Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О некоторых инициативах по укреплению взаимодействия внешнего и внутреннего аудита ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 3)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 3

О НЕКОТОРЫХ ИНИЦИАТИВАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Одним из наиболее важных компонентов корпоративного управления является внутренний аудит как функция, обеспечивающая оценку надежности, качества управления, состояния внутреннего контроля в организации. Задача построения эффективных систем управления рисками и внутреннего контроля стоит перед органами управления банка - Советом директоров и Правлением, и внутренний аудит оказывает органам управления содействие в решении этой задачи, применяя комплексный, системный подход, независимый от позиции бизнес-подразделений организации.

Органы управления заинтересованы в высоком качестве выполнения самой функции внутреннего аудита, привлечении в это подразделение квалифицированных специалистов, которые смогут не только проверить выполнение другими подразделениями своих задач, но и принести пользу организации в целом, предлагая возможные пути решения возникающих проблем и выявляя возможности более эффективного использования ресурсов. Аналогичные задачи и проблемы возникают и перед внешними аудиторами.

Потребность в повышении квалификации риск-менеджеров, контролеров и аудиторов для банков увеличивается также в связи с введением нового Соглашения о достаточности капитала "Базель II". В условиях интенсивного развития банковского бизнеса и ограниченности кадровых ресурсов руководитель службы внутреннего аудита прежде всего должен укомплектовать службу высококвалифицированными кадрами, разумно распределить задачи между имеющимися сотрудниками и спланировать свою работу с учетом рисков, которые могут возникнуть при проведении банковских операций. Одним из распространенных в международной практике способов решения внутренним аудитором задач повышенной сложности является привлечение на временной, контрактной основе внешних аудиторских фирм и консультантов (так называемый аутсорсинг). Однако для российских банков этот вариант практически запрещен, в связи с чем даже небольшие банки вынуждены создавать избыточные контрольные службы и укомплектовывать их дорогостоящими кадрами с высокой квалификацией.

Учитывая интересы всего аудиторского сообщества, Институтом внутренних аудиторов в 2004 - 2005 гг. были предприняты несколько инициатив, направленных на укрепление взаимодействия внешних и внутренних аудиторов, а также на расширение признания квалификационных аттестатов внешних и внутренних аудиторов.

Предложения по внесению изменений

в Закон об аудиторской деятельности <1>

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Рассмотрев проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (далее - проект Закона в варианте, представленном Правительством РФ в Государственную Думу), Институт внутренних аудиторов предложил внести в Закон об аудиторской деятельности (далее - базовый Закон) некоторые дополнения и изменения, направленные на совершенствование правового обеспечения функций внутреннего контроля и аудита в организациях, деятельность которых носит публичный характер.

Необходимость совершенствования правового обеспечения контрольных функций в таких организациях связана прежде всего с наличием в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 95) и Федеральном законе от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (ст. 25) положений, предусматривающих создание в Банке России и ГК "Агентство по страхованию вкладов" подразделений (служб) внутреннего аудита, но не раскрывающих понятия "внутренний аудит". В других законодательных актах это понятие также не раскрывается, хотя используется в различных нормативных актах.

Рекомендации об использовании при планировании и осуществлении аудита информации о состоянии внутреннего контроля аудируемого лица, содержащиеся в Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696, по нашему мнению, не носят обязательного характера для аудируемых лиц и не полностью раскрывают содержание понятия "внутренний аудит".

Кроме того, рядом нормативных актов государственных органов регулирования финансовых рынков предусматривается создание подразделений (служб) внутреннего контроля (аудита) в кредитных организациях, организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг. Из наиболее важных ведомственных нормативных актов в данном случае следует назвать Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" и Кодекс корпоративного поведения, введенный Распоряжением ФКЦБ России от 4 апреля 2002 г. N 421/р. Определения понятия "внутренний аудит", а также сферы компетенции служб внутреннего контроля (аудита) при этом не согласованы в разных документах и могут вызывать различные недоразумения.

Необходимо также отметить многочисленные факты существования служб внутреннего аудита и широкое распространение в последнее время практики создания специализированных подразделений внутреннего контроля и (или) аудита в страховых организациях и организациях, привлекающих инвестиции и займы на внешних рынках, с учетом рекомендаций международных профессиональных ассоциаций и требований национального законодательства в странах происхождения инвесторов. Роль и значение внутреннего аудита в управлении предприятием в настоящее время оценена бизнесом. Наличие подразделения внутреннего аудита является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов, повышает инвестиционную привлекательность предприятий. Правила крупнейших фондовых бирж предусматривают выполнение функции внутреннего аудита на предприятии-эмитенте для того, чтобы ценные бумаги попали в котировальный лист биржи.

Как следствие, пробел в законодательстве, во-первых, препятствует появлению стимула для повышения уровня внутреннего контроля в организациях, выполняющих наиболее рискованные финансовые операции со средствами клиентов, и на предприятиях, деятельность которых носит публичный характер (кредитные организации, страховые организации, организации - профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственные и муниципальные предприятия, учреждения, предприятия с долей государственной и (или) муниципальной собственности в уставном капитале свыше 50%, предприятия, являющиеся естественными монополиями).

Во-вторых, лишает возможности квалифицированных специалистов, аттестованных Минфином России в качестве аудиторов, сохранять действующий статус квалификационного аттестата аудитора при смене места работы в аудиторской организации на аналогичную работу в аудируемой организации.

С учетом изложенного и руководствуясь Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита (утверждены Институтом внутренних аудиторов, редакция 2004 г. <2>), предложено внести изменения и дополнения в первую статью проекта Закона.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (редакция 2004 г.) в переводе на русский язык размещены на сайте российского Института внутренних аудиторов.

1. В п. 2 ст. 1 законопроекта относительно ст. 1 базового Закона внести дополнение следующего содержания:

"Внутренний аудит - деятельность работников аудируемых лиц по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности аудируемых лиц. Внутренний аудит помогает достичь поставленные цели, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления".

2. В п. 8 ст. 1 законопроекта относительно ст. 7 базового Закона - дополнение следующего содержания:

"Подразделение внутреннего аудита создается в обязательном порядке в кредитных организациях, страховых организациях, организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг, в государственных и муниципальных предприятиях, учреждениях, предприятиях с долей государственной и (или) муниципальной собственности в уставном капитале свыше 50%, а также предприятиях, являющихся естественными монополиями".

3. В п. 9 ст. 1 законопроекта относительно ст. 9 базового Закона - дополнение следующего содержания:

"Порядок формирования и деятельности подразделения внутреннего аудита определяется высшим органом управления аудируемого лица, а в аудируемых лицах, являющихся акционерными обществами, - Советом директоров (Наблюдательным советом) общества".

4. В п. 14 "а" ст. 1 законопроекта относительно ст. 16 базового Закона - изменение текста в абз. 3:

нынешняя редакция:

"пункт "6" дополнить словами ", за исключением... работников подразделений внутреннего контроля кредитных организаций, на которых в соответствии с их должностными инструкциями возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской отчетности данных кредитных организаций...";

предлагаемая редакция:

"пункт "6" дополнить словами ", за исключением... работников подразделений внутреннего аудита предприятий и организаций, подлежащих обязательному аудиту, работников подразделений кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, на которых в соответствии с их должностными инструкциями возложены обязанности по осуществлению внутреннего аудита или внутреннего контроля за деятельностью организации..."

Указанные предложения были обсуждены на встречах членов Института, рассмотрены на заседании комитета по банковскому аудиту Ассоциации российских банков 25 апреля 2005 г., направлены в Минфин России, Федеральную антимонопольную службу, а также в Государственную Думу для использования в работе над законопроектом. Изменения, внесенные в действующий Закон в связи с принятием 2 февраля 2006 г. Федерального закона N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", коснулись лишь процедурных вопросов выбора аудиторов, оказывающих услуги государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям и аналогичным субъектам. По существенным вопросам Закона об аудиторской деятельности изменений не было внесено.

Международное признание российских сертификатов

По инициативе российского филиала Института внутренних аудиторов в перечень видов профессиональных сертификатов (дипломов, аттестатов), принимаемых в зачет четвертой части экзамена для получения профессиональной степени "Дипломированный внутренний аудитор", в 2005 г. включена одна из самых известных российских квалификационных категорий - квалификационный аттестат аудитора, выдаваемый Минфином России.

Учитывая, что организация в Российской Федерации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов возложена на Минфин России, Институт внутренних аудиторов обратился в департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Минфина России за содействием в заполнении заявки, представляемой для рассмотрения Регентскому Совету The Institute of Internal Auditors (Института внутренних аудиторов) <1> для получения признания квалификационного аттестата аудитора в зачет четвертой части экзамена CIA.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> The Institute of Internal Auditors (Институт внутренних аудиторов) является международной профессиональной ассоциацией внутренних аудиторов, объединяющей под своим началом более 100 000 человек более чем в 100 странах. Российский филиал Института образован в 2000 г.

Такое содействие было получено, и в июле 2005 г. соответствующее ходатайство <1> было направлено в Регентский Совет The Institute of Internal Auditors, который принял в октябре 2005 г. решение о признании первого российского сертификата (краткое наименование RAQC <2>). В качестве приложения к ходатайству в Регентский Совет направлен комплект документов, регулирующих порядок аттестации аудиторов в России, переведенный на английский язык впервые.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Ходатайство составлено при помощи членов Института, экспертов Международной Финансовой Корпорации и аудиторских фирм KPMG, ФБК, Эрнст энд Янг.

<2> RAQC (Russian Auditor's Qualifications Certificate) - квалификационный аттестат аудитора, выдаваемый Минфином России.

Решение Регентского Совета было основано на следующем:

- для подготовки к сдаче квалификационных экзаменов на получение аттестата аудитора по российским стандартам требуется изучить большой объем информации не только о правилах учета операций, но и другие многочисленные вопросы по всему спектру корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля и аудита;

- существуют особенности российской практики планирования, ведения бизнеса и переговоров, организации управления, и вообще среда бизнеса отличается от зарубежной.

Кроме того, в целом требования к кандидатам на получение сертификата CIA и квалификационного аттестата аудитора в Российской Федерации, а также система аттестации аудиторов в Российской Федерации и аналогичные международные системы аттестации имеют много общего.

Информация о решении Регентского Совета The Institute of Internal Auditors доведена до Минфина России и 24 ноября 2005 г. рассмотрена на заседании Совета по аудиторской деятельности при Минфине России.

Программа сдачи экзаменов на получение профессиональной степени по внутреннему аудиту "Дипломированный внутренний аудитор" (Certified Internal Auditor или CIA) разработана и администрируется Институтом внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors, IIA), основанным в 1941 г. в США.

Сертификат CIA является единственным международным сертификатом для внутренних аудиторов и одним из наиболее ценимых профессиональных сертификатов в мире (наряду с CPA, CMA, ACCA, CIMA). Требования к теоретической и практической подготовке для сдачи экзамена позволяют кандидату на получение степени CIA систематизировать и улучшить знания в области внутреннего аудита и управления рисками. Получение сертификата CIA повышает статус и подтверждает профессиональную квалификацию его обладателя, являясь свидетельством высокого класса специалиста и открывая путь к успешному развитию карьеры. Экзамен принимается дважды в год - в мае и ноябре. Экзамен можно сдавать в более чем 200 городах мира на английском, французском, немецком, испанском, итальянском, иврите, китайском и некоторых других языках. В перспективе экзамен планируется проводить и на русском языке. С 1974 г., когда экзамен был проведен в первый раз, звание CIA получили около 47 000 профессионалов по всему миру. С ноября 2000 г. экзамен проводится в Москве.

Первая часть экзамена "Роль внутреннего аудита в процессах управления рисками, контроля и корпоративного управления" посвящена знанию Профессиональных стандартов внутреннего аудита, определению понятий внутреннего аудита, внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления, роли и задачам внутреннего аудита, вопросам определения приоритетов деятельности внутреннего аудита, а также планирования и подготовки аудиторских заданий.

Вторая часть "Проведение аудиторских заданий" посвящена вопросам методологии проведения внутреннего аудита и других аудиторских заданий, аудиторского инструментария, общим вопросам на тему мошенничества.

Третья часть "Бизнес-анализ и информационные технологии" включает в себя следующие разделы: "Бизнес-процессы", "Финансы и финансовый учет", "Управленческий учет" "Законодательное регулирование", "Информационные технологии".

Четвертая часть "Навыки управления бизнесом" включает разделы: "Стратегическое планирование", "Глобальная среда бизнеса", "Организационное развитие", "Управленческие навыки", "Навыки ведения переговоров". В зачет четвертой части экзамена ("экстерном") могут быть приняты другие признанные сертификации в области аудита и управления (например, ACCA, CPA, CMA, CIMA), а также сертификаты по специализированным экзаменам Института внутренних аудиторов:

CGAP - дипломированный аудитор государственных организаций;

CCSA - дипломированный специалист по самооценке контроля;

CFSA - дипломированный аудитор финансовых организаций.

RAQC на равных с указанными сертификациями является одним из тех документов, которые позволяют засчитывать четвертую часть экзамена CIA.

Работа по аналогичному признанию других российских квалификационных аттестатов будет продолжена.

Д.В.Малыхин

Дипломированный внутренний аудитор

Подписано в печать

28.02.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Новое в Международных стандартах аудита: документирование аудита ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 3) >
Статья: Альтернативная инфляция ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.