|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Использование чужой торговой марки ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2006, N 1)
"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2006, N 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖОЙ ТОРГОВОЙ МАРКИ
В последнее время увеличилось число фирм, которые заключают договоры франчайзинга. Кстати, с этого года такие договоры выгодны и субъектам "упрощенки". Ведь теперь они смогут учитывать расходы по ним в целях налогообложения.
Платежи за использование чужой торговой марки
За пользование чужой торговой маркой турфирма может уплачивать: - разовый (паушальный) платеж; - периодические платежи (роялти) в течение всего срока действия договора; - разовые и периодические платежи.
Суммы этих платежей (как разовых, так и периодических) турфирма может включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией и уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Сделать это ей позволяет пп. 37 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Порядок признания этих расходов зависит от того, какой способ применяет турфирма - кассовый или метод начисления. В первом случае расходы признаются после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 Налогового кодекса РФ). При методе начисления расходы учитываются в том периоде, к которому они относятся исходя из условий сделки независимо от времени фактической выплаты (п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ). Расходы по уплате разового (паушального) платежа принимаются в целях налогообложения равномерно в течение всего срока действия договора франчайзинга. А роялти принимаются в целях налогообложения в том периоде, к которому они относятся.
Примечание. Внимание: договор нужно зарегистрировать В соответствии с п. 2 ст. 1028 Гражданского кодекса РФ договор франчайзинга подлежит государственной регистрации в органе, в котором зарегистрирована компания-правообладатель. Правда, если она зарегистрирована в иностранном государстве, то регистрация договора осуществляется органом, оформившим регистрацию турфирмы, которая будет пользоваться чужой торговой маркой. Отметим, что Порядок регистрации договоров утвержден Приказом Минфина России от 12 августа 2005 г. N 105н. Если договор предусматривает передачу исключительных прав на торговую марку, то его придется регистрировать еще и в Роспатенте. А порядок такой регистрации утвержден Приказом Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64.
Пример. Туроператор (применяет метод начисления) заключил договор франчайзинга с иностранной компанией на использование ее торговой марки. Срок действия договора - с 1 марта 2006 г. по 1 марта 2007 г. (12 месяцев). Согласно договору разовый платеж составляет 60 000 руб., а периодические ежемесячные платежи - 750 руб. (в пересчете на рубли). Тогда начиная с марта 2006 г. турфирма будет ежемесячно включать в состав расходов по 5750 руб. (60 000 руб. : 12 мес. + 750 руб.).
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ |Порядок признания расходов по уплате разового (паушального) | |и периодических платежей (роялти) | +———————————T————————————————————————————————————————————————————+ |Вид расхода|Дата признания расхода | +———————————+————————————————————————————————————————————————————+ |Паушальный |Если в договоре не определен срок действия, то дата | |платеж |расчетов в соответствии с условиями заключенного | | |договора или дата предъявления турфирме документов, | | |служащих основанием для произведения расчетов, либо | | |последний день отчетного (налогового) периода | | |(пп. 3 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ) | | +————————————————————————————————————————————————————+ | |Если срок действия договора определен, расходы | | |признаются равномерно в течение этого срока на | | |последний день месяца или квартала | | |(п. 1 и пп. 3 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ) | +———————————+————————————————————————————————————————————————————+ |Роялти |Дата расчетов в соответствии с условиями | | |заключенного договора, либо дата предъявления | | |турфирме документов, служащих основанием для | | |произведения расчетов, либо последний день отчетного| | |(налогового) периода | | |(пп. 3 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ) | L———————————+————————————————————————————————————————————————————— Если турфирма применяет "упрощенку" с объектом налогообложения - доходы за минусом расходов, то суммы разовых и периодических платежей за использование чужой торговой марки она также сможет включить в состав расходов. Эта норма содержится в пп. 32 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ и действует с 1 января 2006 г. <*>. В этом случае расходы принимаются после их оплаты (п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ). ————————————————————————————————<*> Об изменениях в составе расходов, которые теперь применяются при "упрощенке", читайте в статье, опубликованной в журнале "Учет в туристической деятельности", N 4, 2005, с. 44.
Если турфирма заключила договор франчайзинга с иностранной компанией, не зарегистрированной в нашей стране в налоговых органах, то с ее доходов турфирме придется удерживать налог (п. 1 ст. 310 Налогового кодекса РФ). Исключение - иностранец является резидентом государства, с которым у России заключено международное соглашение, освобождающее такие доходы от налога (пп. 4 п. 2 ст. 310 Налогового кодекса РФ).
НДС с платежей за использование чужой торговой марки
Деятельность компании, которая предоставляет другой фирме право пользования торговой маркой, рассматривается как оказание услуг. Поэтому платежи, которые турфирма уплачивает по договору пользования торговой маркой, содержат в себе НДС. В этом случае, если турфирма на "упрощенке", она включает "входной" НДС по платежам в расходы (при объекте - доходы за минусом расходов). Если фирма применяет общий режим налогообложения, она должна получить у своего партнера счет-фактуру на сумму платежей, в котором НДС выделен отдельной строкой. Сумму этого налога турфирма сможет возместить из бюджета. Но это в случае, если договор заключен с российским партнером. А если он заключен с иностранцем? Тогда нам нужно выяснить, будет ли турфирма выступать в роли налогового агента, удерживая НДС с доходов иностранной компании. Для этого необходимо выяснить, что считается местом оказания услуг по предоставлению в пользование чужой торговой марки. Для этого обратимся к ст. 148 Налогового кодекса РФ. Как следует из пп. 4 п. 1 этой статьи, местом реализации таких услуг считается место деятельности их покупателя, то есть турфирмы. Значит, услуги иностранца будут облагаться в России НДС. И если он является нерезидентом, который не зарегистрирован в налоговых органах в нашей стране, турфирме придется удержать с него данный налог. Причем сделать это нужно независимо от того, применяет турфирма общий режим налогообложения или работает по "упрощенке". Налог, удержанный с иностранца, перечисляется в бюджет одновременно с оплатой его услуг по договору (п. 4 ст. 174 Налогового кодекса РФ). Учтите: банк не примет у вас платежку на перечисление оплаты по договору иностранцу, если одновременно с этим вы не представите платежку на перечисление в бюджет налога на добавленную стоимость, удержанного с этого иностранца. Если услуги оплачиваются в иностранной валюте, то для расчета НДС сумма в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату перечисления денежных средств иностранному лицу. Такие разъяснения приведены в Письме МНС России от 24 сентября 2003 г. N ОС-6-03/995@ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Примечание. Документы, подтверждающие место оказания услуг Такими документами являются: - контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; - документы, подтверждающие факт оказания услуг. Перечень этих документов приведен в п. 4 ст. 148 Налогового кодекса РФ.
И.К.Розова Аудитор Подписано в печать 16.02.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |