Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об основных направлениях налоговой политики ("Налоговые споры: теория и практика", 2006, N 3)



"Налоговые споры: теория и практика", 2006, N 3

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

В настоящее время федеральные органы исполнительной власти завершают работу по определению основных направлений налоговой политики на период 2007 - 2009 гг. (термин "налоговая реформа" Минфин России предпочитает не применять, полагая, что она уже завершена и приоритетной должна стать стабильность налогового законодательства). Вместе с тем в законодательстве РФ термин "налоговая политика" не определен, и, безусловно, доклад финансового ведомства по указанному вопросу всех проблем не решает. Деловое сообщество убеждено, что необходимо осуществить разработку полноценной концепции налоговой политики РФ на среднесрочную перспективу. Что же следует понимать под термином "налоговая политика" и какие ее типы можно было бы выделить?

Состояние вопроса и постановка задачи

Налоговая политика представляет собой систему актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов в целях решения финансовых и экономических задач, стоящих перед обществом. Эти задачи определяются каждым конкретным государством в зависимости от степени его экономического развития, социальных задач и других факторов, накладывающих свой отпечаток на формирование налоговой политики. Применительно к российским условиям ставятся задачи, имеющие явный фискальный уклон.

В мире выделяют несколько типов налоговой политики.

1. Политика максимальных налогов.

При такой налоговой политике государство вводит большое количество налогов, устанавливает высокие налоговые ставки и сокращает налоговые льготы - в общем, стремится увеличить свои налоговые доходы и изъять из оборота как можно большее количество денежных средств. Подобная налоговая политика применяется, как правило, только в особых случаях, поскольку она не предполагает развитие экономики и даже может стать губительной для нее. В этом можно убедиться на примере России, которая с самого начала становления налоговой системы в 90-х гг. избрала именно такой тип налоговой политики, что привело к сокращению производства и многим другим отрицательным последствиям.

2. Политика социальной направленности.

Данный тип налоговой политики предполагает установление достаточно высокого уровня налогообложения, но при увеличении государственных гарантий в области социальной защиты. Такой тип налоговой политики, пожалуй, был характерен для советского периода развития государственности.

Нельзя не отметить, что в 2000 г. при подготовке части второй НК РФ Правительство РФ заявляло о необходимости использования третьего типа налоговой политики.

3. Политика экономического развития (в налоговой сфере ее называют также "политикой разумных налогов").

Реализация этого типа налоговой политики сопровождается сокращением общего числа собираемых налогов, введением специальных "упрощенных" налоговых режимов и другими мероприятиями, направленными на снижение налогового пресса.

Целью применения налоговых льгот должно стать расширение в России собственного производственного сектора экономики, наиболее привлекательного для инвестиций. Использование налоговых льгот призвано стать одним из принципов налоговой политики РФ на ближайшие годы. В противном случае мы не сможем должным образом развить производство, сбалансировать налоговые доходы бюджета и будем по-прежнему зависеть от рыночной цены на нефть.

Прежде чем разрабатывать концепцию налоговой политики, следует выяснить: чем же нас не устраивает существующая система налогообложения и реализации каких целей должна способствовать налоговая реформа.

Российской налоговой системе присущи следующие недостатки:

- однобокая фискальная направленность и недостаточное использование налоговой системы в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности;

- нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых органов;

- значительные возможности для уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности, что приводит к недобору налогов.

Принимая во внимание тот факт, что Россия является не первой страной, строящей рыночную экономику, при формулировании концепции налоговой реформы представляется целесообразным использовать опыт стран Европы, Азии, Америки, достигших наибольших успехов. Сегодня общепринятыми в этих странах являются следующие принципы построения системы налогообложения:

- налоги должны быть, по возможности, минимальны;

- минимально необходимыми должны становиться и затраты на их взимание;

- налоги не должны препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

- налоги должны соответствовать структурной политике;

- налоги должны быть нацелены на справедливое распределение доходов;

- налоговая система должна исключать двойное налогообложение;

- величина налогов должна соответствовать размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

В табл. 1 приведены некоторые данные о ставках основных налогов в разных странах и ВВП на душу населения. Можно заметить, что в России при наличии одной из самых льготных систем налогообложения чуть ли не самый низкий ВВП. Видимо, дело не только в величине налогов. Размеры налоговых ставок следует рассматривать в контексте со структурной политикой и множеством других факторов.

Таблица 1

Показатели уровня налогообложения в некоторых странах

     
   ———T——————————————T———————————————————————————————————————————————————————————————————————T——————————————
   
N ¦ Страна <*> ¦ Ставки налогов ¦ ВВП

п/п¦ +----------T----------------T------------------T---------------T--------+ на 1

¦ ¦ Налог на ¦ Подоходный ¦ Соцналоги (ЕСН) ¦Соцналоги (ЕСН)¦ НДС ¦ человека,

¦ ¦прибыль, %¦налог (макс.), %¦с работодателей, %¦с работников, %¦(НСП), %¦долл. США <**>

     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
1.¦Франция ¦ 35,4 ¦ 58,0 ¦ 45,0 ¦ 15,0 ¦ 19,6 ¦ 29 983
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
2.¦Швеция ¦ 28,0 ¦ 55,5 ¦ 32,7 ¦ 7,0 ¦ 25,0 ¦ 31 574
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
3.¦Китай ¦ 33,0 ¦ 45,0 ¦ - ¦ 50,0 ¦ 17,0 ¦ 876
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
4.¦Италия ¦ 34,0 ¦ 45,0 ¦ 35,0 ¦ 10,0 ¦ 20,0 ¦ 21 185
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
5.¦Австрия ¦ 34,0 ¦ 50,0 ¦ 21,0 ¦ 18,2 ¦ 20,0 ¦ 33 556
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
6.¦Испания ¦ 30,5 ¦ 45,0 ¦ 30,6 ¦ 6,4 ¦ 16,0 ¦ 17 596
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
7.¦Словения ¦ 25,0 ¦ 50,0 ¦ 16,1 ¦ 22,1 ¦ 19,0 ¦ 12 363
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
8.¦Нидерланды ¦ 34,5 ¦ 52,0 ¦ 17,6 ¦ 7,1 ¦ 19,0 ¦ 31 149
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
9.¦Чехия ¦ 28,0 ¦ 32,0 ¦ 35,0 ¦ 12,5 ¦ 22,0 ¦ 5 696
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
10.¦Турция ¦ 33,0 ¦ 40,0 ¦ 21,5 ¦ 14,0 ¦ 18,0 ¦ 2 940
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
11.¦Венгрия ¦ 16,0 ¦ 38,0 ¦ 33,5 ¦ 12,5 ¦ 25,0 ¦ 5 733
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
12.¦Япония ¦ 40,9 ¦ 50,0 ¦ 12,0 ¦ 13,6 ¦ 5,0 ¦ 43 042
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
13.¦Португалия ¦ 27,5 ¦ 40,0 ¦ 23,8 ¦ 11,0 ¦ 19,0 ¦ 12 774
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
14.¦Польша ¦ 19,0 ¦ 40,0 ¦ 18,7 ¦ 20,1 ¦ 22,0 ¦ 4 273
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
15.¦США (Нью-Йорк)¦ 46,0 ¦ 47,0 ¦ 7,7 ¦ 7,7 ¦ 8,4 ¦ 31 932
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
16.¦Израиль ¦ 33,0 ¦ 49,0 ¦ 5,9 ¦ 10,4 ¦ 18,0 ¦ 16 158
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
17.¦Германия ¦ 26,5 ¦ 44,0 ¦ 13,0 ¦ 13,0 ¦ 16,0 ¦ 32 765
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
18.¦Мексика ¦ 33,0 ¦ 31,0 ¦ 3,4 ¦ 28,9 ¦ 15,0 ¦ 3 830
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
19.¦Великобритания¦ 30,0 ¦ 40,0 ¦ 12,8 ¦ 11,0 ¦ 17,5 ¦ 22 241
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
20.¦Канада ¦ 37,0 ¦ 46,4 ¦ 5,0 ¦ 5,0 ¦ 15,0 ¦ 23 537
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
21.¦Швейцария ¦ 33,0 ¦ 40,0 ¦ 12,6 ¦ 12,6 ¦ 7,6 ¦ 46 530

¦(Цюрих) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
22.¦Литва ¦ 15,0 ¦ 33,0 ¦ 31,0 ¦ - ¦ 18,0 ¦ 2 275
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
23.¦Латвия ¦ 15,0 ¦ 25,0 ¦ 24,1 ¦ 9,0 ¦ 18,0 ¦ 2 597
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
24.¦Россия ¦ 24,0 ¦ 13,0 ¦ 35,6 ¦ - ¦ 18,0 ¦ 2 609
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
25.¦Индия ¦ 36,0 ¦ 33,0 ¦ - ¦ - ¦ 10,0 ¦ 459
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
26.¦Сингапур ¦ 20,0 ¦ 22,0 ¦ 13,0 ¦ 20,0 ¦ 5,0 ¦ 26 806
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
27.¦Кипр ¦ 15,0 ¦ 30,0 ¦ 8,0 ¦ 6,3 ¦ 15,0 ¦ 14 592
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
28.¦Гонконг ¦ 17,5 ¦ 15,5 ¦ 5,0 ¦ 5,0 ¦ - ¦ 24 506
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
29.¦ОАЭ ¦ 5,0 ¦ - ¦ - ¦ 13,0 ¦ - ¦ 17 422
     
   ———+——————————————+——————————+————————————————+——————————————————+———————————————+————————+——————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> Расположение стран по мере убывания налогового бремени.

<**> По данным фонда "Наследие", 2003 г.

Источник: журнал "Forbes". 2004. N 3, июнь. С. 22.

Одним из проявлений однобокой фискальной направленности налогообложения и отсутствия у Правительства РФ структурной политики можно считать тенденцию к установлению одинаковых налоговых ставок для всех отраслей народного хозяйства. В результате для одних предприятий созданы "тепличные условия", а других держат в "резко континентальном налоговом климате".

Для роста промышленного производства от государства требуется не так уж много: льготные налогообложение и таможенно-тарифная политика, подготовка квалифицированных специалистов, передача в аренду с правом выкупа производственных площадей с земельными участками, предоставление дешевых кредитов, гарантии прав собственности.

Бюджет России 2006 г. существенно увеличен по сравнению с 2005 г. и в очередной раз назван бюджетом развития. Значительные дополнительные средства пойдут на выплату пенсий и зарплаты бюджетникам. Есть опасность того, что не обеспеченная товарами денежная масса приведет к инфляции. Наиболее действенный метод борьбы с инфляцией - увеличение производства товаров.

Одно из направлений решения проблемы - создание технопарков и промпарков, которые будут на льготных условиях переданы малому бизнесу для проведения научных исследований и организации производства. Такая мера, принятая Правительством РФ, безусловно, будет поддержана предпринимателями, но, по-видимому, этого недостаточно.

Чтобы добиться прорыва, необходимо решить множество вопросов, и вопросы налогообложения здесь - одни из первых. При этом требуется отдельно рассмотреть три проблемы:

- оптимизацию налоговых ставок;

- процедуру (методику расчета налогов и формирования налоговой отчетности);

- собираемость налогов.

Система налогообложения должна способствовать выходу предприятий из "тени" и не должна разорять тех, кто хочет "платить налоги и спать спокойно". Оптимизация налоговых ставок и упрощение расчета налогов и составления отчетности - наиболее эффективные методы борьбы с неуплатой налогов. Наша система бухгалтерской и налоговой отчетности не выдерживает критики. Сложность процедур, а также запутанность и неоднозначность нормативной базы по вопросам налогообложения не способствуют развитию страны, являясь одной из причин недобора налогов и развития теневой экономики.

Приведем некоторые рекомендации по совершенствованию ЕСН, НДС и системы налоговой и бухгалтерской отчетности.

Единый социальный налог

Снижение с 2005 г. ЕСН с 35,6 до 26% - реальная поддержка отечественной промышленности. Чтобы оценить, насколько существенно этот шаг решает проблему недоплаты налога, рассмотрим сегодняшнее положение дел.

Чтобы выдать работнику на руки, например, 5 тыс. руб., предприниматель должен назначить ему зарплату 5747 руб. и заплатить в бюджет в виде налогов на зарплату: налог на доходы физических лиц в качестве налогового агента (13%), ЕСН (26%), страховку от несчастных случаев (в среднем 2%) и НДС (18% от суммы зарплаты и налогов).

Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику 9562 руб., т.е. почти в два раза (на 91,2%) больше. Не в этом ли одна из причин того, что многие платят и получают зарплату "в конвертах"? Аргумент, что без накопительных отчислений в пенсионный фонд работник может лишиться 200 - 300 руб. в виде прибавки к пенсии через 20 - 25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Возможно, для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, металлургия, финансовая деятельность, строительство в Москве, ЕСН 26% - нормальная ставка. Но для многих машиностроительных и других перерабатывающих и товаропроизводящих предприятий полностью платить налоги и производить конкурентоспособную продукцию очень сложно.

По данным "Деловой России", 84% предприятий малого и среднего бизнеса пользуются "серыми схемами" ухода от налогообложения, в первую очередь от уплаты ЕСН путем выдачи сотрудникам заработной платы "в конвертах".

Ставки ЕСН необходимо менять. "Деловая Россия" и ТПП России предлагают снизить ставку ЕСН в два раза для предприятий, имеющих оборот до 1,5 млрд руб. в год, или для всех снизить ставку ЕСН до 15%, но снять понижающую шкалу. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: льгота существует для богатых, т.е. чем больше зарплата, тем меньше ты платишь ЕСН. Это никак не стимулирует развитие малых и средних предприятий, поскольку зарплата в них под регрессивную шкалу не попадает в силу невысокой доходности: например, рентабельность в машиностроении и легкой промышленности - 4%, а в нефтедобывающей промышленности - 50%. Получается замкнутый круг: государство штрафует за то, что малый и средний бизнес не платит налоги, но одновременно создана такая ситуация, при которой налоги платить просто невозможно.

Федеральный бюджет от снижения ЕСН практически не пострадает. Удельный вес ЕСН в доходной части бюджета на 2005 г. составил 8%. По нашим подсчетам, уменьшение ЕСН с 26 до 13% для части предприятий может привести к сокращению бюджета примерно на 1%. А если будет отменена регрессия при уплате ЕСН, можно предположить, что поступления в бюджет, а также в Пенсионный и иные фонды возрастут.

Налог на добавленную стоимость

Непосвященному человеку может показаться, что посчитать добавленную стоимость и налог с нее - задача для младшего школьника: купил за 100 руб., что-то доделал, "наварил" и продал за 150 руб., из них 50 руб. - добавленная стоимость; 18% от 50 руб. - это и есть НДС.

Однако каждое российское предприятие сталкивается с проблемами, связанными с расчетом и уплатой НДС. Среди таких проблем можно выделить следующие:

1. Необходимость уплаты НДС с авансов, существенно снижающая производственные возможности предприятия.

2. Уплата НДС при экспорте с авансов, в которые НДС не входит (так называемая нулевая ставка НДС). С учетом последующих проблем с возмещением НДС заниматься экспортом невыгодно абсолютному большинству российских предприятий.

3. Убытки, связанные с невозмещением уплаченного предприятием НДС (без учета экспорта):

- указанного в платежных документах и входящего в стоимость купленного товара, но не подтвержденного счетом-фактурой. К таким товарам относятся покупаемые за наличный расчет на рынках и в магазинах малоценный инструмент, инвентарь, расходные материалы и т.д.;

- входящего в стоимость товара, купленного у предприятия, работающего по упрощенной системе налогообложения и не платящего НДС, но покупающего комплектующие, в цену которых НДС входит;

- не возмещаемого по причине неполучения по любым причинам счетов-фактур от поставщика.

4. Неприятности, возникающие у предприятия из-за "недействительности" счетов-фактур, полученных от поставщика.

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные с нарушениями существующего порядка (подписанные неуполномоченным лицом или с неуказанными ИНН, адресами и др.), являются недействительными, т.е. НДС на основании таких документов не возмещается. Чтобы быть уверенным в действительности счета-фактуры, покупатель должен получить от продавца нотариально заверенные копии первичных документов, подтверждающих содержащиеся в счете-фактуре данные (подписи, адреса и другие реквизиты). Большинство покупателей этого не делает, но при налоговой проверке (особенно встречной) они рискуют быть оштрафованными.

5. Необходимость ведения книги покупок и книги продаж с троекратной записью каждой продажи (в соответствии с принятой методикой - два раза в книгу продаж и один раз в книгу покупок).

6. Постоянные конфликты с налоговыми инспекциями. Вряд ли найдется хотя бы одно предприятие, у которого нет разногласий с ними по уплате налогов.

Процедура расчета и взимания НДС настолько усложнена, что многие согласились бы платить и больше при условии ее упрощения.

Проблема сбора НДС очень актуальна. Руководство страны даже рассматривает вопрос о замене этого налога. В частности, сообщалось, что Экспертное управление Президента РФ к осени 2005 г. подготовит доклад о возможной отмене НДС и переходе к уплате полноценного налога с продаж (далее - НСП).

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующее. НДС - это налог только на добавленную стоимость, а НСП берется с каждой продажи. И конечная цена будет зависеть от числа звеньев в цепочке от производителя до конечного покупателя. Например, если взять цепочку из трех звеньев (производитель - оптовик - розница), то без учета расходов и прибыли при ставке НСП, например 5% цены в цепочке составят 105% - 110,3% - 115,8%. А если цепочка будет содержать много звеньев, цена может увеличиться в разы.

Между тем Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ в гл. 21 НК РФ внесены поправки, согласно которым с 01.01.2006 применяется только один метод уплаты НДС - "по отгрузке". Одновременно изменен механизм налоговых вычетов. Это значит, что предприятие, отгрузив свою продукцию и еще не получив за нее оплату, должно платить НДС. При этом необходимость уплаты НДС с авансов сохраняется. Очевидно, что жизнь законопослушного предприятия лучше не станет.

С другой стороны, теперь для вычета НДС достаточно иметь счет-фактуру и принять к учету приобретенные материальные ценности, выполненные работы или оказанные услуги без их оплаты. Таким образом, перед недобросовестными налогоплательщиками открываются дополнительные возможности по получению НДС из бюджета.

По нашему мнению, расчет и проверку уплаты НДС можно существенно упростить, для чего предлагаем два варианта.

Первый вариант - за налоговую базу брать разницу между стоимостью реализованной продукции и затратами на приобретение у сторонних организаций тех материалов и услуг, которые были использованы в производстве реализованной продукции.

Этот вариант отличается от принятого в настоящее время тем, что он не предусматривает уплату НДС с авансов. Но в этом есть положительный момент и для предприятия, которое сможет использовать аванс для производства продукции, и для бюджета, так как исключит возможность неуплаты НДС из-за неправильного возмещения. Кроме того, требование ст. 162 НК РФ об уплате НДС с авансов представляется противоречащим другим положениям Кодекса и здравому смыслу.

Налоговая база - это "стоимость" объекта налогообложения, т.е. пока нет такого объекта, нет и налоговой базы. Объект обложения НДС - это реализация товаров, работ, услуг или имущественных прав. Согласно ст. 39 НК РФ товары считаются реализованными в тот момент, когда право собственности на них переходит к покупателю, а работы и услуги - лишь после того, как их примет заказчик (будет подписан соответствующий акт). Аванс же - это деньги, полученные за продукцию, которую только предстоит реализовать (или даже изготовить). Пока этого не сделано, объекта налогообложения нет, а следовательно, нет и налоговой базы. Как же увеличивать то, чего нет? Получается, что требование ст. 162 НК РФ - увеличивать налоговую базу по НДС на сумму авансов - просто-напросто невыполнимо.

Второй вариант (альтернатива отмене НДС) - считать налоговой базой реальную добавленную стоимость, полученную на предприятии, т.е. сумму зарплаты, прибыли и налогов. НДС равен 18% от указанной суммы (см. "задачу для младшего школьника"). Это было бы более логично, поскольку по существующей методике мы подсчитываем не добавленную стоимость, а стоимость приобретенную.

Добавленная стоимость получается как разность между выручкой от реализации и стоимостью приобретенных товаров и услуг, подтвержденной счетами-фактурами. Отсутствие по разным причинам счетов-фактур на приобретенные товары и услуги искажает (увеличивает) добавленную стоимость.

Простота расчета НДС по предлагаемой нами методике очевидна, а как это скажется на поступлениях в федеральный бюджет, тоже легко подсчитать. Возьмем, например, опубликованные данные федерального бюджета на 2005 г. (табл. 2).

Таблица 2

     
   ——————————————————————————————————T———————————————————T———————————
   
Статья дохода ¦ Всего, млрд руб. ¦ %
     
   ——————————————————————————————————+———————————————————+———————————
   
Доходы ¦ 3326,0 ¦ 100
     
   ——————————————————————————————————+———————————————————+———————————
   
В том числе: ¦ ¦

налог на прибыль ¦ 259,0 ¦ 7,8

¦ ¦

единый социальный налог (ЕСН), ¦ ¦

зачисляемый в федеральный бюджет ¦ 266,5 ¦ 8,0

¦ ¦

НДС на товары (работы, услуги), ¦ ¦

реализуемые на территории РФ ¦ 713,2 ¦ 21,4

     
   ——————————————————————————————————+———————————————————+———————————
   

Имея эти данные и зная, что из 24% налога на прибыль в федеральный бюджет перечисляется 6,5%, а из ЕСН, равного 26% от фонда оплаты труда, в федеральный бюджет перечисляется 6%, можно вычислить ФОТ России, прибыль и ЕСН. Примем сумму этих показателей за базу для расчета НДС по предлагаемому варианту. Реальная база будет больше за счет других налогов и сборов.

При расчете по нашей методике и ставке НДС 18% его поступления в бюджет составят 1,7 трлн руб., т.е. в 2,4 раза больше, чем было запланировано получить в бюджет при использовании существующей методики расчета НДС. Если ставку НДС уменьшить до 10%, поступление НДС в бюджет составит 951 млрд руб., т.е. на 30% больше.

В расчетах учтена только официальная зарплата без учета регрессии по ЕСН и того, что некоторые предприятия ЕСН платят, а НДС платить не должны. Но эти нюансы не могут принципиально повлиять на полученный результат.

Реализация предлагаемого варианта существенно повысит собираемость налога, упростит проверку правильности начисления и уплаты НДС, исключит проблему уплаты НДС с авансов, сделает ненужными счета-фактуры, книги покупок и продаж, встречные проверки, судебные споры по этим поводам, запланированное на 2006 г. увеличение штата ФНС России на 14 600 человек, позволит сэкономить выделенные на увеличение штата 2 млрд руб. и т.д.

Интересным, на наш взгляд, представляется один из способов измерения ВВП - суммирование добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств. Используя в качестве отчетного показателя предприятия добавленную стоимость, которая, как было сказано, равна сумме зарплаты, налогов и прибыли, можно одновременно с упрощением расчета НДС получить исходные данные для измерения ВВП.

Вместе с тем можно заметить, что увеличение доходов бюджета (около 22%) происходит за счет существенного увеличения фактического налогового бремени на предприятия. Поэтому одновременно с введением предлагаемой нами методики расчета ставку НДС следует уменьшить хотя бы до 13%. При такой ставке поступления в бюджет увеличатся примерно на 15%. Возможно, следует ставить задачу увеличения доходов бюджета, например на 5 - 6%, и применять нашу методику расчета НДС в пакете с уменьшением ставок других налогов.

Упрощение бухгалтерской

и налоговой отчетности

Наша страна идет к тому, что бухгалтером или налоговым инспектором станет каждый второй работник, и связано это не столько с системой налогообложения, сколько с требованиями к бухгалтерской и налоговой отчетности.

Бухгалтерский отчет с приложениями - это более ста страниц текста и расчетов. При этом основная часть информации, содержащейся в формах, большей части предприятий не касается. Книга покупок и Книга продаж с троекратной записью каждой продажи; налоговый учет, который надо вести параллельно с бухгалтерским учетом; оформление возмещения НДС по экспортным операциям; расчеты состоящего из четырех налогов ЕСН с учетом возрастов сотрудников, регрессивной ставки и уплатой в два бюджета и три фонда - вот далеко не полный перечень "заморочек" бухгалтера.

Во многих странах малые и средние предприятия своих бухгалтеров не имеют, а платят специальным фирмам, которые ведут их бухгалтерский учет и взаимодействуют с налоговой инспекцией. Например, в Германии или Израиле один бухгалтер ведет 50 - 150 предприятий. При нашей системе учета больше трех - четырех фирм не потянет никто.

Вместо того чтобы работать с предприятиями и обеспечивать поступление налогов в бюджет, налоговые инспекторы вынуждены перелопачивать тысячи страниц документов. Введение системы сдачи отчетов на магнитных носителях проблемы не снимает, так как формы остаются теми же, а читать их на экране монитора труднее и вреднее для здоровья, чем на бумаге.

Разработчики форм налоговых деклараций постоянно их меняют, так как, по их мнению, в формах должны быть учтены все положения НК РФ и появляющихся новых документов, регламентирующих уплату налогов. Например, если для слепых будет установлена льгота по налогам, будет введена и новая форма декларации для всех. Такой подход представляется не самым лучшим.

Между тем с 2005 г. введены новые формы налоговой декларации по НДС. Наиболее серьезные отличия новой декларации от старой: исключен разд. 3 в отношении поставок за рубеж нефти, включая стабильный газовый конденсат; появились новые налогооблагаемые объекты, например реализация работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, реализация товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами; появились новые строки, связанные с экспортом в Республику Беларусь (раньше проблем не было, теперь появились); увеличено количество знаков для указания номера страницы декларации (раньше было три знака, а теперь их шесть), согласно инструкции заполнять эти поля, как и прежде, надо справа налево, а в свободных разрядах - проставить нули. Объем новой декларации - всего 13 страниц, зато какие резервы (в запасе четыре разряда)! Тот, кто поставляет продукцию на внутренний рынок, на экспорт и в Республику Беларусь, заполняет три декларации по разным формам. К декларациям приложена инструкция по заполнению на 22 страницах.

Отметим и некоторые изменения к лучшему, хотя они встречаются редко. Еще недавно (в 2002 г.) каждый налог мы платили в определенный банк на определенный счет, и это казалось незыблемым. Сегодня все налоги и сборы (за исключением страховки от несчастных случаев) уплачиваются в адрес Федерального казначейства на один счет, но разными платежными поручениями (до 15 платежек).

Почему бы не сделать следующий шаг: все налоги и сборы к установленному сроку платить одним платежным поручением с указанием в примечании суммы каждого налога? Сокращение числа платежных поручений помимо экономии бумаги упростит работу банков и налоговых инспекций. Упрощение налоговой отчетности облегчит жизнь не только бухгалтеру предприятия, но и налоговому инспектору, призванному бороться с уклонением от уплаты налогов.

Чтобы предварительно определить, уклоняется ли предприятие от уплаты налогов и следует ли обратить на него внимание, достаточно нескольких показателей, например вид деятельности, вид продукции, объем продаж, добавленная стоимость, фонд оплаты труда, численность персонала, производственная площадь, стоимость основных средств, прибыль, сумма уплаченных налогов. Найти и сопоставить эти показатели на 120 страницах сдаваемого сегодня отчета очень трудно, а некоторых из указанных показателей в декларациях нет вовсе. Представьте, как упростится работа налоговика (не говоря уже о бухгалтере), когда весь отчет будет помещен на двух страницах.

Еще одна проблема - недостаточно продуманный курс на автоматизацию, взятый разработчиками бухгалтерского и налогового учета, который ведет к увеличению его трудоемкости, необходимости привлечения предприятиями и налоговыми инспекциями дополнительных специалистов, неразберихе внутри налоговых инспекций, а также увеличению числа конфликтных ситуаций между предприятием и налоговой инспекцией.

Одной из последних новинок стало введение двадцатизначных КБК (кодов бюджетной классификации). Для каждого налога, штрафа или пени назначен свой код. Ошибка при оформлении платежного поручения или при обработке информации в налоговой инспекции ведет к тому, что платеж попадает в группу "невыясненных", а за якобы несвоевременную уплату налога начисляются пени за каждый день просрочки. Чтобы прояснить ситуацию, необходимо провести сверку данных налогоплательщика и налоговой инспекции. В связи с перегруженностью инспекций работой попасть на сверку не так-то просто. А до прояснения надо платить вторично, иначе будет хуже. Если учесть, что КБК были назначены Письмом МНС России от 01.11.2004 N 10-4-03/5228 и вышли в свет в виде брошюры, а изменены Письмом ФНС России от 03.12.2004 N 10-4-03/5626, о чем многие налогоплательщики, возможно, не знают до сих пор, нетрудно догадаться, какие возникли проблемы: толпы бухгалтеров стоят в очередях в налоговых инспекциях и пытаются снять вопросы.

А тут еще одна напасть, которая касается не всех, но многих: одновременно с бухгалтерским учетом предприятия должны вести и налоговый учет. Что это такое, многие еще не поняли, но угрозу почувствовали. Вот что говорил по этому поводу Президент Палаты налоговых консультантов России Черник Д.Г.: "Введено такое понятие, как налоговый учет. Честно говоря, я не знаю, чем плох бухгалтерский учет, но если он действительно плох, то почему бы его не усовершенствовать? Вместо этого ввели учет, которого вообще в природе не существует, который надо создавать заново". Это мнение поддержали бы многие предприниматели и налоговики.

Реализовать наши предложения по упрощению отчетности можно следующим образом:

1. Перечень особенностей российского налогообложения издать в виде отдельного формуляра (регистра). Технология работы бухгалтера будет такова: он отмечает в перечне те пункты, которые касаются его предприятия; эти же пункты он включает в свой отчет, объем которого сокращается многократно. Предлагаемую технологию легко автоматизировать. Если перечень - формуляр будет введен в состав программы "1С:Бухгалтерия" (или другой программы), то, отмечая пункты, касающиеся его предприятия, бухгалтер будет получать соответствующие, автоматически сформированные формы отчета. Заполненные формы бухгалтер сдает в налоговую инспекцию. Заполненный, подписанный и заверенный печатью предприятия формуляр также можно сдавать в налоговую инспекцию. Такой формуляр можно будет сдать один раз, а в дальнейшем - только при появлении изменений.

2. Информацию о предприятии в отчете ограничить его организационно-правовой формой (ООО, ОАО, ГУП и т.п.), наименованием, идентификационным номером налогоплательщика (ИНН) и кодом постановки на учет в налоговом органе, что уместится на 2 - 3 строках (сегодня 2 листа каждой декларации посвящены реквизитам предприятия).

3. ЕСН перечислять одним платежным поручением и одной суммой в адрес Управления Федерального казначейства, которое и сегодня получает все налоги, за исключением отчислений на страхование от несчастных случаев. Этому же Управлению следует поручить распределение налогов по бюджетам и фондам, в том числе налога на прибыль; оно же должно указывать коды бюджетной классификации (КБК).

Заметим, что согласно закону распределение страховой и накопительной частей пенсии по конкретным лицам производит Пенсионный фонд РФ на основании представляемого предприятием по окончании отчетного года персонифицированного отчета с указанием ежемесячной в течение прошедшего года зарплаты каждого сотрудника. Так для чего же бухгалтеры предприятий подсчитывают и уплачивают накопительную и страховую части ЕСН ежемесячно? Реализация предложений по ЕСН упростит работу и позволит поместить все расчеты, связанные с уплатой этого налога, на одной странице отчета вместе с расчетами налогов на прибыль и на имущество, НДС и т.д.

Влияние снижения налогов

на федеральный бюджет

Известно, что доходную часть федерального бюджета формируют налоговые поступления, сборы и пошлины. Известно также, что налоговое законодательство и таможенно-тарифная политика являются главными инструментами Правительства РФ в управлении экономикой и в обеспечении роста благосостояния населения.

Можно сделать некоторые выводы и обобщения.

1. Удельный вес ЕСН в доходах федерального бюджета составляет 8,01%. Известно, что вклад в ВВП малых предприятий составляет около 12%. Из них 80% занимаются торговлей, 5% - услугами, 15% - производством продукции.

Если Правительство примет решение стимулировать весь малый бизнес и снизит для него ЕСН, например наполовину, т.е. до 13%, то потери федерального бюджета составят 8,01% х 0,12 х 0,5 = 0,48%.

Как видим, для федерального бюджета потери не очень велики. Надо учесть и то, что в федеральный бюджет идет только часть ЕСН - 6 из 26%. Остальная часть идет в фонды: пенсионный, медицинский и социального страхования. Потери этих фондов составят (26% - 6%) х 0,12 х 0,5 = 1,2% из 20%.

С учетом того, что для компенсации потерь возможно использование стабилизационного фонда, составляющего более 30% доходной части федерального бюджета, можно предположить, что от снижения ЕСН для малого бизнеса и тем более для малых производств последствия для федерального бюджета не будут катастрофичными. Одновременно появится реальная надежда, что этот бизнес выйдет из тени и начнет развиваться более интенсивно.

2. Суммарная доля поступлений налогов в федеральный бюджет от промышленности без продукции топливно-энергетического и сырьевого комплекса (налог на прибыль, ЕСН и НДС) составляет 1,11% + 1,15% + 3,06% = 5,32%.

Если в рамках структурной политики, которая должна быть направлена на обеспечение занятости населения и борьбу с бедностью, поставить задачу роста, например легкой, текстильной и деревообрабатывающей промышленности, и для этого снизить налоговую нагрузку на эти отрасли, поступления в доходную часть бюджета сократятся незначительно, так как сегодня они близки к нулю.

Выводы и предложения

По мнению "Деловой России" и Торгово-промышленной палаты РФ, в ближайшие годы необходима активизация налоговой политики государства с целью более эффективного использования регулирующей функции налогов.

Основной целью современной налоговой политики должно стать создание стабильной и ясной налоговой системы РФ, формирование стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства, снижение налоговой нагрузки на экономику и бизнес.

В период 2007 - 2009 гг. следует, на наш взгляд, решить комплекс следующих задач:

- ослабление общего налогового бремени путем более равномерного распределения налоговой нагрузки и постепенного снижения ставок по отдельным федеральным налогам (НДС, ЕСН);

- активное использование налогового стимулирования развития производства, привлечения инвестиций;

- улучшение налогового администрирования за счет включения в законодательство цивилизованных механизмов и инструментов налогового контроля, снижение издержек на содержание налоговых органов;

- упрощение и ускорение процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах);

- осуществление комплекса мер по улучшению организации работы налоговых органов с акцентом на создание комфортных условий обслуживания налогоплательщиков: сведение к нулю претензий к работе налоговых органов, оперативность рассмотрения запросов, своевременный возврат излишне уплаченных сумм налогов и сборов, повышение уровня ответственности должностных лиц налоговых органов за принятые по результатам налоговых проверок решения;

- углубленный анализ судебной практики рассмотрения налоговых споров между бизнесом и налоговыми органами и подготовка на этой базе соответствующих поправок в законодательство РФ о налогах и сборах с целью урегулирования спорных вопросов;

- устранение противоречий налоговой и иных отраслей законодательства РФ, обеспечение прямого действия законодательства о налогах и сборах.

При разработке основных направлений налоговой политики на 2007 - 2009 гг. следует принять во внимание, что необходимо:

1) активнее стимулировать модернизацию промышленности, обновление основных производственных фондов предприятий, в том числе за счет отмены ввозных таможенных пошлин на промышленно-технологическое оборудование и запасные части к нему, аналогов которых нет в России;

2) проработать предложения по дальнейшему уменьшению налоговой нагрузки на экономику за счет снижения с 2007 г. ставки НДС с 18 до 13%, усовершенствовать механизм применения нулевой ставки НДС для экспортеров с целью стимулирования несырьевого экспорта и снижения коррупциогенности экспортных операций;

3) дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых в зависимости от объективных факторов разработки месторождений;

4) рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка отнесения затрат на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) при определении налогооблагаемой прибыли;

5) принять меры, направленные на освобождение от НДС операций по ввозу на территорию РФ технологического оборудования для НИОКР и образовательных нужд, операций по ввозу печатной продукции образовательного характера;

6) установить налоговые льготы для фондов поддержки научных исследований и инноваций, которые позволили бы концентрировать ресурсы как государства в целом, так и отдельных отраслей на приоритетных научных направлениях;

7) рассмотреть вопрос о предоставлении льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для научных и инновационных организаций и учреждений (в отношении имущества и земельных участков, используемых ими в научно-исследовательских целях);

8) дополнить перечень льгот по земельному налогу положением, согласно которому от уплаты указанного налога в размере 50% от налогооблагаемой базы освобождаются малые предприятия - в отношении земельных участков, на которых расположены основные производственные мощности и технологическое оборудование;

9) в целях обновления основных фондов промышленных предприятий рассмотреть вопрос о предоставлении на срок не менее пяти лет льготы по налогу на имущество организаций по вновь вводимому технологическому оборудованию при сумме инвестиций не менее чем 30 млн руб.;

10) принять меры по обеспечению льгот для инвесторов в части запрета на ухудшение условий налогообложения ("дедушкина оговорка"), предусмотренных Федеральными законами от 09.07.1999 N 160-ФЗ и от 25.02.1999 N 39-ФЗ. Утвердить порядок определения и регистрации инвестиционных проектов;

11) ускорить проработку вопроса о предоставлении налоговых льгот для предприятий, расположенных в Восточной Сибири, иных малонаселенных и географически удаленных территориях;

12) принять меры по предоставлению льгот по налогу на доходы физических лиц (в части оплаты исполнителям по договорам на выполнение НИОКР, авторам по гонорарам за научные публикации);

13) провести комплекс мероприятий по снижению в 2007 - 2008 гг. ставки ЕСН с одновременной корректировкой систем социального и медицинского страхования. Ввести порядок, предусматривающий использование при уплате ЕСН одного платежного поручения при условии выработки соответствующей казначейской технологии;

14) решить вопрос о возврате "инвестиционной льготы" по налогу на прибыль организаций (в части средств, инвестируемых предприятиями на расширение и модернизацию собственного производства, на пополнение основных производственных фондов). Установить льготы по налогообложению прибыли, полученной предприятиями в результате осуществления инновационной деятельности, а также прибыли банков от кредитования ими стартовых инновационных проектов;

15) продолжить работу по совершенствованию порядка применения специальных режимов налогообложения малого бизнеса, включая дальнейшее увеличение предельного объема годового оборота, дающего право работы по упрощенной системе налогообложения;

16) освободить плательщиков ЕНВД от обязанности применять контрольно-кассовую технику;

17) утвердить программу льготного налогообложения, которая предполагала бы снижение величины ЕНВД для малого бизнеса и поочередное предоставление налоговых льгот отдельным отраслям промышленности, в том числе в тех отраслях, где используются наукоемкие, высокие технологии.

М.Д.Абрамов

К. т. н.,

руководитель рабочей группы

по вопросам налогообложения

Общероссийской общественной

организации "Деловая Россия"

г. Москва

Д.Е.Фадеев

К. ю. н.,

руководитель аппарата рабочей группы

по совершенствованию налогового

законодательства и правоприменительной

практики ТПП России

г. Москва

Подписано в печать

06.03.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Обязательный контроль сделок ("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 2) >
Статья: Проблемы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков ("Налоговые споры: теория и практика", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.