|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Альтернативная инфляция ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 3)
"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 3
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИНФЛЯЦИЯ <1>
————————————————————————————————<1> Полностью текст аналитического доклада "Альтернативная инфляция" см.: http://www.fbk.ru/upload/contents/321/alternative_inflation.pdf. - Прим. ред.
На протяжении всего 2005 г. инфляция была предметом беспокойства и населения, и властей. Уже январский показатель (2,6% за месяц) серьезнейшим образом поставил под сомнение реалистичность достижения в 2005 г. целевого уровня в 8,5%. Так оно и вышло, и уже к августу прошлого года этот желаемый показатель был превышен. Затем темпы роста потребительских цен резко снизились. Это дало основания чиновникам говорить о том, что ситуация, на самом деле, не такая уж плохая. Но насколько можно верить официальным данным?
Вопрос не такой уж безосновательный, если вспомнить, что в советские времена по официальной, опять же, статистике у нас в стране инфляции вообще не было. В январе 2006 г. показатель уровня инфляции - 2,4% - оказался почти таким же, как и год назад. Значит, актуальность темы по-прежнему остается очень высокой.
Официальная статистика
Закона о государственной статистике в Российской Федерации, как это ни странно, нет. Вся система статистического учета и распространения статистической информации основана на нормативных актах Правительства РФ и соответствующих министерств и ведомств. Проект закона "Об официальном статистическом учете в Российской Федерации" уже несколько лет находится в Государственной Думе, однако до сих пор не принят. Шансов на принятие такого закона в ближайшее время не так уж и много, если учесть, что в 2001 г. он был снят с дальнейшего рассмотрения после получения отрицательного заключения Президента РФ.
Наблюдение за потребительскими ценами в России ведется Росстатом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 188 "Вопросы Федеральной службы государственной статистики".
Методология
Правила мониторинга инфляции в Российской Федерации регламентируются Основными положениями о Порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен (утв. Постановлением Госкомстата России от 25 марта 2002 г. N 23). В соответствии с п. III.1 этого Порядка наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен включают в себя следующие этапы работы: 1) отбор населенных пунктов; 2) отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг; 3) определение товаров-представителей или услуг-представителей; 4) регистрацию цен и тарифов; 5) формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен; 6) расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги; 7) расчет индекса потребительских цен. Уже после получения средних цен и индекса инфляции полученные данные используются для расчета других показателей официальной статистики, межрегиональных сопоставлений и т.д. Населенные пункты отбираются следующим образом. В каждом из регионов России выбираются, как правило, два-четыре города или населенных пункта, удовлетворяющих следующим критериям: - города (населенные пункты) должны располагаться в различных частях региона и отражать его географические особенности; - в выборку не должны включаться города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от территориального центра, если уровни и динамика цен в городах не имеют принципиальных различий; - потребительский рынок в городах (пунктах) должен устойчиво наполняться товарами и услугами, по которым ведется наблюдение; - численность населения в выбранных городах суммарно должна составлять не менее 35% городского населения региона. Следующий этап - отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг, в которых будут отслеживаться цены. В соответствии с официальной методологией наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги проводится, в частности: - в магазинах; - на вещевых, смешанных и продовольственных рынках; - в заведениях передвижной торговли (палатках, киосках и т.д.). В выборку должны быть включены предприятия и организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность в розничной торговле. Выборка формируется по данным статистического учета, информации налоговых и других органов. Однако из официальной методологии нельзя определить, насколько репрезентативными оказываются итоговые выборки. Между тем от количества организаций, представленных в выборке, зависит достоверность итогового результата. Товары-представители определяются Росстатом в соответствии с утвержденным "потребительским набором" - перечнем товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением, который остается неизменным в течение определенного времени (не менее года). В набор включаются товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, алкогольные напитки и т.д.). Позиции отбираются с учетом их относительной важности для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия в продаже. Критерием для включения в набор новых товаров и услуг является их доля в общих потребительских расходах населения: лишь когда эта доля составляет 0,1%, товары и услуги могут быть включены в число отслеживаемых. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению. Каждая группа представлена конкретными товарами (услугами) или малыми товарными подгруппами. Функция определения конкретных товаров-представителей по каждой группе (там, где есть такая необходимость) возложена на территориальные органы Росстата. Им и приходится решать, какие торговые марки реально наиболее распространены в регионе. Сама по себе регистрация цен и тарифов - это простой поход по магазинам, только без совершения покупки. Специалисты статистических органов в буквальном смысле отбирают товары и записывают их реальную стоимость, причем методология рекомендует делать это втайне от продавца. В противном случае очень вероятны искажения цены. Когда все данные собраны, их обобщают и взвешивают, получая индекс потребительских цен и средний уровень цен по каждому из товаров. Веса для получения индекса потребительских цен определяются исходя из данных о доли товара в потребительских расходах населения. Источником информации о таких расходах являются ежегодные данные, полученные в результате обследований бюджетов домашних хозяйств. Метод общепринятый, но в российских условиях не вполне надежный. Для определения удельного веса отдельных статей потребительского набора применяются экспертные оценки, а также используется дополнительная информация: данные о структуре розничного товарооборота, производстве отдельных видов продукции. Взвешивание для получения средних цен на отдельные товары и услуги производится исходя из доли населения, проживающего в соответствующем населенном пункте. Предполагается, что все в городе примерно равномерно потребляют тот или иной товар. Сначала определяются среднеарифметические взвешенные средние цены по регионам, а затем - по городам. Итогом этого долгого процесса являются средние цены на товары и услуги и индексы потребительских цен в том виде, в каком их можно увидеть в официальных сообщениях и публикациях.
Результаты
Итоги 2005 г. таковы: инфляция, т.е. индекс потребительских цен, составила 110,9%. Как росли цены по отдельным группам товаров и услуг, видно из табл. 1.
Таблица 1
Темпы роста по отдельным группам товаров и услуг, % <*>
——————————————————————————————————T———————————————T———————————————¦Декабрь 2005 г.¦Декабрь 2004 г. ¦ к декабрю ¦ к декабрю ¦ 2004 г. ¦ 2003 г. ——————————————————————————————————+———————————————+———————————————Индекс потребительских цен ¦ 110,9 ¦ 111,7 ——————————————————————————————————+———————————————+———————————————в том числе: ¦ ¦ ——————————————————————————————————+———————————————+———————————————на товары ¦ 108,2 ¦ 110,3 ——————————————————————————————————+———————————————+———————————————продовольственные ¦ 109,6 ¦ 112,3 ——————————————————————————————————+———————————————+———————————————непродовольственные ¦ 106,4 ¦ 107,4 ——————————————————————————————————+———————————————+———————————————платные услуги населению ¦ 121,0 ¦ 117,7 ——————————————————————————————————+———————————————+——————————————— ————————————————————————————————<*> Источник: Росстат.
Росстат предоставляет и более детальную статистику - индексы цен на отдельные группы продовольственных и непродовольственных товаров, динамика цен на платные услуги населению.
Как считают в мире
На самом деле российская методика ничуть не хуже методик, используемых за рубежом. Благодаря международному сотрудничеству в области статистики была достигнута определенная схожесть идей и методов расчета индексов потребительских цен. Конечно, методика оценки инфляции в каждой отдельно взятой стране уникальна и в деталях отличается от других, однако в целом принципы и методы оценки одни и те же. Для примера рассмотрим, как считают инфляцию в США и Франции.
США
В Соединенных Штатах Америки индекс потребительских цен (Customer Price Index, CPI) рассчитывает независимое Бюро статистики труда (Bureau of Labor Statistics) для Министерства труда США. Следует обратить особое внимание, что Бюро - это действительно независимая организация, ее руководитель не может быть снят с должности Президентом США. Индекс CPI публикуется ежемесячно, отдельно для населения в целом и для работающего городского населения. Показатели уровня цен для обоих индексов используются одни и те же, различие лишь в структуре весовых коэффициентов, применяемых для расчета общего индекса. Мониторинг цен производится в разрезе специально выделенных 87 территориальных единиц, подобранных для снижения ошибок, связанных с выборкой, и классифицируемых в зависимости от географического размера и численности населения. Большие единицы (например, мегаполисы с пригородами) являются "саморепрезентативными", малые в статистической отчетности объединяются в группы, так что в итоге получается 38 географических зон. Сбор первичной информации вполне обычен - это фиксация фактически действующих в торговле цен. Первым шагом в расчете собственно CPI является расчет индексов для каждого из товаров в каждом из регионов. Затем полученные индексы взвешиваются исходя из доли товара в потребительских расходах, и в итоге публикуются индексы потребительских цен для регионов и для страны в целом.
Франция
Индекс потребительских цен во Франции рассчитывает Национальный институт статистики и экономических исследований (INSEE) для Министерства экономики, финансов и промышленности Франции. Расчет производится ежемесячно, цены на свежие и скоропортящиеся товары отслеживаются с двухнедельной периодичностью. Мониторинг цен ведется в 106 населенных пунктах с численностью населения свыше 2000 человек. Для формирования выборки товаров и услуг используется несколько усовершенствованная (углубленная) классификация Европейского союза (COICOP), включающая 161 группу продуктов. Перечень наблюдаемых товаров (более 1000 позиций) является конфиденциальной информацией. Выборка дополнительно разбивается по "каналу сбыта" с целью отследить колебания цен в организациях розничной торговли, а также ежегодно обновляется для большего соответствия перечню фактически закупаемых товаров и услуг. Индексы цен отдельных товаров и услуг взвешиваются в зависимости от доли, которую данный товар или услуга занимают в бюджете потребителя.
Возможные ошибки
Общее теоретическое описание возможных ошибок при расчете индекса потребительских цен можно найти в материалах американского Бюро статистики труда. Применительно к российской практике источники ошибок таковы.
Ошибки, связанные с формированием выборки
Ошибка, связанная с выборкой, - это неточность, вызванная тем, что вместо бесконечного множества цен регистрируется только некоторая их часть (выборка). Если обследовать большее число городов или по иным принципам сформировать потребительский набор, показатель индекса потребительских цен может оказаться больше или меньше рассчитанного. Ошибки, связанные с выборкой, можно сгруппировать следующим образом. Во-первых, речь может идти о некорректной выборке. Это может быть ошибка, связанная с некорректным определением числа обследуемых предприятий торговли, и т.д. Во-вторых, ошибка включения в выборку может быть связана с неправильными границами обследования. Например, граждане, живущие в Московской области, приобретают товары в Москве (правда, в последнее время с расширением сети торговых центров по периметру МКАД все чаще встречается обратная ситуация), однако структура их расходов при обследовании цен учитывается в областных показателях. Неизбежными также являются ошибки сопоставимости. При внесении вынужденных изменений в выборку торговых предприятий, в набор потребительских товаров, при регистрации цен в различные моменты времени нарушается сопоставимость рассчитываемых индексов.
Ошибки, не связанные с формированием выборки
Ошибки, не связанные с выборкой, сводятся к ошибкам регистрации показателей и последующих расчетов. Прежде всего, это ошибки неполученных и искаженных ответов. Первые вызваны отсутствием информации о ценах в тех или иных обследуемых предприятиях либо домохозяйствах, отсутствием товара на день регистрации цен и т.д. Вторые возникают, когда информация о ценах не соответствует фактической цене продажи. Например, на рынках можно "торговаться", сбивая цену. Это могут быть также и искажения "временного лага" - теоретически цена за два дня может измениться. Наконец, это ошибки самого регистратора. Сотрудники статистических служб не застрахованы от неправильно записанной цены на товар, да и (как любые другие работники) не всегда добросовестно выполняют свои должностные обязанности. Среди ошибок расчетов, помимо "операторских" ошибок в вычислениях, можно выделить и недостатки применяемой системы весов. Так или иначе источников ошибок более чем достаточно, и от них никуда не деться. Однако возникает естественное желание перепроверить официальные статистические данные, даже учитывая, что существуют, как было сказано выше, объективные причины некоторого искажения информации. Такое желание еще больше усиливается, когда анализ того, как обеспечивается достоверность официальной статистической информации, дает следующую картину. В настоящее время внешний контроль достоверности официальной статистической информации отсутствует. Закон об официальном статистическом учете в РФ, как уже отмечалось, не принят. Положение о Федеральной службе государственной статистики содержит только норму отсылочного характера, в соответствии с которой функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности осуществляются Росстатом "в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации". Содержится, правда, еще упоминание о том, что Росстат имеет право "осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций". Заметим, что это именно право, а не полномочия. Аудит эффективности бюджетных расходов, выделяемых на ведение статистического учета, мог бы стать прекрасным механизмом внешнего контроля, однако он по-прежнему остается только желаемым в планах высшего органа государственного финансового контроля страны - Счетной палаты Российской Федерации. Сторонним негосударственным организациям перепроверить официальные статистические данные весьма затруднительно. Работы по статистическому учету очень трудоемкие и капиталоемкие. Одно дело, когда такую работу заказывают государственные ведомства (как в США), другое дело - делать то же самое за свой счет. Получается, что за неимением никакой другой статистической информации приходится довольствоваться официальной. Тем не менее ревизия того, что есть, необходима.
Альтернативная статистика
Кто следит за ценами. В широком смысле, за ценами следят все, от первых лиц государства, определяющих экономическую политику, до простых граждан, хотя бы изредка заходящих в магазины. Речь, однако, о тех, кто целенаправленно фиксирует уровень цен, проводит методичный ценовой мониторинг и использует собранную информацию для анализа и прогнозирования. Сразу следует отметить, что международные организации исключены из рассмотрения: хотя и Всемирный банк, и МВФ, и ОЭСР регулярно публикуют статистику цен, они опираются на данные национальных статистических служб и самостоятельно сбор первичных данных не проводят. Маркетинговые агентства. Анализ ценовой конъюнктуры - важнейшая составляющая маркетинга. Мониторинг цен, производимый маркетологами, как правило, один из наиболее оперативных и точных. Однако его недостаток в том, что анализируются цены на отдельных локальных рынках или же только по нескольким наименованиям товаров или услуг. Ни одна маркетинговая компания не в состоянии провести работу, сравнимую с работой Росстата, да это и не входит в ее задачи. Объединить же данные различных компаний практически невозможно, тем более что информация, как правило, "закрытая" и нигде не публикуется. Частные и некоммерческие организации. Помимо маркетинговых агентств статистику цен можно найти в материалах некоммерческих организаций и объединений. Впрочем, расчет на наличие подобной информации у отраслевых ассоциаций и союзов оказался обманчив. Как показал анализ функций более чем 100 российских ассоциаций, союзов и объединений, очень немногие из них ведут публичный мониторинг своих отраслей и рынков, и уж совсем редко кто предоставляет ценовую информацию. Что логично: задача отраслевых объединений в России - это, в первую очередь, лоббирование интересов своих членов в органах государственной власти и только во вторую - оказание консультационных услуг и стимулирование развития отрасли. К тому же в большинстве случаев статистика, приводимая этими организациями, опирается опять же на данные Росстата и не может рассматриваться как альтернативный источник информации. Распространяемые на рынках и площадях сборники типа "Товары и цены", "Услуги и цены" и им подобные содержат лишь коммерческие предложения отдельных товаров, притом в большинстве случаев без указания фактической цены продажи (в лучшем случае указывается нижняя планка - "от... рублей"). Прайс-листы компаний-производителей представляют собой не потребительские цены, а цену производителя. Крупные торговые сети не публикуют полных прайс-листов, рассматривая их как коммерчески ценную информацию. Имеющиеся прайс-листы интернет-магазинов, к сожалению, могут рассматриваться только как отдельные примеры динамики цен на продукты питания и бытовую технику, считать такие данные репрезентативными было бы неправильно. Министерства и ведомства. Деятельность многих государственных органов так или иначе связана с регулированием товарных рынков и рынков услуг. Между тем регулирование экономической системы невозможно без наличия данных о ее состоянии, и именно этим определяется потребность государственных органов в получении информации о ценах и тарифах. Использование же этой информации может быть различным, от нормативного регулирования динамики цен и тарифов до товарных интервенций на соответствующих рынках. Казалось бы, статистика цен должна размещаться на интернет-сайтах большинства министерств. Однако анализ электронных ресурсов Правительства РФ показал обратное. Лишь немногие из министерств и ведомств публикуют данные мониторинга цен и тарифов, и, более того, подавляющая часть публикуемой информации представляется со ссылкой на Росстат. Статистика Минсельхоза России. В этом министерстве предусматривается собственный, ведомственный, мониторинг цен на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания. Минсельхоз России отслеживает не только (да и не столько) потребительские цены, его интересует комплексная картина цен реализации и приобретения первичной продукции, сырья и материалов, цен производителей продуктов питания и тех цен, по которым продукция реализуется конечным пользователям - населению. Столь пристальное внимание к ценам объясняется функциями министерства: надо отслеживать ситуацию на товарных рынках, при необходимости выступать с товарными интервенциями, поддерживать прибыльность национального сельскохозяйственного производства. Процесс сбора и обработки статистической информации о потребительских ценах в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации примерно соответствует тому, как это делает Росстат, т.е. методика Минсельхоза России вполне проработанная и позволяет надеяться на получение достоверной статистической информации. Статистика Росстроя. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ежеквартально публикует справочную информацию о стоимости жилищно-коммунальных услуг и уровне их оплаты населением по Российской Федерации в целом и по отдельным ее регионам. Данные представлены на основании ежеквартальной формы статистической отчетности, получаемой из Федеральной службы государственной статистики на 45-й день после отчетного периода. Значит, из одной и той же отчетности Росстрой и Росстат формируют разные итоговые показатели в зависимости от целей их применения. Информация формируется и публикуется с задержкой, в частности, данные, датированные 17 января 2004 г., отражают ситуацию по состоянию на конец III квартала 2003 г. С учетом стоящей перед Росстроем задачи мониторинга и проверки обоснованности именно фактически установленных тарифов эта статистика вполне сопоставима с данными Росстата. Основным показателем, отражающим уровень тарифов, в статистике Росстроя является величина возмещения стоимости производства жилищно-коммунальных услуг за счет платежей населения в расчете на 1 кв. м общей площади жилья, в рублях. Это стоимость стандартного набора жилищно-коммунальных услуг, содержания и ремонта жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение, с учетом нормативов потребления и установленного уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг. К несомненному достоинству этого показателя относится то, что он реагирует не только на изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, но и на изменения нормативов их потребления, которые также влияют на суммарные коммунальные платежи. Ведь даже при неизменных тарифах то, сколько приходится платить населению за жилищно-коммунальные услуги, может измениться существенным образом. Это происходит за счет изменения нормативов потребления коммунальных услуг, при этом фактическая оплата услуг может как увеличиваться, так и уменьшаться.
Сравнительные недостатки и преимущества
И данные Росстата, и результаты исследований Минсельхоза России и Росстроя - это официальная информация. Так что никуда не денешься, получается, что официальная статистика противоречит сама себе и, как ни крути, приходится выбирать. В пользу данных Росстата говорит хотя бы то, что это крупнейший статистический орган, работающий по мировым стандартам статистических исследований. С точки зрения методологической обеспеченности показателей и, по-видимому, размера выборки конкурентов у него нет. Однако есть доводы и не в пользу Росстата. Причина в том, что отраслевая специализация других ведомств позволяет больше времени уделять сбору и обработке статистической информации. Условно говоря, перечень товаров, по которым собирает статистику специалист Минсельхоза России, гораздо уже, чем аналогичный перечень для специалиста из Росстата. Цифрам, представляемым Росстатом, как правило, "верят на слово", статистическая отчетность никем не проверяется. Не в пользу Росстата говорит и то, что его данные "под прицелом" из-за необходимости выполнения прогноза по снижению инфляции. Прогнозы социально-экономического развития и так отличаются низким качеством, первоначальные плановые цифры уточняются по нескольку раз. Однако в условиях, когда даже уточненный прогноз оказывается катастрофически далек от реальной картины, возникает большой соблазн слегка скорректировать статистику. Мониторинг Минсельхоза России и Росстроя ведется по сути в интересах только одной отрасли, вне которой о нем мало кто знает. Да и цели этого мониторинга совершенно иные, более узкие, чем глобальная задача макроэкономической стабилизации: контроль за ситуацией на рынках сельхозпродукции да проверка обоснованности фактических тарифов на коммунальные услуги. Ни с Минсельхоза России, ни с Росстроя никто не спрашивает за инфляцию по соответствующим товарам и услугам. Это естественным образом располагает ведомства к более объективной оценке показателей динамики цен и тарифов. Кроме того, если для Росстата статистика цен и тарифов - это прямая обязанность, то для отраслевых ведомств это прежде всего необходимость. Понятно, что во втором случае причин для максимально объективной оценки отслеживаемых ценовых тенденций гораздо больше.
Альтернативная инфляция
Если взять за основу не цифры Росстата, а альтернативную статистику цен, следует ожидать получения иного, отличного от официального, показателя роста потребительских цен в 2005 г. Сразу отметим, что получить альтернативную оценку роста потребительских цен в 2005 г. по всем товарным группам и услугам все равно не удастся. Статистика Минсельхоза России позволяет учесть в расчете общего альтернативного индекса показатели роста цен на продовольственные товары. Статистика Росстроя дает возможность учесть альтернативную оценку по стоимости жилищно-коммунальных услуг. Это, конечно, ключевая позиция в разделе "платные услуги населению", но ведь еще есть платные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п. Альтернативной оценки по росту тарифов на транспортные услуги тоже нет. Наконец, в оценке компании "ФБК" по объективным обстоятельствам будет отсутствовать альтернативная оценка по группе непродовольственных товаров. Как уже отмечалось, никто, кроме Росстата, не ведет соответствующей открытой статистики по данной товарной группе. Таким образом, альтернативная оценка совокупного индекса роста потребительских цен в 2005 г. рассчитывается на основе ряда ключевых (но не всех!) показателей. Сводный индекс потребительских цен в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом цен Росстат рассчитывает с учетом цены товара (услуги) в отчетном и базисном периодах и расходов на приобретение товара (услуги) в общих потребительских расходах населения базисного периода (формула Ласпейреса). Таким образом, сводный индекс цен представляет собой взвешенную сумму индексов цен товаров-представителей, где в качестве весов выступает доля расходов на указанный товар в общем объеме расходов потребителя. Для оценки того, насколько сильно возросла инфляция при неизменных весах, достаточно посчитать дополнительный вклад в инфляцию по каждому товару, принимая во внимание долю товара в общем объеме потребительских расходов. К сожалению, в силу отсутствия данных о доле в потребительских расходах отдельных товаров и услуг для расчета будем использовать среднее геометрическое индексов цен Минсельхоза России. По той же причине для цен на сахар-песок будут применены веса "сахар и кондитерские изделия" (3,1%), а вклад в инфляцию расхождения данных по яйцам куриным, маслу сливочному и крупам принят равным нулю (табл. 2).
Таблица 2
Сопоставление информации о ценах Минсельхоза России и Росстата за 2005 г.
————————————————————————T———————T————————————————————T———————————————T—————————Минсельхоз России ¦Среднее¦ Росстат ¦ Доля в ¦Коррекция ¦ ¦ ¦потребительских¦ ¦ ¦ ¦ расходах ¦ ¦ ¦ ¦ в 2003 г. <*> ¦ —————————————————T——————+———————+——————————————T—————+———————————————+—————————Говядина ¦129,89¦ 127,49¦Мясо и птица ¦118,6¦ 10,9 ¦ 0,97 I категории <**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ —————————————————+——————+ | | | | Говядина |131,27| | | | | II категории | | | | | | —————————————————+——————+ | | | | Свинина |128,23| | | | | III категории | | | | | | —————————————————+——————+ | | | | Мясо кур |124,93| | | | | I категории, | | | | | | включая бройлеров| | | | | | —————————————————+——————+ | | | | Окорочка куриные |123,31| | | | | —————————————————+——————+———————+——————————————+—————+———————————————+—————————Масло сливочное ¦110,3 ¦ 110,3 ¦Масло ¦108,2¦нет данных ¦ 0,00 ¦ ¦ ¦сливочное ¦ ¦ ¦ —————————————————+——————+———————+——————————————+—————+———————————————+—————————Сыры сычужные ¦119,14¦ 120,84¦Молоко и ¦110,5¦ 5,1 ¦ 0,53 твердые ¦ ¦ ¦молочная ¦ ¦ ¦ —————————————————+——————+ |продукция | | | Молоко 2,5% |121,81| | | | | жирности в | | | | | | пакетах | | | | | | —————————————————+——————+ | | | | Молоко цельное |121,58| | | | | разливное | | | | | | —————————————————+——————+———————+——————————————+—————+———————————————+—————————Яйцо куриное, ¦ 90,8 ¦нет данных ¦ 0,00 десяток ¦ ¦ ¦ —————————————————+——————+———————T——————————————T—————T———————————————+—————————Масло ¦104,74¦ 104,87¦Масло ¦102,1¦ 1 ¦ 0,03 подсолнечное ¦ ¦ ¦подсолнечное ¦ ¦ ¦ фасованное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ —————————————————+——————+ | | | | Масло |105,98| | | | | подсолнечное | | | | | | разливное | | | | | | —————————————————+——————+ | | | | Масло |103,89| | | | | подсолнечное | | | | | | фасованное | | | | | | импортное | | | | | | —————————————————+——————+———————+——————————————+—————+———————————————+—————————Рис шлифованный ¦109,04¦ 105,46¦Крупа и ¦100,2¦нет данных ¦ 0,00 ¦ ¦ ¦бобовые ¦ ¦ ¦ —————————————————+——————+ | | | | Крупа гречневая |101,99| | | | | ядрица | | | | | | —————————————————+——————+———————+——————————————+—————+———————————————+—————————Хлеб пшеничный из¦115,31¦ 102,80¦Хлеб и ¦103 ¦ 6,5 ¦ -0,01 муки высшего ¦ ¦ ¦хлебобулочные ¦ ¦ ¦ сорта ¦ ¦ ¦изделия ¦ ¦ ¦ —————————————————+——————+ | | | | Мука пшеничная | 91,65| | | | | высшего сорта | | | | | | —————————————————+——————+———————+——————————————+—————+———————————————+—————————Сахар-песок ¦104,17¦ 104,17¦Сахар-песок ¦ 99,9¦ 3,1 ¦ 0,13 —————————————————+——————+———————+——————————————+—————+———————————————+—————————Картофель ¦133,75¦ 135,59¦Плодоовощная ¦114,3¦ 3,1 ¦ 0,66 продовольственный¦ ¦ ¦продукция ¦ ¦ ¦ —————————————————+——————+ | | | | Свекла столовая |136,43| | | | | —————————————————+——————+ | | | | Морковь столовая |140,06| | | | | —————————————————+——————+ | | | | Лук репчатый |123,41| | | | | —————————————————+——————+ | | | | Капуста |145,28| | | | | белокочанная | | | | | | —————————————————+——————+———————+——————————————+—————+———————————————+—————————Итого ¦ 2,30 —————————————————————————————————————————————————————————————————————+————————— ————————————————————————————————<*> Для корректности расчетов необходимо было использовать данные по доле в потребительских расходах в 2004 г. Однако при отсутствии такой информации (она будет обнародована Росстатом позднее), а также учитывая тот факт, что эти данные не могли измениться за один год существенным образом, авторы сочли нужным использовать в расчетах данные 2003 г. <**> Все продукты отечественного производства.
Различие в оценке цен на жилищно-коммунальные услуги Росстроя и Росстата также вносит свою корректировку: (130,7 - 133,0) х 7,2% = -0,17. Этот упрощенный расчет показывает, что различие между фактической и официально оцениваемой инфляцией может достигать более 2%, а значит, реальная инфляция в 2005 г. составляла 13% вместо официальной 10,9%. Если учесть, что основа альтернативной оценки - это учет иных, отличных от официальных показателей инфляции только по ряду товарных групп и услуг, то правомерно будет сделать вывод о том, что новый показатель инфляции является минимальным, т.е. инфляция в 2005 г. составила не менее 13%. Те допущения, на которые пришлось по объективным обстоятельствам пойти авторам исследования, являются не столь существенными, чтобы серьезным образом скорректировать рассчитанный альтернативный показатель. Таким образом, рост потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги в 2005 г., рассчитанный с использованием альтернативной статистики, существенным образом отличается от официального показателя (110,9%) и превышает 113%. Необходимы серьезные изменения в организации статистического учета в Российской Федерации. Официальный статистический учет по примеру зарубежных стран могут и должны вести не сами органы власти, как это происходит сегодня в России, а специализированные организации по заказу властей. Также необходима децентрализация статистики. Такой порядок будет в большей степени гарантировать достоверность показателей статистического учета.
И.А.Николаев Директор департамента стратегического анализа компании "ФБК"
А.М.Калинин Ведущий эксперт компании "ФБК"
О.С.Точилкина Эксперт компании "ФБК" Подписано в печать 28.02.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |