Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: И вновь о "лжеэкспорте" ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 5)



"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 5

И ВНОВЬ О "ЛЖЕЭКСПОРТЕ"

Общеизвестно, что преступлением номер один в России в налоговой сфере является незаконное возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета при осуществлении экспортных операций.

Схема мошенничества проста. В сделке участвуют две (или более) компании. Одна "белая" - законопослушная, добросовестная, ведущая бухгалтерский и налоговый учет, имеющая реальных учредителей, офис и проч. Вторая - "серая", в народе называемая "фонарем".

"Фонарь" зарегистрирован на лиц, которые не имеют никакого к нему отношения (например, по утерянному паспорту), не находится по заявленному адресу, в штате числится, как правило, один человек (реже два), не ведет учет, не сдает отчетность и, естественно, не платит никаких налогов. В лучшем случае в налоговый орган подается "нулевая" декларация, говорящая о том, что деятельность организация не ведет и ничего государству не должна.

Между партнерами заключается договор поставки, в котором поставщиком выступает "фонарь", а покупателем - добросовестная организация. Оговоримся сразу, что пока будем считать "белую" компанию априори добросовестной. Затем товар поставляется на экспорт, при этом налоговая ставка равна 0%.

Как известно, НДС является внутренним налогом и "не пересекает" границу государства. Следовательно, при реализации товара на экспорт налогообложение производится по нулевой ставке, а государство возвращает экспортеру ранее уплаченный им поставщику товара налог. При этом НДС является и "зеркальным" налогом - один платит налог в бюджет (поставщик), другой возмещает (покупатель).

Все было бы хорошо, если бы не природная смекалка наших людей и жажда быстрого и легкого обогащения. Достаточно того, чтобы поставщик не выполнил своих обязательств, а покупатель, наоборот, все сделал правильно, как предписывают нормы бухгалтерского и налогового законодательства.

В результате покупателю государство возмещает уплаченный налог за счет собственных средств, так как поставщик полученный НДС в бюджет не перечислил. Поймать и наказать "фонарь" за налоговые правонарушения практически невозможно (слишком большое количество их существует, они не находятся по зарегистрированным адресам, учредители - подставные лица).

Что делать налоговым органам в такой ситуации? Наказать добросовестного плательщика, не предоставив ему вычет (или возврат) налога, ранее уплаченного поставщику, что, собственно, и делается повсеместно.

Мотивировка проста: поставщик товара существует только на бумаге, реально налог в бюджет не уплачивает, значит, и возврата покупателю не будет.

Незаконно? Да, незаконно. Однако во всех ли случаях это бездействие налоговых органов незаконно? Не всегда, на что и указал Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении от 13 декабря 2005 г. N 10053/05.

Классическая ситуация: существуют изначальный поставщик полуфабрикатов (сырья), производитель продукции (завод, фабрика) и конечный российский покупатель, который и проводит экспортные операции (торговый дом).

В ходе налоговой проверки установлено, что по принятой нами терминологии поставщики сырья являются "фонарями", а производитель и экспортер - "белыми" компаниями.

В результате налоговый орган отказал экспортеру в возврате ранее уплаченного производителю НДС за поставленную продукцию. Организация обратилась в арбитражный суд и выиграла спор с государственным налоговым органом в трех инстанциях.

Все суды, отказывая налоговому органу, исходили из факта представления организацией необходимых документов, подтверждающих факт экспорта товара и, следовательно, правомерность применения ставки 0%.

Небольшое отступление, позволяющее нам понять экономику расчета НДС при экспортных операциях: у экспортера, как, впрочем, и у любой организации, возникают два НДС - "исходящий" и "входящий". Разница лишь в том, что "исходящий" налог в рублевом выражении равен нулю, так как к налоговой базе применяется ставка 0%. "Входящий" же налог у экспортера ничем не отличается от налога других компаний.

Что может оспаривать налоговая инспекция? Можно оспаривать факт экспорта, т.е. заставить экспортера включить в налоговую базу обороты по реализации и заплатить налог в бюджет. В этом случае организации следует подтвердить факт реального экспорта, в противном случае получается лжеэкспорт, мошенничество и, как результат, уголовное преступление.

Можно отказать в возмещении (вычете) "входного" налога, мотивируя это тем, что поставщики продукции ("фонари") не перечислили полученный от покупателя налог в бюджет.

Очень часто встречается и третий вариант: факт экспорта подтвержден, с поставщиками все нормально, оплата поступила, но деньги налоговая инспекция просто не возвращает без всякой мотивировки. Тогда оспаривается бездействие государственного органа.

Как правило, в жизни складывается комбинация всех описанных ситуаций, что создает некую путаницу при анализе таких судебных дел.

Итак, вернемся к нашему делу. Продавец в трех инстанциях подтвердил факт экспорта, т.е. нулевую ставку, и право на возврат налога из бюджета.

В высшей судебной инстанции налоговые органы оспаривают реальность сделки, заявляют о фиктивности производства товара и наличии сомнительных поставщиков.

В ходе налоговой проверки установлено, что из трех фирм-поставщиков две зарегистрированы по несуществующим адресам, одна не находится по указанному адресу, одно и то же лицо является и директором, и главным бухгалтером, и учредителем в этих организациях. Физические лица, числящиеся учредителями в трех организациях, не имеют к ним никакого отношения.

В итоге ВАС РФ вернул дело на новое рассмотрение в первую инстанцию, указав, что суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных документов, а должен оценить все доказательства в совокупности.

Знал ли экспортер, что его поставщики являются фиктивными компаниями, не платящими налоги? Умышленно ли экспортер взял себе в партнеры организации с более чем сомнительной репутацией? Имел ли возможность добросовестный экспортер проверить своих поставщиков?

Ответив на эти вопросы, можно будет принять либо сторону суда и налогового органа, либо с ними не согласиться.

Из всего сказанного автор склоняется к мнению, что экспортер, мягко говоря, не совсем чист. Мало того, что сам стал участником махинаций, еще и привлек к этому всех добросовестных плательщиков.

Какой вывод сделает налоговая служба? Если в цепочке контрагентов есть хотя бы один "фонарь", вычет налога можно не предоставлять. Причем это может быть контрагент второго, третьего и прочего порядка.

Хочется верить, что суды на местах прислушаются к голосу разума и не позволят распространиться объективному вменению вины, т.е. ответственности "за того парня".

А.Г.Олесьев

Эксперт

Подписано в печать

21.02.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговые последствия изменений в главу 25 НК РФ ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 5) >
Вопрос: Российская организация реализует нефтепродукты на экспорт за пределы Республики Беларусь, на территории которой оказывает услуги по прокачке нефти предприятиям, зарегистрированным в Белоруссии. В каком порядке российская организация должна исчислять и уплачивать НДС? ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.