Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Упрощенная система налогообложения ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 7)



"Учет. Налоги. Право", 2006, N 7

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Тамара Михайловна Ухина, главный государственный налоговый инспектор отдела ресурсных, имущественных и прочих налогов УФНС России по г. Москве.

- Добрый день. Наша организация применяет "упрощенку". В течение года вносили авансовые платежи. На конец года вышли на минимальный налог. Сегодня увидела информацию, что 10 процентов от суммы авансовых платежей мы можем зачесть в счет уплаты минимального налога. Действительно ли это так?

- Это возможно. У нас единый налог распределяется в таком порядке. 90 процентов его суммы идет в городской бюджет и 10 процентов - во внебюджетные фонды. А 60 процентов минимального налога идет в Пенсионный фонд и 40 процентов также во внебюджетные фонды. На основании п. 5 ст. 78 НК РФ если платеж направляется в тот же бюджет или внебюджетный фонд, то его часть по заявлению налогоплательщика может быть зачтена.

* * *

- Я работаю главным бухгалтером у индивидуального предпринимателя. Он применяет упрощенную систему. Индивидуальные предприниматели не ведут кассовую книгу...

- Я бы не говорила это так категорично. Кто-то ведет, а кто-то нет.

- Дело в том, что у нас проводилась проверка. Инспектор сказал, что есть Письмо УМНС России по г. Москве от 09.12.2004 N 11-15/79625, где идет речь об обязанности предпринимателей вести кассовую книгу, приходные и расходные ордера. То есть точно так же, как и организации. Правомерно ли это?

- Давайте уточним. Письмо, о котором вы говорите, не носит разъяснительный характер. Но в нем есть указание на Письмо МНС России от 12.10.2004 N 14-1-04/4175. В последнем прямо сказано, что Порядок ведения кассовых операций в РФ <*> распространяется в том числе и на индивидуальных предпринимателей. Кроме того, по мнению ФНС России <**>, индивидуальные предприниматели обязаны руководствоваться Порядком ведения кассовых операций, так как "упрощенцы" обязаны вести кассовые операции (ст. 346.11 НК РФ). А п. 22 этого Порядка как раз и устанавливает, что все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Кстати, это совсем несложно. Ведь у вас, видимо, розничная торговля, и вы, применяя ККТ, уже ведете книгу кассира-операциониста.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Утвержден Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40.

<**> Письмо ФНС России от 14.11.2005 N 22-2-16/2075.

- В обязательном порядке...

- Соответственно, вы ежедневно или в конце смены сдаете выручку по приходному кассовому ордеру в кассу. Остается только сделать запись в кассовой книге, отразив в ней приход полученной за день выручки.

- Нет, мы приходный кассовый ордер не заполняем.

- А вот это неправильно. Одних данных книги кассира-операциониста не всегда достаточно для того, чтобы определить, какая сумма выручки прошла за день. Кстати, сколько у вас кассовых аппаратов и на основании каких документов вы все-таки учитываете выручку?

- Кассовых аппаратов у нас три, а выручку в Книге учета доходов и расходов мы отражаем по данным Z-отчетов.

- Вот видите. У вас ежедневно должно быть как минимум три приходных ордера на сумму полученной выручки по каждому из трех кассовых аппаратов. Кроме того, Книга учета доходов и расходов заполняется в хронологической последовательности на основе первичных документов. А ими как раз и являются приходные и расходные кассовые ордера. В отличие от Z-отчета, который подтверждает размер полученной выручки, отражаемой в приходном ордере. Кроме того, у вас ведь могут быть и расходы, произведенные подотчетным лицом. Их вы сможете учесть только на основе утвержденных авансовых отчетов, как это предусмотрено Порядком ведения кассовых операций.

* * *

- Наша организация работает на упрощенной системе с объектом налогообложения "доходы минус расходы". В декабре 2005 г. мы заключили договор и получили счет на оплату расходов за участие в выставке в марте 2006 г. Счет оплатили частично. Вторую часть оплатили в феврале этого года. Когда я могу учесть эти расходы?

- Скажите, эта выставка как-то связана с деятельностью вашей организации?

- На этой выставке мы представляем свою продукцию.

- Тогда расходы вы сможете учесть только после проведения выставки. Это связано с необходимостью соблюдения двух условий: факта принятия расхода и факта его оплаты. При этом датой признания расходов будет последняя по времени дата: либо день оплаты, либо дата проведения выставки. Расходы у вас фактически оплачены. Осталось только принять участие в выставке.

- То есть, если акт и будет в марте, я смогу признать расходы?

- Совершенно верно. Тогда в Книге учета доходов и расходов вы запишете операцию по списанию на расходы затрат на участие в выставке. Здесь же укажете платежные документы от декабря прошлого года и февраля текущего и акт выполненных работ, датированный мартом.

* * *

- Мы применяем "упрощенку" и арендуем помещение у муниципалитета. В этом случае мы перечисляем НДС как налоговый агент. Имеем ли мы право на вычет налога?

- Нет, права на вычет вы не имеете, так как не признаетесь плательщиком НДС. А какой у вас объект налогообложения?

- Доходы, уменьшенные на величину расходов...

- Тогда вам волноваться нечего. Этот налог, как и стоимость самой аренды, вы включаете в расходы. Это предусмотрено соответственно пп. 4 и 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

* * *

- Беспокоит бухгалтер организации, применяющей упрощенную систему. Мы столкнулись с такой проблемой. При заполнении платежного поручения на перечисление единого налога вместо реквизитов нашей налоговой инспекции ошибочно были указаны данные другой инспекции. Как в этом случае исправить ошибку?

- В этой ситуации у вас на карточке, которая ведется в вашей инспекции, возникает недоимка. А на счете другой инспекции возникает неизвестный платеж. Поэтому надо срочно заново перечислить налог, указав правильные реквизиты вашей инспекции, и, соответственно, вернуть деньги из другой инспекции.

- А каким образом это нужно сделать?

- Надо написать письмо в инспекцию, в которую вы ошибочно перечислили деньги, с просьбой вернуть их на ваш счет.

- А пени нужно платить?

- К сожалению, да. Ведь это случилось по вашей оплошности. Мало того, недоимка возникнет даже если налог перечислен вовремя и по назначению, но не на тот КБК. По этому вопросу есть Письмо ФНС России от 25.07.2005 N 10-1-13/3367. В нем сказано, что если налогоплательщик в платежном документе указал КБК другого налога (сбора), то по одному налогу возникает переплата, а по другому недоимка. Поэтому советую вам срочно перечислить средства в счет уменьшения недоимки.

* * *

- Я зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и применяю упрощенную систему. В то же время по розничной торговле плачу единый налог на вмененный доход. Налоговая инспекция потребовала книгу учета доходов и расходов по общей системе налогообложения. Правомерно ли это?

- Да. И смотрите почему. У нас по упрощенной системе ведется своя Книга учета доходов и расходов. Если помимо этого есть вид деятельности, который подпадает под ЕНВД, то нужно вести раздельный учет доходов и расходов. Об этом сказано в п. 7 ст. 346.26 НК РФ. Где вы должны учитывать в этой ситуации доходы и расходы, относящиеся к "вмененке"? Ведь в Книге учета доходов и расходов по упрощенной системе вы отражаете только доходы от видов деятельности, не подпадающих под обложение ЕНВД, и бухгалтерский учет не ведете...

- Действительно это так.

- Тем не менее у вас есть общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относящиеся одновременно ко всем осуществляемым видам деятельности. Поэтому вам нужно вести две Книги учета доходов и расходов. Для общей системы налогообложения этот документ утвержден Приказом Минфина и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430.

- Понятно. Еще один вопрос. На предпринимателей не распространяется лимит расчетов наличными денежными средствами по одной сделке?

- Совершенно верно. Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-у не содержит каких-либо ссылок на применение этого документа при расчетах наличными между индивидуальными предпринимателями. Следовательно, для них не применяется установленный предел 60 000 руб. по одной сделке.

* * *

- Подскажите, пожалуйста, как отразить в Книге учета доходов и расходов стоимость оплаченных покупных товаров, которые поступили с НДС?

- В этом случае будет два отдельных расхода: стоимость покупных товаров и НДС, приходящийся на них. Они предусмотрены соответственно пп. 23 и 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Значит, эти расходы в Книге учета доходов и расходов показываются отдельными строками.

- Понятно.

- Обратите внимание на следующее. Расходы в виде стоимости покупных товаров учитываются по мере их реализации. Об этом говорит пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ. Следовательно, и НДС признается лишь в той части, которая приходится на реализованные товары.

- Скажите, а учетную политику для целей налогообложения мы должны составлять?

- Вы представитель юридического лица?

- Да.

- Вы освобождены от ведения бухгалтерского учета. Следовательно, вы не составляете и не представляете в налоговый орган бухгалтерскую отчетность и приказ об учетной политике.

- То есть учетная политика не нужна?

- Внутри организации у вас все равно должен быть некий распорядительный документ, в котором должны быть обозначены основные моменты учета.

"Прямой разговор" подготовили

А.Илюшечкин

Эксперт "УНП"

А.Кононова

Менеджер

по работе с авторами "УНП"

Подписано в печать

17.02.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Не представил сведения? Штраф! ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 7) >
Вопрос: В октябре 2005 г. наша организация взяла в банке кредит под 19 процентов годовых. Проценты начисляются ежемесячно и перечисляются до 10-го числа следующего месяца. 26 декабря 2005 г. ставка рефинансирования снизилась с 13 до 12 процентов. Нужно ли с этой даты пересчитывать предельный размер процентов, учитываемый в составе расходов? ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.