|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Вычет входного НДС по нормируемым для целей налогообложения прибыли расходам ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 8)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 8
ВЫЧЕТ ВХОДНОГО НДС ПО НОРМИРУЕМЫМ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДАМ
Согласно действующему законодательству, для того чтобы организация могла принять к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), необходимо единовременное выполнение условий, указанных в п. 1 ст. 172 и п. 2 ст. 171 НК РФ, а именно: использование товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, облагаемых НДС; фактическое оприходование товаров (работ, услуг); наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры поставщика. С 1 января 2006 г. отменено обязательное условие оплаты товаров (работ, услуг) для принятия НДС к вычету. Однако подтверждать фактическую уплату сумм налога все же придется импортерам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и налоговым агентам. Дополнительные условия применения налоговых вычетов распространяются только на отдельные случаи, прямо предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, п. 7 ст. 171 НК РФ определено, что если расходы принимаются для целей налогообложения прибыли по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. В данном пункте Кодекса упоминаются только расходы на командировки и представительские расходы. Однако в соответствии с Письмом Минфина России от 11.11.2004 N 03-04-11/201 суммы НДС, относящиеся к расходам на рекламу, подлежат вычету в размере, соответствующем нормативу, применяемому для целей налога на прибыль организаций. То есть действие абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ распространяется и на другие расходы, нормируемые в целях налогообложения прибыли. Аналогичной позиции придерживаются и арбитражные суды: Постановления ФАС МО от 27.05.2005 N КА-А40/4502-05 и ФАС ЗСО от 21.07.2004 N Ф04-5004/2004. Если расходы организации связаны с потерями и недостачами при хранении материально-производственных запасов, то необходимо определить, превышены ли нормы естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). По расходам в пределах норм НДС ставим к вычету. Если норма превышена, НДС в части превышения к вычету предъявить нельзя (Письмо Минфина России от 05.11.2004 N 03-04-11/196). При этом суммы НДС, относящиеся к сверхнормативным расходам, не могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль.
Пример. Выручка от реализации (без НДС) ООО "Икс" в 2006 г. составляет за I квартал - 4 000 000 руб., за полугодие - 11 000 000 руб. На рекламу предприятие тратит ежемесячно 17 700 руб. (в том числе НДС 2700 руб.). Расчет предельного размера НДС, который можно принять к вычету по расходам на рекламу, представлен в таблице.
——————————T———————————T—————————————————————T—————————————————¬ | | Выручка от| Предельный размер |Предельный размер| | |реализации,| расходов на рекламу,|НДС, принимаемого| | | руб. |уменьшающий налоговую| к вычету, руб. | | | | базу по налогу на | | | | | прибыль, руб. | | +—————————+———————————+—————————————————————+—————————————————+ |I квартал| 4 000 000| 40 000 | 7 200 | | | | (4 000 000 х 1%) | (40 000 х 18%) | +—————————+———————————+—————————————————————+—————————————————+ |Полугодие| 11 000 000| 110 000 | 19 800 | | | | (11 000 000 х 1%) | (110 000 х 18%) | L—————————+———————————+—————————————————————+—————————————————— Налоговым периодом по НДС является месяц или квартал в зависимости от размера выручки от реализации. С 1 января 2006 г. для налогоплательщиков с суммами выручки от реализации без учета НДС, не превышающими в течение квартала 2 млн руб. в месяц, налоговый период устанавливается как квартал. По итогам первого квартала организация не может принять к вычету весь НДС, предъявленный поставщиком. Во II квартале из-за увеличения размеров выручки от реализации НДС по рекламным расходам, осуществленным во II квартале, принимается к вычету. Часть сверхнормативного НДС, не принятого к вычету по итогам I квартала, логично было бы предъявить к вычету во II квартале. Однако делать этого нельзя (согласно упомянутому Письму Минфина России N 03-04-11/201). Если налогоплательщик будет в течение года "довключать" в состав вычетов суммы НДС по расходам на рекламу, которые по мере увеличения размера выручки укладываются в норматив, признаваемый для целей налогообложения прибыли, такие действия могут привести к спору с налоговой инспекцией. В бухгалтерском учете хозяйственные операции отражаются следующим образом.
————————————————————————————T—————T——————T——————T——————————————————¬ | Наименование хозяйственной|Дебет|Кредит|Сумма,|Первичный документ| | операции | | | руб. | | +———————————————————————————+—————+——————+——————+——————————————————+ | I квартал | +———————————————————————————T—————T——————T——————T——————————————————+ |Отражены расходы на рекламу| 26 | 60 |45 000|Акт сдачи—приемки | | | (44)| | |рекламных услуг | +———————————————————————————+—————+——————+——————+——————————————————+ |Отражена сумма НДС по | 19 | 60 | 8 100|Счет—фактура | |расходам на рекламу | | | |поставщика | +———————————————————————————+—————+——————+——————+——————————————————+ |Оплачена стоимость | 51 | 60 |53 100|Выписка банка | |рекламных услуг | | | | | +———————————————————————————+—————+——————+——————+——————————————————+ |Принят к вычету НДС | 68 | 19 | 7 200|Счет—фактура | |по рекламным расходам | | | |поставщика, | |в пределах норматива | | | |бухгалтерская | | | | | |справка—расчет | +———————————————————————————+—————+——————+——————+——————————————————+ |Отражен в составе | 91—2| 19 | 900|Счет—фактура | |внереализационных расходов | | | |поставщика, | |НДС, не принятый к вычету | | | |бухгалтерская | |по расходам на рекламу | | | |справка—расчет | +———————————————————————————+—————+——————+——————+——————————————————+ | II квартал | +———————————————————————————T—————T——————T——————T——————————————————+ |Отражены расходы на рекламу| 26 | 60 |45 000|Акт сдачи—приемки | | | (44)| | |рекламных услуг | +———————————————————————————+—————+——————+——————+——————————————————+ |Отражена сумма НДС по | 19 | 60 | 8 100|Счет—фактура | |расходам на рекламу | | | |поставщика | +———————————————————————————+—————+——————+——————+——————————————————+ |Оплачена стоимость | 51 | 60 |53 100|Выписка банка | |рекламных услуг | | | | | +———————————————————————————+—————+——————+——————+——————————————————+ |Принят к вычету НДС по | 68 | 19 | 8 100|Счет—фактура | |рекламным расходам | | | |поставщика, | | | | | |выписка банка | L———————————————————————————+—————+——————+——————+——————————————————— Следует отметить, что ст. 7 НК РФ предусмотрено применение правил и норм международных договоров Российской Федерации, если такими договорами установлены иные правила и нормы, касающиеся налогообложения, не предусмотренные Кодексом. Например, в п. 3 Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 г. указано, что расходы на рекламу, понесенные российской компанией с немецким участием, для целей обложения налогом на прибыль подлежат включению в себестоимость продукции в полном объеме. Таким образом, если российская организация со 100-процентным участием немецкого капитала осуществляет расходы на рекламу, то для целей налога на прибыль принимаются все затраты без каких-либо ограничений. К вычету соответственно принимается сумма НДС, уплаченная при осуществлении рекламных расходов. Данная позиция высказана в Письме Минфина России от 15.06.2003 N 04-03-08/32, Постановлениях ФАС МО от 06.06.2001 N КА-А40/2680-01, от 29.07.2003 N КА-А41/5030-03.
О.Бирюкова Консультант КГ "Что делать Консалт" Подписано в печать 22.02.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |