи путают простейшие виды страхования, что препятствует анализу страхового рынка и подаче профессиональной информации для подавляющего большинства россиян. Не вдаваясь в дискуссию по поводу уровня знаний о страховании российских граждан, отметим, что без доступной информации о страховых услугах и компаниях, их предоставляющих, ни повысить, ни актуализировать потребность потенциальных страхователей в страховании не получится без использования механизмов обязательного страхования, что не всегда представляется возможным и оправданным. О большой вероятности именно отказа от желания заключить договор страхования в условиях отсутствия достоверной информации о большинстве российских страховых компаний говорят исследования некоторых российских страховщиков <1>. Данная проблема вошла в сферу внимания российского государства, в частности, в Концепции развития страхования в Российской Федерации <2> было отмечено, что в нашей стране сложилась "информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций".

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См., например, Федоров А. "Серые схемы" информационной открытости // Финанс. N 44 (85), 22 - 28 ноября 2004 г.

<2> Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 1361-р.

Недоверие населения к страховым компаниям вызвано в том числе недостатком количества и качества информации о финансовом состоянии страховых организаций, а в ряде случаев потенциальные страхователи не знают о конкретных страховых продуктах, имеющихся на страховом рынке. Следует отметить, что, несмотря на постоянно звучащие на конференциях и съездах страховщиков призывы к повышению страховой культуры и популяризации страхования, самими страховыми компаниями уделяется этой проблематике слишком мало внимания.

Для клиентов и акционеров может быть важна информация, характеризующая особенности технологии оказания страховых услуг, а также корпоративного управления, в том числе о политике в области управления качеством. Нельзя сказать, что российские страховщики принципиально не хотят заниматься решением данных проблем, но далеко не все из них согласны раскрыть свои секреты. Лишь в последнее время появились страховые компании, прошедшие через процедуры проверки (сертификации) их деятельности на предмет соответствия мировым стандартам в области качества <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Семкина М. Впервые сертифицирован страховщик // Стандарты и качество. 2004. N 5.

Тем не менее осознание того, что хотя бы и в долгосрочной перспективе раскрытие информации ведет к устойчивому развитию страховой компании и рынка в целом, приходит к российским страховщикам и страховым брокерам.

Обеспечение прозрачности деятельности страховой компании означает не только раскрытие финансовой документации, требуемой в соответствии с Законом "Об организации страхового дела в РФ". В соответствии с требованиями ст. 29 данного Закона страховщик должен опубликовать годовой бухгалтерский баланс, подтвержденный аудиторским заключением, в средствах массовой информации, распространяющихся на территории, на которой осуществляется деятельность страховщика. Следует заметить, что и данные формулировки, вступившие в силу с 17 января 2004 г., дают возможность без особых усилий страховщикам, не желающим предоставлять данную информацию широкому кругу пользователей, публиковать ее практически в любой точке России. К информации, публикуемой в порядке удовлетворения требований Закона "Об организации страхового дела в РФ", могут быть предъявлены те же претензии, что и к российским стандартам бухгалтерского учета, не обеспечивающим четкого представления о финансовом положении компании. Важно отметить, что переход на отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности должен осуществляться на основе первичных документов, а не путем создания бухгалтерских программ по конвертации полученных данных из российской системы бухгалтерской отчетности в международную, что может привести к ухудшению качества информации. Существует ряд прецедентов на страховом рынке России, когда страховые компании пошли именно по пути отлаживания отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности на основе первичных документов <4>, что представляется совместной задачей бухгалтерии и IT-службы страховщика. Однако и переход на получившие мировое признание стандарты бухгалтерского учета может ничего не дать, так как данные стандарты также вполне позволяют недобросовестным специалистам приукрасить предоставляемую информацию, что наглядно было продемонстрировано на примере печально известной американской компании "Энрон", а также некоторых других.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> См., например, совместный пресс-релиз РОСНО и ORACLE от 25 февраля 2004 г. "РОСНО повышает финансовую прозрачность с помощью Oracle E-Business Suite".

В этой связи понятна необходимость разработки и обоснования не только мер государственной политики в области страхового рынка, принимаемых достаточно трудно, но и действий самих страховщиков, направленных на обеспечение потенциальных инвесторов и потребителей страховых услуг достоверной, полной и актуальной информацией. Решение данной задачи находится в компетенции высшего менеджмента страховой компании, который должен опираться на данные, получаемые из финансовой службы и бухгалтерии, информационно-аналитической службы, при этом у последней должны быть наибольшие полномочия и ответственность при обнародовании информации в отношении ее достоверности и целесообразности публикации. Корректность интерпретации данных зависит также от IT-специалистов страховщика, а также от службы связей с общественностью.

Недостаток информации в страховом деле в ряде случаев объясняется отсутствием четких критериев ее раскрытия и распространения, что побуждает обратиться к имеющемуся иностранному опыту. В настоящее время заинтересованные страховые компании могут обратиться к опыту Международной ассоциации органов страхового надзора (МАСН) <5>, разработавшей собственные стандарты раскрытия информации, в соответствии с которыми наиболее целесообразно добиваться от страховых компаний прозрачности по следующим вопросам:

1) финансовое состояние компании и политика,

2) результаты финансовой деятельности,

3) риски и способы управления ими,

4) принципы подготовки информации,

5) принципы корпоративного управления и персональные данные о руководстве компании.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> International Association of Insurance Supervisors - IAIS; Принципи та стандарти Miжнародноi асоцiацii органiв нагляду за страховою дiяльнiстю. Киiв, 2002.

Согласно рассматриваемым рекомендациям в отношении финансового состояния российских страховых компаний должны быть открытыми для доступа потребителей и потенциальных инвесторов данные, характеризующие реальную структуру и состав инвестиционного портфеля страховщика, а также данные показатели должны соответствовать требованиям российского законодательства. Потенциальный страхователь или инвестор должен иметь возможность получить информацию о зависимости инвестиционной политики страховщика от положения различных видов активов или партнера по инвестированию, при этом важно обеспечить понятность выбора методики оценки эффективности активов страховщика. Страхователь должен иметь возможность самостоятельно оценить степень обеспечения безопасности вложений страховщика, а также ликвидность активов.

Понятно, что, получив данные перед заключением договора страхования, страхователь будет заинтересован в информации о возможных изменениях в структуре инвестиционного портфеля в конце периода возможного страхования и т.д., что предполагает регулярное обновление информации, а также раскрытие принципов инвестиционной политики страховщика. Кроме этого, страхователи должны иметь возможность познакомиться с данными, характеризующими достаточность, состояние и изменения страховых резервов, в том числе по различным видам страхования, и с показателями перестраховочной защиты. Важна открытость данных по размеру собственных средств страховой компании, уставного (складочного) капитала, ожидаемых выплат дивидендов акционерам, по правам на выкуп акций и т.д.

Результаты финансовой деятельности могут интересовать страхователей не в меньшей степени. Изучение рентабельности и динамики изменений этого показателя может позволить страхователю или потенциальному инвестору составить прогноз вероятных результатов финансовой деятельности, что весьма важно при долгосрочном страховании жизни. Важно, чтобы информация о финансовой деятельности в прошедших периодах дополнялась прогнозом влияния возможных рисков и стратегией по их управлению, нужна декларация принципов инвестиционной политики компании, политики в области управления страховой компанией. Информация о финансовой деятельности должна включать в себя не только ставшие уже достаточно часто представляемыми в различных рэнкингах данные о страховых взносах и выплатах по основным направлениям деятельности компании. Имеется необходимость обеспечения предоставления данных в региональном разрезе, естественно, в случаях проведения страхования в этих регионах. Для анализа финансовой деятельности страховой компании важны показатели доходности по разным направлениям инвестирования.

Не каждый страхователь или инвестор обладает необходимой квалификацией по анализу перестраховочного рынка, но страховая компания в соответствии с рекомендациями Международной ассоциации органов страхового надзора должна предоставить общественности данные по результатам входящего и исходящего перестрахования по основным направлениям деятельности компании в области перестрахования. Кроме этого, страховая компания помимо публикации основных финансовых показателей должна озаботиться предоставлением заинтересованным лицам собственного анализа результатов финансовой деятельности и т.д.

В итоге данные материалы должны помочь инвесторам, страхователям и иным участникам страхового рынка сформировать представление о потенциальной устойчивости и стабильности страховой компании и потенциале ее роста на основании данных о стратегии развития бизнеса страховой компании. На основании анализа данных по страховым выплатам страхователь должен иметь возможность составить представление о применяемых механизмах страховых выплат.

Для страховщика не лишним будет приложить усилия по обеспечению уверенности страхователей и их общественных организаций (в случае их создания) на основе предоставляемой финансовой документации в диверсификации страхового бизнеса по различным направлениям и регионам, что позволит удостовериться в невозможности кумуляции рисков.

Внимание страхователей вполне может привлечь информация как об инвестиционных рисках, что особенно важно для страховщиков жизни, так и о рисках страховой деятельности и способах управления ими, что предполагает раскрытие возможностей компании в плане оперативного изменения политики в области риск-менеджмента при изменении окружающей деловой или политической обстановки, а также, если речь идет об инвестиционном портфеле, - о соотношении рискованности и доходности и т.д. Страховая компания должна предоставлять ясную и правдивую информацию по каждой группе рисков, а в случае необходимости сопровождать информацию количественными показателями, для того чтобы страхователи могли не только определить, но и рассчитать основные риски, возможности по управлению ими и возможные последствия их реализации. Стратегия управления рисками страховой компании должна быть ясна и понятна, что говорит о необходимости для страховой компании придерживаться следующих рекомендованных МАСН принципов при публикации информации о собственных рисках:

- должны быть доступны концепция и идеология управления рисками;

- должна быть представлена основная информация о причинах возникновения рисков и их проявлениях;

- страховая компания должна предоставить общественности информацию о применяемых ею способах управления рисками, и в том числе рисками, связанными с перестрахованием;

- должна быть представлена оценка возможности выбранной стратегии управления рисками учитывать изменения.

Важность проводящейся работы по донесению до общественности информации о компании и результатах ее деятельности диктует необходимость выработки единых подходов к подготовке информации. Необходимо придерживаться понятного потребителям порядка подготовки информации, а описание этого порядка должно стать составной частью публикуемой информации. Необходимо предоставить возможность страхователям убедиться в правильности выбранных страховой компанией основных принципов и допущений по управлению собственным страховым портфелем. Это важно, так как могут быть различные подходы к актуарной политике в разных странах и страховых компаниях, но страхователь при наличии желания и возможностей должен иметь возможность произвести необходимые расчеты самостоятельно.

Не лишней будет публикация информации о положении компании на рынке (конъюнктурная информация) и данных, характеризующих менеджмент страховой компании, в том числе принципов корпоративного управления и персональных данных о руководстве компании. Помимо достаточно традиционно понимаемой в данном контексте публикации устава и учредительных документов важна открытость в отношении некоторых внутренних документов страховой компании, а также внятность в случае публикации ее целей и миссии, а также выбранной стратегии и бизнес-модели. Следует добиваться, чтобы из анализа материалов потенциальный инвестор или страхователь мог вынести собственные выводы. Информация о принципах управления может включать в себя следующие основные данные:

- место страховой компании на рынке, в том числе долю на рынке в целом и по основным видам страхования;

- структуру совета директоров (правления), распределение полномочий внутри него;

- систему стимулирования сотрудников;

- основы корпоративной культуры;

- информацию о существующих стратегических партнерах страховщика и основных страхователях;

- потенциал развития нематериальных активов (как в отношении возможностей по разработке новых страховых продуктов, так и в отношении деловой репутации и отчасти фирменного наименования и товарных знаков).

Для того чтобы страхователи имели возможность провести сопоставление предоставленной информации с требованиями законодательства, целесообразно сопровождать данные страховщика информацией о нормативно-правовой базе деятельности страховых компаний. Следует отметить, что на информационных сайтах российских страховых компаний, а также на ряде специализированных страховых порталов российской зоны Интернета представлена информация об основных положениях российского страхового права и о требованиях, предъявляемых к отечественным страховщикам.

Задачей аналитической службы страховой компании будет предоставление проверенной информации в соответствии с вышеуказанными принципами для ее последующей публикации. Для того чтобы информация была важна для всех участников страхового рынка, следует придерживаться основных принципов ее публикации, заключающихся в обеспечении актуальности, своевременности, доступности, понятности, надежности, последовательности и соотносимости. Информация должна подаваться регулярно и своевременно, так как только при обеспечении этого условия становится возможно провести надлежащий анализ актуальных и надежных данных. Страхователь не должен изыскивать дополнительные возможности для поиска информации, в то же время публикуемые данные должны быть представлены общественности в привычных местах, а в современных условиях - в сети Интернет. Информация должна быть понятна, а инвестор или страхователь, знакомый или потенциально способный ознакомиться со страховым рынком, не должен испытывать проблем при соотнесении информации о конкретной страховой компании и общерыночных показателей. Очень важно, чтобы информацию о конкретной страховой компании можно было соотнести с показателями других страховщиков без дополнительных усилий.

Естественно, что обнародование информации в соответствии с вышеуказанными принципами должно сопровождаться публикацией существенных условий оказания страховой компанией страховых услуг. В противном случае все усилия по созданию облика информационно открытой компании могут быть произведены без должного эффекта в отношении страхователей. Эта задача также может быть возложена на информационно-аналитическую службу страховой компании, которая в данном случае должна будет работать в тесном контакте с андеррайтерами страховщика.

Таким образом, организация информационно-аналитической работы в страховой компании в условиях повышения требований к информационной прозрачности подразумевает, в первую очередь, создание и поддержание в страховой компании системы аналитического учета, позволяющей обеспечивать акционеров, потенциальных страхователей и инвесторов информацией о компании и ее услугах необходимого качества и объема. При создании такой системы в российской страховой компании можно взять за основу рекомендуемые МАСН стандарты раскрытия информации.

А.А.Цыганов

К. э. н.,

заместитель заведующего

кафедрой управления страховым делом

и социальным страхованием ГУУ,

доцент

Подписано в печать

02.05.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Учет расчетов по суброгации и регрессным искам ("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2006, N 2) >
<Новости от 02.05.2006> ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.