Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Место нахождения юридического лица: регистрация изменений, санкции за нарушение (Начало) ("Финансовая газета", 2006, N 11)



"Финансовая газета", 2006, N 11

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА:

РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. В этой связи обращаем внимание на Постановление Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 09.12.1999 N 90, согласно которому при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 4 Закона N 129-ФЗ, в соответствии с которым местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Вместе с тем следует учитывать, что Закон N 129-ФЗ допускает изъятие из этого правила, предусматривая, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности.

Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах. Таким образом, юридическое лицо должно быть зарегистрировано регистрирующими органами по адресу, указанному в учредительных документах, причем указанный адрес должен быть местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Как следствие, если организация расположена по нескольким адресам, все остальные, кроме указанного в учредительных документах, будут являться местом расположения обособленного подразделения.

Порядок внесения изменений

Изменение места нахождения юридического лица осуществляется на основании решения учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного органа управления юридического лица в соответствии с законом о соответствующем виде юридического лица (ОАО, ЗАО, ООО и др.). Например, согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества. Изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации. Изменения, внесенные в учредительные документы общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию. Сказанное не противоречит п. 3 ст. 52 ГК РФ.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен ст. 18 Закона N 129-ФЗ. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица (п. 1 ст. 18). В случае изменения места нахождения юридического лица, указанного в учредительных документах, юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5). Пунктом 4 ст. 18 Закона N 129-ФЗ определено, что в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица. Исходя из изложенного документы для государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества с ограниченной ответственностью, в связи с изменением места нахождения представляются в регистрирующий (налоговый) орган по прежнему месту нахождения общества.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе изменений его места нахождения, осуществляется территориальными органами ФНС России в соответствии с требованиями гл. VI Закона N 129-ФЗ.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (ст. 11 Закона N 129-ФЗ). Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (с изм. на 13.12.2005).

Согласно абз. 5 п. 4 ст. 84 НК РФ постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения организации. Согласно абз. 4 разд. III Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения, утвержденных Приказом ФНС России от 20.12.2004 N САЭ-3-09/165@ (далее - Методические указания), датой постановки организации на учет является дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении места нахождения юридического лица, которая указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Пунктом 2.1 разд. II Методических указаний установлено, что если новый адрес места нахождения юридического лица расположен на территории того же налогового органа, изменения в сведениях об организации подлежат учету налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете. При этом изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, вносятся не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Постановка на учет юридического лица в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения налогоплательщика, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей запись об изменении места нахождения (абз. 2 разд. III Методических указаний). Свидетельство о постановке на учет, ранее выданное организации, признается недействительным. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется.

Следовательно, организация, изменившая место нахождения на новый адрес, расположенный на территории другого налогового органа, считается поставленной на учет в налоговом органе по новому месту нахождения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении места нахождения юридического лица.

Риски при отсутствии организации по адресу,

указанному в учредительных документах

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В этой связи обращаем внимание на Письмо ФНС России от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761, в котором рекомендуется налоговым инспекциям применять строгие меры к фирмам, у которых не совпадает адрес, указанный в учредительных документах, с фактическим адресом. По этому поводу предлагается дисквалифицировать руководителей. Отмечается, что в настоящее время впервые в Российской Федерации регистрирующими органами г. Москвы и Ростовской области положено начало применению положений ст. 14.25 КоАП РФ.

Рассмотрим ситуацию, когда налоговый инспектор отправился по указанным адресам, взятым из Государственного реестра. Допустим, что по указанному в учредительных документах адресу фирма не значится.

Прежде всего инспектор попробует выяснить, являлась ли данная информация недостоверной или заведомо ложной еще на момент регистрации организации. В этом смысле может помочь документ, позволяющий фирме пользоваться помещениями по указанному адресу. Обращаем внимание, что в списке документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица (ст. 12 Закона N 129-ФЗ), такой документ не значится. Обращаем также внимание, что при создании юридического лица в качестве постоянно действующего исполнительного органа организации может быть указан домашний адрес физического лица, представляющего постоянно действующий исполнительный орган организации, что с точки зрения налоговых органов недопустимо, так как в соответствии с п. 2 ст. 671 ГК РФ юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

(Окончание см. "Финансовая газета", 2006, N 12)

М.Носова

Ведущий аудитор

ООО "АКЭФ-Аудит"

Подписано в печать

15.03.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Декларация по налогу на доходы физических лиц за 2005 год (Начало) ("Финансовая газета", 2006, N 11) >
Статья: Налогообложение доходов иностранной организации (Окончание) ("Финансовая газета", 2006, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.