Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Страховой интерес: правовая основа и арбитражная практика (Окончание) ("Финансовая газета", 2006, N 11)



"Финансовая газета", 2006, N 11

СТРАХОВОЙ ИНТЕРЕС: ПРАВОВАЯ ОСНОВА И АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета", 2006, N N 9, 10)

Особое положение среди страховых интерессентов занимают грузоотправители, перевозчики, экспедиторы и грузополучатели, так как имущество (товар), которое является предметом отгрузки и дальнейшей перевозки, переходит вместе с риском случайной гибели от одного лица к другому. Статьей 490 ГК РФ определено, что по договору купли-продажи может быть предусмотрена обязанность продавца или покупателя страховать товар. В этом случае страхование товара должно быть осуществлено в пользу лица, являющегося собственником товара, или в пользу лица, на которого по договору купли-продажи, договору перевозки или экспедиции перенесен риск случайной гибели (ст. 211 ГК РФ). В частности, если товар подлежит перевозке, то в соответствии со ст. 796 ГК РФ ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа во время перевозки несет перевозчик.

Соответственно при страховании имущества (груза), которое подлежит передаче перевозчиком или экспедитором покупателю-грузополучателю, главным вопросом является вопрос об установлении лица, у которого имеется интерес в сохранении перевозимого груза, основанный на законе, ином правовом акте или договоре. Так как в перевозках участвуют четыре лица: грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик и экспедитор, то возникает вопрос о наличии страхового интереса у одного из указанных лиц. Причем данный интерес должен быть субъективным, основанным на правовой связи лица с товаром (грузом). Другими словами, это - интерес лица, который понесет ущерб в случае утраты или повреждения груза.

Напомним, что в страховой практике зачастую возникают споры о том, может ли быть страховым интерессентом перевозчик или экспедитор, грузоотправитель или грузополучатель. На этот вопрос можно ответить в зависимости от вида страхуемого интереса, т.е. объекта страхования, и правового обоснования данного интереса.

В частности, если речь идет о субъективных интересах грузоотправителя или грузополучателя, то в качестве страхового интерессента следует рассматривать лицо, которое является собственником товара на дату заключения договора страхования. Как правило, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи (ст. 223 ГК РФ). Поэтому, если по условиям договора купли-продажи товара (груза) право собственности на товар переходит к грузополучателю с момента фактической передачи товара (груза) последнему, то до передачи товара страховой интерес будет только у грузоотправителя как собственника товара. Аналогичное обстоятельство послужило предметом спора между страховой компанией и грузоотправителем-страхователем. По условиям договора страхования был застрахован груз, который страхователь-грузоотправитель отгрузил и передал перевозчику для доставки грузополучателю. Однако во время перевозки груз был похищен и соответственно не доставлен грузополучателю. Страховая компания отказала страхователю-грузоотправителю в выплате страхового возмещения, посчитав, что у грузоотправителя отсутствует страховой интерес в отношении застрахованного груза по той причине, что собственником товара является грузополучатель, так как товар продан последнему. Окружной арбитражный суд Северо-Западного округа вполне закономерно признал выводы страховщика необоснованными, указав, что фактическое неполучение товара покупателем и последовавший вслед за этим его отказ от оплаты свидетельствуют о том, что переход права собственности в отношении застрахованного имущества не состоялся (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.05.2005 N А21-8913/03-С2). Соответственно риск случайной гибели товара будет нести его собственник - грузоотправитель. Аналогичные выводы были сделаны по другому делу тем же окружным арбитражным судом, который указал, что страховой интерес зависит от того, кто является собственником в момент страхового случая (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2001 N А56-13845/2001).

Если договором определено, что право собственности на товар переходит к грузополучателю с момента передачи этого товара первому перевозчику, то страховым интерессентом следует признать грузополучателя как собственника товара. Такие страховые интересы основаны на договоре купли-продажи товара.

Что касается интересов перевозчика или экспедитора, которые перевозят или сопровождают груз, то их интересы отличаются от интересов собственника по отношению к имуществу (грузу) и его сохранению. Указанная заинтересованность проявляется как интерес в сохранении чужого имущества, который основан на договорах перевозки или экспедиции, но это не объективный, а субъективный интерес перевозчика или экспедитора. Подобный интерес обусловлен особенностью правовой связи перевозчика и экспедитора с имуществом (грузом). В частности, согласно указанным договорам на перевозчика возлагается ответственность за несохранность груза (ст. 796 ГК РФ), а на экспедитора - ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции (ст. 803 ГК РФ).

Данные выводы при рассмотрении спора между страхователем-перевозчиком и страховщиком были подтверждены окружным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа, который указал, что интерес страхователя-перевозчика, связанный с возможной ответственностью за нарушение договора (риск ответственности по договору), может быть застрахован по договору страхования риска гражданской ответственности. Собственные убытки выгодоприобретателя-грузополучателя, возникшие вследствие хищения у страхователя имущества, возмещаются при наличии договора страхования предпринимательского риска (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.05.2005 N А19-17273/03-17-10-Ф02-1857/05-С2).

Поэтому интерес перевозчика или экспедитора груза подлежит рассмотрению как имущественный интерес, связанный с риском ответственности по договору по правилам ст. 932 ГК РФ, а не с риском утраты или повреждения имущества по договору страхования имущества. Ибо данный риск, как было отмечено выше, может быть застрахован только в пользу собственника имущества.

В страховой доктрине, а зачастую и на практике рассматриваются тезисы о том, что залогодержатели вправе страховать заложенное имущество по риску утраты или повреждения в свою пользу, но не в полной стоимости, а в пределах ссудной задолженности. При этом оставшаяся часть стоимости имущества остается на риске залогодателя-должника по кредиту или другого собственника имущества - третьего лица, заложившего имущество за заемщика. На наш взгляд, данная точка зрения может быть применена на практике, но только по риску гибели (утраты) имущества, так как только гибель (утрата) заложенного и застрахованного имущества создает для банка-залогодержателя реальную угрозу, при которой банк полностью лишается обеспечения возврата выданного им кредита. И, как следствие, у банка возникает убыток из-за непогашения заемщиком ссудной задолженности. Но это правомерно, только если заложенное имущество находится во владении банка в виде заклада одновременно с ответственностью по риску случайной гибели заложенного имущества. В этом случае, по нашему мнению, можно говорить о статусе банка-залогодержателя как выгодоприобретателя по договору страхования имущества и только в той части страховой суммы, которая не превышает ссудную задолженность. В остальной части страховой суммы выгодоприобретателем соответственно должен выступать непосредственно залогодатель либо иной другой собственник заложенного имущества.

В.Абрамов

К. ю. н.,

Страховая группа "Энергогарант"

Подписано в печать

15.03.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налогообложение доходов иностранной организации (Окончание) ("Финансовая газета", 2006, N 11) >
Статья: Практика применения вычетов по НДС ("Финансовая газета", 2006, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.