Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Аудит коммерческих банков в соответствии с международными стандартами ("Аудиторские ведомости", 2006, N 3)



"Аудиторские ведомости", 2006, N 3

АУДИТ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Международные аудиторские стандарты предусматривают описание основных критериев, принципов и процедур, которые должны соблюдаться всеми аудиторами при осуществлении аудиторских проверок вне зависимости от условий и целей аудита. Эти стандарты носят рекомендательный характер и определяют профессиональные нормы и правила. Аудитор имеет право отступать от данных норм в случаях, когда это необходимо для более эффективного достижения целей аудита. Для этого используются положения по международной аудиторской практике.

Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), Международная федерация бухгалтеров (IFAC) и Комитет по банковскому регулированию и практике надзора <1> (Базельский комитет инспекторов) выпускают положения по международной аудиторской практике (далее - ПМАП).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Базельский комитет инспекторов включает представителей центральных банков и надзорных органов Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии, Швеции и Японии.

Требования к взаимоотношениям внешних аудиторов и органов, контролирующих работу банков, устанавливает положение по международной аудиторской практике N 1004 "Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов" <2>, не имеющее российского аналога. В соответствии с ПМАП интересы инспектора и аудитора во многом аналогичны, хотя объекты их внимания могут различаться. Инспектора в первую очередь должна интересовать стабильность банка с позиции защиты интересов вкладчиков, и поэтому он проверяет его настоящую и будущую жизнеспособность, используя финансовую отчетность для оценки развития его деятельности. Аудитор также рассматривает способность банка вести непрерывную деятельность для подтверждения допущения о непрерывной деятельности, на основе которого подготавливается финансовая отчетность.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Утверждено на заседании КМАП в марте 1989 г. Дата выпуска - июль 1989 г.

В рубрике "Обязанности руководства банка" ПМАП N 1004 указано, что основные обязанности по ведению бизнеса в банке возложены на совет директоров и руководство, назначенное им. В эти обязанности входит обеспечение:

- профессиональной компетентности тех, кто решает стоящие перед банком задачи, и наличия специалистов с соответствующим опытом, занимающих ключевые позиции;

- наличия и функционирования надлежащих систем контроля;

- надлежащей осмотрительности при проведении операций банка, в том числе создания достаточных резервов для покрытия убытков соблюдения законодательных и нормативных актов, включая директивы, касающиеся платежеспособности и ликвидности;

- необходимой защиты не только акционеров, но также и вкладчиков и других кредиторов.

Ответственность за подготовку финансовой отчетности в соответствии с местным законодательством несет руководство банка, которое также должно обеспечить аудитора, проверяющего эту отчетность и составляющего отчет по ней, всей необходимой информацией, которая может существенно влиять на финансовую отчетность и, следовательно, на мнение аудитора. Руководство обычно несет ответственность за организацию и эффективную работу подразделения внутреннего аудита в банке, соответствующего его размерам и характеру операций. Руководство также несет ответственность за принятие своевременных и соответствующих мер по исправлению недостатков, обнаруженных сотрудниками этого подразделения. Надзор за деятельностью банков, осуществляемый центральными банками или другими официальными органами, и проведение аудита банковской финансовой отчетности независимыми аудиторами ни в коей мере не уменьшают ответственность руководства.

В рубрике "Функции инспектора по банковскому надзору" ПМАП N 1004 говорится о том, что законодательно определенной функцией обычно является защита интересов банковских вкладчиков. Наряду с этими функциями инспекторы выполняют более широкие обязанности по обеспечению устойчивости и стабильности банковской системы, а в некоторых странах надзор также может осуществляться с целью обеспечения соблюдения монетарной и валютной политики. Наиболее важными полномочиями большинства органов надзора являются право выдать разрешение или лицензию субъекту на ведение банковской деятельности и право отозвать подобную лицензию.

Для того чтобы получить и сохранить лицензию на ведение банковской деятельности, субъекты должны соблюдать определенные потенциальные требования. Основные общие требования для большинства систем включают следующее:

- лица, осуществляющие контроль и управляющие деятельностью банка, должны быть честными и заслуживать доверия, а также обладать соответствующей квалификацией и опытом;

- банк должен обладать достаточным капиталом, чтобы обеспечивать покрытие рисков, присущих данному бизнесу вследствие его характера и размера;

- банк должен иметь достаточную ликвидность на случай оттока денежных средств.

Целью этих правил является создание условий для обеспечения надлежащего ведения бизнеса руководством банка и создания им достаточных финансовых ресурсов для преодоления неблагоприятных обстоятельств и защиты вкладчиков от потерь. Несоблюдение банком различных условий и требований дает инспектору основание рассмотреть вопрос об отзыве лицензии, но следствием отзыва лицензии может явиться не только прекращение деятельности, но и процедура банкротства. Таким образом, отзыв лицензии обычно является крайней мерой, которая предпринимается, когда нет другой возможности исправить положение.

Инспекторы также стремятся взять под контроль и ограничить сферы возникновения банковских рисков, таких, как риск ликвидности, риск, связанный с привлечением средств, процентный риск, инвестиционный риск, риск, связанный с курсом валюты, и риск по внебалансовым статьям. Инспекторы придают большое значение хорошо продуманной организационной структуре банков и работе эффективных информационных систем и систем контроля в целях управления риском.

Задачей инспекторов является также обеспечение наличия бухгалтерских записей, ведущихся надлежащим образом, и соблюдения стандартных бухгалтерских процедур в целях:

- эффективного осуществления всей банковской деятельности;

- обеспечения руководства необходимой базой данных для проведения мониторинга, контроля и планирования различных потенциальных рисков;

- снижения вероятности мошенничества со стороны работников, руководства и клиентов.

Системы надзора применяют в основном такие методы, как проверки на местах, сбор и анализ регулярных отчетов и прочих статистических данных.

В рубрике "Роль внешнего аудитора банка" ПМАП N 1004 определено, что основной целью проведения аудита банка внешним аудитором является выражение им мнения о том, отражает ли опубликованная финансовая отчетность банка "достоверно объективно" (или "представлена ли она объективно") финансовое положение банка и результаты его деятельности за отчетный период. Чтобы обеспечить уверенность в том, что информация, содержащаяся в исходных бухгалтерских записях, и данные из других источников являются надежной и достаточной основой для подготовки финансовой отчетности, а также в том, что соответствующая информация представлена должным образом в финансовой отчетности, аудитор изучает и оценивает системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, на данные которых он будет полагаться; тестирует работу систем контроля в целях определения характера, объема и сроков других аудиторских процедур; проводит такие тесты, осуществляет запросы и другие проверочные процедуры учетных операций и сальдо счетов, которые он считает уместными при данных обстоятельствах.

При проведении аудита банка независимый аудитор должен учитывать следующие важные особенности деятельности банков:

- банки осуществляют хранение значительных денежных средств, включая наличные средства и обращающиеся финансовые инструменты, физическая безопасность которых должна быть обеспечена. Это делает банки уязвимыми с точки зрения незаконного присвоения средств или мошенничества. Таким образом, в банках нужно разработать формальные операционные процедуры, жесткие системы внутреннего контроля и четко ограничить полномочия отдельных лиц;

- банки осуществляют большое число разнообразных операций, отличающихся, в частности, по объему обрабатываемых сумм. Это требует сложных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также широкого применения электронной техники для обработки данных;

- во многих странах банки обычно осуществляют свою деятельность через широкую сеть филиалов и отделений. Это неизбежно связано со значительной децентрализацией руководства и рассредоточением функций учета и контроля, что в свою очередь затрудняет применение единых операционных приемов и учетных систем, особенно если сеть филиалов простирается за пределы национальных границ;

- банки часто берут на себя значительные обязательства, не связанные с непосредственным переводом денежных средств. Такие операции, обычно называемые "внебалансовыми", могут не отражаться непосредственно в бухгалтерском учете, и, следовательно, их трудно обнаружить;

- деятельность банков регулируется государственными органами, и требования, определяющие их деятельность, часто оказывают влияние на общепринятую бухгалтерскую и аудиторскую практику в отрасли. Несоблюдение требований законодательства, например, в отношении специальных правил оценки нестандартных активов может влиять на финансовую отчетность банка.

Когда аудитор обнаруживает ошибку, которая является существенной для финансовой отчетности, включая применение несоответствующей учетной политики, оценку актива, с которой он не согласен, или нераскрытие существенной информации, он требует корректировки финансовой отчетности с целью исправления ошибки. Если руководство отказывается сделать исправление, то аудитор выражает условно-положительное или отрицательное мнение о финансовой отчетности. Подобное заключение может серьезно повлиять на степень доверия банку и даже на стабильность банка, и поэтому обычно руководство старается избежать подобных ситуаций.

В качестве дополнительной, но не обязательной части своей работы аудитор часто составляет для руководства традиционный письменный отчет. В некоторых странах аудитор также представляет руководству или надзорным органам в соответствии с требованиями законодательства или договором развернутый отчет по определенным вопросам, таким, как расшифровки сальдо счетов или состав кредитного портфеля, показатели ликвидности и прибыль, нормативы, адекватность систем внутреннего контроля, анализ банковских рисков или соблюдение законодательства и требований надзорных органов.

В рубрике "Взаимоотношения инспектора и аудитора" ПМАП N 1004 подчеркивается, что во многих областях результаты работы инспектора и аудитора могут быть эффективно использованы обеими сторонами. Письма руководству и развернутые отчеты, представленные аудиторами, могут позволить инспекторам получить глубокое представление о различных аспектах деятельности банка. Во многих странах принято предоставлять такие отчеты инспекторам. Аналогичным образом аудиторы могут почерпнуть полезную информацию от органа надзора.

В ходе контактов с руководством инспекторы и аудиторы должны осознавать преимущества для обеих сторон осведомленности о вопросах, обсуждавшихся в ходе таких контактов. Поэтому целесообразно фиксировать результаты контактов такого характера в письменном виде, чтобы они составляли часть документации банка, к которой может иметь доступ другая сторона.

Могут сложиться такие обстоятельства, при которых аудитору или инспектору станет известна важная информация, которая, по их мнению, не известна другой стороне, но должна быть доведена до ее сведения. Подобные обстоятельства могут возникнуть, например, если:

- аудитор узнает о фактах, которые ставят под угрозу существование банка;

- аудитор или инспектор обнаруживает признаки мошенничества, совершенного руководством;

- аудитор собирается отказаться от проведения аудита в ходе работы;

- мнение аудитора не совпадает с мнением руководства по существенному аспекту финансовой отчетности, в результате чего аудитор собирается составить аудиторское заключение, которое не является безусловно положительным;

- инспектор владеет информацией, которая может существенно повлиять на финансовую отчетность или аудиторский отчет;

- определенная информация, по мнению аудитора, должна быть доведена до сведения инспектора, а руководство не выполнило соответствующее требование о предоставлении информации.

Инспектор заинтересован в соблюдении высоких стандартов аудита банка. Соответственно он будет стремиться поддерживать тесные контакты с профессиональными аудиторскими организациями. Законодательство некоторых стран предусматривает такие полномочия инспектора в отношении назначения аудиторов, как право на их утверждение или отстранение, а также право принимать решение о проведении независимого аудита. Данные полномочия предоставляются для того, чтобы обеспечить назначение банками аудиторов, имеющих опыт, ресурсы и квалификацию, необходимые в данных обстоятельствах. Когда нет явной причины для смены аудитора, инспекторы обычно проводят расследование обстоятельств, при которых банк отказался от услуг аудитора, осуществлявшего проверку ранее.

Рубрика "Условия возможного расширения функций аудитора в сфере надзора" ПМАП N 1004 устанавливает следующие критерии. Во-первых, основную ответственность за предоставление полной и точной информации инспектору должно нести руководство банка. Роль аудитора заключается в проверке этой информации и повышении доверия к ней. Таким образом, он не берет на себя какие-либо обязанности инспектора, но содействует инспектору в формировании его суждения на более эффективной основе. Во-вторых, между аудитором и его клиентом должны обеспечиваться нормальные отношения. Таким образом, необходимая основа для работы должна быть предусмотрена либо законом, либо договором между банком и надзорным органом. В противном случае поток информации между инспекторами и аудиторами должен проходить через банк (кроме исключительных случаев). В-третьих, прежде чем заключать какие-либо соглашения с инспектором, аудитор должен учесть возможность возникновения конфликта интересов. Желательно решить эту проблему до начала работы, например получив предварительное согласие руководства банка на выполнение работы. В-четвертых, требования органов надзора в отношении необходимой информации должны быть конкретными и четко сформулированными. Насколько это возможно, между инспекторами и аудиторами должно быть достигнуто соглашение в отношении понятия существенности. В-пятых, задачи, выполняемые аудитором по просьбе инспектора, должны входить в сферу компетенции аудитора. К нему могут, например, обратиться с просьбой оценить степень потенциального риска банка по отдельному заемщику или стране, но он не сможет без четкого и конкретного критерия оценить риск в каждом конкретном случае. В-шестых, задание аудитора, выполняемое для инспектора, должно иметь рациональную основу. Это означает, что, за исключением особых обстоятельств, задание должно носить вспомогательный характер по отношению к его основной работе по аудиту и может быть выполнено аудитором более экономично или быстро, чем инспектором, потому что аудитор обладает необходимой квалификацией или потому что тем самым исключается дублирование.

Необходимо принять меры по соблюдению конфиденциальности информации, полученной аудитором в ходе его профессиональных контактов с другими клиентами и не известной банку или общественности.

В рубрике "Особые направления расширения функций аудитора" ПМАП N 1004 говорится о том, что возможности расширения функций аудитора зависят от характера надзора в конкретной стране. Например, если инспектор проводит частые и тщательные инспекции, то обычно от аудитора может потребоваться минимальное содействие. Если же проводится менее тщательный надзор, в основном базирующийся на анализе отчетов, представленных руководством банка, или если возможности надзорных органов ограниченны, то мнение аудитора о достоверности представленной информации может оказаться весьма полезным для инспектора.

В рубрике "Необходимость постоянного диалога между надзорными органами и аудиторами" ПМАП N 1004 установлено, что, если инспекторы намерены использовать результаты работы аудиторов на постоянной основе, они должны доверять аудиторам в целом в вопросах, вызывающих интерес у органов надзора. При этом могут быть эффективны периодические консультации на национальном уровне между органами надзора и профессиональными организациями бухгалтеров.

Обсуждения, проводимые органами надзора и профессиональными организациями бухгалтеров, могут также охватывать основные вопросы аудита и актуальные проблемы бухгалтерского учета (например, надлежащие методы учета новых инструментов и другие аспекты нововведений в области финансов и секьюритизации). Надзорные органы и специалисты в области бухгалтерского учета заинтересованы в применении различными банками единообразной учетной политики. Надзорные органы часто могут оказывать влияние на решения банков о применении единой политики, так как они обладают соответствующими полномочиями по законодательству, в то время как аудиторы имеют больше возможностей для осуществления контроля за применением подобной политики на практике. Взаимодействие надзорных органов и аудиторов, осуществляемое на постоянной основе, может, таким образом, внести значительный вклад в дело гармонизации стандартов финансовой отчетности на национальном уровне.

Требования, предъявляемые к аудиту международных банков, изложены в ПМАП N 1006 "Аудит международных коммерческих банков" <1>, который также не имеет российского аналога. В нем нашли отражение описание целей и процесса аудита, определение условий аудиторского задания, планирование работы.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Утверждено на заседании КМАП в ноябре 1989 г. Дата выпуска - февраль 1990 г.

В рубрике "Цели аудита и процесс аудита" ПМАП N 1006 указывается, что основной целью аудита банков является представление мнения, основанного на МСА, соответствующих национальных стандартах или на существующей в стране практике, о банковской годовой финансовой отчетности. Приведено схематическое описание этапов выполнения работы, требуемой для формирования мнения о финансовой отчетности банка. Согласно данной схеме на первом этапе необходимо сформулировать условия договоренности об аудите; на втором - приобрести знания о бизнесе клиента, разработать общий план, координировать предстоящую работу; на третьем - выполнить процедуры для определения степени надежности системы внутреннего контроля (указать порядок документального отражения и тестирования контрольных процедур, рассмотреть влияние внешних факторов, установить характер, масштаб и объем необходимых процедур по существу); на четвертом - выполнить процедуры проверки по существу; на пятом - составить заключение финансовой отчетности.

Далее в рубриках, название которых соответствует перечисленным этапам, даются конкретные рекомендации.

В рубрике "Определение условий договоренности об аудите" ПМАП N 1006 устанавливается необходимость составления письма - обязательства, в котором аудитору следует помимо общих вопросов, изложенных в МСА N 210 "Условия договоренностей об аудите", рассмотреть включение комментариев в отношении использования и источников специальных принципов бухгалтерского учета с особой ссылкой на:

- любые требования законодательных и нормативных актов, применяемых к банкам;

- решения органов банковского надзора, других контрольных органов и соответствующих профессиональных бухгалтерских организаций;

- отраслевую практику и др.

В рубрике "Планирование аудита" ПМАП N 1006 говорится о том, что приобретение знаний о банковском деле требует от аудитора понимания экономической и контрольной среды, преобладающей на территории тех стран, где банк осуществляет свою деятельность, а также рыночных условий, имеющихся в каждом секторе, в котором банк осуществляет свою деятельность. Подобным же образом аудитору необходимо приобретать и пополнять практические знания о продуктах и услугах, предоставляемых банком. Помимо этого аудитор при планировании аудита должен иметь в виду, что риски, связанные с банковской деятельностью, подразделяются на две большие группы - риски, связанные с банковскими продуктами и услугами; операционные риски. Также рекомендуется учитывать специфику аудита банков при разработке общего плана аудита; определении существенности, аудиторского риска, надежности системы внутреннего контроля; при рассмотрении работы внутреннего аудита; сложности осуществляемых операций, операций со связанными сторонами; при решении вопросов относительно привлечения других аудиторов, работы органов надзора и др.

Значительное место в ПМАП N 1006 уделено рубрике "Определение степени надежности системы внутреннего контроля", в которой рассматриваются, в том числе:

- определение, документальное оформление и тестирование контрольных процедур;

- примеры средств контроля;

- ограничения, присущие системе внутреннего контроля;

- влияние внешних факторов;

- характер, сроки и объемы проверок по существу.

ПМАП N 1006 обязывает аудитора при оценке эффективности конкретных контрольных процедур исследовать среду, в которой функционирует внутренний контроль, - организационную структуру банка и способы делегирования полномочий и обязанностей; качество контроля со стороны руководства; масштаб и эффективность системы внутреннего аудита; квалификацию основного персонала; степень инспекционного контроля со стороны органов надзора.

В рубрике "Выполнение процедур проверки по существу" ПМАП N 1006 рассматриваются особенности применения в банковском аудите таких аудиторских методов, как аналитические процедуры; инспектирование; запрос и подтверждение. Указано, что при проведении процедур по существу аудитор должен убедиться в том, что:

- весь доход банка от подобной деятельности был отражен в учете и достоверно представлен в финансовой отчетности банка;

- у банка не возникло никаких существенных обязательств в результате нарушения его фидуциарных обязанностей, включая обязанности по сохранению активов;

- информация о характере и масштабах фидуциарной деятельности банка, раскрытая в примечаниях к финансовой отчетности (если таковая раскрыта), представлена объективно.

В завершающей рубрике "Заключение по финансовой отчетности" ПМАП N 1006 отмечено, что при выражении своего мнения о финансовой отчетности банка аудитор должен:

- следовать специальным формам, использовать соответствующую терминологию и принципы бухгалтерского учета, как это определено законодательством, регулирующими органами, профессиональными организациями и существующей в данной отрасли практикой;

- удостовериться в том, что счета иностранных филиалов и дочерних компаний, включенных в консолидированную финансовую отчетность банка, были скорректированы с целью приведения их в соответствие с принципами учета, на основании которых банк представляет свои отчеты.

Последнее особенно актуально для банков из-за разветвленности сети их филиалов и дочерних предприятий, а также в связи с тем, что в большинстве стран местное законодательство устанавливает специальные принципы бухгалтерского учета, применяемые к банкам. Это может привести к большему расхождению в принципах бухгалтерского учета, которым следует филиал или дочернее предприятие банка, нежели расхождение, которое имело бы место в случае иных коммерческих организаций. В некоторых странах местные законы разрешают банкам иметь скрытые резервы. Если существование скрытых резервов не указывается в финансовой отчетности, то аудитор должен сослаться на это обстоятельство в своем аудиторском заключении. Целесообразно делать это путем ссылки на соответствующие постановления или акты, которые разрешают создание скрытых резервов.

В рубрике "Приложения" ПМАП N 1006 приведены три приложения:

- примеры проверочных списков, помогающих при оценке системы внутреннего контроля трех типичных областей банковских операций;

- примеры финансовых коэффициентов, обычно используемых при анализе финансового положения и результатов деятельности банка;

- примеры аудиторских процедур проверки по существу в целях оценки резерва на возможные убытки по ссудам.

Инструкции по межбанковским процедурам подтверждения для внешних независимых аудиторов, а также таких сотрудников банков, как внутренние аудиторы и инспекторы, отражены в ПМАП N 1000 "Процедуры межбанковского подтверждения" <1>, не имеющем российского аналога. В нем указывается, что при аудите финансовой отчетности банков и связанной с ней информации особое внимание уделяется запросу о подтверждении непосредственно со стороны других банков в отношении остатков по счетам и других сумм, фигурирующих в балансе, а также другой информации, которая может быть и не отражена в самом балансе, но раскрыта в примечаниях к отчетности. Отмечено, что забалансовые статьи, требующие подтверждения, включают такие статьи, как гарантии, форвардные обязательства по покупке или продаже, обязательства по обратной покупке опционов, соглашения о зачете. Объясняется, что этот вид аудиторских доказательств ценен, поскольку они поступают непосредственно от независимого источника и обеспечивают большую уверенность в достоверности, нежели те, которые были получены исключительно на основе собственных учетных записей банка.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Утверждено на заседании КМАП в ноябре 1983 г. Дата выпуска - февраль 1984 г.

В рубрике "Необходимость подтверждения" ПМАП N 1000 подчеркнута роль межбанковского подтверждения как важного механизма контроля для руководства банков за проведением операций с частными лицами или группами финансовых институтов. Отмечено, что требование банковского подтверждения возникает в связи с необходимостью для руководства банка и его аудиторов подтвердить финансовые и деловые взаимоотношения между:

- банком и другими банками в этой же стране;

- банком и другими банками в других странах;

- банком и его небанковскими клиентами.

В рубрике "Использование запросов о подтверждении" ПМАП N 1000 указано, что аудитор должен выбрать наиболее подходящий способ для подтверждения другим банком остатков или другой информации. Аудитор должен решить, у какого банка или банков запросить подтверждение при анализе таких вопросов, как размер остатков, объем деятельности, степень надежности внутреннего контроля, а также уровень существенности в контексте финансовой отчетности. Запросы о подтверждении отдельных операций могут быть либо элементом тестирования системы внутреннего контроля банка, либо средством подтверждения сумм в финансовой отчетности банка на какую-либо дату. Аудитор должен определить, какой из следующих способов наиболее подходит для подтверждения другим банком остатков или другой информации: указать сумму и другую информацию и попросить подтверждения их точности и полноты; запросить расшифровку сумм остатков и другие сведения, которые затем могут быть сопоставлены с записями проверяемого банка. Важно получить ответы на все запросы. Отклонением от принятой практики является просьба направлять ответ только в том случае, если предоставленная в запросе информация неверна или неполна.

В рубрике "Подготовка и рассылка запросов и получение ответов" ПМАП N 1000 рассмотрен порядок отправления аудитором запроса о подтверждении. Указано, что предпочтительнее направлять запросы о подтверждении в головной офис банка, чем в подразделение, у которого предположительно находится финансовая и другая полезная информация. Контроль за содержанием запросов о подтверждении и их рассылкой возлагается на аудитора. Тем не менее запрос должен быть авторизован запрашивающим банком. Ответы должны быть направлены непосредственно аудитору, и для удобства к запросу должен быть приложен конверт с надписанным адресом.

В рубрике "Содержание запросов о подтверждении" ПМАП N 1000 отмечено, что форма и содержание письма, содержащего запрос о подтверждении, зависят от цели такового, местной практики и учетных процедур запрашиваемого банка, а также от интенсивности применения электронной обработки информации. Запрос о подтверждении должен быть сформулирован четко и кратко, чтобы он мог быть однозначно понят подтверждающим банком.

Письма-запросы, касающиеся различных аспектов межбанковских взаимоотношений, могут быть направлены несколько раз в течение года. Наиболее запрашиваемая информация касается сумм "к оплате" или "к получению" от запрашиваемого банка по текущим, депозитным, ссудным и другим счетам. Письмо-запрос должно предоставить описание счета, номер и вид валюты счета. Также рекомендуется запросить информацию о нулевых остатках на корреспондентских счетах и о корреспондентских счетах, которые были закрыты в течение 12 месяцев до выбранной даты подтверждения. Запрашивающий банк может попросить подтвердить не только суммы по счетам, но и другую информацию, которая может быть полезной, например о сроках погашения кредитов и процентных ставках, о неиспользованных кредитных ресурсах, гарантиях, кредитных линиях и т.п.

Указано, что важная часть банковской деятельности связана с контролем за операциями, обычно называемыми "забалансовыми". Запрашивающий банк и его аудиторы чаще всего просят подтверждения условных обязательств, вытекающих из таких обязательств, как предоставление гарантий, поручительств, соглашений о намерениях, обязательств по векселям, в том числе по собственным акцептованным векселям и индоссаментам. Предоставленная или запрашиваемая информация должна описывать характер условных обязательств, их валюту и суммы. Также должно запрашиваться подтверждение соглашений об обратной покупке и обратной продаже активов и непогашенных опционов на соответствующую дату. Такое подтверждение должно описывать актив, предусмотренный соглашением, дату поставки актива и условия, на которых поставка была произведена. Другая категория информации, для которой зачастую требуется независимое подтверждение на дату, отличную от даты совершения операции, включает форвардные контракты по иностранной валюте, драгоценным металлам, ценным бумагам и другие нереализованные контракты. Запрос должен предоставлять информацию об условиях каждого контракта, включая его номер, дату исполнения, срок выплаты или дату поставки актива, цену, по которой была заключена сделка, валюту и сумму контракта на покупку и продажу запрашивающему банку. В связи с тем что банки часто предоставляют клиентам депозитарные услуги по хранению ценных бумаг и других ценностей, запрос может содержать просьбу подтвердить хранение таких ценностей на определенную дату. Подтверждение должно включать описание таких ценностей и характер всех обременений или иных прав на данные ценности.

В рубрике "Приложение" ПМАП N 1000 приведен глоссарий, в котором дается определение некоторых терминов, использованных в данном ПМАП, таких, как "обеспечение", "условные обязательства", "закладная", "зачет", "опцион", "соглашение об обратной продаже (обратной покупке)", "депозитарные услуги", "кредитная линия (резервный кредит)".

В заключение отметим, что рассмотренные положения подготовлены и опубликованы для предоставления практической помощи внешним независимым аудиторам, а также внутренним аудиторам и инспекторам и не имеют силы международных стандартов аудита.

А.Е.Суглобов

К. э. н.,

профессор

кафедры бухгалтерского учета

и аудита ГУУ,

заслуженный экономист

Российской Федерации

Подписано в печать

15.02.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Система внутреннего налогового контроля в крупной организации ("Аудиторские ведомости", 2006, N 3) >
Статья: Особенности сбора и документирования информации о деятельности аудируемого лица ("Аудиторские ведомости", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.