|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость. Если кадастровая стоимость не определена, можно ли использовать для исчисления земельного налога нормативную цену земли? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 11)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 11
Вопрос: Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость. Если кадастровая стоимость не определена, можно ли использовать для исчисления земельного налога нормативную цену земли?
Ответ: В настоящее время для определенных случаев применяется нормативная цена земли. Это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю"). Вводится нормативная цена земли для обеспечения экономического регулирования земельных отношений, определения размеров платежей для изъятия и предоставления земель юридическим лицам и гражданам, установления коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка, осуществления сделок с земельными участками, разрешенных законодательством Российской Федерации, при переходе права собственности на жилой дом, строение, сооружение, в том числе при передаче земли в собственность гражданам: для крестьянского (фермерского) хозяйства, для садоводства и животноводства при предоставлении для этих целей продуктивных сельскохозяйственных угодий; для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах и поселках; для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На сегодняшний день действует Постановление Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли", в соответствии с которым установлено, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Органы по землеустройству представляют предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам. Органы местного самоуправления (администрации) в свою очередь могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы. Они могут также повышать или понижать нормативную цену земли, но в пределах до 25%. Предельный размер нормативной цены земли, установленный Правительством Российской Федерации, не должен превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки и соответствующего целевого назначения. Районные (городские) землеустроительные органы могут выдавать заинтересованным лицам документы о нормативной цене земли конкретного земельного участка. Органы по землеустройству совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывают методические положения по ценовому зонированию земель и расчету нормативной цены земли. Один из основных принципов земельного законодательства - платность использования земли (ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации). Формами платы являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 ЗК РФ, используется нормативная цена земли. Однако она не применяется для целей обложения земельным налогом по следующим основаниям. В соответствии со ст. 15 НК РФ земельный налог - местный налог. Он устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 387 НК РФ). Вместе с тем в соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая база, которая представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения, и порядок ее определения по местным налогам устанавливаются исключительно Кодексом. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ). В ст. 391 НК РФ предусмотрен порядок исчисления налоговой базы по земельному налогу. При этом в п. 2 ст. 390 НК РФ указано, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, вопрос определения налоговой базы по земельному налогу и, как следствие, расчет земельного налога подлежат регулированию исключительно НК РФ, т.е. для целей налогообложения земельным налогом применяется кадастровая стоимость земельного участка, а не нормативная цена земли.
Н.Голубева Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 15.03.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |